Раскрытие понятия "духовность" (исторический экскурс)
статья (8, 9, 10, 11 класс)

Белых Павел Валерьевич

Написание данной статьи ставит целью самоопределение педагогов дополнительного образования и родителей в направлениях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе понимания личностной системы ценностных ориентаций. В данной работе мы намеренно попытались осветить противоположные трактовки ученых понятий духовности и нравственного воспитания в целях формирования личной позиции читателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyh_2.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ»  

(ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС)

                                                                                                            Белых П.В.

                                                      Дворец детского творчества «Маленький принц»

                                                                                                                           г. Хабаровска

В настоящее время в российском образовании приобретает первостепенное значение реализация задач духовно-нравственного воспитания детей. Написание данной статьи ставит целью самоопределение педагогов дополнительного образования и родителей в направлениях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе понимания личностной системы ценностных ориентаций. В данной работе мы намеренно попытались осветить противоположные трактовки ученых понятий духовности и нравственного воспитания в целях формирования личной позиции читателей.

Философы античности рассматривали духовность как имманентную, теоретическую деятельность. Аристотель впервые ввел понятие о душе как внутренней энтелехии организма. Дух и духовность рассматривались им с позиций мышления о понимании, наслаждение теоретической мыслью. Аристотель считал, что только две категории существ способны к рассуждениям и мыслительной деятельности вообще- люди и Бог [1].  Другой философ Плотин  считает, что в учениях  античности дух все же понимается как опосредованное явление действительности, явившееся интуитивно из сверхразумного начала [2]. Средневековые схоласты, согласно религиозным концепциям, все проявления духовного начала связывали с Богом, Великим Абсолютом. Степень духовности человека, естественно, была связана с его отрывом от мирской, греховной жизни и приближением к высшему существу.  Аврелий Августин считал, что только воля человека, его усилия в стремлении постичь добро или зло является мерилом его совершенства, где свобода воли человека также зависит от Высшей силы: ««… чтобы ни предпринимал человек, сколько бы он ни совершенствовался в нравственности, он не может повлиять на предначертанную ему судьбу – быть спасенным или обреченным на гибель» [3].

Эпоха Возрождения в корне изменила взгляды на духовность, породив ее универсальные характеристики, такие как воспитываемое личностью самосознание, свобода воли, сильная целеустремленность, величие человеческого духа. Мыслителей Просвещения интересует уровень духовного развития человечества и социума в том числе как нового культурного и социального мироустройства. Немецкие классические философы и Гегель в частности выдвигают свою концепцию духа. По мнению Гегеля «дух есть идея» и духовное развитие им трактуется как рост личности «от единичного ощущения к всеобщности мысли, к знанию о самом себе, к постижению своей субъективности, своего «Я» - одним словом, только человек есть мыслящий дух, и этим – и при том единственно только этим – существенно отличается от природы» [4]. Таким образом, под духовностью Гегель понимал как постоянное самопознание общих принципов природы, которым подчиняется все сущее на земле. Русские философы и социологи конца XIX - начала XX века Вл. Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев, А. Лосев, П. Флоренский, С. Булгаков, С. Франк дали миру новые понятия осмысления духовности как стремление к высшим ценностям, которые жизненно необходимы человеку познающему. Николай Бердяев считал духовные стремления главной человеческой ценностью, к которой человек должен стремиться всю жизнь, именно это «богочеловеческое состояние» помогает освобождаться из оков окружающей среды и мира. В частности, он писал: «Глубинное «я» человека связано с духовностью. Дух есть начало синтезирующее, поддерживающее единство личности. Человек должен все время совершать творческий акт в отношении к самому себе. В этом творческом акте происходит самосозидание личности. Это постоянная борьба с множественностью ложных «я» в человеке. … Дух есть свобода и свободная энергия, прорывающаяся в природный и исторический мир. Дух есть не составляющая человеческой природы, а есть высшая качественная ценность. Духовная качественность и духовная ценность человека определяются не какой-либо природой, а сочетанием свободы и благодати» [5]. Не чужда тема духовности современным исследователям. Тема самоценности человека, его духовно-нравственных характеристик является достаточно актуальной в наши дни. Ряд отечественных ученых обосновывают понятия «душа» и «духовность» как научные категории в рамках четырех направлений.

Последователи первого направления рассматривают духовные искания индивида как продукт его жизнедеятельности, определяя духовность как результат приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре. Н. Г. Дмитриева описывает духовность личности как «систему ее ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, о себе, о добре и зле, все то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся и от чего грустим. Это наш духовный мир» [6]. Л.П. Буева использует понятие «духовность» для определения внутреннего мира личности, своеобразную пирамиду состоящую из целей, ценностей, смыслов жизни –«внутренний духовный мир». Духовность человека, по мнению автора, начинается с восхождения человека за рамки бытия, к осуществлению своей мечты, к новым целям, ценностям, идеалам, к вечному обновлению, преодолению себя. Данная позиция автора заслуживает согласия, поскольку наличие у личности целей, ценностей, идеалов позволяет ей преодолеть узкоэмпирическое существование. Второе направление исследований состоит в поиске факторов, способствующих появлению у человека духовных состояний. Духовное состояние в данном случае трактуется как психологический феномен, который характеризуется тем, что человек не замечает своей телесности, окружающего мира, переживая осмысление духовных ценностей. Представитель данного направления В.В. Знаков так характеризует духовные состояния: «Духовные состояния противостоят материальной природе человека и мира: к вершинам духовного бытия субъект поднимается в редкие моменты интеллектуальных озарений и разрешения нравственно трудных этических конфликтов» [7]. В рамах третьего направления духовность рассматривается с момента обращения человека к высшим инстанциям конструирования личности как способность личности строить свой собственный внутренний мир, формируя его свободу от жесткой власти изменяющейся ситуации. С точки зрения выбора способов жизнедеятельности человека, адаптации к деятельности, к жестким условиям существования рассматривает духовность молодой ученый И.В. Силуянова: «Духовность – это способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность…управление собой с целью достижения максимальной независимости от этих условий, с целью сопротивления и активного воздействия на них с помощью смыслоподчиненных ценностей и идеалов» [8]. С точки зрения потребности и способности личности к творчеству в различных сферах культуры (материальной, духовной, соционормативной);  способности «быть для других»; потребностей в свободе, самореализации, способности к самообразованию и саморазвитию рассматривает духовность В.А.Черкасов [9]. Четвертое направление носит религиозный характер, где понятие «дух» равнозначно понятию «Бог, божественное начало». Духовен тот, кто в наибольшей степени воспринимает Бога как абсолютную и чистейшую любовь, кто ему уподобился. Кто не видит в себе зла, не раскаивается в своих грехах бездуховен априори, он не имеет стимулов к самопознанию, самосовершенствованию. А.В. Усова, Н. А. Усова рассматривают категорию духовности как привязку к определенному мировоззрению мифологическому, религиозному, философскому: «Современную теорию и практику не могут удовлетворить положения о духовном, трактовка которых зависит не от сути вопроса, а от приверженности того или иного автора к тому или иному методу исследования, ориентации. В итоге получается картина, где всякий образованный человек признает существование духовности личности, однако в чем состоит ее сущность, как она проявляется, как ее развивать, воспитывать, и правомерна ли постановка вопроса в таком ракурсе, на эти вопросы современная наука о человеке пока не дает ясных ответов» [10].

Таким образом, рассматривая вышеназванные направления в исследованиях содержания понятия «духовность», можно сделать вывод о сложности и многоплановости этого явления в нашей жизни, независимо с какой точки зрения и позиции (светской, религиозной) исследуется   данное понятие.  

                               

                                    Список цитируемой литературы

 1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. –М.: Мысль, 1984. –Т. 4. – 860 с.  

2.  Плотин. Избранные трактаты: Антология мировой философии. – М., 1969. – Т. 1. – Ч. 1. – С. 538 – 554.  

3. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Дис. … д-ра психол. наук. – М., 1997.  

4.  Гегель Г. Философия духа // Соч. – М., 1956. –Т.3. – С. 16.  

5.  Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //Мир философии: Человек. Общество. Культура: В 2 ч. – М., 1991. – Ч.2. – С. 48 – 56.

6.  Дмитриева Н.Г. Основы духовно-нравственного воспитания //Нач. шк. – 1994. –№ 4. – С. 47 – 50.  

7.  Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопр. психологии. – 1998. – № 3. – С. 104 - 114.

8.   Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека //Филос. науки. – 1990. – № 12. – С. 100 – 104.  

9.   Черкасов В.А. Духовность как педагогическое понятие (аспект светской духовности) //Проблема сущности человека и типа личности: Материалы I-й регион. межвуз. науч.-практ. конф., 20 дек. 2000 г., Челябинск. – Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – С. 27 – 31.

10.  Усова А.В., Усова Н.А. Философское мировоззрение: принципиальные подходы к содержанию категории «духовность» //Проблема сущности человека и типа личности: Материалы II-й и III-й регион. межвуз. конф. – Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. – С. 163 – 173.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вид

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зав...

Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"

«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...

Экскурсия по краеведению "Использование QR-кодов в обзорной экскурсии по городу"

Экскурсия по краеведению на тему "Использование QR-кодов на мобильных устройствах в обзорной экскурсии по городу"...