Рабочая программа факультативного курса "Как хорошо уметь читать"
рабочая программа (6 класс)

Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы среднего общего образования, реализующей ФГОС ООО, междисциплинарной Программы основного общего образования «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом».  В программу включены планируемые результаты освоения учебного курса, содержание учебного курса, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_horosho_umet_chitat.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Как хорошо уметь читать»

Учебный курс

Основное общее образование, 5-8 классы

Уровень обучения, класс

Разработчики:

Завьялова Н.В.,

учитель русского языка и литературы, высшая к./к.,

2021-2025

Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы среднего общего образования, реализующей ФГОС ООО, междисциплинарной Программы основного общего образования «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом».  В программу включены планируемые результаты освоения учебного курса, содержание учебного курса, тематическое планирование.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

 - в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

 - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

 - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Класс

Планируемые предметные результаты

5

6

7

8

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: - определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

 - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

 - объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

+

+

Находить в тексте требуемую информацию.

+

+

Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

 - ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

 - выделять не только главную, но и избыточную информацию;

 - прогнозировать последовательность изложения идей текста;

 - сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

 - понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

+

+

+

+

Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.

+

+

Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

+

+

Выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей

+

+

Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции

+

+

Организовывать поиск информации: приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления еѐ с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом

+

+

Овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретѐт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

+

+

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

1.

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

+

+

2.

Проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

+

+

3.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах).

+

+

4.

Переходить от одного представления данных к другому  интерпретировать текст:

 - сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера;

 - обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

 - делать выводы из сформулированных посылок;

 - выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста

+

+

5.

Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

+

+

Работа с текстом: оценка информации

1.

Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

+

+

2.

Оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

+

+

3.

Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

+

+

+

+

4.

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

+

+

5.

Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

+

+

+

+

6.

Критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации, определять достоверную информацию.

Содержание программы

 5 класс (18 часов)

Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения) Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.

Тема 2. Что и о чѐм? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); отграниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определѐнным образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).

Тема 3. С чего начинается текст? (Роль заглавия). Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт.

Тема 4. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа). Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме.

Тема 5. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Тема 6. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.

Тема 7. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль). Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.

Тема 8. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошных текстах) Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать еѐ. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др. Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.

Тема 9. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приѐм фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развѐртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи.

Тема 10. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чѐм говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.

Тема 11. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно-научного стиля речи) Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.

Тема 12. Диалог с текстом (Вопросы к тексту) Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте.

Тема 13. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте.

Тема 14. Что помогает понять текст? (План текста) Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.

Тема 15. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты). Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.

Тема 16. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать еѐ в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения (по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания).

Тема 17 -18. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио). Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.

6 класс (18 часов)

Тема 1. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Тема 2. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»). Теоретическое обоснование приѐма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.

Тема 3. Внимание к слову. Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.

Тема 4. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем) Объектами проверки являются умения – отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме, – понимать смысловую, эстетическую стороны текстов, – отражать это понимание в выразительном чтении.

Тема 5. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.

Тема 6. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчѐркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; ; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).

Тема 7. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль).

 Тема 8. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах). Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать еѐ.

Тема 9. Ролевая игра «Заседание Учѐного совета лексикографов». Проводится как отчѐт комиссий лексикографов о возможностях разных словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определѐнные виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.

Тема 10. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи). Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.

Тема 11. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы) Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развѐрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей («Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»).

Тема 12. Диалог с текстом (Выделение главной мысли) Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.

Тема 13. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов» Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.

 Тема 14. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты.) Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.

Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации) Понимание и запоминание информации в результате еѐ обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста.

Тема 16. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать еѐ в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения (по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к те.

Тема 17. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом) (Дидактический материал: к занятию 33.)

 Тема 18. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио). Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.

7 класс (18 часов)

Раздел 1. Текст. 

Тема 1. Вводный инструктаж Понятие о тексте. Признаки текста. Определение текста. Ориентирование в содержании текста. Формирование понятия о тексте, признаках, элементах текста.

 Тема 2. Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Определение видов связей в тексте. Формирование понятия о видах связи предложений в тексте.

Тема 3. Тема теста. Микротема. Абзац. План. Определение микротем в тексте, составление плана текста. Формирование понятия микротемы текста. Формирование навыков составления плана текста.

 Тема 4. Основная мысль текста. Определение главной темы, основной мысли теста. Формирование понятия основной мысли текста.

 Тема 5. Типы речи. Определение типа речи текста. Формирование навыков определения типов речи в тексте.

 Тема 6. Комплексный анализ текста. Лингвистический и стилистический анализ текста. Систематизация навыков работы с текстом.

 Тема 7. Языковые средства. Работа со стихотворным текстом. Систематизация навыков работы со стихотворным текстом.

 Раздел 2. Стили речи. 

Тема 8. Стили речи. Классификация стилей. Определение стиля текста по основным признакам. Формирование навыков работы с текстами разных стилей.

 Тема 9. Стили речи. Художественный стиль. Определение стиля текста по основным признакам. Формирование навыков работы с текстами разных стилей.

 Тема 10. Стили речи. Разговорный стиль. Определение стиля текста по основным признакам. Формирование навыков работы с текстами разных стилей.

 Тема 11. Стили речи. Публицистический стиль. Определение стиля текста по основным признакам. Формирование навыков работы с текстами разных стилей.

 Тема 12. Стили речи. Официально-деловой стиль. Научный стиль. Определение стиля текста по основным признакам. Формирование навыков работы с текстами разных стилей.

 Тема 13. Комплексный анализ текста. Лингвистический и стилистический анализ текста. Систематизация навыков работы с текстом.

 Тема 14. Стили речи. Практикум. Определение стиля текста по основным признакам. Систематизация навыков работы с текстом.

Раздел 3. Работа с текстом. 

Тема 15. Виды переработки текста. Сокращение текста. План. Выписки. Определение микротем в тексте, составление плана текста. Формирование навыков преобразования текста.

 Тема 16. Текст. Оценка прочитанного. Интерпретация текста. Построение оценочных суждений на основе прочитанного.

 Тема 17. Комплексный анализ текста. Лингвистический и стилистический анализ. Систематизация навыков работы с текстом.

Тема 18. Комплексная работа по текстам разных стилей. Лингвистический и стилистический анализ. Систематизация навыков работы с текстом.

8 класс (18 часов)

Тема 1. Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Формирование понятия о тексте, признаках, элементах текст.

 Тема 2. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Формирование понятия о видах связи предложений в тексте.

Тема 3. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Речевая ситуация. Официальная и неофициальная обстановка. Цели: общение, сообщение, воздействие. Речевая деятельность. Сфера употребления. Формирование понятия микротемы текста. Формирование навыков составления плана текста.

 Тема 4. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Формирование понятия основной мысли текста.

Тема 5. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. Формирование навыков определения типов речи в тексте.

 Тема 6. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Комплексный анализ текста. Систематизация навыков работы с текстом.

 Тема 7. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации. Формирование навыков работы с текстами разных стилей.

 Тема 8. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Формирование навыков работы с текстами разных стилей.

 Тема 9. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Формирование навыков работы с текстами разных стилей.

Тема 10. Создание плана на основе прочитанного текста, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту. Формирование навыков работы с текстами разных стилей.

 Тема 11. Отзыв о прочитанном. Формирование навыков работы с текстами разных стилей.

Тема 12. Композиция текста рассуждения, повествования, описания. Формирование навыков работы с текстами разных стилей.

 Тема 13. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Формирование навыков работы с текстами разных стилей.

 Тема 14. Приемы сжатия текста. Исключение. Обобщение. Упрощение. Систематизация навыков работы с текстом.

 Тема 15. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Систематизация навыков работы с текстом.

 Тема 16. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Формирование навыков преобразования текста.

Тема 17. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Построение оценочных суждений на основе прочитанного.

 Тема 18. Комплексный анализ текста. Систематизация навыков работы с текстом.

Тематическое планирование.

5 класс

Номер урока

Название раздела, темы

Количество часов

1

Умеем ли мы читать? Виды чтения.

1

2

Что и о чѐм? Углубление понятия о тексте

1

3

С чего начинается текст? Роль заглавия.

1

4

Зачем нужен эпиграф?

1

5

Наши друзья и помощники словари и справочники.

1

6

Главное и неглавное в тексте. Виды информации в учебном тексте

1

7

Практикум-диагностика. Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль.  

1

8

Как читать несплошной текст?

1

9

Как построен текст? Строение текстов разных типов речи.

1

10

«Сцепления» в тексте. Смысловые связи в тексте.

1

11

Погружение в текст. Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебно-научного стиля речи.

1

12

Диалог с текстом

1

13

Учимся читать «между строк». Скрытая информация в тексте

1

14

Что помогает понять текст? План текста

1

15

Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

1

16

Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

1

17

Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)

1

18

Резерв

1

6 класс

Номер урока

Название раздела, темы

Количество часов

1

Как выбрать книгу?

1

2

Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)

1

3

Внимание к слову

1

4

Тематический конкурс чтецов

1

5

Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

1

6

Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

1

7

Практикум-диагностика. Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль.

1

8

Шифровка и дешифровка текста. Поиск и нахождение информации в несплошных текстах.

1

9

Ролевая игра «Заседание Учѐного совета лексикографов»

1

10

Погружение в текст. Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи.

1

11

Диалог с текстом. «Толстые и тонкие» вопросы.

1

12

 Диалог с текстом. Выделение главной мысли.

1

13

Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

1

14

Что помогает понять текст. Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты.  

1

15

Шифровка и дешифровка текста. Обработка и перекодирование информации.

1

16

Когда текст прочитан. Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ.

1

17

Практикум-диагностика. Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом.

1

18

Чему я научился. Подведение итогов

1

7 класс.

Номер урока

Название раздела, темы

Количество часов

1

Текст. Вводный инструктаж Понятие о тексте. Признаки текста .  

1

2

Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

1

3

 Тема теста. Микротема. Абзац. План

1

4

Основная мысль текста.

1

5

Типы речи.

1

6

Комплексный анализ текста.

1

7

Языковые средства.

1

8

Стили речи. Стили речи. Классификация стилей.  

1

9

Стили речи. Художественный стиль.

1

10

Стили речи. Разговорный стиль.

1

11

Стили речи. Публицистический стиль.

1

12

Стили речи. Официально-деловой стиль.

1

13

Научный стиль.  Комплексный анализ текста

1

14

Стили речи. Практикум.

1

15

Работа с текстом. Виды переработки текста. Сокращение текста. План. Выписки.

1

16

Текст. Оценка прочитанного

1

17

Комплексный анализ текста

1

18

Комплексная работа по текстам разных стилей

1

8 класс

Номер урока

Название раздела, темы

Количество часов

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов

1

2

Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство.

1

3

Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Речевая ситуация. Официальная и неофициальная обстановка. Цели: общение, сообщение, воздействие. Речевая деятельность. Сфера употребления.

1

4

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста

1

5

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

1

6

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Комплексный анализ текста

1

7

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.

1

8

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации

1

9

Смысловые части текста, микротемы, план текста

1

10

Создание плана на основе прочитанного текста, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту

1

11

Отзыв о прочитанном

1

12

Композиция текста рассуждения, повествования, описания

1

13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)

1

14

Приемы сжатия текста. Исключение. Обобщение. Упрощение

1

15

Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста

1

16

Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи

1

17

Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи.

1

18

Комплексный анализ текста

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Как хорошо уметь читать!"

Классный час посвящен 21 октября – Всемирному дню библиотекЦели: расширение кругозора учащихся, приобщение к изучению исторического и  культурного наследия, привитие чуткого и бережного отношения...

КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ

Вопрос о том, почему дети не читают, что делать, чтобы приобщить ребенка к книге, волнует не только учителей, но и родителей. Данная статья - попытка сформулировать ответ....

Советы психолога «Как хорошо уметь читать…»

Советы психолога «Как хорошо уметь читать…»...

Альманах "Как хорошо уметь читать!"

Проект кружка по литературе...

Литературная викторина "Как хорошо уметь читать!"(5 класс)

Материал может быть использован как обобщение по теме "УНТ",внеклассное мероприятие по предмету....

«Как хорошо уметь читать…» (смысловое чтение-важнейший компонент формирования УУД на уроках математики)

Цель выступления: формирование у учащихся навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией на уроках математики.Актуальность проблемы смыслового чтения с одной стороны обусловлена требован...

как хорошо уметь читать

Не секрет, что в современном образовании появилась проблема отсутствия привычки детей к чтению художественной литературы. Будучи сама большим любителем чтения,  задумалась над тем, как я, учитель...