Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Захаркина Елена Владимировна

Вебинар для молодых специалистов в рамках проекта "Интернет-наставник"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Хороший эффект в исследовательском обучении достигается в начальной школе благодаря использованию проблемно-диалоговой технологии. Умелое и последовательное применение данной технологии позволяет развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивает творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения, необходимые каждому человеку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности.

Технологию проблемно-диалогического обучения можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего – на уроках изучения нового материала. Но мало только создать проблему, важно найти правильные пути поиска ее решения.

Очень часто от младшего школьника можно услышать просьбу: «Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться». Мало кто из взрослых осознает значимость подобных ситуаций. А ведь в этом возрасте важно не оттолкнуть ребенка равнодушием, не погасить горящие любознательностью детские глаза и огромное желание самому совершить свое маленькое открытие.

Слово "проблема" мы употребляем, как минимум, в трех смыслах.

 Житейская проблема — это бытовое затруднение, преодоление которого очень актуально для человека, но которое нельзя решить с ходу с помощью тех возможностей, которыми человек располагает в настоящее время.

Научная проблема — это актуальная научная задача.

И, наконец, учебная проблема — это, как правило, проблема, уже разрешенная наукой, но для обучаемого она выступает как новая, неизвестная. Учебная проблема — это поисковая задача, для решения которой обучаемому необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.

Проблемная ситуация — это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач — это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: "Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить". Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.

Роль педагога и учащихся на всех стадиях (этапах) решения учебной проблемы может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это исследовательский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.

Исследовательское обучение относится к продуктивным методам обучения и имеет ряд достоинств:

1) учит мыслить логично, научно, творчески;

2) учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

3) учит преодолевать встречающиеся затруднения;

4) делает учебный материал более доказательным;

5) делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

6) способствует превращению знаний в убеждения;

7) вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

8) формирует и развивает познавательные интересы;

9) формирует творческую личность.

Перечень достоинств проблемного обучения этим не исчерпывается, но и приведенного достаточно, чтобы спросить: почему мы не сделаем все обучение проблемным, если оно так соответствует требованиям дня сегодняшнего и еще более дня завтрашнего?

Причин тому несколько.

1.        Продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами.

2.        Есть учебные проблемы, которые непосильны для учащихся. Понизить уровень проблемности (т.е. кое-что подсказать учащимся) можно только репродуктивными методами.

3.        Есть учебные проблемы, которые очень легки для учащихся. Создать на их базе проблемную ситуацию просто невозможно, т.к. учащиеся решают их с первого предъявления. В этом случае более уместно применение репродуктивных методов.

4.        Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо чтобы они уже имели некоторый "стартовый" запас знаний. Создать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов.

5.        При формировании умений и навыков где показ, подражание и репродукция имеют очень большое значение, продуктивные методы уступают репродуктивным по эффективности.

Савенков Александр Ильич – доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, г. Москва

Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в этих знаниях – с другой, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.

Одна из главных особенностей младших школьников – наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание взгляд взрослого человека.

        Часто школьники находят опечатки в своих учебниках, оговорки в словах учителя, логические нестыковки в книгах и рисунках. Развитию исследовательских умений способствуют вопросы, направленные на анализ текста, рисунков, заданий. Учитель, поощряющий исследования постоянно задает вопрос: «Что необычного вы здесь заметили?».

Необходимо также развивать логическое и творческое мышления, требующиеся при решении исследовательских задач.

Исследовательские навыки учащихся развиваются также посредством применения метода проектов, которым мы все с вами владеем.

Если исследовательское обучение проходит во взаимодействии с учителем, то проектная методика позволяет развить у учащихся самостоятельность в поиске вариантов решения проблемы.

Предпочтительны следующие виды учебных проектов в начальной школе:

— по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

— по месту проведения: урочные, внеурочные;

— по времени: кратковременные или долговременные;

— по теме: предметные, свободные.

Этапы работы над проектом:

  1. Представление ситуаций, позволяющих выявить необходимые лексические единицы и грамматические структуры для описания помещений, пользуясь материалом учебника. Начало работы над мультимедийной презентацией. 
  2. Согласование общей линии разработки проекта. Отбор материала, изучаемого на уроках, для описания помещения. Подбор иллюстраций для презентации, составление предложений по картинкам.
  3. Самостоятельная работа учащихся по подбору дополнительных лексических единиц из словаря (возможна помощь родителей), необходимых для описания помещения, и иллюстраций к презентации. Включение новых лексических единиц в изученные грамматические структуры.
  4. Составление предложений по фотографиям.
  5. Презентация видеороликов и рассказов по фотографиям или рисункам. Обсуждение результатов проекта. Завершение работы над презентацией. Оформление проектной работы в виде видеофильма.
  6. Презентация проекта на школьном конкурсе проектных работ. Рефлексия.

Уже с начальной школы необходимо вести работу по формированию инструментальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске:

  • умение видеть проблемы;
  • умение задавать вопросы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение давать определение понятиям;
  • умение классифицировать;
  • умение наблюдать;
  • умения проводить эксперименты;
  • умение структурировать материал;
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • умение доказывать и защищать свои идеи,

Вернемся к определению научной проблемы - научная проблема — это актуальная научная задача.

Одним из самых сложных этапов научно-исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность.

Большинство педагогов при этом поступают просто, они стараются подобрать интересную (с их точки зрения) и полезную тему исследования, а затем предлагают ее учащимся.

На самостоятельность младшего школьника при проведении учебных исследований мы можем рассчитывать далеко не всегда. Он, конечно, исследователь от природы, но учебное исследование отличается от спонтанно проявляющейся поисковой активности ребенка. Поэтому младшего школьника на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент, сделать выводы и т.п. Таким образом, ребенок постепенно превращается из «слушателя» в «собеседника», а затем и в «исследователя».

Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.

Любое балльное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах школы не должно иметь место в силу следующих причин:

— учащиеся должны чувствовать себя успешными;

— учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед.

Исследовательская работа — в первую очередь, желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели.

 И естественно, она продолжается за пределами начальной школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках английского языка Захаркина Елена Владимировна МБОУ СОШ № 3

Слайд 2

Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь. Китайская пословица Проектная деятельность Научно-исследовательская деятельность Исследовательское обучение

Слайд 3

Исследовательское обучение

Слайд 4

Доктор педагогических и психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета Савенков Александр Ильич

Слайд 5

Мини проекты индивидуальные, групповые творческие, поисковые, практикоориентированные…

Слайд 6

Нужно заботиться о том, чтобы дети всегда делали с удовольствием то, что для них полезно . Дж.Локк

Слайд 7

Научно-исследовательская деятельность Умение видеть проблемы Умение задавать вопросы Умение выдвигать гипотезы Умение давать определение понятиям Умение классифицировать Умение наблюдать Умение проводить эксперименты Умение делать выводы и умозаключения Умение структурировать материал Умение доказывать и защищать свои идеи

Слайд 8

учение без размышлений – тщетный труд; размышления без учения – пагубны. Конфуций

Слайд 9

За пределами начальной школы…

Слайд 10

Для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение интереса ученика. Л.Н. Толстой

Слайд 11

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

Содержание:1. Роль иностранного языка в развитии личности учащихся.2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.3. Организация и активизация видов речевой деятельности на уроках английского язык...

Организация проектной деятельности учащихся на уроках английского языка

В данном материале представлена история проектной деятельности, особенности проектов, цели, типы и примеры проектной деятельности. Особое внимание уделяется организации проектов, роли учителя в них и ...

Организация коммуникативной деятельности учащихся на уроке английского языка. Warming – up activities.

Задания типа warming-up (разминка или разогрев) можно использовать в любой момент учебного занятия, обусловленный конкретными целями и задачами. С его помощью можно "запустить" урок, придавая занятию ...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)

Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языкаВ современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток...

Методы, средства и формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка

Методы, средства и формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка...

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке английского языка. Прием - Эмпирическое исследование. Survey Mat- карта исследования»

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке английского языка. Прием - Эмпирическое исследование. Survey Mat- карта исследования»...