О работе с одаренными детьми
статья

Гузилова Наталья Васильевна

Выступление на курсах повышения квалификации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_rabote_s_odarennymi_detmi.docx116.21 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренность — конечно, дар,

Богом данный,  данный свыше.

Одаренность—это огонь

Не гаси, поддержи его, слышишь.

 Одаренность — пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный — философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок.

Программа  "Одарённые дети"

Обоснование   программы

Модернизация  российской системы образовании, требования к уровню подготовки  выпускников школы в условиях компетентного  подхода,  введения новых  образовательных стандартов,  научно-технический   прогресс  обусловили  необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

 1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

 3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

 4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в  нашей школе.

В  течение последних пяти лет в  школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждения  на  педсоветах,   заседаниях  предметных МО, совещаниях при директоре.

Девизом данной программы являются следующие слова:

 «Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай мне действовать самому - и я научусь».

Цель  программы : создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи:

 1)      создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;

 2)      организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию,самосовершенствованию;

 3)      отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

 4)      расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 5)      развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.

Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:

 ·         выявление одаренных  обучающихся;

 ·         создание банка данных «Одаренные дети»;

 ·         разработка индивидуальных форм работы;

 ·         внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;

 ·         использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

 ·         создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

 ·         развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

Основные мероприятия по реализации программы

 I. Диагностика:

 1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.

 2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

 3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.

 4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.

 5. Изучение работы  обучающихся на уроке .

 6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

В соответствии с данной программой разрабатываются формы и методы работы.Основными являются следующие:

МО учителей английского языка в свою очередь участвует в реализации программы «Одаренные дети».

Развить творческие способности обучающихся помогают следующие виды деятельности:

1. Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.

2. Использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке; включают элементы драматизации; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями; предполагают неформальное общение.

3. Использование творческих заданий, например, придумать загадку; составить чайнворд, кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; составить quiz по заданной теме.

4. Внеклассная работа по предмету: предметные недели; олимпиады; праздники по изучению английских традиций; марафоны, вечера и т. д.


1 Урок - основа для работы с одаренными детьми        

Работая с одаренными детьми таким образом, учителя нашего МО выбирают следующие методы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проективный

и формы:

-классно-урочная (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания, творческие задания);

-консультирование по возникшей проблеме;

-дискуссия;

-игра.

Очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры; проекты; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.

Всё это дает возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности, позволяют им раскрыть себя, и даёт стимул для дальнейшего саморазвития.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

выделить среди ребят детей с необычными способностями, давать им задания, требующие максимальной работоспособности и применения своих навыков и умений.

Проводятся также уроки-интервью, во время которых одаренные дети выступают в роли журналистов и ведут не только опрос, но и готовят различные сообщения по разным темам с дополнительным материалом из разных источников.(9класс-тема «Проблемы подростков»).

Ученики нашей школы постоянно принимают участие в разных конкурсах:  «Мультитест» (63 уч-ся), «Sapenty Sat» (12 уч-ся), «Британский бульдог» (58), «Предметный чемпионат» (23).5-ой Всероссийской дистанционной олимпиаде, (9) во Всероссийской олимпиаде «Школьные дни» (15).

В 2016-17 у. г. была проведена предметная неделя английского языка в школе.

Понедельник – конкурс стенгазет

Вторник – конкурс сочинений (7-8 классы)

Среда – кроссворды по страноведению (6 классы)

Четверг – страноведческая мини-олимпиада  (9 классы)

Пятница – «веселые уроки» в начальной школе

Суббота – подведение итогов недели

Современные педагогические методики и технологии, используемые в работе, среди которых личностно -  ориентированный подход к обучению, технология разноуровневого обучения, проектная методика помогают повысить интерес учащихся к предмету. Все учителя МО используют проектный метод в своей работе. Учащиеся 4 класса выполняли проект по теме «Мой питомец», 8В и 8М классы – «Планеты солнечной системы» (учитель Гузилова Н. В.), 10А класс делал проекты на тему «Английский в условиях глобализации» (учителя Князева , Пупырина, ).

 и «Университеты мира» ( Дудник, Лососков).

 В рамках образовательного учреждения проводилась работа по повышению мотивации учащихся к изучению иностранных языков. Проводятся уроки в нетрадиционной форме, например, урок-соревнование « Играем и разговариваем по-английски» учителем Гузиловой Н. В., урок английского языка «Английский дом» учителем Князевой Е. Г. На уроках используются инсценировки диалогов, полилогов, фрагментов из художественных произведений. Во 2 классе проводился праздник английского алфавита   (учителя Гузилова Н. В.и Каткова А. Н.). Игровая форма уроков применялась и другими учителями  например, игра «Путешествие в зоопарк» в 3 классе, игра «Здоровый образ жизни» в 5х классах.  Князева Е. Г. проводила викторину на тему «Английский дом» - составление лучшего рассказа с иллюстрациями. Постоянно осуществляется руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся. Учащиеся 7А класса подготовили проектную работу по теме «Праздники страны изучаемого языка. Традиции, нравы, обычаи».  Учитель Дудник А. Н. проводила конкурсы чтецов, учитель Каткова - конкурсы на лучший рисунок, постер.  Все учителя  проводят заочные экскурсии по странам изучаемого языка. Гузилова Н.В. проводила конкурс рассказов-загадок о животных в 4-А классе.

Учащиеся 9В класса успешно защитили проекты по английскому языку:

Аветисян  Кристина – «Женщины – монархи в Британской истории», Заярная Алина – «Шекспир – родоначальник английской литературы»,  Иванова Екатерина – «Влияние группы «Биттлз» на современную музыку»,  Скачкова Валерия – «Английские пословицы и поговорки и их сравнение с русскими», Яковлева Юлия – « Стоунхендж – английская тайна»,

     При проведении уроков были представлены возможности современных

компьютерных технологий.

Проведение внеклассных мероприятий для повышения мотивации учащихся.

Учителя МО провели следующие внеклассные мероприятия:

Дудник А. Н. – «500 лет со дня рождения Шекспира»

Гузилова Н. В.- «Современная английская музыка»;

Пупырина И. Н.- "По музеям Лондона»;

Каткова А. Н.- "Британские монархи».

Лососвов Н, В, - конкурс стихов на английском языке

Результативность учащихся МБОУ «СШ № 2» в 2016-2017 учебном году

Школьная олимпиада – 57 участников

7 класс – 12 участников

1место – Дараганова Дарья -7В/Лососков Н. В.,

                2 место – Литовченко Егор – 7Б/Князева Е. Г.

               3 место – Фокин Павел – 7Б/ Князева Е. Г.

8 класс – 15 участников

 1место – Григорьева Эвелина – 8М/ Гузилова Н. В,

                2 место – Сироткина Анастасия – 8М/Гузилова Н. В.

               3 место – Иванова Дарья 8А/Гузилова Н. В.

9 класс: 13 участников

               1 место – Шилова Татьяна  – 9А/ Князева Е.Г .              .

               2 место – Заярная Алина – 9В/ Дудник А, Н.

              3 место –Краснояров Даниил – 9А/Князева Е, Г.

10 класс: 10 участников

                 1место – Шлюшенков Иван –10М/ Гузилова Н. В,

                2 место – Устьянцева Марина – 10М/Гузилова Н. В.

               3 место – Нефатенкова Алена – 10А/ Пупырина И. Н.

                                Мерзлякова Александра -10А/ Князева Е. Г.

11 класс: 7 участников

                 1место – Надточей Даниил –11М/ Гузилова Н. В,

                2 место – Попова Марина – 11М/Гузилова Н. В.

               3 место – Барановский АртурF– 11М/ Гузилова Н. В.

                                Романова Анастасия -11А/ Дудник А. Н.

В городской олимпиаде приняла  участие команда школы в количестве 9 человек, 7 из которых стали призерами. 11 класс – Попова Марина и Надточей Даниил /Гузилова Н. В.; 10 класс – Шлюшенков Иван, Устьянцева Марина / Гузилова Н. В., Мерзлякова Александра /Князева Е. Г.; 8 класс -  Григорьева Эвелина, Сироткина Анастасия /Гузилова Н. В.

Далее команда нашей школы  приняла участие в городской олимпиаде школьников и студентов, проводимой на базе МГУТУ им. Разумовского, где лучший результат был у/ Поповой Марины -4 место /учитель Гузилова.  

В 2017 году  учащиеся МБОУ СШ №2 участвовали в г городской олимпиаде школьников и студентов, проводимой на базе политехнического техникума. Так как данная олимпиада всегда проводится по типу ЕГЭ, то нашей целью было дать возможность учащимся 11 класса проверить свои знания перед настоящим экзаменом.

В 2016-17 учебном году учащиеся нашей школы приняли участие во множестве других олимпиад и конкурсов: «Мультитест», «Британский бульдог», предметный чемпионат, 5-ой Всероссийской дистанционной олимпиаде, во Всероссийской олимпиаде «Школьные дни». Многие учащиеся показали неплохие результаты.

2 учащихся 9В класса участвовали в научно-практической конференции «Школа-наука-ВУЗ». По ее результатам Заярная Алина заняла 3 место (учитель Дудник А. Н.).

Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми детьми по английскому языку свидетельствует о необходимости ее продолжения и открывающихся возможностях для дальнейшего совершенствования. Работа с одаренными учащимися – одна из главных задач. Задача учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и найти свой путь для самореализации. Английский язык обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности и в том числе для выявления одаренных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...