Педагогические средства включения детей с ОВЗ в образовательное пространство урока математики и физики в составе класса-комплекта
статья (5, 6, 7, 8 класс)
Формы и методы работы на уроках с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогические средства включения детей с ОВЗ в урок | 78.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
филиал № 2 «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края
Педагогические средства включения детей с ОВЗ в образовательное пространство урока математики и физики в составе класса-комплекта.
Яковлева Елена Николаевна,
учитель физики и математики
первая квалификационная категория
2020 год
«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье «Из глубины»
Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству. Права этих детей признаны международными стандартами прав человека.
10 декабря 2015 года с 14.00 на базе АКИПКРО совместно с отделением краевого УМО по математике и при поддержке Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края состоялся краевой вебинар по теме «Особенности обучения математике учащихся с ОВЗ (детей с нарушением интеллекта)».
№273–ФЗ (от 29 декабря 2012 г.), ст. 5, п. 5:
« 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Обратимся к понятию инклюзивное образование.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Дети с особыми образовательными потребностями – в данном случае это дети с ОВЗ.
Идеология инклюзивного образования заключается в том ,что такое образование …
- исключает любую дискриминацию детей,
- обеспечивает равное отношение ко всем людям,
- создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
- (слайд)
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
В обычном образовательном учреждении, где обучаются дети с ОВЗ, должны быть созданы все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких детей. Это основной принцип инклюзивного образования.
ПСП определяет основные требования к квалификации современного педагога.
Относительно обучения школьников с ОВЗ профстандарт включает необходимость владения педагогом трудовыми действиями (двумя) и умениями, которые необходимы для выполнения этих действий.
- трудовое действие: освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся;
- трудовое действие: планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями;
- необходимые умения: использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании (включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
Кадровые условия для реализации инклюзивного образования. Мы знаем, что с 2017 года реализуется Профстандарт педагога.
Кадровые условия для реализации инклюзивного образования
- Развитие инклюзивной компетентности учителей
- Инклюзивная компетентность учителей – это интегративное личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ОВЗ в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития.
Анализ исследовательских работ по вопросам готовности учителя к реализации инклюзивного образования, имеющейся в разных регионах России образовательной практики осуществления инклюзивного образования приводит к главному пониманию того, что потребности практики опережают теоретическое и методическое сопровождение.
Кроме того, регионы обозначают ряд проблем, среди которых часто выделяются следующие:
- недостаточная подготовка педагогов к работе с детьми с ОВЗ (невладение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень курсовой подготовки, психологическая неготовность педагогов);
- отсутствие необходимого нормативно-правового, методического обеспечения инклюзивного обучения на федеральном и/или региональном уровнях (в т.ч. обучения в малокомплектных классах);
- сложность обучения детей с особенностями умственного развития в условиях общеобразовательного класса;
- несвоевременное выявление детей с ОВЗ;
- разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
- и др.
- Одним из путей устранения несоответствия и решения проблем является осуществление подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогов на качественно новом уровне, основываясь на развитии их профессиональных компетентностей в области реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Утверждены два ФГОС определяющих обучение детей с ОВЗ (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 и № 1598 соответственно):
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация этих стандартов было начато с 1 сентября 2016 г., но и сегодня, как было отмечено, учитель школы стоит перед проблемой обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
- Создание универсальной безбарьерной среды в обычных школах
- Экспериментальный переход на ФГОС детей с ограниченными возможностями
- Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации
- Организация дистанционного образования детей-инвалидов
Специфика
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.
В нее входят дети с разными нарушениями развития:
- слуха
- зрения
- речи
- опорно-двигательного аппарата
- задержкой психического развития
- умственной отсталостью
- выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы,
- включая ранний детский аутизм
- множественными нарушениями развития
Учитывая, что в большинстве случаев проблемы выявлены через обследование во время обучения в школе, так как нет дошкольного учреждения в поселке статистика обязывает организовать работу школы по организации обучения детей в условиях общеобразовательных классов.
Из ** учащихся нашей школы *** - на надомном обучении. Детей проживающих на нашей территории и обучающихся в специальной школе *** (СКОШИ), у родителей часто наблюдается нежелание «отрывать» ребёнка от семьи, а так же опасениями психологически травмировать ребёнка.
Доля детей с особыми образовательными потребностями возрастает.
Таким образом, совокупность перечисленных данных ставит перед коллективом школы задачу по созданию модели образовательного пространства, обеспечивающего успешную инклюзию школьников с ОВЗ, в условия массового обучения.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. В основе такого обучения лежит инклюзивное образование. Оно базируется на следующих принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
- Все обучающиеся должны быть успешными.
- Внимание педагога фокусируется на возможностях и сильных сторонах ребёнка.
Для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса,, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися. Учитель для учащихся является: организатором деятельности; аккумулятором информации; координатором усилий; прогнозистом диагностиком.
Ученики с УО не могут усвоить содержание, потому что не воспринимают учебную задачу как проблемную ситуацию, которую нужно разрешить. Они не продумывают задачу, а запоминают со слов учителя, что нужно сделать. Необходимо помочь детям уяснить задачу, а затем определить исходные данные, которые обеспечивают поиск решения. Для решения задач используем алгоритм рассуждения.
1.По условию задачи дано….
2.Надо узнать….
3.Для ответа на вопрос надо знать….
4.Нам известно….
5.Неизвестно…, но сказано ,что….
6.Значит, сначала узнаём сколько….
7.А потом узнаём….
8.Решаем.
9.Ответ.
- В программе по математике, например, предусматривается концентрическое изучение нумерации и арифметических действий с целыми числами. Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно, причем материал предыдущего концентра углубляется в последующих концентрах.
- При концентрическом расположении материала учащиеся постепенно знакомятся с числами, действиями и их свойствами, доступными на данном этапе их пониманию. На первых порах есть возможность использовать предметную основу, так как изучаются небольшие числа. Затем осуществляется постепенный переход к отвлеченным понятиям и оперирование с числами, которые трудно конкретизировать с помощью предметных совокупностей.
- Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся постоянно воспроизводят знания, полученные на более ранних этапах обучения (в предыдущих концентрах), расширяют и углубляют их. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть им сознательно и прочно
- Индивидуально-коррекционный план развития навыков счёта и решения задач
Уроки должны быть оснащены техническими средствами обучения; дидактическими материалами (таблицами, иллюстрациями, тестами, схемами, алгоритмами рассуждений, перфокартами и т.п.). Из необходимости формирования у учащихся общих методов мышления и деятельности через формирование общих способов подхода к любой задаче, вытекает потребность применения алгоритмического обучения, так как алгоритм является одним из видов общих методов деятельности вообще, а не только деятельности умственной
Алгоритмический подход - это обучение учащихся какому-либо общему методу решения посредством алгоритма, выражающего этот метод
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью алгоритмам должно строиться с учётом следующих принципов:
а) создание у учащихся ориентировочной основы его применения;
б) осуществление алгоритмизации на основе приёмов, раскрывающих их происхождение;
в) алгоритмическая линия должна пронизывать весь процесс обучения математике в школе;
Алгоритм ориентирует учащихся на последовательное выполнение действий по той или иной теме
Например, алгоритм деления.
1. Находим первое неполное делимое.
2. Определяем число цифр в частном.
3. Делим методом подбора, начиная с наибольшего числа.
4. Находим остаток.
5. Сносим следующую цифру.
Алгоритм умножения на трёхзначное число:
1) Число умножаем на единицы.
2) Число умножаем на десятки.
3) Число умножаем на сотни.
4) Результаты складываем.
5) Получившееся число делим на классы
Определение и обеспечение условий для формирования необходимых математических алгоритмов учащихся школы VIII вида являются важнейшими педагогическими задачами по развитию прикладной направленности математического курса.
Алгоритм решения задач.
1. Внимательно читаем задачу 2 раза.
2. Думаем о чём задача.
3. Чертим схему.
4. Находим главные слова и отмечаем их на схеме.
5. «Одеваем » схему, читая задачу по частям.
6. Комментируя, показываем на схеме то, что известно и то, что неизвестно (часть, целое.)
7. Находим неизвестную часть или неизвестное целое по правилу.
8. Записываем решение, пояснение к задаче.
9. Записываем ответ задачи.
Изучение нового материала целесообразно проводить совмещая темы уроков, если имеется такая возможность. Если такой возможности нет, необходимо планировать работу по изучению нового материала так, чтобы одни были на этапе закрепления изученного, а другие изучали новое. При таком планировании имеется возможность для успешного усвоения материала всеми учащимися. Уроки контроля знаний также желательно проводить на одном уроке, тем самым избежим проблемы на посторонние отвлечения от основного задания. Как показывает опыт работы, что при совместном изучении тем учащиеся Vǀǀǀ вида успешнее усваивают изучаемый материал. Так можно изучать материал по темам: «Дроби», «Масштаб», «Сложение и вычитание смешанных чисел», «Геометрические тела» и другие. На таких уроках учащиеся совместно работают в группах, парах.
Вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел, учащимся предъявляются таблички, под ними на доске надо записать дроби, в которых можно выразить эти рисунки и произвести вычитание:
В последнем примере учащиеся сталкиваются с проблемой, которую необходимо решить.
Последняя табличка иллюстрирует собой пример:
Это и будет темой нашего урока «Вычитание из целого числа смешанного»
Учащиеся совместно составляют план решения, пытаются воспроизвести правило.
Повторяют правило и работают по учебнику, производя сравнение правил в одном и другом учебниках.
«Чтобы из целого числа вычесть смешанное, надо у целого числа занять единицу и представить её в виде неправильной дроби и выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». После этого на экране высвечиваются примеры:
Первый пример решается у доски учеником с подробным объяснением и ссылкой на правило. Второй пример решается комментировано (один ученик проговаривает алгоритм вычитания, все записываю в тетради), третий – самостоятельно. Затем проводится индивидуальная работа по карточкам. При решении уравнений используем карточки, которые можно найти в сети Интернет.
На уроках проводим такие же этапы урока: начало урока – даются задания, активизирующие и успокаивающие детей(элементы релаксации, стихотворения). При проверке домашнего задания используются опорные таблицы, схемы ответа. На этапе изучения нового необходимо правильное соединение методов и средств обучения, определение оптимальной продолжительности, правильная организация деятельности. Самая трудоёмкая работа планируется в течении 20-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность. Далее идёт снижение работоспособности, проводятся физкультминутки.
Виды физкультминуток
1.Упражнения для снятия телесного напряжения: «напряглись- расслабились», «огонь и лёд».
2. Упражнения для расслабления рук: «замок»,«повтори ритм»
3. Упражнения для самомассажа: «гибкая шея, свободные плечи», «глаза отдыхают», «сова»
Основные требования к отбору и содержанию учебного материала
Мыслительные операции | Критерии отбора содержания учебного материала для развития мышления | Способы развития мышления |
1 | 2 | 3 |
Синтез | Объединение элементов в единое целое | Составьте из элементов целое… |
Анализ | Выделение отдельных элементов в структуре изучаемых объектов | Выделите основные части…Проанализируйте схемы, графики… |
Абстрагирование | Выделение существенных, главных признаков изучаемых объектов | Выделите из множества признаков главные… Насколько верны выводы… |
Сравнение | Материал содержит два или более объектов, имеющих признаки сходства и различия | Заполните для сравнения таблицу по столбцам: признаки сходства и признаки различия |
Обобщение | Формирование понятийного аппарата, изучение терминов и понятий | Выделите главные признаки объекта, дайте определение понятию, объясните взаимосвязь между понятиями. Сделайте выводы. |
Классификация | Выделение оснований для классификации | Определите основание классификации, проклассифицируйте, проверьте верна ли классификация |
Конкретизация | Обогащение примерами и иллюстрациями | Приведите примеры ,назовите факты, правила |
Учитель коррекционного класса:
-осуществляет обучение и воспитание с учётом преподаваемого предмета
-способствует формированию культуры личности, социализации, осознанному освоению программы
-обеспечивает необходимый уровень подготовки
-поддерживает тесный контакт с учителями других предметов.
Задачи, решаемые при обучении
- создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
- организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико- консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
- компенсация недостатков дошкольного развития;
- преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
- постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
- охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями;
- изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
В создание условий для организации процессов рефлексии, планирования, детского сотрудничества, наблюдения, моделирования, включения детей в разные виды деятельности используются приемы системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, теория формирования учебного действия П.Я.Гальперина.
В течении всех лет обучения мы необходимо отслеживать темп деятельности на уроке; работоспособность; особенности усвоения учебного материала.
Учитель постоянно следит за работоспособностью, для того чтобы провести смену деятельности, повторную физкультминутку.
Так как у учащихся класса различный темп деятельности:1ученик с высоким уровнем,1-средний уровень,1-низкий,то на каждом этапе урока планируются дополнительные задания.
На контрольных работах также имеются дополнительные задания и задания разных уровней сложности.
На протяжении всех лет обучения проводится педагогический мониторинг При решении уравнений используем карточки, которые можно найти в сети Интернет.
Пример Педагогического мониторинга
фИ ученика | Особенности усвоения учебного материала | Поведение и деятельность в процессе занятий | Работоспособность | Уровень комфортности в коллективе | Рейтинг предмета |
Анализируем данные рейтинга, выявляем причины спада, если они есть. Меняем методы и формы повышения учебной мотивации.
На уроках применяются различные виды заданий:
-вставь пропущенные цифры: 39+ = 8
7*+4*=72
-найдите ошибки: 820-82=0, 631-27=604, 526-384=242
-вставь знак действий: 20+60*20=100, 200-90*70=180
-отыщи пример с заданным ответом 80: 73+17 , 99-19 , 54-26.
-реши цепочку:
-тестовые задания: мальчик прочита29 страниц, и ему осталось до конца книги прочитать на 10 страниц меньше. Сколько страниц в книге?
а)19 б) 39 в) 48
-игровые задания: «Биржа», «Найди пропавший ключик»
-занимательные задания: разложи карточки по убыванию, возрастанию.
-соревнование: кто быстрее решит примеры и составит слово.
Одной из интересных форм работы на уроке являются тетради на печатной основе. Содержание заданий и упражнений направлено на закрепление математических знаний и умений, на повторение пройденного, на коррекцию психомоторного недоразвития учащихся с нарушением интеллекта, на активизацию их мыслительной деятельности, на выработку, что очень важно, практических навыков.
Многие задания представлены в игровой и занимательной форме, это позволяет использовать эти задания во внеурочной деятельности. Например при проведении декады математики
Применяемые формы контроля:
- Контрольные работы;
- Тематические проверочные работы;
- Самостоятельные работы;
- Практические работы;
- Творческие работы;
- Тестовые задания;
- -Устные ответы на уроках
Всё это способствует тому, что учащиеся с отклонениями в развитии адаптируются в новом для них социуме, имеют положительный результат в усвоении математики. Мы готовим их к продолжению обучения в специализированных учебных заведениях.
Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна и в теоретическом и в практическом отношении. Интеграция «проблемных» детей в общество— это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.
Для активизации процессов компенсации, преодоления или устранения недостатков познавательной деятельности необходима система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания. Одним из средств педагогического воздействия является интегрированный подход в преподавании точных наук. Характерная черта интегрированных уроков — это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления. Учитель в процессе урока охватывает почти все стороны жизни современного человека ( музыка, искусство, культура, история …)
Примеры интегрированного подхода к преподаванию точных наук для детей с ОВЗ. Приведу фрагментов некоторых уроков :
- На уроках физики при изучении темы «Агрегатные состояния вещества» учитель приводит примеры состояния природы во все времена года. При этом иллюстрирует в виде слайдов картины знаменитых художников о природе ( Левитан «Зимой в лесу», Шишкин «Зима», Саврасов «Весна», Васнецов «Летний день»…), включает музыку Вивальди «Времена года» (называет дирижера: Герберт фон Кароян и оркестр симфонической музыки), зачитывает строки великих поэтов о природе:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест…
Ю.Тютчев
Яркий снег слепит глаза людей,
Белый снег, он серебра белей,
Он своей поспорит белизной
С мягкой ватой, рисовой мукой.
Лю Дабаю (Китай)
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен. (Ф. Тютчев.)
У ребят складывается целостная картина изменения природы родного края, развивается чувство патриотизма и любви к Родине.
- При изучении темы «Многогранники» учащиеся знакомятся с презентацией, в которой рассказывается об одном из семи чудес света «Пирамидах Египта», слайды уносят ребят и в другие страны и континенты, где были обнаружены пирамиды. Почему именно пирамиды?- задает вопрос учитель. На этот вопрос до сих пор не найден ответ. Пирамиды были обнаружены и в Китае, и в районе Бермудского треугольника и даже на Марсе. Слова подтверждаются слайдами. В глазах ребят появляется заинтересованность и огромное желание раскрыть тайну. С интересом они рассматривают макет пирамиды и пытаются понять «В чем же особенность этой фигуры?»
- При изучении тепловых процессов на уроке физики учитель зачитывает сказку «Хитроумный Иван» с физическими вопросами.
Царевна молвит : «Вот тебе первая задача : сделай так, чтобы то, что тебя окружает , но невидимо, стало видимым»
« Это пара пустяков, -отвечает Иван. -Дай-ка зеркальце, я сделаю так…а ты посмотри в него» Что сделал Иван и что могла увидеть царевна?
Интеграция различных предметов и областей знаний прослеживается в таких задачах по физике, как :
- что общего между ракетой и кальмаром? (учитель рассказывает, что представляет собой это животное)
- «мировой рекорд» по прыжкам в высоту среди животных принадлежит маленькой южноафриканской антилопе. На какую высоту прыгнет антилопа, если она отталкивается от земли вверх со скоростью 12 м/с . ( учитель: справка о высоте прыжков различных животных)
- где сила тяжести одного и того же тела больше: на экваторе или на полюсе? Почему? ( учитель: где находится экватор и полюс , какие страны там расположены)
- Вопрос об отвердевании кристаллических тел хорошо иллюстрируют следующие слова И.В. Гете:
Глянем поглубже в расселины скал:
Тихо в кристаллах растет минерал.
- При изучении разложения белого света в спектрах учитель читает поэтические строки Тютчева Ф.И о радуге:
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
- При изучении давления учитель использует литературного героя:
«Выходя на берег, Робинзон почувствовал, что его ноги вязнут в глинистом грунте. Он прикладывал огромные усилия, чтобы вытащить их. « Отчего это происходит?»-спросил он себя.» Дайте и вы объяснение явлению.(Кто такой Робинзон?)
- Изучая тему: «Смачиваемость веществ» учитель зачитывает задачу «Дамы в очках»: В магазине «Оптика» очаровательная покупательница жаловалась продавцу на недавно купленные очки: стекла запотевают, а во время дождя все время мокрые. Как быть? Что посоветовал оказавшийся случайно рядом Шерлок Холмс?
Применение интегрированного подхода в преподавании физики и математики позволяет с разных точек зрения рассмотреть одно явление с разных сторон: с позиции поэзии, живописи, музыки и дает более полное представление об изучаемых процессах, помогает понять и раскрыть их сущность. Познавательная информация, содержащаяся на уроках, существенно пополняет знания слепых и слабовидящих в сфере науки, культуры, техники. Изучение простых явлений окружающего мира позволяет взглянуть на изучаемые в школе предметы как на метод познания, а не склад готовых знаний. Необходимо научиться видеть и замечать вокруг удивительное.
«Познание начинается с удивления» - эта древняя мудрость говорит о первом непременном условии любого образования. Способность удивляться - великий дар природы, который помогает нам не только учиться , но и жить.
Создавая условия, мы будем способствовать интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями и реализации возможностей предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
Как в нашем обществе, так и в сфере образования ничего не стоит на месте, и на данный момент рассматриваются проекты документов, отменяющих специальные программы обучения. Хорошо это или плохо сказать сложно, но если ребёнок с ОВЗ включён в единое образовательное пространство обычной школы, то учителю легче выстроить учебный процесс объединяя по возможности темы занятий, но изменяя уровень требований, тогда как если темы существенно различны возникает, пусть и кратковременный, но процесс параллельного обучения, противоречащий инклюзивному образованию. Выстроенная модель инклюзивного образования позволяет учащимся с ОВЗ не только успешно социализироваться, но и продолжить обучение.
Таким образом, необходимо отметить, что, инклюзивное обучение требует не только временных затрат от педагога, но и значительного повышения уровня педагогического мастерства, так как оно все равно требует создания особых условий для особого ребенка.
По словам Н.Н. Малофеева (Николай Николаевич Малофеев — член-кор. РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО) интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.
Список литературы:
- Афанасьева Л.В., Гордеюк Т.Н. Особенности образовательного процесса в классах коррекции - Волгоград: Учитель,2011.
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики/А.Д. Гонеев , Н.И. Лифинцева, Н.В.Ялпаева.-М.,2002.
- Инновации в Российском образовании (специальное коррекционное образование).-М.,1999.
- Перова,М.Н. Методика преподования математики во вспомогательной школе.- М.: Просвещение,1991.
- Программы для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида / под ред. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2010.
- Профилактика коррекции неуспеваемости школьников//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - М.,2006.
- Совайленко, В.К. Система обучения математики в 5-6 кл.: кн.для учителя.- М.: Просвещение,1991
- Степанова, Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Е.Н. Степанова. – М.: 2001.
- Щербо, И.Н. Управление системой коррекционно-развивающего образования в школе /И.Н. Щербо. –М.: Сентябрь, 2003.-136с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"
Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...
Педагогические приемы включения детей, имеющих нарушения слуха, в образовательное пространство урока математики
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями модернизации образования...
Городской семинар "Организация и функционирование психолого-медико-педагогического консилиумами образовательной организации. Включение детей с ОВЗ в образовательное пространство"
30 сентября 2015 г. на базе МОУ "Изобильненская школа" прошел семинар для руководителей психолого-медико-педагогическими консилиумами и педагогов-психологов образовательных учреждений г. Алушты....
Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».
Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, ко...
Деятельность педагогического коллектива при включении обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство
Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения в области развития инклюзивной культуры, политики и практики является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогиче...
Деятельность педагогического коллектива при включении обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство
Оценка уровня готовности педагогического коллектива к внедрению инклюзивной практики. Цель деятельности педагогов и специалистов при работе с учащимися с ОВЗ. Основные направления работы с учащимися с...
Модели включения обучающихся с РАС в образовательное пространство школы.
В статье представленны возможные варианты (модели) включения обучающихся с РАС в образовательное пространство школы....