Основные закономерности, способствующие обеспечению активного, сознательного, прочного и систематического усвоения школьниками основ наук.
статья (6 класс)

Основная образовательная задача школы – обеспечить активное, сознательное, прочное и систематическое усвоение школьниками основ наук. Речь должна идет не о книжном, формальном, механическом усвоении знаний, а о творческом усвоении, когда полученные сведения перерабатываются в сознании ученика. В результате такого усвоения знания образуют определенную систему, могут быть применены на практике. Подлинное усвоение - всегда активный процесс, связанный с решением различных познавательных задач. Усвоение, в широком смысле слова, есть организованная познавательная деятельность ученика, которая включает в себя ряд познавательных процессов – восприятие, память, мышление, воображение. Учение, как творческое усвоение и приобретение знаний, зависит от трех факторов – от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные закономерности, способствующие обеспечению активного, сознательного, прочного и систематического усвоения школьниками                       основ наук.

( Локтионова В.Н., учитель математики)        

Основная образовательная задача школы – обеспечить активное, сознательное, прочное и систематическое усвоение школьниками основ наук. Речь должна идет не о книжном, формальном, механическом усвоении знаний, а о творческом усвоении, когда полученные сведения перерабатываются в сознании ученика. В результате такого усвоения знания образуют определенную систему, могут быть применены на практике. Подлинное усвоение - всегда активный процесс, связанный с решением различных познавательных задач. Усвоение, в широком смысле слова, есть организованная познавательная деятельность ученика, которая включает в себя ряд познавательных процессов – восприятие, память, мышление, воображение. Учение, как творческое усвоение и приобретение знаний, зависит от трех факторов – от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают.

     Характер учения зависит от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается.

Во-вторых, он зависит от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей, от конкретной методики обучения, которая применяется в каждом отдельном случае.

И, наконец, процесс учения зависит и от особенностей ученика – индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося у него отношения к учению, от его склонностей и интересов. Иначе говоря, процесс обучения зависит от индивидуально-психологических особенностей ученика, а не только от того, чему и как обучать. В связи с этим вводится понятие психологических компонентов усвоения, без активизации и соответствующей направленности, без которых обучение не достигает цели.

К таким компонентам относятся:

1.   Положительное отношение учащихся к учению.

2.   Процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом.

3.   Процесс мышления как процесс активной переработки информации.

4.   Процесс запоминания и сохранения полученной информации.

Развивая в процессе обучения эти компоненты, мы обеспечим активное, прочное и сознательное усвоение любого предмета. Чтобы выработать положительное отношение к учению необходимо каждому учителю на своих уроках обращать внимание на мотивацию обучения, на научную содержательность учебного материала, проблемный и эмоциональный характер изложения. Организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение учащихся рациональными приемами учебной работы. Гораздо легче и проще выдать самому некоторую информацию данного урока, куда сложнее добиться, чтобы эта информация была усвоена учащимися, а еще труднее активизировать учащихся в процессе приобретения этой информации, развить способности самостоятельно приобретать знания. Необходимо так организовать обучение, чтобы школьники сами ставили перед собой проблемы, чтобы урок был уроком открытия, вызывал глубокие интеллектуальные чувства, чувства уверенности в своих возможностях, формировать серьезный интерес учащихся к познанию.

        Отношение школьника к учению выражается во внимании, интерес к учению готовности затратить волевые усилия для преодоления трудностей.

Внимание учащихся – обязательное условие успешности учебной работы. Эту задачу учителям начальных классов нужно считать самой главной. Пусть вы не доработали над какой-то темой, не решили какой-то теоретический вопрос, с этим легко справятся учителя – предметники в своих классах, но если не воспитали внимание, то научить нам их будет невозможно, без предварительного решения этого вопроса. В процессе обучения внимание совершенствуется, становится более произвольным, т.е. организованным, регулируемым, управляемым. Обычные причины невнимательности – отсутствие интереса к предмету, сухость и неясность изложения, усталость учеников. На это необходимо обращать внимание каждому из нас при подготовке и проведению уроков. А активизировать внимание учащихся можно разными средствами – разнообразить виды, приемы деятельности живостью изложения материала, организацией активности учащихся, переключением учащихся с одного вида деятельности на другой, устранением отвлекающих раздражителей. Конечно, воспитывать внимание надо не только путем устранения отвлекающих раздражителей, но и путем формирования способности противостоять им, бороться с их отвлекающим действием (не должны мешать занятиям легкий рабочий шум в классе, шум в коридоре, новые предметы, экспонаты, иначе образуется изнеженное, избалованное внимание – привычка работать только в абсолютно благоприятных условиях. На характер внимания большое внимание оказывает и темп учебной работы. Замедленный темп рассеивает внимание, снижает активность учащихся. Ускоренный темп также неблагоприятен: большинство учащихся не успевают следить за мыслью учителя, отстают, утомляются, отсюда ослабление и рассеивание внимания.

Оптимальный для данного класса темп работы определяется учителем эмпирически. Добиваясь внимательности учащихся, учитель должен иметь в виду, что в некоторых случаях они могут симулировать внимание – принимать внимательную позу, демонстрировать внимательный взгляд, но мысль их может быть занята чем-то посторонним. Поэтому каждому учителю не следует ориентироваться лишь на внешнее выражение внимания, а необходимо добиваться подлинного внимания, связанного с активным восприятием в процессе деятельности.

           Другой формой выражения положительного отношения к учению является наличие учебных интересов. Интерес обычно эмоционально окрашен, связан с переживанием, чувствами. Учебные интересы, как правило, избирательны, лишь у самых маленьких школьников они могут принимать форму интереса к учению вообще. Учебный интерес зависит от того, насколько ученику ясно значение изучаемого материала, насколько этот материал связан с внеучебной областью его интересов, насколько ясно и понятно излагает материал учитель, насколько разнообразны методы обучения. При этом, воспитывая учебный интерес, не следует злоупотреблять занимательностью, школьники не должны привыкать делать только то, что им непосредственно интересно. Надо, чтобы они понимали, что в жизни многое придется делать без особого интереса.  Поэтому у школьников надо воспитывать и косвенные интересы, которые определяются не просто занимательностью, а глубоким осознанием значения предмета, жизненной важности тех или иных сведений. В этом случае ученик добросовестно будет заниматься и интересным делом.

        Велика роль чувственного, наглядного материала, «живого созерцания» в усвоении учебного материала. Отрицать значение активного, организованного, планомерного восприятия, наблюдения в процессе обучения было бы ошибкой. Овладевая знаниями, учащиеся наблюдают конкретные предметы и явления, их изображения приобретают конкретные представления. Используемая предметная наглядность предполагает непосредственное восприятие предметов и явлений (классные опыты, экскурсии). Часто используется учителями и изобразительная наглядность (рисование, муляжи, кинокартины, в последнее время отказались от диапозитивов). При посещении уроков отличает символическая наглядность (картины, чертежи, схемы, таблицы, диаграммы), а вот собственно изобразительной наглядности (реалистическое изображение предметов, явлений) на уроках практически нет. Словесная наглядность с яркой, образной, живой речью учителя, вызывающая у учащихся конкретные представления, свойственна словесникам, историкам, географам. Воспитание наблюдательности как навыка активного, организованного, целенаправленного, систематического наблюдения очень важно.

        Организуя наблюдения, учителю нужно обязательно поставить нужную цель, предложить выделить какие-то детали, сравнить данный объект с другими, выделить существенные и несущественные признаки. Важно научить ребят фиксировать результаты наблюдения в словесной и наглядной форме, зарисовки, схемы, чертежи, описания. И это будет способствовать активному и прочному усвоению учебного материала. Этому способствовать будет и осмысливание, понимание учебного материала, включение его в определенную систему, установления локальных, внутрипредметных и межпредметных связей.  Понимание должно означать включение материала в систему уже сложившихся ассоциаций, связывание нового материала с уже знакомым. Трудность всегда для учащихся составляет установление причинно-следственных связей и зависимостей. И если учитель смог добиться этого, значит он смог добиться высокого качества в преподавании, ибо это достигается не путем простого наблюдения, а путем умственного, абстрактного мышления.

        Абстрактное мышление в отличие от конкретного, предмет которого воспринимается или представляется, и особенно теоретическое мышление, направленное на объяснение явлений, познание самых общих и отвлеченных закономерностей, открывающее возможность предвидения является показателем высокого интеллектуального развития класса. Следующим этапом, о котором не должен забывать учитель, как данную информацию заложить ученику, (как сказала Павлюкова О.Н. в 9 «в» классе в извилину, да не прямую), и сохранить в памяти для того, чтобы учащиеся могли  в любой момент извлечь из запасов памяти необходимые сведения и применить. Запоминание зависит как от активной деятельности ученика, так и от установок учителя. Роль учителя и заключается в том, чтобы создать у учащихся установку на длительное или короткое сохранение в памяти, указать, что нужно запомнить на время, что навсегда, а что и вовсе не следует запоминать, достаточно просто понять, что запоминать дословно, а что для передачи смысла своими словами. При посещении уроков я ни на одном уроке этого не видела. Наблюдения и эксперименты показывают, что ученики не могут самостоятельно открыть и обрести приемы при заучивании и запоминании (т.е. смысловую группировку материала, установление смысловых опорных  пунктов, составление плана, рациональное повторение и т.д.). Здесь так же нужно руководящее указание учителя, в противном случае говорить о сознательном и прочном усвоении  не приходится. При запоминании каждому из нас необходимо добиваться осмысленного запоминания учебы, материала. Чем старше ученик, тем большую роль играет в его умственной деятельности смысловое запоминание. Учитель должен добиться, чтобы смысловое запоминание и воспроизведение стало основной характеристикой деятельности ученика. Только в этом случае можно говорить о высоком профессионализме преподавания. Хотя полностью механическое запоминание отвергать нельзя. Оно необходимо для воспроизведения формулировок, определений, дат, иностранных слов и т.д. При развитии памяти нужно добиваться, чтобы она стала организована, регулируема, и управляема каждым из вас.

        И последнее – самое главное и к чему должен стремиться каждый учитель – это научить аналитико-систематической деятельности учащихся. Вы знаете, что любому обобщению предшествует анализ. Если учитель проводит бессистемный анализ, т.е. неполный, поверхностный, не указывает на сущность явлений, то и обобщение будет неполным, неправомерным из-за осуществления несуществующих случайных признаков. В этом случае, учащиеся, даже зная определенные и существенные признаки понятия, будут допускать ошибки на основании чисто внешних наглядных признаков: дельфина или кита отнесут к рыбам, летучую мышь к птицам. Аналогично младшие школьники чеканя, что такое предложение, в практической работе часто ориентируются не на это определение, а на внешний случайный признак – «слово, занимающее место в предложении». Многие порой не узнают прямоугольного треугольника, если прямой угол расположить вверху, т.к. ориентируются не на хорошо известное, простое им определение, а на случайный признак – положение прямого угла внизу слева. Конечно, здесь сказывается и житейский опыт ученика, его житейские, сложившиеся в жизни понятия, первоначальные обобщения. Младшие школьники не различают «боярина», «помещика» и «капиталиста», относя их к недифференцированной категории «богатых людей», а  «раб», «крестьянин», «рабочий» - одинаково « бедные люди». «Мышь» могут отнести к домашним животным, а «плод» - обязательно сочный и съедобный, «предлог» смешивается с местоимением и союзами. Во-вторых, тут сказывается характер чувственного восприятия. В ранг существенных признаков вводятся яркие признаки под влиянием одного рисунка или чертежа. Нельзя изобразить какое-либо понятие без случайных, несущественных признаков, Нельзя изобразить вообще плод, вообще раба, вообще рыбу, вообще треугольник, всегда будет совершенно конкретный треугольник, с определенными углами и сторонами.  И хотя речь при доказательстве о величине внешнего угла идет о любом треугольнике и любого из его внешних углов, ученики усваивают доказательство на определенном, конкретном, частном треугольнике. Воздействие непосредственных чувственных впечатлений может быть сильнее словесного воздействия (текста учебника и объяснения учителя).

        При однообразии, односторонности, ограниченности тормозит вычленение и обобщение существенных признаков предмета или явления. Отсюда и распространенные ошибки: «прямая всегда горизонтальна», «внешний угол» - всегда тупой, «рабовладелец» - толстый, украшен драгоценностями. Поэтому каждый учитель, продумывая введения того или иного понятия, должен принимать специальные меры для предупреждения ошибок анализа и синтеза.  Наилучшие результаты дает комбинирование показа и разъяснения, теоретическое обобщение, когда на основе анализа одного единственного явления получают возможность оценить значимость его отдельных признаков. Такую способность к обобщению нужно формировать уже с 1 класса. Отдельные учителя начальных классов возможности этого возраста явно недооценивают. Гораздо легче самим передать учебный материал и сократить время, да проблему преподнести и раскрыть более ясно и понятно. Но профессиональное мастерство заключается не в том, чтобы доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, а в том, чтобы выработать ежеурочное внимание, интерес к предмету, осмысливание учебного материала, а не его поглощение, сохранение  в памяти, а в целом умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять её в нужную сторону. Необходимо  максимально активизировать мысль и внимание учащихся, подводить учащихся к правильным ответам, а не выдавать их самим. Чтобы обучение было полноценным, необходимо ставить на контроль обратную связь. Учитель не должен обучать вслепую, не получая информации о том, как обучается ученик.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности"

Методическая разработка урока может быть использована на уроках биологии в 9, 10, 11 классах в зависимости от программы, по которой пвботает учитель...

основные закономерности биологической эволюции. презентация.

раскрыты понятия необратимости эволюции,непрограммируемости эволюции, относительность адаптаций, усложненность организмов....

Приемы способствующие созданию активной и комфортной атмосферы на уроке

Приемы создания благоприятного микроклимата на уроке...

Условия, способы и приемы, способствующие развитию активности учащихся на уроках физики.

Аннотация: В данной статье рассматриваются условия, способы и приемы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках физики, выделяются принципы организации уроков по данно...