Статья "Моя педагогическая философия"
статья

Илючик Наталья Александровна

Профессия учителя является одной из наиболее древнейших профессий. Учителя появились еще задолго до того, как появилась педагогика как наука. Все известные философы были в свою очередь учителями, поэтому даже современный педагог должен осознавать философское начало своей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:


Моя педагогическая философия 

Илючик Наталья Александровна,  учитель технологии

Плохой учитель преподносит истину, 

хороший, учит ее находить. 

А. Дистервег

В чем заключается сущность работы учителя? Каким быть учителю в современное время? Чему учить подрастающее поколение? Как учить? Чего мы хотим от современного образования? Я часто задумываюсь над этими вопросами.

Профессия учителя является одной из наиболее древнейших профессий. Учителя появились еще задолго до того, как появилась педагогика как наука. Все известные философы были в свою очередь учителями, поэтому даже современный педагог должен осознавать философское начало своей профессии.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но роль учителя остается неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на главные жизненные вопросы. Когда-то Амонашвили сказал: «Личность воспитывается личностью». Исходя из этого высказывания лишь человек, обладающий всеми качествами личности, а именно способностью к самооценке, отличающийся самостоятельностью в поступках, способный нести ответственность и решать проблемы, может создать из ребенка личность.

Что значит для меня, быть учителем? Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Для меня быть учителем – это и значит жить.

Нет на свете неспособных детей. И моя задача – помочь своих учеников найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Приятно видеть, что первые робкие неумелые движения учеников пилой, рубанком или резцом постепенно становятся уверенными и точными, а из-под рук моих воспитанников выходят красивые и полезные изделия. «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит».

Все имеет свои истоки. Меня тоже когда-то учили. Именно любимые учителя открыли мне, что дружеское участие, живое доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворенности своей работой. По моему мнению, учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. В моем представлении учитель – это еще и друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, в чем-то и тьютор. Это человек, не дающий готовые истины, а сопровождающий в поиске истины.

Современному учителю важно не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания. И чем отчетливее мы понимаем эту свою основную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы представляем своим ученикам. Мастерство учителя, на мой взгляд, должно выражаться, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.

Мне очень близки идеи развивающего обучения. Они не новы. Педагоги античности большое внимание уделяли этой проблеме. Развитие ребенка, я в этом убежден, должно идти через самостоятельную деятельность. Из опыта работы вижу, прочно усваивается то, что требует определенных логических операций. Таким образом, мне как учителю-практику выход видится один – создать на уроке ту среду, в которой наиболее полно смогут раскрыться творческие потенции ребенка, и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.

Роль учителя в условиях развивающего обучения не менее значима, чем при традиционной системе обучения. При новой парадигме образования учитель выступает больше в роли мудрого организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. При этом профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний.

Есть известная китайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». Именно на уроках технологии ученик не только слышит, видит, но, самое главное, делает самостоятельно, своими руками – «действует сам», и видит результат своей деятельности. И тогда уроки становятся не просто уроками. Они становятся жизнью ребенка. И именно в школе ребенок учится жить, думать, творить, и здесь ему на помощь приходит предмет Технология. Но только с помощью учителя ребенок сможет овладеть материалом и активно реализовать его в самостоятельной жизни. А для этого учитель-мастер должен владеть всем арсеналом педагогических средств, выбирать из них наиболее эффективные, обеспечивающие достижение целей. Все это, вместе взятое, готовит к жизни, труду, разнообразной полезной практической деятельности независимо от того, будет ли ребенок в дальнейшем занят в какой-либо отрасли производства, сфере бытового обслуживания, станет ли он учителем, врачом, инженером или художником. 

Моя задача – научить детей трудиться и любить труд. Эта задача решается на уроках и во внеурочной деятельности через метод проектов с использованием информационных технологий. Роль проектной деятельности заключается в возможности делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Современный урок невозможен без использования информационных технологий. Каждый день интернет-сообщество российских учителей пополняется новыми именами, в сети появляются новые образовательные ресурсы, в школы приходят новые программные средства. Учитель не может находиться в стороне от этих процессов. Внедрение информационных технологий проходит по пути наращивания методического материала каждым учителем в рамках своего предмета. Мной ведётся работа по использованию, созданию образовательных ресурсов, их отладке, тестированию, апробации и внедрению, а также оценке результативности их использования. Использование ИКТ на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка.

Информатизация образования – приоритетное направление процесса информатизации современного общества. Существует два направления компьютеризации обучения. 

Первое направление – овладение компьютерной грамотностью. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа подрастающему поколению. 

Второе направление - рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое дает возможность индивидуализации образования, повышения мотивации и эффективности обучения. Поэтому использование компьютерных технологий на уроках технологии – дело уже не будущего, а настоящего времени. Учителю компьютер не диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Для конкретного ученика использование компьютеров на уроках и во внеурочной деятельности может создать уникальную информационную среду и способствовать успешному продвижению по индивидуальной образовательной траектории.

Однако, в период, когда все общество становится компьютеризированным, и уже невозможно обойтись в процессе обучения без таких вещей как компьютер и Интернет (они не только облегчают процесс обучения, но и делают его более интересным и разнообразным, предоставляя массу ресурсов) не стоит забывать о классическом обучении, построенном достаточно в жестких рамках. Я считаю, используя ИКТ, надо лишь привносить разнообразие в урок, повышая тем самым мотивацию обучающихся. Также не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным.



Итак, что значит для меня быть учителем?

Учитель – это быть всесторонне развитый и образованный человек.

Учитель – мастер своего дела, в совершенстве владеющий современными методами преподавания.

Суть педагогического мастерства – это своеобразный сплав знаний, кругозора, личной культуры.

Личность учителя для ученика значит беспредельно много, а, значит, каждое слово, взгляд, поза учителя должны показывать личностную значимость всего происходящего на уроке, его заинтересованность во всем.

Язык – визитная карточка учителя. Лаконичность, точность, выразительность языка способствует удержанию внимания детей, лучшему пониманию ими проблемы. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц, поговорок, крылатых литературных выражений обеспечивают учителю симпатии детей.



Учитель должен в полной мере владеть приемами педагогической техники, которая сродни сценической технике Станиславского. Учителя как артиста должна посещать муза творчества, потому что урок для учителя это своеобразный выход на сцену, где учитель одновременно играет роль и артиста и режиссера. И от того, сколько вдохновения, души вложит учитель в свой урок, зависит результат урока и всего процесса обучения в целом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...