Исследовательские работы учащихся
творческая работа учащихся

Кирякина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа «Басенный жанр в творчестве С.В. Михалкова»  была представлена на научно-практических конференциях:

  1. Диплом I степени – Всероссийский конкурс исследовательских работ «ШАГИ В НАУКУ»  (г. Обнинск, 2016).
  2. Диплом II степени - XVIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 2016).

 БАСЕННЫЙ ЖАНР В ТВОРЧЕСТВЕ С.В. МИХАЛКОВА

(тезисы)

В.А. Репьева

МБОУ «СШ№42», г. Нижневартовск

Научный руководитель: Т.Н. Кирякина

Басня — один из древнейших жанров словесного искусства. Она всегда была и остается до сих пор труднейшей формой поэзии, а баснописец – чрезвычайно редкое явление в литературе.

В школьной программе по литературе мы изучаем жанр басни на примере творчества великого русского баснописца И.А. Крылова.  И только.

В XX веке вся страна зачитывалась мудрыми и поучительными баснями Сергея Владимировича Михалкова! А сегодняшние школьники, школьники XXI века вряд ли знают, что Михалков – автор более чем 200 басен.

Актуальность данной работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в изучение басенного творчества С.В. Михалкова. Кроме  того, исследуемые нами произведения заставляют читателя задуматься над вопросом о вечных человеческих ценностях: добре и зле, жестокости и сострадании, любви и милосердии. Нам кажется, что эти качества постепенно утрачивают своё значение  в современном обществе. Басни  способны «лечить душу», делают человека добрее, отзывчивее, мудрее. В своей работе мы попытаемся проанализировать характерные черты басен С.В. Михалкова, соотнося их с традиционным представлением о жанре басни.

В нашей работе мы остановились на баснях, предназначенных для детского чтения и восприятия. Нами прочитано и проанализировано около тридцати басен С.В. Михалкова.  Изучение такого количества произведений  одного автора даёт нам право делать выводы и обобщения о басенном творчестве поэта в целом.

Тематика басен С.В. Михалкова очень разнообразна. Автора интересуют вопросы, связанные с жизнью общества: социальное устройство того или иного объединения людей, общественные отношения между людьми, взаимоотношения между начальником и подчинённым,  гражданская позиция человека.  Значительную часть в творчестве С.В. Михалкова занимают басни философского содержания. Размышления о смысле жизни, о месте и роли человека в окружающем мире находим в поэзии автора. Среди всего разнообразия рассмотренных нами басен, пожалуй, самое  большое количество занимают произведения, в которых высмеиваются пороки и недостатки человеческой личности: хвастовство, лень, зависть, жестокосердие, злоба, горделивость, высокомерие, самомнение, приспособленчество. Приведенные нами примеры наглядно доказывают, что тематика басен С.В. Михалкова необычайно разнообразна. Мало найдётся тем, на которые не обратил бы свой взор внимательный и тонко чувствующий жизнь поэт. Несомненно, те темы и проблемы, которые поднимает автор на страницах своих произведений,  в литературе существовали задолго до Михалкова. Но судя по тому,  что поэт снова и снова обращается к этим темам, мы делаем вывод, что проблемы эти вечные, актуальные во все времена. И самое главное, что басни Михалкова не потеряли своей злободневности.

В исследуемых нами баснях С.В. Михалкова чаще всего героями являются животные, реже – неодушевлённые предметы, совсем редко в качестве главных действующих лиц упоминаются  люди.  Это традиционный для басен приём, используемый авторами с древнейших времён. В своих произведениях Михалков  очень часто использует образы  зайца, слона, льва, осла, соловья, медведя и других животных, которых мы достаточно часто встречаем в творчестве Крылова.  Зачастую в баснях Михалкова животные выступают аллегорическими образами тех или иных человеческих пороков. Мы видим, что представленные в баснях действующие лица достаточно разнообразны, некоторые из них используются автором в русле традиционной, классической интерпретации  образов, иные имеют уникальную, новаторскую  авторскую трактовку. Многих из героев  С.В. Михалкова, кроме как в его баснях,  нигде больше не встретишь.

Известно, что важным элементом построения басни является наличие морали. В большинстве  басен С.В. Михалкова  находим чёткое  разграничение основной повествовательной части басни и вывода (морали). Мораль в баснях поэта всегда является выводом, умозаключением, всегда завершает повествование, а не предваряет его. Автор находит своеобразные басенные концовки, неожиданные и очень смешные, которые помогают читателям лучше понять смысл всей басни. Нередко фразы, заключённые в выводах, обретают афористичность.

Еще одной удивительной особенностью басен С.В. Михалкова  мы считаем яркий, выразительный и очень меткий язык. Важное значение в текстах поэта приобретают диалоги между героями. В них зачастую используется разговорная лексика, просторечия. Герои говорят в соответствии с тем, какое положение они занимают и какую социальную роль выполняют.

Михалков продолжил традиции русской классической басни, подвергающей осмеянию непривлекательные черты в характере и поступках человека. В баснях Михалкова мы находим все вышеперечисленные признаки басни. Но при этом отмечаем новаторство Михалкова – баснописца. Басни С.В. Михалкова разнообразны по тематике, значительную роль имеют произведения социальной направленности.  Автора интересуют вопросы, связанные с жизнью общества: социальное устройство того или иного объединения людей, общественные отношения между людьми, взаимоотношения между начальником и подчинённым,  гражданская позиция человека.  Произведения Михалкова отличает имеющаяся сатирическая функция.  Сам поэт отмечал, что многие из его басен «скорее стихотворные фельетоны, притчи, юморески или просто шутки».

Список использованной литературы

1.    Большая литературная энциклопедия / Красовский В.Е. и др. – М: Филол. о-во «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005 – 845с.

2.  Горелов П. О. Очерки о русских писателях,  Издательство “Советский писатель”, 1984

3.  Красовский В.Е. и др.: Большая литературная энциклопедия. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005.

4.       Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. –

5.     Литература: Справ.материалы: Кн. для  учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988 – 335с.

6.      Мотяшов, И. Сергей Михалков / И. Мотяшов. – М., 1975.

7.     Соколов А.Г. История русской литературы XIX – начала XX века: Учеб. – 4-е  изд., доп. и перераб. – М.: Высш.шк.; Изд. центр Академия, 1999.

8.      Энциклопедия для детей Т.9 Русская литература Ч.1 От былин и летописей до классики XIX века / Глав.ред. М.Д.Аксёнова – М: Аварта+, 2002 – 672с.  

9.       Языкова, Е. О творчестве Сергея Михалкова / Е. Языкова. – М., 1986.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа «Воплощение темы детского страдания

в рассказе Леонида Андреева «Ангелочек»  была представлена на научно-практической конференции:

  1. Диплом II степени - Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся  «ШАГИ В НАУКУ»  (г. Обнинск,  2017).

«ВОПЛОЩЕНИЕ ТЕМЫ ДЕТСКОГО СТРАДАНИЯ

В РАССКАЗЕ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА «АНГЕЛОЧЕК»

(тезисы)

М.С. Кошелева

МБОУ «СШ№42», г. Нижневартовск

Научный руководитель: Т.Н. Кирякина

Мир не стоит даже одной слезинки замученного ребенка…

Ф. М. Достоевский

Человеческая жизнь сложна и переменчива. Человек может быть счастлив, удачлив, может жить в семье, среди близких и любимых людей. Но порой,  он сталкивается с тяжёлыми испытаниями и потерями, страдает и переживает невзгоды.

Русская литература всегда обострённо чувствовала боль человека и отзывалась на неё. Примерами тому могут служить произведения Ф.М. Достоевского, В.Г. Короленко и многие другие.  Эти писатели на страницах своих произведений  размышляли  над вечными вопросами жизни и смерти, заставляя читателя задуматься над вечными проблемами человечества,  испытать  чувство сострадания, желания помочь другому в трудную минуту.

Среди несчастных и обездоленных героев особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления.

Рассказ Леонида Андреева «Ангелочек» представляет собой авторское повествование. Это именно та художественная форма, которая дает возможность автору ввести читателя во внутренний мир персонажа, показать его наиболее подробно и глубоко.

 В центре внимания писателя – история жизни тринадцатилетнего Сашки. Автор намеренно показывает нам героя, уже не совсем маленького. Тринадцатилетний подросток может реально оценивать окружающую действительность и отвечать за свои поступки.

Сашка живёт в неблагополучной семье.  Трагедия семьи разворачивается на глазах подростка. Андреев показывает сложные отношения между его родителями. Из-за пьянства отец очень часто терял работу, водил в  дом малоприятных людей. Такое поведение отца не могло не наложить отпечаток на становлении личности Сашки. Мать видит в сыне своего врага, который досаждает ей всем своим  существованием. Феоктиста Петровна постоянно била Сашку, кричала на него, ставила на целый день на колени. Неудивительно, что в такой атмосфере Сашка растёт грубым, озлобленным, равнодушным. Сашка не может спокойно отнестись к злу и унижению и мстит миру за подавление собственной личности, индивидуальности. Сашка делает это теми способами, которые приходят ему в голову: бьет товарищей, грубит, рвет учебники. Всеми силами он пытается привлечь к себе внимание и заставить с собой считаться. Семья живёт в очень мрачной обстановке. Жилище вряд ли можно назвать домом в традиционном понимании этого слова. В помещении не хватает света, простора, воздуха.

Неожиданным для самого героя и для его семьи становится приглашение на рождественскую елку в дом богачей Свечниковых. Ничто не трогало душу подростка: ни красавица-ёлка, ни праздничная радостная атмосфера в зале, ни весёлые ожидающие праздника дети и взрослые. Сашка был угрюм и печален, что-то нехорошее творилось в его маленьком раненом сердце. Описанием сцены праздника автор подчёркивает, что Сашка – ребёнок с надломленной душой. Даже  предчувствие праздника, когда вероятны всевозможные чудеса,  не смягчает сердца героя. Он остаётся таким же замкнутым, отстранённым, равнодушным.

После всего прочитанного, читателю кажется, что ничего светлого и радостного в жизни Сашки уже не может быть.

Однако на ёлке вдруг неожиданно герой замечает воскового ангелочка. И к читателю приходит понимание, что Сашка всё-таки ребёнок, которому не чужды такие качества как удивление, радость и даже восторг. Сашка способен любить. Простой восковой ангелочек открывает читателю совсем другого Сашку, нежного, восторженного. Забывая свою гордыню, Сашка выпрашивает себе игрушку. Сашка ведёт себя так, как до сих пор это было ему несвойственно. Сашка не мучился так из-за домашней неустроенности или ссор с матерью. А вот не получить ангелочка – это трагедия. Взрослые откликнулись на просьбу  ребёнка. Получив игрушку, герой буквально преображается.

Ангел в духовном наследии русской культуры – это хранитель и заступник, который дает человеку помощь и опору. Поэтому для Сашки восковой ангелочек – это не просто красивая дорогая игрушка, а неосознаваемый символ будущей другой (счастливой!) жизни.  Наверное, впервые в жизни Сашка почувствовал себя по-настоящему человеком, личностью. Став обладателем заветного воскового ангелочка, Сашка чувствует себя счастливымВся его прежняя жизнь не дала ему столько радости, сколько ангелочек, находящийся в его руках всего лишь несколько минут. Автор даёт понять читателю, что хрупкое счастье,  осуществлённая мечта могут осчастливить человека, преобразить его душу.

Сашка приносит ангелочка к себе домой. Появление восковой игрушки в неуютном жилище героев вдруг начинает творить чудеса. Сашкин отец тоже попадает под действие ёлочного украшения. И вот уже два героя, отец и сын, не могут уснуть от переполнявших их эмоций. Впервые в жизни отец и сын смогли просто поговорить, оплакать свою убогую жизнь, не стесняясь друг друга. Эти слёзы знаменуют новый этап в отношениях отца и сына, их неожиданно возникшую человеческую общность. В эту ночь герои уснули умиротворёнными и спали безмятежным сном.

Финал исследуемого рассказа нельзя считать однозначным. Происходит страшное: ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. И за ночь, конечно, растаял полностью. Для читателя становится очевидным, что судьба слишком жестоко обошлась с Сашкой и его отцом.   Для того, кто на неуловимо короткое время увидел хотя бы призрак счастья  и снова потерял его, жизнь становится невыносимой. И «не потому ли опустил здесь автор занавес, - писал Н. Михайловский, - что пробуждение старика и мальчика должно оказаться страшнее всякой смерти?»

Подчеркивая зыбкость образа воскового ангелочка, Леонид Андреев тем самым показывает, насколько призрачно счастье униженных и обездоленных в этом мире. Особенно это касается детей, беззащитных и не способных противостоять жестокости окружающей действительности.

Список использованной литературы

1.        Андреев Л.Н. Проза. Публицистика. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство АСТ», 2000, - 704с.

2.        Андреев Л.Н. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.2. Рассказы. Пьесы. М.: Худож. лит.  1990 – 559с.

3.        Андреев Л. Рассказы и повести. – М.: «Недра». – 268с.

4.        Безбородкина Е.О. Опыт изучения святочных рассказов русских и зарубежных писателей. // Литература в школе, №7,2007

5.        Большая литературная энциклопедия / Красовский В.Е. и др. – М: Филол. о-во «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005 – 845с.

6.        Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб., 1995

7.        Иезуитова л.А. творчество Леонида Андреева. – Л: изд-во Ленинградского университета, 1976, 239с.

8.        Красовский В.Е. и др.: Большая литературная энциклопедия. – М.:

Филологическое общество «СЛОВО»: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005.

9.        Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. –

10.        Литература: Справ.материалы: Кн. для  учащихся / С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988 – 335с.

11.        Попова И.М., Хворова Л.Е. Проблемы современной русской литературы: курс лекций. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.

12.        Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; - М.: Дет. лит., 1996. - 223 с.: ил.

13.        Соколов А.Г. История русской литературы конца  XIX – начала XX века. – М: Высшая школа, Изд. Центр Академия, 2000. - 432с.

14.        Швачко М.В. Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века // http: // 64.233.183.104/search? q=cache

15.        Энциклопедия для детей Т.9 Русская литература Ч.1 От былин и летописей до классики XIX века / Глав. ред. М.Д. Аксёнова – М: Аварта+, 2002 – 672с.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественное воплощение мотива разлуки в лирике М.Цветаевой и Эмили Элизабет Дикинсон

Слайд 2

Творчество любого крупного поэта – бесценный вклад в развитие художественного и душевного опыта читателя. Постигая поэтическое творчество, человек обретает крылья, открывает для себя новые пространства, еще не изведанные, глубже понимает прошлое и настоящее, принимает беспокойный современный мир, в котором живет.

Слайд 3

Для современного литературоведения актуально понятие «диалог культур». Чтобы изменить восприятие собственной русской культуры, необходимо вести диалог с иноязычной. Такой процесс позволяет сохранять уникальность и неповторимость одной культуры, и при этом, дополняя и проникая друг в друга, сформировать образ конкретной культурной эпохи, отражать ее идеи, ее эстетические и нравственные

Слайд 4

Цель работы заключается в исследовании особенностей художественных образов, используемых при реализации мотива разлуки в творчестве Марины Цветаевой и Эмили Элизабет Дикинсон .

Слайд 5

Задачи исследования: Изучить литературу по данному вопросу. Рассмотреть особенности термина «мотив ». Исследовать особенности художественного воплощения любовной разлуки Марины Цветаевой и Эмили Элизабет Дикинсон Сравнить образы лирических героинь, переживающих чувство разлуки в любовной лирике обоих поэтов.

Слайд 6

Гипотеза Возможно , при анализе стихотворений мы обнаружим сходные черты воплощения мотива разлуки в творчестве Марины Цветаевой и Эмили Элизабет Дикинсон .

Слайд 7

Мотив А.Н. Веселовский : «Признак мотива — его образный одночленный схематизм; таковы неразлагаемые далее элементы низшей мифологии и сказки». В.Я. Пропп : «Мотив не одночленен, не разложим. Последняя разложимая единица не представляет собой логического целого ». Б.В.Томашевский : "Тема неразложимой части является мотивом. В сущности — каждое предложение обладает своим мотивом ". В.Е. Хализев : «Мотив активно причастен теме и концепции (идее) произведения, но им не тождественен. М.Л. Гаспаров : "...признак мотива – его обязательная повторяемость за пределами текста одного произведения"

Слайд 8

Художественное воплощение мотива разлуки в лирике М. Цветаевой Художественное воплощение мотива разлуки Стихотворения М.И. Цветаевой Разлука, опустошающая и необратимая «Милый друг, ушедший дальше, чем за море!» (1915), «Я вижу тебя черноокой, – разлука!..» (1920) Разлука, мотивирующая начать жизнь с чистого листа « Aeternum vale !» или «Прощай навеки» (без даты), «И что тому костер остылый…» (1920) Разлука, создающая пропасть между влюбленными « Не похорошела за годы разлуки!» (1922)

Слайд 9

С. Э. Не похорошела за годы разлуки! Не будешь сердиться на грубые руки, Хватающиеся за хлеб и за соль? — Товарищества трудовая мозоль! О, не прихорашивается для встречи Любовь. — Не прогневайся на просторечье Речей, — не советовала б пренебречь: То летописи огнестрельная речь. Разочаровался? Скажи без боязни! То — выкорчёванный от дружб и приязней Дух. — В путаницу якорей и надежд Прозрения непоправимая брешь! 23 января 1922

Слайд 10

Мотив разлуки в творчестве М.И.Цветаевой Дихотомичность понятий «любовь-разлука» пронизывает многие произведения Марины Цветаевой и находит свою реализацию. Разлука, прощание, несостоявшаяся любовь, несбывшиеся мечты – один из основных мотивов в любовной лирике М. Цветаевой. Разлука для лирической героини Цветаевой - цельный элемент любви. Разлука может быть трагической, мучительной и опустошающей, может открывать новые страницы в жизненном пути лирической героини.

Слайд 11

Художественное воплощение мотива разлуки в лирике и Эмили Элизабет Дикинсон Художественное воплощение мотива разлуки Стихотворения Эмили Элизабет Дикинсон Разлука, опустошающая и необратимая «My life closed twice before its close», «They say that «Time assuages» Разлука, мотивирующая начать жизнь с чистого листа («Heart! We will forget him!») Разлука, превращающая жизнь в иллюзию («You see I cannot see—your lifetime» (1862), «If you were coming in the Fall»

Слайд 12

“My life closed twice before its close...” My life closed twice before its close; It yet remains to see If Immortality unveil A third event to me, So huge, so hopeless to conceive As these that twice befell. Parting is all we know of heaven, And all we need of hell. Перевод Моя жизнь прекратилась дважды прежде, чем закончиться окончательно; Еще только осталось узнать, Одарит ли Вечность Меня третьим событием. Осознание того, что те два приключились со мной, Так тяжело, оно крадет последнюю надежду. Разлука – это все, что мы знаем о рае, И этого достаточно от ада.

Слайд 13

Мотив разлуки в творчестве Эмили Элизабет Дикинсон Поэта интересует исследование сложных, конфликтных отношений между людьми, анализ душевных состояний в пределах одной души. Любовь и короткие минуты счастья в поэзии Дикинсон часто бывают лишь предисловием к разочарованию и утрате, разрыву и разлуке. Расставание – болезненное состояние, тяжёлое испытание. Также как и в поэзии Цветаевой, у Дикинсон разлука может быть трагической, мучительной и опустошающей, может мотивировать начать жизнь с чистого листа. А ещё очень часто разлука в творчестве поэта – отражение иллюзорного счастья, которое хочет испытывать героиня. Но на самом деле такое желание несбыточно.

Слайд 14

В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, подтвердилась . В творчестве поэтов, безусловно, присутствую общие черты воплощения мотива разлуки: типы «разлуки, опустошающей и необратимой» и «разлуки, мотивирующей начать жизнь с чистого листа» мы встречаем в творчестве обоих поэтов. Ярким различием можно назвать частоту обращения к этим двум интерпретациям. М. И. Цветаева гораздо чаще рисует своих героев сильными, готовыми преодолеть душевные травмы; в лирике Эмили Элизабет Дикинсон чаще встречается разлука, калечащая лирического героя, лишающая его реальности и надежды на счастливое будущее.

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Слайд 16

Ссылки на интернет-ресурсы fotki.yandex.ru/get/6812/56195015.299/0_cecb1_fd6522a9_XL.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/857/92857529_Lily_OldWorld_el63.png http://img-fotki.yandex.ru/get/6513/16969765.4e/0_690bf_2ea95b2b_orig.png http://img-fotki.yandex.ru/get/6510/16969765.4e/0_690b5_238a7571_orig.png https://img-fotki.yandex.ru/get/4405/200418627.104/0_1552b7_2d565edb_M.png https://img-fotki.yandex.ru/get/15/112265771.791/0_c1a79_96c66214_L.png Шаблон выполнен учителем иностранного языка МОУ СОШ №1 г. Камешково Шахториной О. В.



Предварительный просмотр:

Исследовательская работа «Образ бабушки в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»  была представлена на научно-практических конференциях:

  1. Диплом I степени – Всероссийский конкурс исследовательских работ «ШАГИ В НАУКУ»  (г. Обнинск, 2016).
  2. Диплом I степени - XVIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 2016).

 ОБРАЗ БАБУШКИ В ПОВЕСТИ ПАВЛА САНАЕВА «ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ»

(тезисы)

Е.Д. Следь

МБОУ «СШ№42», г. Нижневартовск

Научный руководитель: Т.Н. Кирякина

Детство – прекрасная пора в жизни человека. Рядом с тобой находятся близкие, любимые, надёжные люди, принимающие тебя таким, какой ты есть. Бабушки, как и дедушки, являются важной составляющей частью расширенной семьи. В традиционной культуре бабушки и дедушки имеют чётко определённую роль, выражающуюся в их уходе за младшими детьми в семье. Именно бабушки, благодаря своей мудрости и любви, нежности и пониманию, являются секретом семейного благополучия.        

В современной социологии, психологии, искусстве существуют исследования роли бабушек в жизни семей своих взрослых детей, специфика взаимоотношений бабушек с внуками.

Цель работы:  исследование  художественных особенностей создания образа бабушки в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом».

Отражение обозначенной проблематики мы находим и в современной русской литературе. Повесть П.Санаева «Похороните меня за плинтусом» сразу привлекла внимание читателей.  Во-первых, повестей о детстве в наше время не очень много, во-вторых, эта повесть, в которой тема взросления будто переворачивается с ног на голову.

Бабушки часто фигурировали в произведениях русских писателей. Великое служение, великое страдание, великое терпение и стойкость – вот те качества, которые объединяют всех героинь. Бабушкин  мир - это стабильность, спокойствие, любовь. Окружая внуков своей жертвенной заботой, они создают теплое пространство дома. Погружают их в мир сказок и преданий, рассказывают детям истории из своей жизни, пытаясь тем самым чему-то научить, от чего-то предостеречь. Бабушки передают внукам накопленный поколениями опыт жизни. Посредством бабушек герои впитывают   культурные, семейные традиции.  В бабушкиных словах нет особенной назидательности, они воспитывают своих внуков собственным примером, своими поступками. Таким образом, можно сказать, что образ бабушки в русской литературной традиции является воплощением идеальной (жертвенной) женственности.

Повесть П.Санаева - современное прочтение вечно актуальной проблемы отцов и детей, художественное воплощение темы детства глазами ребёнка. Образ бабушки является центральным в повести. Именно она тот центр, вокруг которого строится повествование, именно она генерирует конфликт повести.

Все ситуации, которые описываются в книге, а их не так много, переданы достаточно подробно: купание, прогулки, празднование дня рождения, отдых в летнем лагере, редкие встречи с мамой и т.д. Но при описании всех событий неизменным остаётся присутствие бабушки и активное её участие во всех эпизодах жизни внука.

Реакция бабушки  на каждую типичную для жизни мальчика ситуацию оказывается странной и даже парадоксальной.

Любовь Нины Антоновны очень специфична, противоречива: до безумия любя своего внука, она сделала его жизнь просто невыносимой, она практически лишила его детства. В Нине Антоновне нет мягкой неторопливости, кротости, смирения, безотказности, благодушия, покорности, - тех качеств, которые непременно должны быть в каждой бабушке. В таком поведении читатель не видит присущей типичным бабушкам мудрости, благоразумия. Нину Антоновну вряд ли назовёшь хранительницей семейного очага, приверженцем семейных традиций, примером для своего внука в передаче жизненных ценностей. В повести П. Санаева у маленького Саши к бабушке противоречивые чувства. Ребенок боится ее, иногда даже ненавидит, а иногда наоборот, любит, защищает, тянется к ней.

Речь героини тоже значительно отличается от привычных бабушкиных речей, которые мы слышим в жизни или читаем в русской художественной литературе. В повести П. Санаева бабушка говорит  громко, грубо,  не стесняясь в выборе выражений. Причём так она разговаривает со всем своим окружением: мужем, дочерью, соседями. Не является исключением  и Саша, которому, кажется, достаётся больше всех.

В повести практически нет упоминаний о том, чтобы Нина Антоновна по-настоящему, как и следует настоящей бабушке, приласкала внука, спела бы ему песню или рассказала что-то интересное. Все свои эмоции, чувства, переживания по поводу каких-либо жизненных ситуаций, бабушка выражает криком, проклятиями. Живя с бабушкой, Саша пытается приспособиться к достаточно жёсткому, даже жестокому  миру  взрослых.

Таким образом, автор представляет читателю  не совсем обычную бабушку. Она вся соткана из противоречий, неоднозначностей и парадоксальностей. С одной стороны,  это сильная, волевая женщина, настойчивая в своих убеждениях и поступках, с другой стороны, неуравновешенная, истеричная, нервная, невыносимая.

Все события повести мы рассматриваем через призму детского невинного восприятия. И благодаря незлобливому, всепрощающему детскому взгляду у читателя возникает двойственное ощущение. С одной стороны, предлагаемые обстоятельства – кромешный ад, в котором живут герои. И этот ад создала именно бабушка. Но, с другой стороны, не испуганный, не обвинительный, по-детски мудрый, ироничный тон повествования творит чудеса – мы начинаем сочувствовать бабушке, понимать её, прощаем все её поступки.

Список использованной литературы

1)Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов/ Под ред. Красовского П. Е. и др. М.: Эксмо, 2006.

2)Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы: повести, рассказы, очерки. М.: Эксмо,2006.

3)Елизаветина, Г. Г. Традиции русской автобиографической повести о детстве в творчестве А. Н. Толстого.// А. Н. Толстой. Материалы и исследования. М.: Наука, 1985.

4)Минералова, И. Г. Детская литература. Учебное пособие для вузов. М.: , 2002.

5)Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Наука, 1976.

6)Санаев, П. Похороните меня за плинтусом. М.: ЗАО МК-Периодика, 2005.

7)Хализев, В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2005.

8)Энциклопедический словарь юного литературоведа./Составители Новиков В. И., Шкловский Е. А. М.: Педагогика - Пресс, 1998. 424 с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа «Художественное воплощение мотива разлуки в лирике М.Цветаевой и Эмили Элизабет Дикинсон»  была представлена на научно-практических конференциях:

  1. Диплом I степени - IV региональный конкурс научно- исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ  студентов и школьников Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа (г. Нижневартовск, 2019).
  2. Диплом I степени – Слёт научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2018-2019 году (г. Нижневартовск, 2019)

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МОТИВА РАЗЛУКИ В ЛИРИКЕ

М.ЦВЕТАЕВОЙ И ЭМИЛИ ЭЛИЗАБЕТ ДИКИНСОН

(тезисы)

Е.Д. Следь

МБОУ «СШ№42», г. Нижневартовск

Научный руководитель: Т.Н. Кирякина

Каждый большой поэт – это целый Космос, Вселенная. Войти в этот мир, постигнуть его многогранность и неповторимость – значит приобщить себя к познанию беспредельного многообразия жизни, поставить перед собой какую-то более высокую планку для  духовного, эстетического развития.  

Начало XX века в России – время сложное и переломное. Но именно в это время на поэтический олимп восходят женщины, о которых смело можно сказать: «не поэтесса, а  настоящий поэт». К таким поэтам мы, безусловно, относим М.И. Цветаеву.

Погрузившись в изучение художественного мира М.И. Цветаевой, мы заметили, что творчество великого русского  поэта начала XX века достаточно часто сравнивают с творчеством представительницы американской литературы XIX  века – Эмили Элизабет Дикинсон. Два поэта,  разделённых временем, пространством,  языком, обнаруживают удивительное поэтическое сходство, почти загадочные параллели и ассоциации. Поэты охотнее обращались к «вечным» темам творчества: любви, жизни и смерти. Мотив разлуки и разрыва - наиболее распространённый и трагический в лирике Марины Цветаевой и Эмили Элизабет Дикинсон.

Актуальность темы данной работы определяется тем, что она вносит немалый вклад в изучение творчества поэтов. Мотив любовной разлуки в  творчестве Марины Цветаевой и Эмили Элизабет Дикинсон в литературоведении остаётся мало изученным, однако трагическое звучание стихотворений в силу разных обстоятельств объясняет частое обращение к данному мотиву в творчестве поэтов, ведь именно расставания, утраты, редкие встречи были той реальностью, с которой пришлось столкнуться поэтам. Изучение мотива разлуки представляет огромный интерес, поскольку отражает и автобиографичность стихотворений анализируемых авторов и, следовательно, позволяет определить особенности их творчества. В этом мы видим  перспективность исследований в данном направлении.

Большую часть исследования занимает непосредственный анализ конкретных поэтических  текстов Марины Цветаевой и Эмили Элизабет Дикинсон. Выполняя работу, мы позволили себе самостоятельно перевести тексты стихотворений с английского языка.

Анализ стихотворений Марины Цветаевой и Эмили Элизабет Дикинсон позволил нам классифицировать художественное воплощение  мотива разлуки, выявить его сходства и различия в лирике поэтов. Формат выступления на конференции ограничивает нас во времени, поэтому мы представим вашему вниманию подробный анализ одного стихотворения из исследуемых произведений М.Цветаевой и одного стихотворения из  Э.Дикинсон.

Проанализировав ряд стихотворений указанных поэтов,  мы позволили себе выделить разные виды художественного воплощения мотива разлуки в творчестве М.Цветаевой. В ходе работы мы составили такую классификацию воплощения мотива разлуки:

Разлука, опустошающая и необратимая ( «Милый друг, ушедший дальше, чем за море!» (1915), «Я вижу тебя черноокой, – разлука!..» (1920))

Разлука, мотивирующая начать жизнь с чистого листа («Aeternum vale!» или «Прощай навеки» (без даты), «И что тому костер остылый…» (1920))

Разлука, создающая пропасть между влюбленными («Не похорошела за годы разлуки!» (1922))

Дихотомичность понятий «любовь-разлука» пронизывает многие произведения Марины Цветаевой и находит свою реализацию. Разлука, прощание, несостоявшаяся любовь, несбывшиеся мечты – один из основных мотивов в любовной лирике М. Цветаевой. Разлука для лирической героини Цветаевой - цельный элемент любви. Расставание ощущается со свойственной поэту остротой чувств и предельным переживанием эмоций, оценивается как ситуация, выходящая за границы обыденности. Разлука может быть трагической, мучительной и опустошающей,  может открывать новые страницы в жизненном пути лирической героини. 

Чтобы проанализировать стихотворения Э.Э. Дикинсон, мы позволили себе самостоятельно перевести ряд произведений поэта. В ходе анализ переводов мы также составили классификацию воплощения мотива разлуки:

Разлука, опустошающая и необратимая («My life closed twice before its close»,  «They say that «Time assuages»)

Разлука, мотивирующая начать жизнь с чистого листа («Heart! We will forget him!»)

Разлука, превращающая жизнь в иллюзию («You see I cannot see—your lifetime» (1862), «If you were coming in the Fall»).

Один из основных  объектов внимания Эмили Элизабет Дикинсон – это мир человеческих чувств и переживаний, драма ощущений и эмоций.  Поэта интересует исследование сложных, конфликтных отношений между людьми, анализ душевных состояний в пределах одной души. Любовь и короткие минуты счастья в поэзии Дикинсон часто бывают лишь предисловием к разочарованию и утрате, разрыву и разлуке. Расставание – болезненное состояние, тяжёлое испытание. Также как и в поэзии Цветаевой, у Дикинсон  разлука может быть трагической, мучительной и опустошающей, может мотивировать начать жизнь с чистого листа. А ещё  очень часто разлука в творчестве поэта – отражение иллюзорного счастья, которое хочет испытывать героиня. Но на самом деле такое желание несбыточно.

Основное сходство представления мотива разлуки в лирике этих двух поэтов – создание устойчивого образа разлуки как явления, толкающего лирического героя на новые начинания, в одних стихотворениях и частого изображения расставания как явления опустошающего и разрушительного для личности героя в других.  Таким образом, в ходе нашего исследования мы пришли к выводу о том, что гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, подтвердилась. В творчестве поэтов, безусловно, присутствую общие черты воплощения мотива разлуки: типы «разлуки, опустошающей и необратимой» и   «разлуки, мотивирующей начать жизнь с чистого листа» мы встречаем в творчестве обоих поэтов. Ярким различием можно назвать частоту обращения к этим двум интерпретациям. М. И. Цветаева гораздо чаще рисует своих героев сильными, готовыми преодолеть душевные травмы; в лирике Эмили Элизабет Дикинсон чаще встречается разлука, калечащая лирического героя, лишающая его реальности и надежды на счастливое будущее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Айзенштейн Е. «Образы и мифы Цветаевой». Издательство второе, исправленное. –2016. – 218 с.»
  2. Большая литературная энциклопедия / Красовский В.Е. и др. – М: Филол. о-во «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005 – 845с.
  3. Бахор Т.А. «Мифопоэтическая основа цикла М.И. Цветаевой «Две песни». 2004г.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. –

  1. Литература: Справ.материалы: Кн. для  учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988 – 335с.
  2. Литература. Справочник абитуриента / Под общей редакцией В.Е. Красовского. М.: Филол. об-во СЛОВО, ООО Фирма Издательство АСТ, 1999. 736 с.
  3. Цветаева М. Сочинения: в 2 т. – М.: Худож. лит., 1984. – 567с.
  4. Цветаева М. Избранные произведения. М.: Русская литература, 1965. 770 с.
  5. Цветаева, М. «Мне казалось, я иду по звёздам: воспоминания, письма, дневники». М., Текст, 2004.
  6. Лосская В. «Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников)» — М.: Культура и традиции, 1992.
  7. Соколов А.Г. История русской литературы XIX – начала XX века: Учеб. – 4-е  изд., доп. и перераб. – М.: Высш.шк.; Изд. центр Академия, 1999.
  8. «Царственный недуг. 55 стихотворений Эмили Дикинсон = An Imperial Affliction. 55 poems of Emily Dickinson (1830-1886) / пособие подгот. Илья Франк. – М.: Издательство ВКН, 2017. – 136 с. – (Метод обучающего чтения Ильи Франка).
  9. С.Г Шалыгина  Понятие «мотив» и его интерпретация в теории литературы и музыке // Социально-экономические явления и процессы, 2012, №1



Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность обучающихся

«Исследовать – значит видеть то, что видели все,

 и думать так, как не думал никто»

А. Сент-Дьердьи

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность должно стать обучение,  ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности.  Эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из различных источников информаций. Успешен тот, у кого сформированы навыки самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления. Современное общество нуждается в личности, способной к самоанализу и анализу ситуации социально-экономического окружения, активно участвующей в социокультурной деятельности и преобразующей ее; самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Современные образовательные стандарты ориентированы не на отдельные элементы инноваций, а на создание целой системы образования, основанной на использовании инновационных технологий и их эффектов.

Одной из таких технологий является исследовательская технология, потому что она способствует:

  • развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;
  • развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
  • освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
  • формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;
  • становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
  • обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
  • формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
  • профессиональному самоопределению детей;
  • получению предпрофессиональной подготовки;
  • содержательной организации свободного времени детей;
  • развитию творческого мышления.

На протяжении последних лет мною успешно реализуется работа с обучающимися по созданию исследовательских работ в предметной области «Литература».

№ п/п

Год

Название работы

         Мероприятие

Результат

1.

2015-2016

«Басенный жанр в

творчестве

С.В. Михалкова»

Всероссийский конкурс исследовательских работ «ШАГИ В НАУКУ»  

(г. Обнинск)

Диплом I степени

2.

2015-2016

«Басенный жанр в

творчестве

С.В. Михалкова»

XVIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск)

Диплом II степени

3.

2015-2016

«Образ бабушки в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»  

Всероссийский конкурс исследовательских работ «ШАГИ В НАУКУ»  

(г. Обнинск)

Диплом I степени

4.

2015-2016

«Образ бабушки в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»  

XVIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск)

Диплом II степени

5.

2016-2017

«Воплощение темы детского страдания

в рассказе Леонида Андреева «Ангелочек»  

Всероссийский конкурс исследовательских работ «ШАГИ В НАУКУ»  

(г. Обнинск)

Диплом II степени

6

2018-2019

«Художественное воплощение мотива разлуки в лирике М.Цветаевой и Эмили Элизабет Дикинсон»  

Слёт научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2018-2019 году

(г. Нижневартовск)

Диплом I степени

7.

2018-2019

«Художественное воплощение мотива разлуки в лирике М.Цветаевой и Эмили Элизабет Дикинсон»  

IV региональный конкурс научно- исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ  студентов и школьников Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа

(г. Нижневартовск)

Диплом I степени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация исследовательских работ учащихся на районных краеведческих чтениях

     В юбилейный для Русской Поляны год  Администрацией городского поселения, Центральной библиотекой, газетой "Голос целины", Комитетом по образованию была объя...

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики

Данная работа  является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...

Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»

Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...

Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции

Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.

Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса  , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...