Теоретический семинар "Условия организации коммуникативной деятельности детей"
материал

На заседании методического объединения педагогов ДОУ рассматривались следующие вопросы:

1. Нетрадиционные средства (РППС) развития коммуникативных способностей дошкольников.

2. Свободный разговор, как способ развития инициативы детей в коммуникации взрослого и ребенка.

3. Речь педагога - средство формирования грамотной коммуникации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_organizatsii_kommunikativnoy_deyatelnosti_detey.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.

Доклад

                                                                        Учитель-логопед МБДОУ «ДС «Лада»: Чен И.А.

В современном обществе, его духовной и материальной сфере, проблема общения актуальна. Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Вне общения не может сформироваться психика человека. Ребенок не становится личностью сам по себе, этим он обязан общению с людьми, с которыми он вместе живет, играет, образовывается. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей коммуникативных навыков как залога их благополучного развития, легкой адаптации в социуме.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Исходя из опыта работы, я определила основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду:

  • Создание психолого - педагогических условий для речевой практики детей, развития коммуникативных навыков. (Речь педагога)
  • Реализация комплексного коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников.
  • Организация свободного разговора.
  • Создание предметной развивающей среды в группах, стимулирующей речевое и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении  слов, копируют интонацию воспитателя, грамматическую форму слова, предложения.

Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных.

         К сожалению, зачастую можно услышать как не только начинающие педагоги, но и педагоги с большим педагогическим опытом допускают ошибки в неправильном употреблении слов, ударении, в согласовании слов в предложениях и словосочетаниях в грамматическом, стилистическом и лексическом планах.

Упражнение 1

Я хочу предложить вам пары слов с профессионального языка в свете требований ФГОС.

1. обеспЕчение – обеспечЕние вариативности педагогического процесса .

2. вклЮчит – включИт личностно-развивающий подход

3. зАдать – задАть направление детской инициативы

4. катАлог – каталОг с дидактическими играми

5. красИвее – красивЕе поделка

6. пОнял – понЯл правила игры

7. углУбленное изучение – углублЁнное изучение ФГОС

8. дОсуг – досУг для детей

9. повтОришь – повторИшь стихотворение

10. СрЕдства- СредствА для создания благоприятных условий

Упражнение 2 ( обогащает словарный запас, согласование слов в предложении.)

- Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут придумайте предложение, все слова которого начинаются с этой буквы.

Например: «Прокоп, Пётр, Прохор пошли путём простым».

Упражнение 3 ( развивает грамматически правильную речь)

 Коварный родительный падеж

Много чулков, сапогов, носок или много чулок, сапог, носков.

Правильно много чулок, сапог, носков.

Много полотенец или много полотенцев.

правильно  много полотенец.

Пять килограмм помидор или пять килограммов помидоров,

правильно пять килограммов помидоров.

Свободный разговор как метод обучения связной диалогической речи дошкольников.

 Свободный разговор является сложным методом обучения. Его ход зависит от подготовки самого воспитателя, а так же от уровня развития детей, от степени их активности и самостоятельности, от их знаний.

  Значение свободного разговора для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее.

Ценность свободного разговора в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В свободном разговоре  вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умение слушать и понимать собеседника ,не отвлекаться, не перебивать, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, давать понятные ответы на вопросы, высказываться в присутствии других детей.

Высказываясь в свободном разговоре, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описание увиденного пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая ответ, дети употребляют для связи слов союзы, разнообразную лексику.

Свободный разговор – эффективный метод активизации словаря, поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь 1/4 -1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.

Свободный разговор имеет и воспитательное значение. Нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора: «Чем знаменит наш город?», «Почему в автобусе нельзя громко разговаривать?». Воспитывает и организационная форма свободного разговора – повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, а так же такие качества как выдержка, тактичность.

В свободном разговоре педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, свободный разговор являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка, но и средством социально нравственного воспитания.

Создание в группе РППС для развития коммуникативной деятельности дошкольников

     Следует учесть, что этот возраст является важным периодом развития речи.Л. С. Выготский считал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления. Именно в этом возрасте нужно сделать акцент на развитие словаря, полезно проводить словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. В этом возрасте происходит развитие памяти, поэтому важно стимулировать повторение, как основу запоминания, активно использовать мнемотехнические средства, символы, схемы, дети преодолевают трудности при достижении цели, возникают игры-соревнования.

     Важное значение приобретает использование обучающих дидактических игр. Начинается формирование мотивации готовности к школе. В речевом центре должно быть лото «Скоро в школу», домино «Школьные принадлежности».

1.Зеркало;

2.Тренажёры для развития дыхания (мыльные пузыри, надувные игрушки,..);

3.Серии сюжетных картинок;

4.Алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах;

5.Набор картинок по классификациям животных, растений, транспорта, строительных сооружений, профессий, видов спорта и т.д.;

6.Набор таблиц и карточек с предметами и условно-схематическим изображением для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) 2-3 разные;

7.Серия картинок по временам года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей 3-4 разные;

8.Разрезные (сюжетные) картинки (8-16 частей) разделённые прямыми и изогнутыми линиями 8-10 разных;

9.Набор с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещённость, облачность);

10.Разрезная азбука и касса, набор карточек с цифрами и числовой балансир (на составление числа из 2-х меньших);

11.Набор «Лото» последовательности числа;

12.Набор магнитов с буквами, геометрическими фигурами, цифрами (3-4 набора);

13.Набор моделей: деление на части (2-16) 4 шт.;

14.Картотека предметных картинок и речевого материала для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных;

15.Материал для звукового и слогового анализа и синтеза и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, флажки,..);

15.Дидактические игры для формирования грамматического строя речи «Один и много», «Найди маму», «Бабочка и цветок», «У кого кто?», «кто за деревом?», «Собери семейку» и т.д.;

16.Лото, домино по изучаемым темам (8-12 частей) реалистический и условно-схематические изображения по 10 разных;

17.Настольный алфавит, настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука;

18.Карта-плакат центра своего города или микрорайона;

Российский герб, флаг, герб своего города;

19.Куклы в  костюмах;

20.Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре», «Раньше и сейчас», «Охота на мамонта», «Собери матрёшек», «От кареты до ракеты»;

21.Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей);

22.Игры для совершенствования навыков языкового анализа «Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова», «Подбери схемы»;

23.Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;

24.Набор знаков дорожного движения.

25. В уголке книг помимо того, что должно быть в предыдущем возрасте должны быть детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по истории и культуре русского и других народов, кроме этого должны быть:

26.Репродукции картин известных художников;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация познавательной деятельности детей в ходе изучения темы: М.Ю. Лермонтов "Бородино"

Сценарий литературно-исторической гостиной «Бородино 200 лет»...

Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением интеллекта

Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением интеллекта...

Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ при дистанционном обучении

Выступление на семире "Перспективы дистанционного обучения детей-инвалидов" (презентация к докладу)...

Организация коммуникативной деятельности учащихся на уроке английского языка. Warming – up activities.

Задания типа warming-up (разминка или разогрев) можно использовать в любой момент учебного занятия, обусловленный конкретными целями и задачами. С его помощью можно "запустить" урок, придавая занятию ...

Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с коммуникативной деятельностью детей

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных об...

Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при ор...