Работа с текстом как метапредметное умение
методическая разработка на тему

Саввина Наталья Михайловна

Анализ работы с текстом

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УМЕНИЯ «РАБОТА С ТЕКСТОМ»

Современные инновационные технологии в школе, внедряемые в разнообразные школьные уроки, имеют существенное сходство – это восприятие ученика как субъекта в образовательном процессе. Поэтому современный учитель –  прежде всего профессиональный организатор учебной деятельности, и цель его – грамотно, четко, содержательно создать на уроке атмосферу деятельного исследования, что и является показателем успешности педагогического труда. На всех учебных уроках самой разной направленности учащиеся работают с текстом. Следовательно, формирование и развитие умения работать с текстом является метапредметным.

Определений текста в языкознании  много. Новым подходом к определению текста является то, что текст – «это любая знаковая система, наполненная содержанием и обладающая законченной структурой».(1) Это и доказательство теоремы в геометрии, и вывод закона в физике, и решение конкретного примера в алгебре, и текст любого стиля на уроках русского языка и литературы.

Исходя из этого принципа, лежащего в основе определения текста, можно сформулировать простой алгоритм работы с любым текстом.

1.Восприятие текста.

Это четкое прочтение всех знаков текста, анализ их написания, выявление роли наиболее выразительных по написанию единиц текста.

2.Анализ текста.

Анализ текста производится в двух направлениях: смысловом и структурном. Смысловой анализ – это анализ содержания (о чем текст? какие проблемы он решает? как решены эти проблемы?), структурный анализ подчиняется смысловому, «ибо все должно иметь свой смысл»(2). Приемы анализа текста разнообразны (3).

3.Воспроизведение текста.

Методов воспроизведения текста очень много: по ключевым словам, по вопросам, при помощи иллюстраций, презентации, по аналогии.и т. д. Итогом этой работы в школе является ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе (4).

4.Создание своего текста.

Это кульминация алгоритма, так как умение создавать свой текст – это личностная победа в обучении.

5.Самоанализ на всех этапах алгоритма.

Это самостоятельное осмысление того, что я делаю, как и зачем.

Этот алгоритм работы с текстом прост, доступен и может быть задействован на любом учебном предмете. Более того, постепенное и устойчивое внедрение его в обучение дает возможность ученику-исследователю понять и принять суть исследования, объяснить его и представить в разнообразных формах. «С детства на зеленый росток нашего таланта, как сухие листья осени в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зеленый росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную», - заметил однажды писатель М.М. Пришвин. И как же должно быть трудно ученику в современном учебном процессе среди постоянного информационного взрыва, среди увеличения в десятки раз объема потребляемой информации сохранить и прорастить свой собственный зеленый росток мысли. В подобных обстоятельствах продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленных целей, поэтому текст и стратегия работы с текстом должны занять на уроках приоритетное положение в современном обучении различным дисциплинам.

В течение последних десятилетий в отечественных программах в качестве цели обучения чтению выдвигается развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:

 с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);

 с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

 с извлечением необходимо значимой информации (поисковое чтение);

 критическое понимание содержания.

Без знания основ работы с текстом современный выпускник школы не сможет справиться с теми требованиями, которые к нему предъявляются на экзаменах по разным общеобразовательным предметам.

Русский язык:

 понимать коммуникативную цель слушания и чтения текста, в соответствии с ней органи-зовывать свою работу;

 владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным), а также разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели;

 дифференцировать основную и дополнительную, известную и неизвестную информацию текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;

 вычленять структурные части исходного текста;

 фиксировать информацию прослушанного или прочитанного текста в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, резюме, полного или сжатого пересказа;

 отвечать на вопросы по содержанию текста, используя при этом информацию, содержа-щуюся в тексте в явном или неявном виде;

 сопоставлять два текста, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию.

География.

 выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

 находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;

 дать полный развернутый ответ на основании приведенного текста.

Физика.

 понимать смысл использованных в тексте физических терминов;

 отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;

 отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;

 использовать информацию из текста в измененной ситуации;

 переводить информацию из данной знаковой системы в другую.

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) обуславливается требованием современного общества.

Компетентностный подход в обучении состоит в том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям само-стоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Те же умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями или ключевыми компетенциями. Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Основой современных образовательных стандартов II поколения становится формирование следующих ключевых компетенций:

 информационной - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять ин-формацию для решения проблем;

 коммуникативной - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;

 самоорганизационной - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;

 самообразовательной - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Школа XXI века требует от современного учителя учета индивидуальных способностей учеников, помощи в их начальной профессиональной ориентации, в личностном становлении. На решение этих и многих других задач направлены современные образовательные технологии, такие как: портфолио, метод кейс стадии, развитие критического мышления через чтение и письмо, которые активно входят в практику школ и помогают учителю формировать ключевые компетенции учащихся.

Развивать читательскую культуру помогают современные педагогические технологии, в частности, технология критического мышления через чтение и письмо, которая применяется в обучении различным школьным дисциплинам.

«Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?». Критическое мышление (КМ) есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока рекомендуется использовать определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На фазе вызова это: рассказ- предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.

Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»), прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. В работе с вопросами используется классификация американского психолога Бенджамина Блума.

Выделяется шесть типов вопросов:

1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.

3. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.

4. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

6. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»

Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к тексту (на любом этапе работы). Данная работа проводиться в парах, группах и индивидуально.

Нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приемам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в различных графических схемах и т.д. Некоторые из них можно использовать еще до чтения. Например, по заголовку, «входной двери» текста, спрогнозировать тему и идею всего произведения. Диалог начинается с заголовка, размышление над которым создаёт установку на понимание. С первой минуты учитель советует ребёнку уже на пороге текста задуматься, о чём пойдёт речь в тексте.

Конечно же, теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и учащихся.

Понимание и интерпретация информации основана на ее анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в графической схеме или в таблице. Таким образом, ученик перекодирует информацию на другой, в большей степени “свой язык” символов и знаков. Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приемам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в различных графических схемах и т.д.

Исходя из этого, образовательные ситуации на уроке надо проектировать так, чтобы, прочитав текст, ученик был бы способен сам задать вопросы по его содержанию, затем на основе анализа текста составить план. Создать такие условия, чтобы у ребенка возникло желание обсудить содержание прочитанного с другими. Формировать у школьников способности не просто пересказывать текст, но и умение выразить свое отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил. Речь идет о том, чтобы научить школьника вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением, научить строить свой, авторизованный текст, свой речевой постулат.

Использование технологии развития критического мышления позволит достичь следующих результатов:

 изменить отношение детей к уроку;

повысить познавательную мотивацию;

 развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;

 изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы;

 мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);

 создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Исходя из этого, образовательные ситуации на уроке надо проектировать так, чтобы, прочитав текст, ученик был бы способен сам задать вопросы по его содержанию, затем на основе анализа текста составить план.

Так, в процессе говорения-слушания, т.е. общения – обсуждения прочитанного, формируются, причем комплексно, и информационная, и речемыслительная, и коммуникативная культура учащихся, что актуально на сегодняшний день.

Таким образом, технология критического мышления через чтение и письмо, являясь личностно-ориентированной, позволяет решать широкий спектр образовательных и развивающих задач, формировать необходимые ключевые компетенции учащихся. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому ученику включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять. В процессе применения технологии критического мышления при работе с текстом:

 происходит формирование ключевых компетенций учащихся;

 появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

 создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

 формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Список используемой литературы:

1. Интернет ресурсы «Использование приемов технологии критического мышления для формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках».

2. Интернет ресурсы «Воспитательный аспект приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка».

3.  ГИА-2010. Сборник заданий: 9 класс. Русский язык. Автор: С.И.Львова. М:Эксмо, 2010.

4. Русский язык, № 18, 2005 г., «Первое сентября», лекция №2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

6. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. М:Просвещение, 2004 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАБОТА С ТЕКСТОМ АЛГОРИТМ

Слайд 2

Сердце человека Сердце человека — это конусообразный полый мышечно -фиброзный орган кровеносной системы. Располагается в грудной клетке. Обеспечивает ток крови по кровеносным сосудам. Работа сердца описывается механическими явлениями (всасывание и выталкивание). Обладает автоматизмом. Форма определяется возрастом, полом, телосложением, здоровьем, другими факторами. В упрощенных моделях описывается сферой, эллипсоидами, фигурами пересечения эллиптического параболоида и трехосного эллипсоида. Мера вытянутости (фактор) формы есть отношение наибольших продольного и поперечного линейных размеров сердца. При гиперстеническом типе телосложения отношение близко к единице и астеническом — порядка 1,5. Масса сердца — приблизительно 220-300 г. Выполняя насосные функции в системе кровообращения, сердце постоянно нагнетает кровь в артерии. Простые расчеты показывают, что в течение 70 лет сердце обычного человека выполняет более 2,5 млрд ударов и перекачивает 250 млн литров крови.

Слайд 3

Восприятие текста Правильное и выразительное чтение Анализ знаковой системы (шрифт, цвет, пунктуация, маркировка, употребление цифр) Наличие или отсутствие иллюстраций

Слайд 4

Анализ текста О чем текст? Найдите ключевые слова описания сердца Выпишите термины, представьте их в виде графика, рисунка, схемы, кластера Сколько в тексте абзацев? Почему? Напишите план текста (в любой форме) Попробуйте составить синквейн к тексту

Слайд 5

Воспроизведение текста По приготовленным материалам воспроизведите текст в любой форме После воспроизведения обязательно – рецензия или самоанализ Проанализируйте соответствие рабочих материалов и воспроизведения

Слайд 6

Создание своего текста На основе данного текста напишите рассуждение «Почему нужно беречь сердце?» Создайте Презентацию о сердце Расскажите о сердце в другом стиле

Слайд 7

РАБОТА С ТЕКСТОМ – МЕТАПРЕДМЕТНОЕ УМЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к работе Формирование метапредметного умения «Решать проблемы и задачи» на уроках математики

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?...

Формирование метапредметных умений учащихся через овладение способами работы с различными источниками информации.

  Основная идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить...

Проект модуля"Схематизация математического текста на уроках математики как развитие метапредметного умения"Знак""

Цель модуля:обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ»

 Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько ...

Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии

В данном материале рассматривается значимость проектной деятельности школьников как педагогической технологии, способствующей развитию и формированию метапредметных компетенций....