Индивидуальный проект. 10 класс
рабочая программа (10 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_proekt.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

10 класс

Разработчик: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 246 Приморского района  
Бондина Светлана Алексеевна

Программа элективного учебного предмета «Индивидуальный проект» разработана для обучающихся 10 класса. Программа разработана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Учебно-методический комплекс:

Учебное пособие Половкова М.В., Майсак М.В., Половкова Т.В. Носов А.В. Индивидуальный проект.
10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС
/ Под ред. Кузнецовой Л.Н./ – М: Просвещение, 2019.

Учебное пособие Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьника 5-11 классы / Под редакцией А.В. Леонтовича – М: ВАКО, 2018.

Учебное пособие. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В. Комарова. – СПб: КАРО, 2020.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты освоения программы данного элективного учебного предмета:

Основные результаты обучения в рамках элективного учебного предмета:

  1. развитие личности субъектов образовательного процесса средствами предлагаемого курса:
  • повышение общекультурного уровня обучающихся;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие познавательных,   регулятивных и коммуникативных умений;
  • степени готовности к самообразованию и последующему профессиональному самоопределению;
  1. степень овладения методологическим компонентом реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  2. развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми методологическими компетентностями, составляющими основу содержания образования.

Планируемые личностные результаты включают:

  • личностное, профессиональное самоопределение;
  • формирование у субъектов образовательного процесса основ построения системы причинно-следственных связей применительно к процессу обучения;
  • определение комплекса побудительных мотивов в области образовательной деятельности;
  • формирование основ нравственно-этического оценивания осваиваемого содержания образования, обеспечивающее нравственный выбор на основе социокультурных ценностей.

Планируемые метапредметные результаты традиционно включают группу регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, определенных ФГОС.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • целеполагание на основе соотнесения освоенного и непознанного компонентов содержания образования;
  • планирование как комплекса последовательностей действий на основе и средством анализа конечного результата;
  • прогнозирование результата и уровня освоения его временных характеристик;
  • контроль в форме сопоставления механизмов реализации и результата с абстрактной моделью (конкретным результатом), последующим анализом возможных отклонений;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений в рассматриваемую модель, и способ действия в случае расхождения полученного результата и планируемого (модели);
  • оценка (самооценка) – выделение и осознание субъектами образовательного процесса уровня и качества освоенного материала.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • самостоятельное вычленение (формирование) и формулирование познавательной цели;
  • определение стратегии информационного поиска применительно к объекту и предмету исследования. Построение тактики информационного поиска;
  • умение структурировать знания;
  • развитие монологической речи;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из текстов, относящихся к различным жанрам.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сокурсниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов, целенаправленное обучение постановке вопросов (образовательные
    и коммуникативные цели);
  • научный стиль изложения результатов деятельности, логики, механизмов, методологии познавательной деятельности;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими
    и синтаксическими нормами русского языка.

Обучающиеся научатся:

  • планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные проблеме;
  • формулировать учебную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя
    из культурной нормы;
  • выделять основные задачи по реализации поставленной цели в проекте и исследовательской работе;
  • распознавать проблемы и ставить вопросы, формулировать на основании полученных результатов;
  • отличать факты от суждений, мнений и оценок;
  • подбирать методы и способы решения поставленных задач; использовать основные методы и приемы, характерные для естественных и гуманитарных наук;
  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели, определять допустимые сроки выполнения проекта или работы;
  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства
    для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
  • работать с литературой, выделять главное;
  • оформлять результаты своего исследования или отчет о выполнении проекта;
  • подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для защиты
    на конференции;
  • грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы;
  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • владению понятийным аппаратом учебно-исследовательской деятельности;
  • применению знания технологии выполнения самостоятельного исследования;
  • реализовывать общую схему хода исследования: выдвигать гипотезу, ставить цель, задачи, планировать и осуществлять сбор материала, используя предложенные или известные методики проведения работ, оценивать полученные результаты с точки зрения поставленной цели, используя различные способы и методы обработки;
  • грамотно использовать в своей работе литературные данные и материалы сайтов Internet;
  • соблюдать правила оформления учебно-исследовательской работы и отчета о выполнении проекта;
  • иллюстрировать полученные результаты, применяя статистику и современные информационные технологии;
  • осознанно соблюдать правила сбора материала и его обработки и анализа;
  • прогнозировать результаты выполнения работ и проектов, самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
  • отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
  • подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для выступлений на научно-практической конференции;
  • подготовить тезисы по результатам выполненной работы (проекта) для публикации;
  • выбирать адекватные стратеги и коммуникации, гибко регулировать собственное речевое поведение.
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

  1. Содержание программы

Раздел 1. Методологические аспекты проектной и учебно-исследовательской деятельностей (12 ч.)

1.1        Понятие        «проект»,        «учебно-исследовательская        деятельность». Теоретические основы учебного проектирования.

Проект как вид учебно-исследовательской и профессиональной деятельностей. Типология проектов. (Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект. Практический проект.) Планирование и управление проектами.

1.2 Учебный проект: требования к структуре и содержанию.

Современный проект учащегося – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития основ продуктивного мышления, формирования личностных качеств. Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта.

1.3 Планирование учебного проекта. 

Анализ проблемы. Определение источников информации. Методы и приемы сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата. Методика выбора оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

1.4 Проектная и учебно-исследовательская деятельности.

Проектная деятельность. Учебно-исследовательская деятельность. Методологический анализ проекта
и исследования. Частные уточнения.

1.5 Основные понятия учебно-исследовательской деятельности.

Методология как основа исследовательской деятельности. Роль, место и функции методологии в содержании
и результате исследовательской деятельности вне частнопредметной ориентации. Построение научной теории.

1.6 Методологические аспекты учебно-исследовательской деятельности. Построение гипотезы как этап метода исследования. Предмет и объект исследования.

Постановка проблема исследования. Формулирование гипотезы. Цели и задачи исследования. Методы, способы
и приемы в исследовании. Формулирование выводов и следствий.

1.7 Методы эмпирического и теоретического исследования.

Методы исследования:

  • классификация методов исследования;
  • методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент);
  • универсальные методы научного познания.

1.8 Практическое занятие по формированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования).

Базовые структуры проекта исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии самооценки и оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и защита тем проектов, исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы. Представление структуры проекта (учебного исследования).

Раздел 2. Информационные        ресурсы        проектной        и исследовательской деятельности (14 ч.)

2.1 Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации.

Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией (методы, приемы, способы). Отбор и систематизация информации.

2.2 Информационные ресурсы на бумажных носителях.

Текст как средство передачи информации. Структура текста. Анализ текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, отзыв, рецензия.

2.3 Информационные ресурсы на электронных носителях.

Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Статистические методы.

2.4 Сетевые носители  источник информационных ресурсов.

Работа в сети Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом.

2.5 Технологии визуализации и систематизации текстовой информации.

Диаграммы и графики. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.

2.6 Требования к оформлению проектной и исследовательской работы.

 Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.

2.7 Практическое занятие по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации.

Представление идеи проекта на основе мультимедиа.

2.8 Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы.

Раздел        3.        Защита        результатов        проектной         и исследовательской деятельности (8 ч.)

3.1 Представление результатов учебного проекта.

Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.

3.2 Оценка проекта (учебного исследования). 

Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.

3.3 Публичная защита работы.

III.        Календарно-тематическое планирование

Раздел

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Контроль

Планируемые сроки / дата проведения

Раздел 1.  Методологические аспекты проектной и учебно-исследовательской деятельностей

12

1.1

Понятие «проект», «учебно-исследовательская деятельность». Теоретические основы учебного проектирования

2

1,2 неделя

1.2

Учебный проект: требования к структуре и содержанию

1

3 неделя

1.3

Планирование учебного проекта

1

4 неделя

1.4

Проектная и учебно-исследовательская деятельности

1

5 неделя

1.5

Основные понятия учебно-исследовательской деятельности

1

6 неделя

1.6

Методологические аспекты учебно-исследовательской деятельности. Построение гипотезы как этап метода исследования. Предмет и объект исследования

2

7,8 неделя

1.7

Методы эмпирического и теоретического исследования

2

9,10 неделя

1.8

Практическое занятие по формированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования)

2

11,12 неделя

Раздел 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

14

2.1

Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации

1

13 неделя

2.2

Информационные ресурсы на бумажных носителях

1

14 неделя

2.3

Информационные ресурсы на электронных носителях

1

15 неделя

2.4

Сетевые носители – источник информационных ресурсов

1

16 неделя

2.5

Технологии визуализации и систематизации текстовой информации

3

17, 18, 19  неделя

2.6

Требования к оформлению проектной и исследовательской работы

2

20, 21 неделя

2.7

Применение технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Практическое занятие

2

22, 23 неделя

2.8

Оформление проектной (исследовательской) работы. Практическое занятие

3

24, 25, 26  неделя

Раздел 3. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности

8

3.1

Представление результатов учебного проекта

2

27, 28 неделя

3.2

Оценка проекта (учебного исследования)

1

29 неделя

3.3

Алгоритм публичной защиты работы

2

30-31 неделя

3.4

Работа с вопросами, ведение дискуссии

1

32 неделя

3.5

Защита проекта

2

33-34 неделя

ВСЕГО

32

2

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный проект. Тема проекта: Легенды российского спорта.

Индивидуальный информационн-познавательный проект. По направлению: << Физическая культура >>. Тема проекта: << Легенды российского спорта >>....

Проектная деятельность. Паспорт проекта, цели, задачи. Презентация (общая). Индивидуальные проекты учащихся.

Проектная работа "Путешествие по городу Дружбы представляет собой большое исследование  по темам: книги о дружбе, история слова "дружба", песни,  поговорки, стихотворения, афо...

"ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ И ПОЧЕМУ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА – ЭТО СЛОЖНО, НО ИНТЕРЕСНО". 10 класс. Индивидуальный проект.

Данная методическая разработка (технологическая карта урока) поможет учителю в проведении вводного занятия курса "Индивидуальный проект". Основная идея состоит в знакомстве обучающихся с про...

Проект индивидуального проекта"Исследование режима дня для школьников"выполнила ученица 9б класса Волколупова Екатерина

Проект  индивидуального проекта"Исследование режима дня для школьников"выполнила ученица 9б класса Волколупова Екатерина...

Общие подходы к проведению диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 7-х классов в форме индивидуального проекта

Получение реальных и достоверных данных об уровне достижения планируемых метапредметных результатов обучающимися при освоении основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ООО для принятия ...