"Доброта-тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать"
классный час (6 класс) на тему

Бобровская Светлана Ивановна

Классный час

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический классный час:

«Доброта-тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать».

Разработан учителем математики ГБОУ гимназии № 406 Бобровской С.И.

Вид классного часа: Лекция с элементами беседы.

Методы, приемы: Обращения к высказываниям выдающихся людей, к пословицам и поговоркам, работа с последующим обсуждением по творческим группам, психологические тренинги.

Оборудование: На доске плакаты с высказываниями выдающихся людей о доброте; словари; книги и рисунки о добре, бусинки, листы бумаги, фломастеры.

Цель: Формирование личности, способной к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в жизненных ситуациях.

Задачи:  

  • Воспитание общечеловеческих ценностей: доброты, отзывчивости, понимания и уважения к окружающим людям.
  • Развивать навыки общения, работы и в коллективе.
  • Совершенствовать и развивать творческие способности, фантазию детей.

Ход классного часа:

“ Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека”.

М. Пришвин.

Учитель:  Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем о добре и совершить путешествие в мир «Доброты» благодаря волшебным бусинкам. Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше понравится.

Берегите эту бусинку, чтобы вернуться назад. (Звучит песня “Если добрый ты”.)

 А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулаке, закройте глаза, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете, откройте глаза и улыбнитесь (от души) своему соседу по парте, подарите «улыбку доброты». (Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».)

Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство- ДОБРОТА. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.

Ведь доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина.

Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте (учитель задает примерные вопросы, дети отвечают):

 -Что значит “добрый человек”?

-Чем отличается “добрый человек” от “добренького”? И другие…

Учитель:  Вы правильно понимаете, что такое доброта.

Какие пословице о доброте вы знаете? Чему они учат?

Дети: Пословицы:

  •  «Доброе слово лечит, злое калечит»
  • «Злой не верит, что есть добрый»
  • «Добрая слава лежит, а худая бежит»
  • «Доброго чтут, а злого жалуют»
  • Добрые вести прибавят чести.
  • Доброго держись, а от худого удались.
  • Доброта без разума худа.
  • Лихое лихом называют, а доброе добром поминают.
  • Нет худа без добра.
  • Мир не без добрых людей.  (И другие).

Дети: Пословицы учат:

  • хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей;
  • шутить по- доброму;
  • не быть любопытным;
  • быть чистосердечным в отношении с собеседником;
  • не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и т. д.

Учитель: Какие стихотворения о добре вы знаете?

Дети:

  • Чтение стихотворений М.Лисянского “Добрые слова”.
  • М. Шехтера “Немало встречается злого”.
  • К. Бальмонта “Помню я”…
  • А. Ремизова “Как много на земле домов”.

Учитель: Вы прослушали стихотворения, в которых говорится о доброте, о добрых заветных словах. И я надеюсь, что вы сделали правильный вывод, как нужно вести себя с другими людьми, как важно не обидеть не только делом, но и словом.

Учитель рассказывает о добре и зле:

      Говорят, если есть в человеке доброта,  значит, он человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их не когда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова». В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.

    Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создаёт основу человеческого счастья. Бетховен полагал, что «что нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям…».      Горький оставил после себя такие проникновенные слова: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – почувствовать себя нужным близким людям.  Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять».

      Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия как «доброта», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу».

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

     Добро многогранно. С добром параллельно существует зло.

      Прежде чем говорить о добре и зле, нужно заметить одну интересную деталь о феномене зла, тайне зла. Когда зло сталкивается с человеком, то производит различные эффекты. Мы знаем людей, которые в результате переживаний, страданий, кризисов впадали в полную бездуховность, атеизм и так далее. И наоборот, знаем столько же, если не больше, скорее больше, людей, которые, пройдя через отрицательный опыт, как-то духовно углубились.

      Однажды юного Мережковского, впоследствии великого писателя, отец привел к Достоевскому; Федор Михайлович прочитал стихи мальчика и сказал сердито: «Плохо, совершенно плохо! Страдать надо, страдать!» Отец засмеялся и сказал: «Нет, уж пусть лучше не пишет, только бы не страдал!» Но Достоевский был прав: люди с абсолютно безмятежной жизнью — они не имеют какого-то глубинного измерения, понимания других людей — «сытый голодного не разумеет».

Дети отвечают на вопросы:

  • Безусловно все смотрите телевидение, назовите картины зла?
  • Как на ваш взгляд искоренить зло?

Учитель: Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.

Дети размышляют:

  • "Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?
  • "В подъезд ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия?

Дети читают стихи:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможем
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались.
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
Мир! Мир! Свет!
Мир – это радость, это дружеский привет!

      По сути, добрый человек не может творить зло, делать плохое. Скажем, мать ругает своего ребёнка или даже наказывает его, однако, если она имеет доброе сердце, то зла она ему не причинит. И наоборот, человек, который говорит правильные вещи и не использует каких-то грубых слов, но если внутри он имеет злые помыслы, не любит никого, - то его слова становятся буквально стрелами, которые очень ранят. Потому и сказано в Евангелии от Луки: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» и «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его». А в Евангелии от Матфея уточняется: «…как вы можете говорить доброе, будучи злы?»

Давайте вспомним христианские заповеди (учитель называет заповеди вместе с детьми):

Первая заповедь — любовь к Богу.

 Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира».

Третья заповедь: «Не произноси имени Бога твоего напрасно, или всуе», (т.е. напрасно)

Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы освятить его».

Четыре заповеди относятся к Богу, остальные заповеди к отношениям между людьми.

5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ничего, что у ближнего твоего.» (Исх.20, 1-17).

Какие простые на первый взгляд слова — и какая глубокая мудрость в них, какая глубина!

Размышляя над тем, что же есть добро, и что же есть делание добра, - можно прийти к выводу, что, по сути, это не что-то особенное, что мы делаем в своей жизни. Это могут быть абсолютно все наши дела, но злыми или добрыми они становятся в зависимости от того, какие мы в них вкладываем намерения. Допустим, можно ведь ту же, скажем, милостыню подать человеку не ради него самого, а только лишь для того, чтобы успокоить свою совесть.

 И последнее, что хочется сказать: не торопитесь упрощенно делить людей на добрых и злых. Старайтесь быть человечнее, когда судите о человеке.

Учитель: Какие правила можно соблюдать в повседневной жизни?

Дети: (например)

  • «Ставь интересы других людей выше собственных»;
  • «Будь верен и надежен»;
  • «Уважай других, уважая себя»;
  • «Терпимо относись к другим точкам зрения»;
  • «Воспринимай людей как равным себе»;
  • «Учись сопереживать другим, ставя себя на их место»;
  • «Умей прощать и не будь обидчив»;
  • «Живи в согласии с самим собой и с другими людьми»;
  • «Проявляй чуткость»;
  • «Будь уверен в себе»;
  • «Будь свободен от лжи и обмана»;
  • «Умей контролировать свои желания и поступки»;
  • «Упорно иди к цели, невзирая на препятствия»;
  • «Стремись делать все как можно лучше»;

Учитель предлагает выполнить творческое задание «Солнце человечности»: Детям раздаются листы бумаги в виде лучей солнца. Они подписывают или рисуют на нем имя человека или самого человека (рисуют), который в трудную минуту жизни отнесся к ним по-человечески. (Имя человека и какое благородное дело им было совершено). Затем ребята по очереди рассказывают о своих лучах. Из работ на доске делается солнце («Солнце человечности»)

Учитель: По классу пробежал теплый ласковый ветерок, и доброе, согревающее душу настроение. И на душе стало радостно.

Возьмите в руки бусинки, сожмите в кулак и приложите к сердцу, закройте глаза, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов - откройте глаза.

Путешествие наше подошло к концу (бусинки нанизываем на одну нитку). Звучит песня “Если добрый ты”

Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас, как они сияют в лучах нашего «Солнца человечности». Так и мы с вами связаны друг с другом, но в то же время каждая бусинка существует отдельно.

Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой.

Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, добрые и милосердные, чтобы эти отношения у вас остались надолго. Давайте же возьмемся за руки и закончим наше путешествие песней “Дорога добра”. (Поем песню, взявшись за руки.)

Литература:

1) А.А.Разумов: Русские пословицы и поговорки «Мудрое слово»;

2) Е.В.Савченко: Классные часы 5-9 классы;

3) Сайт: Нравственность в образовании (Грибач И.В.; Воронава Л.А.);

4) Электронная  энциклопедия «Википедия»;

5) Библия.



Предварительный просмотр:

«Живи в веках, Победа!»

1 глава.

«Главный праздник»

Добрый день, уважаемые гости, учителя, учащиеся!

Совсем скоро – День Победы,

Радостный, волнующий праздник.

Накануне этого великого события мы подготовили выпуск журнала «Живи в веках, Победа!» Открываем 1 страницу журнала – «Главный праздник».

Хор исполняет песню «Главный праздник»

«Главный праздник»

Немало праздников у нас

Хороших праздников немало

Но повторяю каждый раз

Что этот день всему начало.

Что без него, что без него

И счастья мира мир не ведал.

И не было бы ничего,

Когда бы не было Победы.

Припев:

Победа! Победа!

Расцветает высь.

Салюты, салюты над Отчизной!

Победа! Победа!

Это значит жизнь.

Цена Победы – жизнь и жизни!

Об этом забывать никто

Не вправе. И покамест солнце

Взойдет над миром, верю в то,

Что память в сердце остается.

И 60, и тыщи раз

Потомки повторят, как деды:

Немало праздников у нас,

Но самый главный – День Победы!

По всей стране  от края  и до края

Нет города такого, нет села,

Куда бы ни пришла Победа в мае

Великого девятого числа.

Пришла! Дохнула свежим ветром,

По душам разлилась рекой,

Развеяла разрухи пепел,

Всех обняла своей рукой.

Всем радость мира подарила,

Всех окрылила, всех спасла!

Ты по земле своей ходила,

 Победа золотого дня.

Снова майский рассвет. И идет по планете возвращенная нашими солдатами весна, мир, который прошел через пять огненных военных лет.

Такого еще не было встарь –

Пусть в танце кружатся ребята,

Праздником мира вошел в календарь

Праздник Победы – 9 мая!

(танец)

9 мая. Этот день навеки останется в истории человечества. Ведь именно 9 мая 65 лет назад над просторами нашей державы взошло незакатное солнце солдатской Славы.

Пронизан звоном соловьиным

В цветущих вишнях майский сад.

И так к лицу твои седины,

Твое величество – солдат.

Пьянит прохладный запах мяты,

В деревьях плавится закат.

Ты вспоминаешь 45-й,

Твое величество – солдат.

Уходят дни, как будто люди,

Утихла в сердце боль утрат,

Пока ты есть – Россия будет,

Твое величество – солдат.

Звенящий бронзой старый китель

Тревожит в памяти набат.

Смотрите – это победитель,

Его величество – солдат.

И смотрит на сынов своих Россия,

Как будто лишь вчера закончен бой.

Проходят победители седые,

Победа остается молодой.

Как быстро бы года ни пролетали,

От нас не отдаляется она.

И ей к лицу солдатские медали,

К лицу ей боевые ордена.

Мы знаем по сбивчивым

Трудным рассказам

О горьком победном пути.

Поэтому должен

Хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами –

Такими же полными слез.

Тем, кто шел в бой за Родину,

Выстоял и победил…

Тем, кто согревал дыханием

В стужу блокадных ночей…

Тем, кто улетал вместе с дымом

Из бухенвальдских печей…

Тем, кто на речных переправах

Шел, словно камень ко дну…

Тем, кто на века безымянный

Канул в фашистском плену…

Тем, кто ради правого дела

Сердце отдать был готов…

Тем, кто под машины ложился

Вместо понтонных мостов…

Всем тем, кто ушел в бессмертие

И победил,

Посвящается…

Пускай назад история листает страницы легендарные свои.

2 глава.

«Творцы Победы»

Городок провинциальный, летняя жара,

На площадке танцевальной – музыка с утра.

Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,

На площадке танцевальной – 41 год.

Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.

Через месяц и не больше кончится война.

Рио-Рита, Рио-Рита, соло на трубе,

Шевелюра не обрита, ноги при себе.

Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,

На площадке танцевальной – 41 год.

Лето 1941 года началось замечательно для тысяч мальчиков и девочек. Лето обещало свои радости.

Только вдруг 41 ударил огнем,

Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.

Вспомните, ребята, вспомните, ребята,

Разве это выразить словами?

Как они стояли у военкомата

С бритыми навечно головами.

Рыдали родители, жены, невесты,

Горел и гремел небосклон,

«Прощанье славянки» играли оркестры,

На фронт уходил эшелон.

(Под «Прощание славянки» входят курсанты)

Казалось, было лишь вчера –

И песни у костра,

И школьных вальсов вечера,

И встречи до утра.

И вот в свои 17 лет

Я встал в солдатский строй,

У всех шинелей серый цвет,

У всех один покрой.

Были годы суровой войны,

Как за мать заступается сын,

Все народы нашей страны

На врага поднялись как один.

И в атаку с отвагой в глазах

Вместе с русским бросался казах,

С белорусом бросался узбек,

Потому что друзья мы навек.

Немало друзей посчастливилось мне

На разных дорогах встречать,

В далекой и близкой бывать стороне,

О Родине в песнях скучать.

И часто мне пел мой товарищ казах

Про степь, что как песня звенит,

Где беркут кружит и кружит в небесах

И ветру соперник – джигит.

Другой мой товарищ высок, кареглаз, -

Тот пляской любил удивлять.

И между боев свой любимый Кавказ,

Родимый свой край вспоминать.

Про шелест березок рассказывал я,

О далях сторонки родной.

И слушали эти рассказы друзья,

Объяты ночной тишиной.

Я помню: снаряд разорвался вблизи,

До ночи пришлось мне лежать…

Отрыл меня русский? Казах? Иль грузин? –

Не смог я тогда распознать.

Но я не забуду, пока не умру,

Той дружбы солдатской святой.

И как после боя латышка в жару

Меня напоила водой.

Дружба – великая сила. Она помогала и в радости, и в бою.

У нас в полку, в разведке

Служили три бойца,

Три друга, однолетки,

Три добрых молодца.

И в стужу, и в метели

Бывало нам тепло,

Когда в землянке пели

Иван, Мамед, Петро.

Служили, не тужили

В том памятном году.

Все поровну делили –

И радость, и беду.

Всегда в разведку боем,

Сквозь вьюгу, сквозь туман

Они ходили трое –

Петро, Мамед, Иван.

В засаду возле Буга

Попали три бойца,

Огнем прикрыв друг друга,

Сражались до конца.

И там, где в бой ходили,

От дома далеко

Лежат в одной могиле

Иван, Мамед, Петро.

Приходит годовщина

Победы над врагом,

Встречаются три сына

На холмике на том.

В разведку не ходили

Сквозь вьюгу, сквозь туман,

Но дружат как дружили

Петро, Мамед, Иван.

Скольких друзей унесла война!

Но друг не умирает,

Лишь рядом быть перестает,

Он кров с тобой не разделяет,

Из фляги из твоей не пьет.

В землянке, занесенною метелью,

Застольной не поет с тобой.

И рядом под одной шинелью

Не спит у печки жестяной.

Но все, что между нами было,

Все, что за вами следом шло,

С его останками в могилу

Улечься вместе не смогло.

Упрямство, гнев его, терпенье –

Ты все себе в наследство взял,

Двойного слуха ты и зренья

Пожизненным владельцем стал.

Любовь мы завещаем женам,

Воспоминанья сыновьям,

Но по земле, войной сожженной,

Идти завещано друзьям.

Сегодня мы поем славу солдату – победителю. Тому, кто тогда забыл о своей национальности. Была одна национальность – солдат. Солдат, обладающий огромной внутренней силой, чтобы выстоять и победить.

«Шел он закаленный, пропыленный,

Нашей славной армии солдат»

(Песня «Шел ленинградский паренек»)

3 глава.

«Мы помним, любим, чтим, скорбим…»

Победа останется в вечной памяти нашего многонационального народа. За проявленную отвагу и мужество было присвоено звание Героя Советского Союза победителям. Среди них: русские – 8160, украинцы – 2069, белорусы – 309, татары – 161, евреи – 108, казахи – 96. кроме того, получили великое звание армяне, узбеки, мордвины, чуваши, азербайджанцы и др.

В памяти народа навечно остались 29 трагических дней не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда, 50 дней сражения на Курской дуге, 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа.

Дети города-героя Ленинграда, мы знаем о страшном военном времени от наших самых близких людей, бабушек и дедушек. И свою благодарность мы выражаем им добрыми делами, большую признательность – нашими стихами.

(звучат детские стихи)

Район, в котором мы живем, навсегда сохранит память о военных страшных днях. Он внес огромную лепту в победу нашего города, страны.

Мы, жители военного городка Горелово, гордимся, что живем на земле, богатой историей.

На территории нашего городка расположен авиаремонтный завод 419. он родился в 1942 году. В суровые годы войны ремонтники завода обеспечивали восстановление боевой техники и спецавтомашин в полном объеме заданий командования Волховского и Ленинградского фронтов, они внесли свою долю в бессмертную славу Победы над фашизмом.

«Наш Гореловский завод»

(гимн АРЗ 419)

Вспомним, товарищ, как в грозные годы

Создан был этот великий завод.

Как через преграды, в помощь Ленинграду

Выпускали птиц стальных в полет.

Знают «Гореловский» многие страны,

Сделано нами, так значит на «пять»!

Мы России служим и всегда должны мы

Рубежи ее оберегать.

Припев:

Пусть слава Гореловцев вечно живет,

Сердце зовет только вперед!

У нас, как и прежде, настрой боевой!

И дружба семьи трудовой!

Сегодня наш завод является единственным предприятием Министерства обороны в Северо-Западном регионе, которое способно выполнять капитальные ремонт вертолетов всех модификаций.

Земля наша дала путевку в жизнь сотням военных летчиков, которые сражались на фронтах нашей страны. Никогда не будут забыты беспримерные подвиги наших летчиков, защищавших Ленинградское небо.

С каким восхищением осознаю, что здесь, на Гореловской земле, совершили подвиги будущие Герои Советского Союза: Греков Л.И., Харитонов В.Н.,

Савушкин А.П., Неуструев И.П. всех перечислить невозможно.

Кровными узами с советскими летчиками были связаны летчики героической Франции. Они воевали вместе, объединенные общей целью: восстановить мир на земле.

Святое братство в небе рождено,

Омыто кровью в облаках горящих,

Ему в веках остаться суждено –

Пример берем с героев настоящих.

Пускай один пилот из-под Читы,

Другой родился в солнечном Марселе –

Их породнило чувство высоты,

Солдатский долг, борьба, единство цели.

Они в боях сведут с врагами счет,

Порядок строгий в дружном экипаже.

Где каждый сбитый вражий самолет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок информатики и английского языка "Изобретения которые потрясли мир"

интегрированный урок информатики и английского языка "Изобретения которые потрясли мир"...

Интегрированный урок биологии и русского языка "Корни всякие нужны, корни всякие важны"

Интегрированный урок биологии (изучение новой темы) и русского языка (оурок обобщения и закрепления изученного) по теме "Корни всякие нужны, корни всякие важны"....

Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка (презентация)

Презентация к выступлению  "Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка"...

Как создать условия, в которых ребенок захочет учиться

Материал для родительского собрания. Описаны правила, которые помогают родителям развить у ребенка мотивацию учения....

Интегрированный урок информатики и английского языка "Изобретения, которые потрясли мир"

Интегрированный урок информатики и английского языка "Изобретения, которые потрясли мир"...

Урок немецкого языка " Книги,которые я люблю"

Урок немецкого языка в 9 классе по УМК И.Л.Бим "Шаги"...