Формирование функциональной грамотности
учебно-методический материал

Гудинова Валентина Вениаминовна

«Функциональная грамотность» по словам А.А. Леонтьева, предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon funktsionalnaya_gramotnost.ppt69.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС Функциональная грамотность. Что стоит за этим понятием и почему проблему формирования функциональной грамотности связывают с исследованием PISA

Слайд 2

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС Функциональная грамотность (определение 1) Леонтьев А.А .: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].

Слайд 3

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС Функциональная грамотность (определение 2) Новый словарь методических терминов и понятий: «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [АзимовЭ.Г.,ЩукинА.Н.Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.:Икар, 2009. 448с., С.342].

Слайд 4

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС Функциональная грамотность (определение 3) Виноградова Н.Ф. : « Функциональная грамотность сегодня – это базовое образовани е личности <…> Ребенок <…> должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…» [ВиноградоваН.Ф.,КочуроваЕ.Э.,КузнецоваМ.И.и др.Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя/под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Российскийучебник: Вентана-Граф,2018.288с.,с.16-17].

Слайд 5

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС Функциональнаяграмотность (определение 4) Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.]

Слайд 6

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г. Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) … Из указа Президента России от 7 мая 2018 года : Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Слайд 7

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС Направления совершенствования общего Образования в России 1. Усиление внимания к формированию функциональной грамотности 2. Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся 3. Формирование метапредметных результатов 4. Повышение интереса учащихся к изучению математики и естественнонаучных предметов 5. Повышение эффективности работы с одаренными и успешными учащимися 6. Повышение эффективности инвестиций в образование 7. Улучшение образовательной среды в школе

Слайд 8

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС Инновационный проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности». Руководитель - Ковалева Галина Сергеевна, к.п.н., руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО» «Мы должны научиться измерять то, что важно, а не то, что легко измерить…» А. Эйнштейн

Слайд 9

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС Основные положения проекта 1. Мониторинг формирования функциональной грамотности –это проект, направленный на формирование способности учащихся применять в жизни полученные в школе знания. 2. Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка. Это поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. 3. Проект реализуется с целью повышения качества и конкурентоспособности российского образования в мире.

Слайд 10

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС 4. Главная задача – разработка системы заданий для учащихся 5-9 классов – основы для новых методик формирования функциональной грамотности. 5. Основа проекта – идеи и инструментарий международного исследования PISA. 6. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции креативное мышление

Слайд 11

Презентация составлена по материалам центра оценки качества образования ИСРО РАО –http://centeroko.ru

Слайд 12

Что делать? Эффективное введение ФГОС: реализация педагогических практик развивающего обучения внедрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности повышение квалификации учителей Учебно-методические средства обучения: технологии развивающего обучения эффективные педагогические практики учебные задания и учебные ситуации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на примере Чемпионата по финансовой грамотности

Данный доклад посвящен  теме «Формирование функциональной грамотности на примере Чемпионата по финансовой грамотности с применением интерактивных технологий и цифровых образовательных ...

Естественнонаучная грамотность. Современный урок – пространство формирования функциональной грамотности.

Задания в формате PISA позволяют мне оценить уровень развития читательской компетенции учащихся, т. е. насколько ученик в состоянии разобраться в тексте задачи или задания и извлечь из него ...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности

Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут спо...