Как разговаривает икона
план-конспект урока по мхк (8 класс) по теме

Мяльдзина Зинаида Александровна

 

Урок поможет познакомить учащихся с изготовлением древнерусских икон, поможет
постичь глубину духовного содержания иконы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razgovarivaet_ikona.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

Тема: «Как разговаривает икона».

Цель:

- познакомить учащихся  с изготовлением древнерусских икон;

-постичь глубину духовного содержания иконы;

-пробуждать у детей чувство уважения перед талантами русских мастеров;

-развивать познавательные и творческие способности;

 -воспитывать национальную гордость и любовь к Родине.

Задачи:

-раскрыть смысл иконописного изображения;

-показать связь прошлого и настоящего;

-расширить словарный запас и кругозор учащихся;

-получить эстетическое наслаждение от общения с духовной культурой.

Оснащение:

Зрительный ряд: иконы, иллюстрации икон, детская энциклопедия «Русская икона».

Используемое программное обеспечение: электронный урок «Иконопись», презентация урока.

Музыкальный ряд: колокольный звон «Благовест», спокойная музыка.

Форма проведения: художественная мастерская древнерусской иконописи.

Тип занятия: получение, обобщение и систематизация знаний учащихся.

Логическая схема занятия:

  1. Психологическое вхождение в тему урока. Подготовка учащихся к усвоению и применению знаний. Выявление уровня усвоения пройденного материала.
  2. Познавательный этап или знакомство с неизвестным (новым), где  формулируется проблема в виде проблемного вопроса, игры, работа с наглядными пособиями, видео-фильмы, слайд-шоу, элементы арт-терапии.
  3. Русские мастера иконописи. Экскурсии по иконам. Работа по комплексному применению знаний.
  4. Завершающий или психофизическая разгрузка, разрешение проблемы.

Ход занятия:

I этап - психологическое вхождение в тему урока.

Раздается звон колоколов, из-за сцены ведущий читает стихотворение, по залу торжественно идут 4 девочки, одежда которых имитирует храм, на голове у них купола.

Ведущий (из-за сцены)

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога!

(Девочки поднимаются на сцену (к ним присоединяется пятая девочка) и изображают храм).

(Дети и учитель стоят полукругом.

Учитель (показывая на храм)):

Белеет церковь над рекою,

За ней опять – леса, поля…

И всей весенней красотою

Сияет русская земля…(А. Блок)

-О нашей русской земле, о «святой Руси», как ее называют многие поэты и писатели, слагали стихи, поэмы, сочиняли песни и писали картины. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова «святая Русь»?

-Я вспоминаю названия древних русских городов: Москва, Рязань, Владимир, Новгород.

- Мне слышится малиновый звон колоколов.

- Я вспоминаю церкви, храмы, соборы.

- А у меня  слова «святая Русь» ассоциируются с древними иконами.

Ребята! Во многих древних русских городах мы были, звон колоколов слышали, храмы посещали. Давайте сегодня проведем занятие в иконописной мастерской – в мастерской древнерусской живописи. Здесь царит Божия благодать и спокойствие, поэтому мы постараемся не мешать мастеру.

Тема нашего занятия звучит так: «Как разговаривает икона». Мы продолжим знакомство с иконописью и именно сегодня постигнем глубину духовного содержания иконы.

- Ребята, на прошлом занятии у нас была экскурсия в храм. Скажите мне, что вас удивило и запомнилось больше всего?

-Мне запомнился рассказ о том, что все храмы построены в виде корабля, креста или круга (ротонды).

-Меня удивила внутри храма красота и тишина.

-В храме входящего человека окружают священные изображения икон.

-А почему они названы священными?

-Священными они названы потому, что служат молитвенному общению христиан с Божиим миром.

(Оформление). На доску накинута ткань, на которой висят иконы. Перед доской стоит стол, на котором разложены художественные принадлежности иконописца. Сам иконописец, облаченный в одежду служителя, работает в своей мастерской. Во время моего рассказа он демонстрирует  те моменты, которые я освещаю. Мой рассказ сопровождается слайдами на экране + наглядным материалом.

-Да, ребята, создание икон – это таинство, искусство, которым мог овладеть только настоящий мастер (на экране слайд, где мастер пишет икону). Застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу и создается ощущение, что икона умеет разговаривать.

(Идет на экране подборка икон, учитель в это время демонстрирует иконы на «стене мастерской»).

II этап - познавательный или знакомство с неизвестным (новым), где формулируется проблема в виде проблемного вопроса, игры, работа с наглядными пособиями, видео-фильмы, слайд-шоу, элементы арт-терапии.

-А сейчас я расскажу немного об иконе.  Как и книги священного писания, иконы рассказывают о событиях Священной истории, о радостных христианских праздниках, скорбных и торжественных событиях христианской церкви. В православных иконах христиане находили ответы на вопросы, которые им встречались в жизни. Есть и чудотворные иконы. С ними связаны целые сказания: иконы исцеляют и спасают людей.

-А как вы думаете: написание икон отличается от написания картин?

-Конечно. Давайте понаблюдаем за работой мастера. (Идет показ слайдов и демонстрация наглядного материала, «иконописец» выполняет действия, подтверждая мои слова). Иконы писали на деревянных досках. Работа эта была чрезвычайно сложной и трудоемкой. На эту доску мастер наклеивал холстину (паволоку), чтобы основой для написания иконы служила материя, т. к. на дереве со временем появляются трещины. Поверх паволоки накладывали специальный состав, состоящий из рыбьего клея, смешанного с толченым мелом, т. е. грунтовали икону. Что такое грунт – мы с вами знаем. Напомните мне.

-Грунт – тонкий слой специального состава, покрывающий какую-либо поверхность.

 -Эту массу, состоящую из рыбьего клея с толченым мелом, иконописец  несколькими слоями наносил на паволоку (холстину) и затем полировали до блеска пемзой, медвежьим зубом (даю потрогать пемзу – шершавая).

-Но это, ребята, только первый этап в создании иконы. Теперь надо написать  икону красками. Как вы думаете, мог ли художник в Древней Руси пойти в магазин и купить краски? Конечно, нет. Краски иконописцы делали сами. Наш мастер как раз подготовил материал для создания красок.

Для этого использовали травы, цветы, а еще полудрагоценные камни разных оттенков, представляете? В это трудно поверить, но это так. Травы и камни растирали в порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, этот порошок смешивали с водой или квасом с добавлением яичного желтка. Он как клей. Краска с добавлением яиц называется темпера. Вот именно такой краской и писали иконы.

-Приготовив основу для иконы и краски, мастер приступал к работе.

-Помните, я вам уже рассказывала на наших уроках, иконописцем мог стать любой человек?

 (Ответы детей).

-Не могли стать иконописцем женщина, а также человек другой веры.

-Иконописец должен быть праведником, иметь талант художника, знания богослова.

-Перед началом работы над иконой художник постился, ходил в баню, облачался в чистую рубаху.

-Приступая к работе, иконописец молился, спрашивая благодати за труды свои.

-Совершенно верно. Так вот, уже готовую, написанную икону мастер  покрывал олифой и краски начинали блестеть, особенно, когда перед ней зажигали свечи. Иконописец, завершая икону, подписывал имя того, чей лик явлен на иконной доске, своим именем иконы практически не подписывали, мы с вами об этом знаем.

III этап – русские мастера иконописи. Экскурсии по иконам.

-Ребята, давайте вспомним, а каких вы знаете иконописцев?

- Мы знакомы с Великими мастерами  Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Дионисием.

-Почему их называют знаменитыми иконописцами?

-Их работы отличаются возвышенной одухотворенностью, монументальностью.

-Внутренней силой, свободной живописной манерой.

- Совершенно верно, Андрей Рублев написал икону «Троица», участвовал в росписи соборов, Дионисий украшал фресками соборы Московского Кремля, Феофан Грек расписал много храмов, но его работы сохранились только в Спасо-Преображенском храме в Новгороде (идет показ слайдов с иконами этих мастеров). С этими иконами более близко мы познакомимся на следующих уроках.

(Играет спокойная музыка).

-А сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание на другую икону. На какую именно: попробуйте догадаться. Я прочитаю стихотворение, а вы подумайте и ответьте на вопрос: об иконе с чьим образом пойдет речь?

По осенним седым облакам

Вошла Богородица в храм,

На колени она опустилась.

Перед образом сына молилась.

И над всеми, кто верить готов,

Распростерла святой Покров.

Он из света небесного свит,

Невесом и прозрачен на вид,

Но прочней, чем железный щит,

От грехов и бед защитит.

-Речь идет об иконе с изображением Богоматери.

-Да, ребята. В каждой церкви есть изображение Богоматери. Богоматерь издавна считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. На Руси было великое множество чудотворных икон Богоматери: Смоленская, Донская, Казанская. Много и всевозможных празднований в честь Девы Марии и ее икон.

- По преданию, Владимирская икона Божией матери является самой знаменитой, почему?

- Она несколько раз спасала Москву от нашествия татар.

- А Донская?

- Принимала участие в исторической Куликовской битве.

- Всмотритесь в этот ряд замечательных икон. Несмотря на многообразие типов изображения Богоматери, постарайтесь найти общие черты. В чем они?

Ответы детей.

-Я вижу в этих иконах лиричность и просвещенность.

-На иконах Богоматерь всегда в печали, но эта печаль разная: то скорбная, то светлая.

-Очень хорошо вы заметили. Изображая Деву Марию, русские иконописцы создавали образ Матери, которая знает о страданиях, ждущих ее сына и которая с рождения Младенца отдаст Его людям во имя спасения.

-Что хотите добавить?

- Но Богоматерь  всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы.

IV этап - завершающий или психофизическая разгрузка, разрешение проблемы.

 -Ребята, мы много изучали православной поэзии. А помнит ли кто-нибудь стихотворение об иконе К. Бальмонта.

Отвечают дети.

Икона темная Христа

В старинной золотой оправе,

Ты та же сердцу и не та,

Икона темная Христа,

Сокрытого в небесной славе.

Икона вечная Христа,

Твои черты безгласно строги,

Зажгись, бессмертная мечта,

Икона вечная Христа,

Веди по голубой дороге!

-Сегодня мы заглянули в прекрасный мир древнерусского искусства – в мир иконописи. Иконописцы своим искусством призывали и призывают к миру и согласию. И как приятно осознавать, что именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в мире. Мы можем гордиться тем, что являемся русскими людьми и живем в России.

(Раздается колокольный звон, дети подходят к учителю и встают полукругом, девочки, изображавшие храмы, уходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "О чем разговаривает улица"

Углубить знание детей о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные, знаки сервиса. Развить мышление. Воспитать внимани, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощ...

Урок французского языка 2 класс "Мы играем и разговариваем по-французски"

Урок обобщающего повторения. В игровой форме повторяется французский алфавит, счет, цвета и названия животных. Все сопровождается исполнением стихов и песен на французском языке....

Конспект урока по английскому языку в 6 классе по теме "Разговариваем о родственниках"

Конспект урока по английскому языку в 6 классе по теме К"Разговариваем о родственниках"Конспект урока по английскому языку в 6 классе Описание работы: Предлагаю вам конспект урока...

Программа элективного курса Основы искусства речи, или как, умея говорить, научиться разговаривать

   Умение выражать свои мысли кратко, точно, понятно – важнейшее свойство человеческого ума. Овладение речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, при...

Конспект урока "Как разговаривает икона"

Конспект урока "Как разговаривает икона"...