метапредметный миникурс "Графики"
рабочая программа (5, 6 класс)

Перелыгина Оксана Михайловна

Инновационная деятельность.

"Под метапредметным содержанием образования  понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета". (Ю.В. Громыко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 22 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

«Согласовано»

Руководитель МО учителей

___________.

Протокол № ___ от

«31 » августа 2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

___________ Петров И. П.

« 31» августа 2020 г.

«Утверждаю»

Директор  ______Заиграева Н.В..

«31»   августа   2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО метапредметному мини курсу

 «Графики»

предмет

5-6

класс

основное  общее  образование

уровень

Составитель:

учитель  технологии и

 предпринимательской деятельности

                                                                                                               

                                                                                       Перелыгина О.М.

                                                                                        Высшая  категория

                                                                                       

                           

г. Улан-Удэ

2020– 2021  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета». (Ю.В. Громыко)

Ведущим способом восприятия у большинства людей является визуальный. Отчасти именно этим объясняется стремление к наглядности при подаче той или иной информации в различных источниках — от учебных пособий до газет, журналов и интернет-контента. Кроме того, представление информации (особенно статистической) в виде диаграмм и графиков позволяет удобно и быстро считывать эту информацию с целью её анализа или прогноза на будущее. Поэтому умение читать графики и диаграммы является одним из базовых для адаптации человека в социуме.

В системе внеурочной деятельности метакурс «Графики» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.   Задача обучения детей способам работы с графиками определяется важностью графиков в системе обучения. Графическая форма является необходимой средой, которую учащиеся способны воспринимать при условии целенаправленной работы по развитию навыков чтения графиков и умению их составления.

К сожалению, способность интеллектуально видеть, понимать содержание, стоящее за графиком, не рождается вместе с человеком и не появляется в нем естественным образом. Этому надо учиться. Все эти обстоятельства послужили причиной для разработки нового образовательного метакурса «Графики».

Целиком способность ученика "читать" графики зависит от уровня развития у него навыков сравнения, обобщения, группировки и классификации по сериям, а также возможности ориентироваться в пространстве, мыслить абстрактно и структурно. Метакурс «Графики» позволяет отрабатывать логические приемы обработки информации; искать, рассматривать, моделировать и анализировать формы сгруппированных данных.

В ходе постепенно усложняющейся практической работы  ученик приобретает возможность  не только ориентироваться в  графических системах, но и развивает способности по составлению графиков. Он неразрывно связан со многими школьными предметами и влияет на качество усвоения  других школьных предметов.

Метакурс «Графики»  обеспечивает организационно-методические условия для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.

Кроме того, метакурс «Графики» способствует преемственности и усвоению особенностей программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.

Метапредметный подход при изучении курса обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Анализ имеющихся ресурсов обучения показал, что большим потенциалом для формирования различных универсальных учебных действий обладает такой вид деятельности,  как умение читать и составлять графики. В  ходе составления графиков создается специальная ситуация, в которой эффективно формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия. При изучении метакурса учащиеся смогут овладеть необходимыми навыками работы с координатными плоскостями.

Цель изучения метакурса «Графики»:

Цель: Ввести учащихся в мир графиков.

Задачи:

-Познакомить учащихся с основными понятиями графиков.

-Дать представление о различных типах графиков.

-Развивать коммуникативные навыки и творческие способности учащихся.

-Способствовать развитию и формированию навыков чтения и  составления графиков.

Учебным планом школы-интерната 22 ОАО «РЖД» предусмотрено изучение метапредметного миникурса «Графики» в 5а, 5б, 6а и 6б классах по 1 часу в неделю в течении 9 недель в каждом классе,

1час*9 недель*4 классов=36 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Личностные результаты:

1.Проявление познавательной активности и интересов в данной области

2.Развитие внимательности  и точности при чтении и составлении графиков.

3. Развитие умений работать в команде

4.Коммуникативные умения

        Метапредметные результаты: 

1.Овладение навыками чтения графиков

2. Овладение навыками  построения графиков

3. Умение защищать публично свой проект.

Предметные результаты:

1.Уметь читать графики и находить информацию в них

2.Уметь сравнивать, производить поиск информации и анализировать графическую ситуацию.

3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5. Составлять схемы, различные виды графиков (простых, сложных и т.п.).

Содержание  курса:

  1. Введение. Что такое  «Графики»? Классификация графиков

Диаграмма изображающая при помощи кривых
количественные показатели движения, состояния чего-либо.
- План работ с точными показателями норм и времени выполнения. Работать строго по графику, с 
опережением графика. Отставание от графика.

- Графический  метод решения задачи.
- Художник, занимающийся графикой.

  1. Составление различных типов графиков. Графики дежурства по школе, столовой, классу и т.п.; графики режимов работ, и т.п. 
  2. Строим графики. Построение графиков функции как зависимость одной переменной от другой. Систематизация  и анализ графической информации. Поиск ответов на вопросы: «Когда значение величины было равно данному?», «найти наибольшее или наименьшее значение некоторой величины, т. е. точку на оси координат.
  3.  Чтение графиков.

      -определение величины по графику;

      -определение величины по диаграмме;

-вычисление величин по графику или диаграмме;

-определение данных из таблиц.

5.   Практическое применение графической информации. Применение графиков в    различных  областях жизни. Минипроект.

 

6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  п/п

Тема

Содержание урока

Кол-во часов

11

Введение. Что такое графики?

Графики. Понятие о графиках.  Различные  типы графиков.

1

22

Составление графиков

Графики дежурства. Графики работы. Работа с текстом, преобразование текста в график.

3

33-4

Строим графики

Построение графиков функции как зависимость одной переменной от другой. Систематизация  и анализ графической информации.

2

55

Чтение графиков.

-определение величины по графику;

      -определение величины по диаграмме;

-вычисление величин по графику или диаграмме;

-определение данных из таблиц.

2

66

Практическое применение графиков

Практическое применение графической информации на конкретных жизненных примерах

1

Итого:

9

                              Литература для учителя:

Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2004.

Смирнова Е. С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5—8 классы/Е. С. Смирнова. — М.: УЦ «Перспектива», 2004.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с

Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя /А. В. Хуторской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метапредметный урок по биологии "Функции эндокринных желёз" (ХАОС и ПОРЯДОК)

Конспект и презентация  метапредметного урока по биологии 8 класс "Функции эндокринных желёз"...

метапредметные погружения как средство достижения новых метапредметных результатов

"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению" Я.А. Коменский О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано  разьяснения, од...

Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных ...

БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"

Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. Данная форма позволяет педагогам принять активное творческо...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных  результатовучащихся по русскому языку...