"Твоя профессиональная карьера"
элективный курс (9 класс)

Тулупова Ольга Викторовна

Рабочая программа элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvoya_prof_karera_elektivnyy_kurs.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Администрация Рассказовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор школы

______________    М.В.Филонов

Приказ №      от «    »                    2017 г.

Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению

(протокол № __ от «  »             2017 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»

для 9 класса

на 2017-2018 год

срок реализации: 1 год

составитель: учитель истории

 и обществознания

 Никольского филиала

имени Героя Советского Союза

 З. А. Космодемьянской

 Тулупова Ольга Викторовна

2017 год

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»

      Цели курса:
      актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
      развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

      Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
      
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
      
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»

     1. Внутренний мир человека и возможности его познания —  1ч.

      Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера»
            Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
      Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.
      Методы изучения личности.

            2. Многообразие мира профессий — 1 ч.
      Труд в жизни человека и общества.
      Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
      Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

      
3. Представление о себе и проблема выбора профессии — 1 ч.
      «Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
      Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».
      Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального „я“»).

      4. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») — 1 ч.
      «Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
      Общее понятие о профессии, специальности, должности.
      Личный профессиональный план.
      Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

      5. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») — 1ч.
      Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
      Индивидуальные интересы.
      Профессиональные намерения.
      Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.
      Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
      
6. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») — 1ч.
      Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.
      Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.
            
7. Социальные проблемы труда («надо») — 2 ч.
      . Разделение труда
      Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.
      Профессионализация. Специализация. Квалификация.
      Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
      . Содержание и характер труда      Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.
       Процесс и условия труда      Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.

      8. Социально-психологический портрет современного профессионала — 2 ч.
      Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений.
      Развивающие процедуры. Деловая игра «Мэрия».
      
9. Анализ профессий — 1 ч.
       Основные признаки профессиональной деятельности.
      Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.
      Формула профессии. Понятие о профессиограмме.
      Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
      . Классификация профессий
      Способы классификации профессий.
      Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
      Практическая работа. Составление формул профессий.

      10. Здоровье и выбор профессии — 1 ч.
      Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.

      11. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности — 1 ч.
      Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).
      Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.

      12. Темперамент в профессиональном становлении личности — 1 ч.
      Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
      Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.
      Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.             Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
      
13. Ведущие отношения личности и типы профессий — 1 ч.
      Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).
      Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания.
      Отношение к предметному миру.
      Диагностические процедуры. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности».

      14. Эмоциональные состояния личности — 1 ч.
      Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
      Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения».
      Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.
      Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.
      
15. Волевые качества личности — 1 ч.
      Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.
      Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
      Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?»  

                                       

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

№ п/п

             Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

Внутренний мир человека и возможности его познания.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний мир человека.

1ч.

2.

Многообразие мира профессий. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

1ч.

3.

 Представление о себе и проблема выбора профессии.

1ч.

4.

 Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»).

1ч.

5.

 Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

1ч.

6.

 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

1ч.

7.

Социальные проблемы труда («надо»).
Разделение труда.

Содержание и характер труда,  процесс и условия труда.

2ч.

8.

 Социально-психологический портрет современного профессионала.

1ч.

9.

 Анализ профессий. Классификация профессий.

 Основные признаки профессиональной деятельности.

2ч.

10.

Здоровье и выбор профессии.

1ч.

11.

 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

1ч.

12.

 Темперамент в профессиональном становлении личности.

1ч.

13.

 Ведущие отношения личности и типы профессий.

1ч.

14.

 Эмоциональные состояния личности.

1ч.

15.

 Волевые качества личности.

1ч.

               

                                  Итого:

17 ч.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПР "Твоя профессиональная карьера"

Программа авторской педагогической разработки по профориентации для 9-классников Занятия с 9-классниками по программе проводятся для того, чтобы школьники смогли определиться с выбором профиля обучен...

Программа курса "Твоя профессиональная карьера"

Этот курс проводится в девятых классах один раз в неделю. Он помогает сформировать видение себя как специалиста в узкой профессиональной деятельности....

Твоя профессиональная карьера

Программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера". Разработка занятия "По одёжке встречают" (имидж делового человека)....

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.

Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...