Памятка для педагогов "Как разговаривать с подростком?"
методическая разработка по теме

Малышева Татьяна Васильевна

памятка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razgovarivat_s_podrostkom.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

                 Как разговаривать с подростком?

1. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком - взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует, как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете, или не считаете нужным выполнить желание ребёнка, нужно объяснить - почему. Больше разговаривайте с детьми,  обсуждайте с ними их дела, знайте их интересы и заботы. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.

2.Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия педагога - сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».

3.В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

4. Удивляйте - запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила - но не насилие. Поведение воспитателя, привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы.

   5.Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа "терпеть не могу", "ты меня извёл", "у меня нет сил", "ты мне надоел", повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребёнок просто перестает их слышать.

  6.Не пытайтесь обсуждать поведение подростка в  самый разгар конфликта. Будет лучше если вы поговорите об этом позже.

  7.Чаще хвалите ребенка. Похвала принесет больше пользы, чем критика

   8.Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это вызовет только агрессию

  9. Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже.

10. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание, и заинтересованность.

11. Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.

12. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.

13. Не оберегайте подростков излишне от проблем. Это закаляет душу,  делает ее более чуткой, учит находить выход. Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее.

14.Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.

15. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением ребёнка в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.

16.Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя.

17. Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не заметить».

18.В общении с ребенком старайтесь избегать условий (если ты сделаешь, то…)

19.Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность в чем-либо

20.Требования к подростку со стороны взрослых должны быть едины, необходимо избегать двухсмысленности и недомолвок в изложении требований.

Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других. Таким образом, Вы получите ключ к душе ребёнка и достигнете хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для педагогов

Методы и формы работы с обучающимися и их семьями:  - по профилактике безнадзорности и правонарушений;  - уровня культуры;  - по профилактике употребления психоактивных веществ и табако...

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)...

Психологические памятки для педагогов по формированию УУД

В помощь  по формированию регулятивных универсальных учебных действий учащихся предлагаю вам воспользоваться разработанными "памятками":...

Памятка молодому педагогу

- советы молодому педагогу;-  оценка - инструмент в руках учителя;- профессиональные запреты;- волшебные слова одобрения;- проблемы традиционной оценки;- альтернативный вариант;- рейтинг...

памятка для педагога о признаках нахождения ребенка в СОП

признаки нахождения ребенка в социально опасном положении...

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....