Организация коммуникативной деятельности учащихся на уроке английского языка. Warming – up activities.
статья по английскому языку на тему

Галимова Фарида Явдатовна

Задания типа warming-up (разминка или разогрев) можно использовать в любой момент учебного занятия, обусловленный конкретными целями и задачами. С его помощью можно "запустить" урок, придавая занятию нужный ритм и соответствующую атмосферу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon warming-up.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Организация коммуникативной деятельности учащихся на уроке английского языка. Warming – up activities.


       Any activity should be stimulating, meaningful, enjoyable and successful otherwise it has no sense. Learning is not only duty and compulsion for a learner. It should be surprising, problem solving and pleasant. I do my best to set up such activities at my regular lessons and try to create a friendly atmosphere, healthy relationship with mutual trust and respect, with concern and care for every learner. Planning my lessons I think of 3-Ss (Surprise, Satisfaction and Success). How to make students get surprised, feel satisfied, happy and successful. A good help in this case are "warming-up" activities at any moment of the lesson.

"Учиться надо так, чтобы получать удовольствие" - эти слова являются важным педагогическим принципом обучения английскому языку в школе, а для детей - их основным девизом учения. Реализовать на практике этот принцип помогают специальные  мотивирующие коммуникативные задания.  В англоязычной методике их называют  warming-up. Они призваны привлечь внимание школьников к иноязычному общению, пробудить их интерес или послужить «мостиком» к теме, материалу или деятельности в основной части урока.

 Задания типа warming-up (разминка или разогрев) - это особый вид совместной учебной деятельности наиболее приближенный к реальной действительности. Разминку можно использовать в любой момент учебного занятия, обусловленный конкретными целями и задачами. С его помощью можно "запустить" урок, придавая занятию нужный ритм и соответствующую атмосферу. Этот вид учебной деятельности может быть применен для заполнения паузы. Он также может служить логичным завершением урока. Удачное завершение вызывает положительные эмоции у обучаемых, распространяющиеся на последующие занятия. Эмоциональная память неоднократно возвращает учащихся к пережитому опыту. Содержание warming-up разнообразно. Это могут быть рифмовки, скороговорки, пословицы, идиомы, мудрые высказывания, песни, различные игровые, логические приёмы и упражнения, а также различного рода лексические, фонетические или лексико-грамматические «зарядки». Сделать этот этап более привлекательным и задающим тон всему уроку совсем несложно, если превратить его в маленькую игру или соревнование. Например: какая группа (ряд, пара) учащихся за одну минуту вспомнит и запишет больше ключевых слов; или кто (или какая группа) построит большее количество предложений (на заданную тему или грамматическое правило); или какая группа или ряд составит самый интересный  мини-рассказ.

Также можно превратить рутинное закрепление грамматических структур в увлекательное занятие, если раздать ученикам наборы разрезанных на части предложений и предложить их собрать. Можно добавить к этому элемент соревнования, если отмечать тех, кто справился с заданием быстрее или собрал за определенное время большее количество предложений.

Грамматические структуры также легко запоминаются при работе с песнями, стихотворениями, рифмовками и выдержками из интересных текстов. У каждого учителя в «копилке» множество таких «помощников».  Конечно, все эти рифмовки и песенки хороши для учеников младшего возраста.

        При работе с учениками среднего и старшего возраста и введении более сложного материала можно и нужно применять элементы проблемного обучения, так как самостоятельно сделанное открытие всегда вызывает чувство удовлетворения, что, в свою очередь, положительно влияет на психофизическое состояние как каждого учащегося, так и группы в целом.

Для работы с лексикой очень хороши учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов. На этапе закрепления лексики можно применять прием «озвучка» (с опорой на субтитры или без). Можно превратить это в ещё более интересное занятие, попросив учащихся «переозвучить» по-своему тот или иной отрывок.

         

 Приведем примеры мотивирующих заданий:

  1. Игры и ситуации знакомства (Getting-to-Know Games and Situations). Они используются на протяжении всего курса обучения и рассчитаны на лучшее узнавание друг друга.  

а) Игра «Insisting game». Один и тот же вопрос предлагается учащемуся несколько раз. Например, на вопрос Who are you? ученик каждый раз отвечает по-разному: I am a boy. I am a pupil. I am Mike. I am a brother. I am a football player.

б) Игра «Back-to-back». Учащиеся ходят по классу. Как только учитель ударит в ладоши, школьники останавливаются, и каждый из них встает спиной к ближайшему партнеру. Затем дети рассказывают по очереди о том, что они знают о стоящем за их спиной однокласснике.

в) Ситуация «Interviews». Учащиеся получают, например, такое задание: узнать как можно больше о своем однокласснике, его семье, интересах, мнение по тому или иному вопросу. Для этого ребята готовят серию вопросов и берут интервью, затем делают сообщение о том, что они узнали о своем товарище.

г) Ситуация «Questionairing». Школьники получают карточки, на которых записаны вопросы, обращенные к ним (обычно с множественным выбором). После заполнения карточек обсуждаются все ответы. Выясняется, что в классе есть ученики с очень сходными интересами.

2. Игры на угадывание (Guessing games).

а) «Guess the theme». В конверт помещается картинка, вырезанная из журнала, связанная с темой (фото писателя, кинозвезды) или карточка с названием предмета школьного обихода или города. Учащиеся пытаются отгадать, что в конверте, и таким образом определить новую тему урока, задавая уточняющие вопросы (yes\no questions).

б) «Unscramble the word». Учащимся предлагается составить слово из букв, данных вразбивку (tuoryc – country), составить слова из букв записанного на доске «длинного» слова и т.д.

в) «Acrostic poems». На доске написано слово по теме урока. Учащиеся подбирают слова так, чтобы каждая буква этого слова стала первой буквой нового слова.

 3. Проблемные ситуации (Problem situations).

а) «Give me your advice». Учитель рассказывает о личных проблемах или о проблемах своих знакомых: My coffee maker is not working. There is no place to fix it here. What can you advice me? Личные проблемы такого характера могут изложить и учащиеся, а класс помогает советами.

б) «What happened?» Учитель показывает классу картинку из журнала, на которой изображены: человек с выражением растерянности, недоумения на лице или же разбросанные по комнате вещи и т.п. Школьники высказывают свои предположения о том, что случилось, и что бы они посоветовали сделать.

в) «Finish the story». Учитель начинает рассказ, в котором излагается какая-либо проблема, и останавливается на середине. Затем он просит учащихся закончить рассказ или предложить свое решение изложенной в нем проблемы.

4.        Приемы раскрытия своего внутреннего мира (Self-disclosing activities). Они исходят из гуманистических подходов к обучению иностранному языку. Считается, что в обычном общении школьник не всегда может раскрыть себя собеседнику, свой внутренний мир. А часто это важно для подростка. Данный элемент общения понимается так: открою тебе свою душу, чтобы ты лучше понял меня. Такого рода задания включают обмен личным опытом, воспоминаниями, планами на будущее, выражение своих чувств, желаний, ценностных ориентаций.

а) «My first memories». Учитель начинает этот разговор: делится воспоминаниями о детстве, рассказывает отдельные эпизоды. Учащиеся по желанию говорят о том, в каком возрасте они помнят себя и в какой ситуации.

б) «Share your fantasies». Учащимся предлагается сказать, что бы им хотелось сделать сейчас, в будущем: о чем они мечтают, где бы им хотелось побывать, что увидеть.

в) «My strengths and weaknesses». Это задание поможет учащемуся оценить себя и сравнить свою оценку с восприятием его способностей и слабостей одноклассниками. Сначала каждый ученик записывает собственное мнение о себе, затем – об одном из одноклассников. После этого школьники обмениваются своими наблюдениями.

Как утверждают авторы гуманистического подхода, задания типа self-disclosing activities могут предлагаться в группах с доверительными отношениями между учителем и учениками, а также учащимися между собой.

5.        Приемы драматизации в обучении английскому языку по книге «Drama Techniques in Language Learning» (Malley A., Duff A.). Предлагаемые в данном пособии игровые упражнения, учебные драматические игры, творческие задания являются удачным вариантом мотивирующего задания начального этапа урока. Они нравятся детям и стимулируют дальнейшее участие школьников в общении на уроке.

Работа над этими заданиями занимает от 5 до 15 минут.

Второй момент в планировании начала урока – это представление урока, т.е. ознакомление учащихся с его названием, тематикой, задачами, которые им предстоит выполнить.

На данном этапе учитель использует доску. В верхней ее части посередине сделаны записи: Title, Topics; слева - Learner`s goals, и справа – Activities for today, которые или записываются в ходе урока последовательно, или предъявляются классу все сразу; потом их стирают по мере выполнения. Нижняя часть доски используется для записи нужного в данный момент языкового материала или для демонстрации средств наглядности. Что касается задач учащихся, то учитель прочитывает их, дает необходимые пояснения и контролирует понимание.

           Итак, warming-up - это важный вид активной учебной деятельности, способствующий повышению интереса к изучению иностранного языка.Warming-up обеспечивает практическое пользование иностранным языком в ситуациях, моделирующих реальную действительность.