икт компетентность-необходимое условие дистанционного обучения
методическая разработка

В начале третьего тысячелетия происходит переход от индустриального к информационному обществу, в котором знания и информация становятся основными производительными силами. В информационном обществе существенным образом изменяется стратегия образования.

На сегодняшний день основной педагогической задачей является: создание и организация условий, инициирующих ученическое действие. В связи с чем, происходит обновление методов и средств обучения. Одним из таких обновлений является дистанционное обучение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

Тема: «ИКТ технологии - необходимое условие организации дистанционного обучения»

учитель математики

МБОУ-СОШ № 6

им.Коновалова В.П.

Нищева А.В.

г.Клинцы

2020г


Оглавление

1. Введение        3

2. Основная часть        5

2.1. Дистанционное обучение        5

2.2. Этапы формирования ИКТ компетенции        7

2.3. Организация дистанционного обучения        10

3. Заключение        10

4. Литература        10

  1. Введение

Образование – это индустрия,

                                   направленная в будущее.

                                                                        С. П. Капица 

В начале третьего тысячелетия происходит переход от индустриального к информационному обществу, в котором знания и информация становятся основными производительными силами. В информационном обществе существенным образом изменяется стратегия образования.

На сегодняшний день основной педагогической задачей является: создание и организация условий, инициирующих ученическое действие. В связи с чем, происходит обновление методов и средств обучения. Одним из таких обновлений является дистанционное обучение.

Статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ регламентирует дистанционное обучение.

 В «Профессиональном стандарте педагога» четко прописано, что современный учитель должен «Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников…»

А ученики у нас как известно все разные, есть те которые очень часто пропускают учебные занятия по тем или иным причинам. Например: имеющие проблемы со здоровьем (болезни и ЛПК в санаториях), спортсмены (соревнования и спортивные сборы).

Кроме того, по профстандарту учитель должен владеть ИКТ-компетенциями, то есть «квалифицированно использовать общераспространенные в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно».

Актуальность: Пандемия и режим самоизоляции весной 2020года вынудили всю систему образования нашей страны перейти на дистанционную форму обучения. Большинство учебных заведений не были к этому готовы. Для многих педагогов, учеников и родителей – этот момент стал неожиданным и стрессовым. Как  результат: большое количество жалоб, негативное отношение и плохо усвоенная программа.

 Необходимо понимать, что различные факторы все чаще и чаще не позволяют  учащимся получать в полном объеме образование в традиционной форме. Исходя из всего этого, каждому учителю необходимо внедрять дистанционное обучение в современный образовательный процесс.

Тема: «ИКТ технологии - необходимое условие организации дистанционного обучения»

Цель исследования: выявить связь между освоением ИКТ технологий и успешным переходом на дистанционное обучение.

Гипотеза: освоение ИКТ технологий приводит к эффективному и быстрому переходу в режим дистанционного образования.

В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:

  • обосновать внедрение ИКТ-технологий в образовании;
  • разработать методические материалы, позволяющие применить ИКТ на уроках математики;
  • проверить эффективность ИКТ при дистанционном обучении;
  • проанализировать результаты дистанционного обучения учащихся 8,11 классов

Методы исследования: изучение и анализ литературы, экспериментальные уроки, исследование, наблюдение, диагностика учащихся, обобщение.

2. Основная часть

2.1. Дистанционное обучение

Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение».

В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России», которая утверждена постановлением №6 Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г., под дистанционным обучением понимается «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.»

Дистанционное обучение – «это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники».

Дистанционное обучение – это «взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» и «это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средство».

В законе «Об образовании Российской Федерации»  «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Из этого множества определений наиболее точным считается следующее: 

дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».

Дистанционное обучение имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  • персонификация обучения. Учащийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.
  • возможность получение большего объёма  информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения.
  • обучения учащихся, имеющие ограниченные возможности.
  •  Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации.

Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:

  • отсутствие личного взаимодействия ребёнка с учителем и сверстниками;
  • обязательное наличие высокой степени самоорганизации ученика;
  • хорошая техническая оснащенность дома и учебного заведения, предоставляющего данную услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах;

2.2. Этапы формирования ИКТ компетенции

Информатизация образования  привела к изменению требований к квалификации педагогического работника. В квалификационном справочнике указаны следующие требования, предъявляемые к педагогическому работнику: «Педагогический работник должен обладать информационной компетентностью – качеством действий, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест педагога в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях».

Средства новых информационных технологий обеспечивают педагогов и учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:

  • компьютерные обучающие программы;
  • электронные учебные пособия;
  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
  • электронные справочники;
  • учебные аудио и видеоматериалы;
  • информационные материалы.

В ходе своего знакомства с ИКТ технологиями, могу выделить несколько этапов:

  1. Текстовый редактор Word

Необходимость освоения текстового редактора впервые возникла из-за нехватки времени за перемену написать для учащихся текст контрольной или самостоятельной работы. Использование напечатанных работ позволило не только решить проблему времени, но и оказалось очень удобным для учеников с плохим зрением. В настоящий момент времени вся рабочая документация, тексты контрольных и самостоятельных работ, а также индивидуальные задания выполнены в текстовом редакторе.

  1. Программа для просмотра и создания презентаций PowerPoint

Компьютерные презентации уже давно и прочно вошли в образовательный процесс.

Каковы преимущества  презентационного урока по сравнению с традиционным?

Во-первых, улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию (цветные картинки, движущееся изображение и др.).

Во-вторых, в ходе работы у детей формируется пространственное и логическое мышление.  

Следующим преимуществом является оптимизация темпа работы учеников, появляется возможность с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

Компьютерная презентация не сможет целиком заменить собой работу преподавателя с классной доской, но она значительно упростит работу по предоставлению наглядности.

При использовании мной на уроке компьютерных презентаций структуру урока стараюсь  принципиально не изменять. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

 Я использую  презентации на различных этапах урока математики:

  • для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания  всеми учениками класса (при проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения).
  • для устных упражнений (работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логики и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности).
  • для  объяснения нового материала (повышение наглядности восприятия)
  • для закрепления изученного материала

Следует еще раз подчеркнуть, что при проведении урока с использованием компьютерных презентаций соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей.

  1. Internet

Первоначально  Internet  я использовала не на уроках, а при подготовки к ним. Но постепенно убедилась, что интернет ресурсы могут быть активно использованы на уроке, во внеурочной деятельности и при подготовке домашних заданий. У учащихся появилась возможность послушать информацию, просмотреть её, закрепить при использовании различного вида Интернет-сервисов, online тестов.  

 Internet ресурсы обычно использую:

  • При изучении новой темы (Школьный помощник http://school-assistant.ru/, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/, Учи.Ру https://uchi.ru/ );
  • Для закрепления изученного материала (Российская электронная школа https://resh.edu.ru/, Учи.Ру https://uchi.ru/, Школьная математика http://math-prosto.ru/index.php 
  • Для контроля знаний (https://uztest.ru/, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/, Учи.Ру https://uchi.ru/)
  • Для подготовки учеников к ГИА (Решу ЕГЭ, Решу ОГЭ, Подготовка к ГИА по математике https://math100.ru/
  1. Виртуальная школа

С 2019/2020 учебного года наша школа в полном объёме стала использовать ресурсы портала ИСОУ «Виртуальная школа». За год использования могу выделить ряд преимуществ:

  • отказ от ведения бумажного учебного журнала;
  • формирование отчетности по организации образовательного процесса, текущей, итоговой успеваемости и посещаемости
  • родители и ученики могут получить информацию об успеваемости и посещаемости, информацию об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках учебных планах и рабочих программах, а также многое другое, связанное с образовательным процессом в школе;
  • выпускник может узнать о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе в форме ЕГЭ, а также получить информацию о результатах ЕГЭ.

2.3. Организация дистанционного обучения

Образовательный процесс не только в нашей стране, но и во всём мире с марта 2020 года претерпел кардинальные изменения.

Резкий полный переход от традиционных аудиторных занятий к дистанционному образованию произошел из-за угрозы пандемии коронавируса  (COVID 19).  

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

В школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.

При организации дистанционного урока можно выделить несколько этапов:

  1. Организация объяснения материала
  2. Организация закрепления материала
  3. Контроль

Впервые столкнувшись с дистанционным обучением организация и проведение вышеназванных этапов прошла не очень удачно из-за нехватки опыта и икт компетентности…

Немалым подспорьем привычные учителям социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджеры WhatsApp и Viber, которые иногда становились основными коммуникационными каналами не только с учениками, но и с родителями. Туда же в некоторых случаях перекочевывал вообще весь процесс обучения: и проверка домашних работ, и рассылка заданий, и проставление оценок, и комментарии к работам.

Весной дистанционная работа была выстроена следующим образом: с помощью портала «Виртуальная школа» ученикам записывалось задание, ученики его выполняли и прикрепляли для проверки. Сразу был обнаружен ряд проблем:

  • обучение свелось к самообучению, отсюда многочисленное недовольство со стороны родителей
  • домашние задания списывались, отсюда пропала объективность оценивания
  • огромное количество проверки
  • пропали самые важные этапы- объяснение и закрепление

Поэтому пришлось пересмотреть нашу работу и искать другие пути. Как выход из сложившейся ситуации пришлось использовать видеоуроки из YouTube или объяснение образовательных порталов (Школьный помощник http://school-assistant.ru/, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/, Учи.Ру https://uchi.ru/). Но и такая подача материала не могла считаться полноценной, так как на этих ресурсах очень часто материал изложен по другому учебнику, не в полном объеме или вообще отсутствует. Можно самостоятельно снимать небольшие ролики, но даже этот способ изложения материала не позволяет нам контактировать с учениками.

Для закрепления материала мы стали активно использовать различные учебные платформы и тренажёры онлайн режима.

На сегодняшний день мы нашли оптимальный выход: использование видеоконференций ZOOM. Данная система позволяет провести полноценный урок, позволяет учителю не только монологически объяснить материал, но и вступить в диалог с детьми, в режиме онлайн дать задание, проверить и оценить ученика. Система позволяет показать презентацию, видео, сделать заметки, комментарии и многое другое. Единственное неудобство возникает у учителей русского языка и математики, т.к. данные уроки предполагают работу с доской, а с помощью компьютерной клавиатуры и мыши это делать невозможно. Но и здесь мы нашли решение - использование графического планшета, что позволило полноценно выполнять учителю записи, понятные детям.

Конечно, и сегодня при дистанционном обучении мы используем образовательные платформы, но для объяснения материала предпочитаем конференции.

 

  1. Заключение

  1. Мониторинг

Для определения уровня ИКТ-компетентности педагогов мы использовали следующий опросник.

Не

использую

Использую редко

Использую часто

Использование ИКТ в повседневной практике учителя

Текстовый редактор.

3

23

Электронные таблицы

8

16

2

Программы для создания презентаций

1

5

20

Распечатка дополнительных материалов и упражнений

1

3

22

Программы для работы с видео, звуком и графикой

1

5

20

Электронная почта

16

20

Поиск информации в Интернет

3

23

Электронные тесты

1

13

12

Обучающие программы

1

13

12

Цифровые энциклопедии и словари

1

16

9

Обучающие игры

6

12

8

Интерактивные доски

24

2

На основе полученных ответов, можно сделать вывод, что большую часть педагогов школы обладают икт-компетентностью, но несмотря на это все учителя испытывали проблемы в организации дистанционного обучения.

Причём анализ текущих отметок, срезов и качества знаний показал, что эти показатели выше у икт-грамотных учителей.

  1. Выводы

Перейдя на дистанционный формат обучения, учителя обычных школ столкнулись с немалыми трудностями. Уровень владения цифровыми ресурсами до эпидемии среди большинства учителей был невысок, и лишь немногие имели представление об электронных образовательных платформах вроде «Учи.ру» или «Российской электронной школы» (РЭШ). Но и этот опыт не подразумевал задействование оценочных инструментов и коммуникационных каналов, а ограничивался лишь скачиванием олимпиадных заданий и дополнительных учебных материалов.

Идея дистанционного обучения не нова и имеет перспективы развития, поэтому школа обязана идти в ногу со временем и быть в любой момент готовой переключиться на новую форму обучения.  

  1. Литература

  1. Профессиональный стандарт педагога //[Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/3071/file/1734/12.02.15
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Интернет ресурс Понятие дистанционного обучения. http://masters.donntu.org/2001/fvti/kozdoba/diss/lib/broshur.htm
  4. [ https://pandia.ru/text/78/277/91076.php]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность игровой и учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях в условиях дистанционного обучения.

В статье раскрываются способы коррекционно-развивающего логопедического воздействия на учащихся начальной школы, при которых у детей осуществляется плавный переход от игровой к учебной деятельности в ...

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения....

Проект на тему: "Применение электронного учебно-методического комплекса в процессе преподавания русского языка и культуры речи в условиях дистанционного обучения"

Индивидуальный проект повнедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях...

Создание условий психологического комфорта в условиях дистанционного обучения.

Данная статья будет полезна сетевому преподавателю для успешного установления психологического контакта с учеником....

Особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения

Введение ФГОС требует от школы формирования обучающей среды, которая мотивирует обучающихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном п...

Особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения

Дистанционные образовательные технологии, базирующиеся на использовании информационно-коммуникационных технологий, уверенно входят в практику деятельности многих учебных заведений различных форм и уро...

Эксперимент – активный метод обучения физике в условиях дистанционного обучения

Аннотация: В данной статье рассматривается система физического эксперимента как средство предметной подготовки и развития учащихся в условиях дистанционного обучения.Ключевые слова и фразы: Эксперимен...