Положение о системе оценивания
консультация

Положение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_otsenki_ovz.docx52.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Шелаболихинского района Алтайского края

ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета

МБОУ «Шелаболихинская СОШ № 1»

               

  Протокол № 1  от 30 августа 2018 года

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ «Шелаболихинская СОШ № 1»

_______________________________С.В. Шилина

Приказ № 45 от 30 августа 2018 года

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценки достижения возможных результатов освоения

адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по вариантам 1, 2) при текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации

 

1.             ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.       Система оценки достижения результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее АООП) обеспечивает связь между требованиями стандарта и образовательным процессом.

1.2.            Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (по варианту 1) ориентирует образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий.

1.3.            Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (по варианту 2) ориентирует образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП.

1.4.            Возможные результаты являются основой для разработки АООП и СИПР образовательным учреждением. Система оценки достижения возможных результатов адекватно отражает требования стандарта, передает специфику образовательного процесса, соответствует возможностям обучающихся.

1.5.            Возможные результаты освоения АООП являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП в соответствии с требованиями стандарта.

1.6.            АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

1.7.            Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП осуществляется образовательным учреждением.

 

2.                  ЦЕЛЬ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательного учреждения и педагогических кадров, установление динамики развития обучающихся по итогам учебных четвертей (для обучающихся с легкой у/о), учебных полугодий (для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития) и учебного года, описание достижения возможных результатов в форме, понятной для всех участников образовательных отношений. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

2.2. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

2.3. Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью, представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.

 

3.             НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1.            Освоение АООП общего образования обеспечивает достижение обучающимися с УО двух видов результатов: личностных и предметных.

3.2.            Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП адекватно отражают требования стандарта, передают специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствуют возможностям обучающихся.

3.3.            Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающихся.

3.4.            Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.

3.5.            Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

3.6.            АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

3.7.            Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

3.8.            Минимальный уровень достижения предметных результатов фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам с ориентацией на всех обучающихся класса.  

3.9.            Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.  

3.10.        Достаточный уровень достижения предметных результатов фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам адресно для отдельных обучающихся с указанием фамилий после проведения входной диагностики.

 

4.             КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1.            Закономерные затруднения в освоении обучающимися отдельных предметов не рассматривается как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

4.2.            Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния обучающегося.

4.3.            Формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываются индивидуально с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

4.4.            В процессе выполнения заданий обучающимся оказывается необходимая помощь (выполнение по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым).

4.5.  Оценка результативности достижений происходит в присутствии родителей (их законных представителей).

4.6.             Выявление представлений, умений и навыков обучающихся с у/о в каждой образовательной области создает основу для дальнейшей корректировки АООП и СИПР, конкретизации плана коррекционно-развивающей работы.

4.7.            Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение жизненных задач.

 

5.      ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

5.1. Закрепляет основные направления оценочной деятельности, описание объекта оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы предоставления результатов.

5.2. Ориентирует образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий.

5.3. Способствует оценить достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и жизненных компетенций, включенных в специальную индивидуальную программу развития.

5.4. Обеспечивает интегративный подход к оценке результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, позволяющий оценивать в единстве предметные и личностные результаты образования.

5.5. Позволяет осуществлять оценку динамики развития жизненных компетенций и учебных достижений обучающихся.

 

6.             ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

6.1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших АООП, соразмерно индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям, отраженным в специальной индивидуальной программе развития (СИПР).

6.2.   Личностные результаты включают сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции и личностные качества.  

6.3.       Возможные личностные результаты освоения АООП заносятся в рабочие программы по предметам и курсам, в программы коррекционно-развивающих занятий и внеурочной работы.  

6.4.            Возможные личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными компетенциями, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

6.5.            Возможные личностные результаты определяются согласно особым образовательным потребностям каждого ребенка с у/о на основе классификатора жизненных компетенций (Приложение 1).

6.6.            Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области         деятельности по         получению         нового         знаний         и         степень самостоятельности в его применений в практической деятельности.

6.7.            Возможные предметные результаты заносятся в рабочую программу с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей.

6.8.            Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью АООП по варианту 1 является достижение возможных результатов освоения образовательной программы обучающихся с у/о. Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:

-первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;

-второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.

Содержание и процедура проведения итоговой аттестации разрабатывается учреждением.

Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет» (или по балльной системе оценивания, которая определяется в Положении об итоговой аттестации).

6.9. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) АООП осуществляется образовательным учреждением. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП по варианту 2 должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов), которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

 Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения АООП и СИПР, взаимодействие следующих компонентов:  

•        что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

•        что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

•        насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.  Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

 

7.         ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП

7.1.            Для оценки результатов развития жизненной компетенции используется метод экспертной группы. В ее состав входит родитель (законный представитель) ребенка, учитель, воспитатель, педагог-психолог и учитель-логопед.

7.2.            Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции.  

7.3.            Основой оценки служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в повседневной жизни.

7.4.            Критериальным аппаратом служит классификатор жизненных компетенций и разработанный на его основе индивидуальный перечень возможных результатов личностного развития.  

7.5.            Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

7.6.  Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в год.

7.7.  На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с у/о за год по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия.  

7.8.  Аналогичная оценка динамики производится ежегодно в мае относительно текущей оценки и данных входящей оценки личностного развития (октябрь 1 класса). Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка.

7.9.   Результаты оценки личностных достижений заносятся классным руководителем в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений) в форме характеристики личностного развития ребенка (один раз в год), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

 

8.         ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП

8.1.            Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

8.2.            Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.  

8.3.            Для оценки достижения возможных предметных результатов освоения АООП используется технология тестовых заданий по каждому учебному предмету. Задания разрабатываются дифференцированно с учетом особых образовательных потребностей. Вариативность заданий заключается в варьировании сложности и объема стимульного материала, способа предъявления, объема помощи при выполнении задания.

8.4.            Основой оценки служит анализ качества выполнения тестовых заданий.

8.5.            Оценка достижения возможных предметных результатов освоения АООП производится учителем, по предметной области «Язык и речевая практика» оценка производится учителем и учителем-логопедом.

8.5.            Оценка достижений предметных результатов производится путем установления среднего арифметического из двух оценок – знаниевой (что знает) и практической (что умеет) составляющих. В спорных случаях приоритетной является оценка за практические учебные умения.

8.6. С обучающимися с легкой умственной отсталостью при оценке предметных результатов применяется система балльной оценки результатов. Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

8.7. Во время обучения в первом дополнительном и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

8.8. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

-соответствие/несоответствие науке и практике;

-полнота и надежность усвоения;

-самостоятельность применения усвоенных знаний.

8.9. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

-по способу предъявления (устные, письменные, практические);

-по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия/отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

8.10.        Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «неудовлетворительные», «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

8.11.        В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

-«удовлетворительно» (отметка «3»), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

-«хорошо» (отметка «4»)― от 51% до 65% заданий.

-«очень хорошо, отлично» (отметка «5») свыше 65%.

8.12.        При оценке итоговых предметных результатов следует выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

8.13.        Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах с легкой умственной отсталостью. Формами текущего контроля успеваемости могут быть:

-по математике: устный опрос; контрольная работа; проверочная работа; арифметический диктант; практическая работа; тесты;

-по русскому языку: словарный диктант; выборочный диктант; комментированный диктант; зрительный диктант; предупредительный диктант; объяснительный диктант; письмо по памяти; творческие работы; контрольный диктант;

-по чтению: проверка навыков осознанного чтения (техника чтения);

-по физической культуре: сдача контрольных нормативов; участие в спортивных соревнованиях различного уровня;

-по изобразительному искусству: оценивание индивидуальных творческих работ; участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня;

-по музыке и пению: оценивание индивидуальных творческих способностей, динамика их развития; участие в конкурсах, фестивалях различного уровня.

    Промежуточная аттестация проводится во 2-х–4-х классах с легкой умственной отсталостью в конце четверти и учебного года в сроки, установленные в начале учебного года. В случае неудовлетворительной промежуточной аттестации за год отметка обучающегося по предмету утверждается педагогическим советом учреждения.

8.14.        Текущая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.

   Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

  Исключается система балльного (отметочного) оценивания. В течение учебного года оценки обучающимся не выставляются. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и прочие). Допускается лишь словесная объяснительная оценка.

8.15.        Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

8.7. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

8.8.   Оценка достижений предметных результатов производится 1 раз в полугодие.

8.9.   На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП и СИПР каждым обучающимся с у/о по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия.  

8.10.        Словесная отметка обучающимся по варианту 2 АООП выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено». Отметке «усвоено» соответствует шкальная оценка от 1 до 5. Отметке «не усвоено» соответствует шкальная оценка 0 по обеим составляющим предметных результатов.

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Программа оценки личностных результатов

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

 

способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

 

адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации

 

Приложение № 2

Оценка обучающихся с легкой степенью умственной отсталости по предметам обучения при промежуточной и итоговой аттестации

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

  1. Грамматика, правописание и развитие речи
  1. Оценка устных ответов

       Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

       Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

        «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

        «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

       «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

       Оценка «1» за устные ответы не ставится.

  1. Оценка письменных работ учащихся

       Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

       Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

      При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

      Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.

      В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

       Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.

      Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.

      Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8-10 слов, во II классе в начале учебного года – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов, в III классе – 20-25 слов, IV – 30-35 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении  контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями не рекомендуется.

      Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.

      Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

      При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

       I-IV классы

       Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

       «4» ставится за работу с 1-3 ошибками.

       «3» ставится за работу с 4-5 ошибками.

       «2» ставится  за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

       «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

          В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:

  • повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
  • недописывание слов;
  • пропуск одной части слова при переносе;
  • повторное написание одного и того же слова в предложении.

       Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

       При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

       Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.

       «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

       «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

       «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

       «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

  1. Изложения и сочинения

         В IV классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.

      При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

      При проверке изложений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

      Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.

       «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.

       «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.

       «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

        «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.

        Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.

        В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.

         2. Чтение и развитие речи

         Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

         При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

         Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

         Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

         Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

        При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): I класс – 10 слов; II – 15-20 слов; III – 25-30 слов; IV – 35-40 слов.

        В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

        Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

        I класс:

        «5» ставится ученику, если он:

       -  читает по слогам правильно или с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками слова, предложения, короткие тексты;

       - соблюдает паузы на знаках препинания;

       - отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к тексту.

        «4» ставится ученику, если он:

       - читает по слогам, допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении пауз на знаках препинания;

       - допускает неточности в ответах на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к тексту, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

       «3» ставится ученику, если он:

       - испытывает трудности при чтении по слогам сложных по структуре слов (трехсложных, со стечением согласных, с буквой «ь»);

      - допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении пауз на знаках препинания;

      - отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к тексту с помощью учителя.

      «2» ставится ученику, если он:

      - испытывает трудности при чтении по слогам легких двусложных слов;

      - допускает более 5 ошибок при чтении;

      - не соблюдает пауз на знаках препинания;

      - не отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к тексту даже с помощью учителя.

      «1» учащимся I класса не ставится.

      II класс:

      «5» ставится ученику, если он:

      - читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;

      - соблюдает синтаксические паузы;

      - отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;

      - пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;

      - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

      «4» ставится ученику, если он:

      - читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;

      - допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

      - допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

      - допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

       «3» ставится ученику, если он:

      - затрудняется в чтении по слогам трудных слов;

      - допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

      - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;

      - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

      «2» ставится ученику, если он:

      - затрудняется в чтении по слогам даже легких слов;

      - допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

      - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя.

       «1» учащимся II класса не ставится.

       III – IV классы

        «5» ставится ученику, если он:

        - читает целыми словами правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками;

       - читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе с соблюдением логических ударений;

      - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

      - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает  его выразительно.

      «4» ставится ученику, если он:

      - читает целыми словами, трудные слова иногда по слогам;

      - допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе – логических ударений;

      - допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

      - допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

      «3» ставится ученику, если он:

      - читает, в основном, целыми словами, трудные слова по слогам;

      - допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе – логических ударений;

      - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;

      - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

      «2» ставится ученику, если он:

      - читает в основном по слогам, даже легкие слова;

      - допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

      - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя;

      - не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

      «1» ставится ученику, если он:

      - затрудняется в чтении текста по слогам;

      - допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного;

      - не отвечает на вопросы и не передает содержания прочитанного;

      - не знает наизусть стихотворения.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике

       Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных работ.

  1. Оценка устных ответов

      Отметка «5» ставится ученику, если он:

       -  дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает  и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;

       - умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу, объяснить ход решения;

       - умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;

       - правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;

       - правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы.

       «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но:

       - при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

       - при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;

       - при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;

       - с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;

      - выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.

      Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если  ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».

      «3» ставится ученику, если он:

      - при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;

     - производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;

     - понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;

     - узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;

     - правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов выполнения.

     «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.

     «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.

  1. Письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся

       Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

       По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными – это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.

       Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: во втором полугодии I класса до 25-35 минут, во II-III классах до 25 – 40 минут, в IV– 35-40 минут, причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но успеть ее проверить.

       В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-2-3 простые задачи или 1-2-3 простые задачи и одна (начиная со II класса) или две составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III класса), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.

       При оценке письменных работ учащихся по математике грубой ошибкой следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

       Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.

       Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).

       При оценке комбинированных работ:

       «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

       «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.

       «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.

       «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.

       «1» ставится, если ученик не приступал к решению задач, не выполнил других заданий.

       При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:

       «5» ставится, если все задания выполнены правильно.

       «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.

       «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.

       «2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых.

       «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.

        При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т.д., задач на измерение и построение и др.):

        «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.

        «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.

        «3» ставится, если не решена одна из двух-трех задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.

        «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.

        «1» ставится, если не решены задачи на вычисление, получены неверные результаты при измерениях, не построены заданные геометрические фигуры.

  1. Итоговая оценка умений и навыков
  1. За учебную четверть (кроме первого класса) и за год знания. Умения и навыки учащихся оцениваются одним баллом.
  2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике.1.      Общие положения....

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике1. Общие положения2. Цель и задачи разработки сист...

Положение о системе контроля и оценивания образовательных достижений учащихся ООО (ФГОС)

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых резул...

Положение о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций и учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе МБОУ «Славгородская СОШ" города Славгорода Алтайского края

Положение действует на основании Закона РФ «Об образовании»от 29.12.2012г, Типового положения об общеобразовательном учреждении,  Методического письма Министерства просвещения от 1 се...

Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса

В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся....

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Проект Положения о системе оценивания учебных достижений, индивидуальном учете результатов освоения адаптированных образовательных программ (вариант 2.3, 9.1)

Проект Положения о системе оценивания учебных достижений, индивидуальном учёте результатов освоения адаптированных образовательных программ (вариант 2.3,9.1)...