Библио-квест «Путешествие по книжным страницам» для учащихся 6-х классов (межпредетные связи).
методическая разработка (6 класс) на тему

Серова Вероника Евгеньевна

        Межпредметные связи помогают учащимся использовать полученные знания и умения, которые  они  приобрели ранее,  при  изучении  других предметов,  дают возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении вопросов,  как  в  учебной,  так  и  во  внеурочной  деятельности,  в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Квест разработан для 6-х классов. В квесте участвует 2 команды: параллельные классы. Команды проходят одинаковые этапы, но в разной последовательности, в зависимости от расписания предметов. Желательно, чтобы команды получали ежедневно одно задание, которое связано непосредственно с данным предметом. Таким образом, им будет понятен объем разыскиваемой информации. Команды выбирают капитана, который  заполняет маршрутный лист, полученный в первый день, и осуществляет связь с организатором  (зав. библиотекой).   Команды начинают прохождение маршрута в понедельник. В последний – пятый учебный день учащиеся получают еще одно письмо с заданием. Заключительный этап связан с поиском задания. Его необходимо найти в помещении гимназии, а именно на стенде библиотеки в рекреации второго этажа. Цель квеста - собрать ключевую фразу и отгадать автора этих слов. Выигрывает та команда, которая сделала это первой.

          Для осуществления квеста необходимо провести предварительную подготовку. Был просмотрен весь изучаемый материал по программе шестых классов по всем предметам. Таким образом, выявилось пять предметов  - по количеству дней недели, обобщающие слова, темы. Вырисовывалась связь с произведениями Александра Сергеевича Пушкина. Именно это и стало темой квеста. Можно найти связь с другими авторами. Далее изучалось расписание в этих классах. Задача была сложной – разбить предметы по дням недели. Главное, не более одного предмета в день и каждый день новый. Какие предметы, ребята заранее не знают. Это вызывает еще больший интерес. Сам предмет был первой подсказкой, направляющий на поиск нужного ответа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_dlya_6-h_klassov.docx219.79 КБ

Предварительный просмотр:

КВЕСТ КАК ФОРМА РАБОТЫ

ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ЧТЕНИЯ, И НЕ ТОЛЬКО

Серова Вероника Евгеньевна,

заведующая библиотекой

МОУ гимназии № 5 г.о. Люберцы

Московской области

 Все, что находится во взаимной связи,

должно преподаваться в такой  же  связи

Я.А. Коменский

 Одной  из  главных  задач реализации  Федерального  государственного образовательного стандарта - формирование  у  учащихся взгляда на мир как единого  взаимосвязанного  целого,  умения  видеть  и  понимать  его  глобальные проблемы и находить способы  для их решения. Межпредметные связи помогают учащимся использовать полученные знания и умения, которые  они  приобрели ранее,  при  изучении  других предметов,  дают возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении вопросов,  как  в  учебной,  так  и  во  внеурочной  деятельности,  в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

Проблема детского чтения является очень актуальной. Понижение статуса чтения привело к тому, что с каждым годом в нашей стране увеличивается количество нечитающих людей. Дети не хотят и не умеют читать, у них наблюдается потеря интереса к полноценной художественной литературе, классике, поэзии, сказкам. Негативное воздействие на чтение подростков оказывает «компьютеризация». Роль школьной библиотеки – воспитывать читателя.

Ключевой фигурой в создании эффективной читательской среды является библиотекарь, который умело использует различные формы индивидуального, группового и массового информационно-библиотечного обслуживания пользователей библиотеки.

Хочется отметить, что сегодня все более популярными становятся нетрадиционные формы массовой работы, где на первый план выдвигается когнитивная и креативная деятельность школьников, в которой они могут реализовывать свой творческий потенциал, а также формы работы, которые стимулируют интерес и развивают воображение. В условиях реализации ФГОС школьная библиотека в своей работе использует новые формы работы, например: буккроссинг, буктрейлер,  дайджест, квест, квилт, флешмоб и другие. В своей практике использую различные формы работы, но хочу поделится опытом проведения квеста.  Рассмотрим эту форму работы поподробнее.

Квест (англ. quest - поиск) - игра приключение, игра-поиск, требующая от команды игроков решения определенных заданий для того, чтобы пройти по определенному маршруту-сюжету.

Цели квеста: приобщение к чтению; развитие познавательной активности.

Методика подготовки и проведения. Все эти игры проводятся на основе заранее подготовленного сценария. В игре принимают  участие несколько команд, которые должны пройти по определённому маршруту. Прежде чем перейти с одной станции на другую, участники должны выполнить какое-то задание, которое получают во время подготовки к игре, например, прочитать произведения, выучить стихи, нарисовать иллюстрации, подготовить отчет и т.п. или ответить на вопросы.

Перед началом игры командам выдаются маршрутные листы или карты с зашифрованными пунктами, в каждом из которых их ждет задание. Для прохождения маршрута дается ограниченное время. Основная цель – выполнить все задания, за каждое из которых команде начисляют баллы. Команда, набравшая максимальное количество баллов, становится победителем. Игра проходит как в помещениях библиотеки, так и вне её стен. Тематика может быть самой разнообразной.

Эффективность. Оценить эффективность можно по таким параметрам, как: психологический климат; степень вовлеченности школьников; степень удовлетворенности, повышенный спрос на литературу вокруг, которой была построена игра.

Приложение

Путешествие по  книжным страницам:

библио-квест для учащихся 6-х классов

Библио-квест проводился  библиотекой в МОУ гимназии № 5 городского округа Люберцы.  Придуман логотип квеста, который изображён  на конвертах с заданиями. Проанализирован весь материал, изучаемый по программе шестых классов по всем предметам. Выбрано пять предметов по количеству  учебных дней недели: география, биология, история, обществознание, русский язык. Далее изучалось расписание в этих классах – необходимо было разбить предметы по дням недели. Главное, не более одного предмета в день и каждый день новый. Игра продолжалась с понедельника по пятницу в соответствии с расписанием уроков. Определены ключевые слова. Объём разыскиваемой информации ограничивается рамками предмета, направляющий на поиск ключевого слова в одном из параграфов учебника. Все задания игры связаны с произведениями Александра Сергеевича Пушкина. При желании можно найти связь с другими авторами.  На каких уроках учитель-предметник  будет выдавать задания, участники игры не знают. Цель квеста - отгадать автора, вспомнить произведения и  собрать его «крылатую фразу». Выигрывает та команда, которая цитату об учении составит  правильно.

        В квесте участвует 2 команды: шестые классы в параллели. О начале квеста ребята узнают из письма от заведующей библиотекой. Задания для команд одинаковые. Начинают прохождение маршрута в понедельник. В последний учебный день, после выполнения пятого задания, учащиеся получают еще одно письмо. На финишном этапе им необходимо  найти итоговое задание в помещении гимназии. Для связи команды с заведующей библиотекой выбирается капитан  команды, который заполняет маршрутный лист.

Ход квеста

Понедельник

        Ученики  предполагаемых команд собираются перед первым уроком в своем кабинете. Классный руководитель  объявляет о начале квеста, открывает  конверт и зачитывает письмо от заведующей библиотеки:

«Уважаемые ребята! Вам предлагается пройти литературный квест. Квест – это игра приключение, игра-поиск, требующая от команды игроков решения заданий для того, чтобы пройти по определенному маршруту-сюжету.

             Ежедневно  на одном из уроков от учителя - предметника  вы будете получать  задание. Ответы записываются в маршрутный лист: предмет, ключевое слово, произведение.  Квест рассчитан на пять дней – с понедельника по пятницу. В последний день ваш класс должен сдать пройденный маршрутный лист автору письма в библиотеку гимназии.

        Подсказка - ключевое слово является одной из тем данного предмета, пройденной  в этом учебном году.

        Для начала выберите капитана команды и придумайте её название. Капитан команды получает от классного руководителя маршрутный лист.

Успехов и хорошего настроения!

C:\Users\biblioteka1\Desktop\Оформление ШБ\Фото библиотеки\56af841192b0a.jpg

Маршрутные листы

        Класс 6 «А»  

       Название команды _______________

       Фамилия имя капитана________________

№ п/п

День недели

Предмет

Ключевое

слово

Название

произведения

1.

понедельник

русский язык*

2.

вторник

география*

3.

среда

биология*

4.

четверг

история*

5.

пятница

обществознание*

        *наименование предмета в маршрутный лист не записывается для сохранения интриги

        Класс 6 «Б»  

       Название команды _______________

       Фамилия имя капитана________________

№ п/п

День недели

Предмет

Ключевое

слово

Название

произведения

1.

понедельник

обществознание*

2.

вторник

история*

3.

среда

русский язык*

4.

четверг

география*

5.

пятница

биология*

       *наименование предмета в маршрутный лист не записывается для сохранения интриги

 

    В этот же день команды на одном из уроков получают первое задание.

Задания по предметам

Предмет

Задание

География

Назовите  персонаж (явление природы), к которому обращается  главный герой произведения в поисках своей невесты

Биология

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса….

Вспомните,  из какого стихотворения этот отрывок. Назовите природное явление, которое связано с описываемым временем года.

История

Автор  описывал исторического героя и  назвал  своё произведение «Песнь…»

Обществознание

В этом литературном жанре автор   написал 7 произведений.  Определите жанр литературных произведений, в  которых оно всегда побеждает противоположную силу

Русский язык

В этом произведении есть герои, количество которых состоит их числительного, где обе цифры одинаковы

Вторник-четверг. Команды ежедневно заполняют маршрутный лист. 

Пятница.

        После последнего урока команды собираются в своем классе, где классный руководитель зачитывает новое письмо.

Уважаемые ребята!

           Вы в течении недели собирали ключевые слова, отгадывали названия произведений. Вы большие молодцы! А теперь вам необходимо выполнить заключительное задание.

Задание. Найти  на одном из информационных стендов, размещенном в рекреации гимназии, послание. Обращаем внимание: конверт именно для своей команды.

                            Желаю успехов и жду Вас в библиотеке!»

        

            Послания для каждой команды размещены на разных этажах ОУ. Можно разместить  конверты обманки с вложенным листком, на котором написано «Ищите лучше!»

Последнее задание

1. Какому знаменитому русскому писателю и поэту посвящена игра?

2. Из  напечатанных слов на карточках соберите крылатое выражение автора.

    Но одно слово отсутствует! Соберите фразу и допишите  слово.

После выполнения задания заведующая библиотекой ждёт вас в  кабинете №__

Заведующая библиотекой, классные руководители  ждут  команды в кабинете для подведения итогов игры и оглашения результатов.

Команды   отдают маршрутные листы заведующей библиотекой. За каждое правильно отгаданное ключевое слово и произведение с 1 по 5 вопросы команда получает по одному баллу. В 6 вопросе за правильно названное имя автора 1 балл. В 7 вопросе  в зависимости от того насколько правильно собрана фраза от 1 до 3 баллов и 1 балл за угаданное слово. Баллы суммируются и подводятся итоги.

Команде-победителю вручается диплом, принявшей участие - сертификат участника.

Заключительное слово заведующей библиотекой.

 «Поздравляю команды за активное участие в игре. Вы собрали высказывание великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина о чтении, и я надеюсь, что это путешествие по его произведениям стало для вас не только увлекательным, но и в чем-то поучительным. А эти слова: «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная» вы будете помнить, и с удовольствием станете читать не только сказки, но и другие классические произведения русских и зарубежных писателей».

        Ответы на задания

№ п/п

Предмет

Ключевое слово

Название

произведения

Подсказка

1

География

Ветер

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

§18 – ветер

2

Биология

Листопад

Стихотворение «Осень»

§18 – листопад

3

История

Вещий Олег

«Песнь о Вещем Олег»

§5 – Вещий Олег

4

Обществознание

добро

Добро

§10 – добро

5

Русский язык

33

богатыря

«Сказка о царе Салтане, его сыне Гвидоне…»

Тема «Числительные»

6

Автор

Пушкин Александр Сергеевич

7

Крылатая фраза

«Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная»  

 

Проходя предметный квест, у ребят возник интерес к происходящему,  они спорили, учились работать в команде. Вспоминая и анализируя литературные произведения,  записывая ключевые слова,  образовались межпредметные связи - это своеобразная возможность объединения знаний, умений и навыков.

Подводя итоги, можно сделать вывод: ребята смогли не только закрепить полученные знания и открыть для себя что-то новое, повысить интерес к творчеству, чтению и литературе, но и научится слаженно работать на достижение общей цели. Развитие читательской активности – одна из важнейших задач школы и библиотеки. Организация квестов, конкурсов, литературных викторин, диспутов и обсуждение книг в подростковой среде при умелом руководстве взрослых способно сдвинуть проблему детского чтения с мертвой точки. Безусловно, такие мероприятия мотивируют учащихся, раскрывают их способности. В свою очередь, для меня разработка квеста – это  приобретение опыта подготовки и организации подобных мероприятий. Ну а высшая похвала  - это желание ребят участвовать в новом квесте.

20170303_14180420170303_141816

Список  использованной литературы:

  1. Поощряем чтение,  формируем информационную грамотность. 100 форм работы по продвижению чтения, и не только. Словарь-справочник для библиотекаря [Текст]

/ сост. В.Б. Антипова. – М.: Библиомир, 2015. – 175 с.

  1. Арсентьев, Н.М. История. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций [Текст]. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева ; под ред. А. В. Торкунова. - М. : Просвещение, 2016. – 128 с. : ил., карт.
  2. Домогацких, Е.М. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций [Текст] / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – М.:  ООО  «Русское слово - учебник», 2015. – 224 с.: ил. – (Инновационная школа).
  3. Обществознание. 6 класс : учеб. для общеобразовательных организаций [Текст] / Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. ; под. ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 111 с. : ил. – (Академический школьный учебник).
  4. Пасечник, В.В. Биология : многообразие покрытосеменных растений [Текст]. 6 кл. : учебник / В. В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2014. – 304 с. : ил.
  5. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций [Текст]. В 2 ч. Ч. 2 / М. Т. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.;  ред. Н. М. Шанский. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 191 с. : ил.  
  6. https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fd2gg9evh47fn9z.cloudfront.net%2F800px_COLOURBOX8923593.jpg&p=2&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%BA%D0%B8&pos=78&lr=213&rpt=simage


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Кулинарное путешествие по Италии" для учащихся 5-х классов.

Методическая разработка к общероссийскому конкурсу "Разговор о правильном питании" ."Кулинарное путешествие по Италии" для учащихся 5-х классов...

«Космическое путешествие» (урок – игра для учащихся 6-ого класса).

Цели:Образовательная: повторить тему «Имя существительное».Развивающая: развивать творческое мышление, память.Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности; воспитание  сотрудничества,...

Методическая разработка урока для 4-го класса "Путешествие по страницам истории"

Урок завершает изучение первого раздела программы "Страницы всемирной истории". Занятие построено в форме игры-викторины  с использованием ИКТ технологий....

Урок-экскурсия по английскому языку "Путешествие в Диснейлэнд" для учащихся 7-8 классов.

Урок-экскурсия "Путешествие в Диснейлэнд". Урок в сопровождении презентации, в конце которой можно показать детям мультфильм на английском языке. Такие уроки очень интересны детям. Этот урок познавате...

УРОК – СОРЕВНОВАНИЕ «ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО ПОДМОСКОВЬЮ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ

На заключительных уроках учебного года интересной формой повторения и обобщения знаний по географии являются уроки – игры, уроки - чемпионаты, уроки -соревнования. Такие занятия преследуют неско...

Открытый урок - Внеклассное мероприятия «Путешествие по Лондону» для учащихся 5-9 классов

Данный урок направлен на изучение  достопримечательностей Лондона, формирование интереса у учащихся к предмету «Английский Язык», " повышение уровня мотивации в изучении яз...