Урок МХК "Мотив крика в искусстве"
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему

Белякова Людмила Михайловна

Конспект урока раскрывает основную художественно-педагогическую идею - социализация и субъективизация личности обучающегося средствами искусства. Интегрированный характер урока демонстрирует возможности глубокого изучения разных видов искуства на одном уроке, что при планировании 1 час в неделю крайне важно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_munku_-_yaroslavl.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный урок в 11 классе школы №43 города Ярославль

Образ времени в картине Эдварда Мунка «Крик»

                                                         Жизнь есть усилие времени... Всё существующее...

                                                    должно  превосходить себя, чтобы быть самим собой[1]...

                                                    Реальная культура находится вовсе не в музеях и не

                                                    сводится к их посещению, а состоит в чувстве бытия

                                                    или небытия.

                                                                                    Мераб Мамардашвили

Цель урока:

     - открыть вместе с одиннадцатиклассниками загадку переходного периода (рубежа XIX-XX веков) в искусстве;

     - на примере «знакового» произведения этого периода (Э.Мунк «Крик») проследить, как время влияет на художественный образ.

Художественное пространство урока:

     - репродукции трёх картин Э.Мунка: «Крик», созданных в 1893 году; «Автопортрет» (1893);

     - музыка Рихарда Вагнера.

Дидактический материал урока:

     - иллюстративный (репродукция картины «Крик» на столе каждого ученика; видеоряд репродукций, спроецированных на экран);

     - конверты с раздаточным материалом по теме «Стилевые особенности и эстетические принципы искусства XIX века и рубежа веков».

I. Погружение в тему диалога (формулирование темы урока и выбор его цели)

     Учитель:

      Здравствуйте, дорогие современники, выпускники школы №43 имени А.С. Пушкина, здравствуйте, юноши и девушки XXI века, стоящие на пороге самостоятельной взрослой жизни, а МИР вас ждёт.

     А какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы не растеряться, не раствориться в сложности бытия, чтобы, по выражению грузинского философа Мераба Мамардашвили, «быть самим собой»?

(Учитель подводит учеников к выводу: «Уметь соотносить Я во времени и пространстве» и открывает первую часть эпиграфа урока)

     Учитель:

     Перефразируя слова Людмилы Марасиновой, можно сказать, что «веков разорванную нить» помогают осознать произведения искусства, назначение которых не только в художественном отображении жизни, но в ориентации человека в сложном и порой неоднозначном мире.

     Перед вами картина[2] известного норвежского художника Эдварда Мунка. Нарочито скрыто и название произведения, и год его написания. Всмотритесь внимательно в картину и определите, какое время она отражает: XYIII, XIX, рубеж XIX-XX веков, XX век? Аргументируйте свой ответ.

II. Наблюдение над картиной. (Параллельно этот процесс осмысления художественного произведения сопровождается рассказом учителя о художнике Э.Мунке).

     Эдвард Мунк, как я уже сказала, норвежский живописец и график. Несколькими штрихами его портрет можно нарисовать так:

- в детстве пережил сильное потрясение: сначала умерла мать, а позднее 15-летняя сестра;

- получил профессиональное художественное образование: школа рисования и художественных ремёсел в Осло;

- почти 10 лет жил во Франции, увлёкся идеями Фридриха Ницше; влюбился в театр, в частности в творчество Генриха Ибсена и Августа Стриндберга с его повышенным вниманием к сложным психологическим состояниям человека;

- его произведения оказали большое влияние, в первую очередь, на творческую молодёжь;

- лучшие его картины (внимание на экран!) «Больная девочка», «Мадонна», «Танец жизни». Их можно увидеть в музее художника в Осло, кстати, это единственный музей в столице Норвегии, посещение которого для посетителей бесплатное.

(Учитель заканчивает комментарий о жизни художника, и звучит музыка Рихарда Вагнера)

III. Диалог.

     (Ученики дают аргументированные варианты ответов, учитель предлагает их фиксировать, чтобы сформулировать тему урока).

     Вывод: картина написана на рубеже веков (учитель указывает точную дату – 1893 год)

     Учитель:

     Регламент конкурсного урока не даёт возможности выбора темы учителем совместно с учениками, поэтому учебный материал я выбирала сама, ориентируясь на «знаковый» характер этого произведения. Рубеж веков известный современный искусствовед Михаил Гаспаров назвал «эпохой множества «измов», имея в виду многообразие течений, стилей в искусстве: импрессионизм, постимпрессионизм, неоимпрессионизм, модерн, символизм, экспрессионизм, футуризм, акмеизм и т.д. Мунк синтезировал в этой картине сразу несколько «измов», говоря языком Гаспарова, но об этом мы поговорим позднее. А сейчас я прошу вас сформулировать тему урока.

(Примерные темы: «Зачем кричит человек в картине Э.Мунка «Крик»; «Образ времени в картине...»; «Смысл художественного образа в картине...» и др.)

     Учитель:

     Чтобы очертить круг вопросов для обсуждения, важно уяснить, как изменились эстетические принципы и что нового появилось в стилистическом отношении в произведениях искусства рубежа веков.

     Предлагаю поработать в парах. На ваших столах конверты-задания, в которых помещен материал, характеризующий особенности искусства XIX века и рубежа веков. Опираясь на знания об особенностях искусства XIX  века, думаю, вы правильно систематизируете этот материал, разнеся его по двум группам, отражающим соответственно эпоху XIX века и рубежа веков.

IY. Аналитическая работа в группах (Сопровождается музыкой Р.Вагнера)

     После систематизации материал должен выглядеть так:

              XIX   век

 Рубеж веков XIX и XX

-изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах;

- полное и всестороннее отображение действительности;

- точность и конкретность деталей;

- типизация индивидуально-неповторимого;

- правда жизни;

- склонность к деформации реальности;

- приоритет субъективного над объективным;

- эскизность;

- всё большее и большее нарушение равновесия между формой и содержанием;

- рождение всё новых и новых художественных идей;

- максимальная выразительность художественного образа;

Y. Творческая лаборатория.

    Учитель:

          «Нам часто придётся умолкать перед лицом неведомого», - заметил один из поэтов рубежа веков Рене Рильке, словно предугадывая многозначность и неоднозначность тех произведений, которые явятся миру и будут требовать ответа.

     Какие вопросы задаёт нам Мунк своим произведением? А какие вопросы есть у вас?

- Какие характеристики крику можно дать, исходя из колорита картины?

- Подберите определение крику, соотнося каждое из характеристик с определенным цветом в картине.

           пронзительно-жёлтый – испепеляющий душу, предупреждающий о грозящей катастрофе, о вселенской трагедии;

          кроваво-красный – тревожный, надрывный;

          безжизненно-голубой – одинокий, потерянный;

          волнисто-изумрудный – безысходный. (Как не вспомнить Достоевского и его героя Мармеладова: «Когда идти некуда»);

- Как композиция картины помогает понять авторский замысел, идею произведения?

- Какова, по вашему мнению, причина крика. Составьте небольшой рассказ, опираясь на сюжет картины.

- Почему художник отказывается или почти отказывается от детализации, предпочитая предметам линию?

- Какие символы вы можете обозначить в картине?

- Как вы можете определить формулу творчества художника?

VI. Обобщение и выводы по уроку.

                 Не дано трансмиссиям ремнями

                 Колесо грядущего вертеть.

                 Времена толкуют с временами.

                 Будет скрыто многое и впредь,

                 Чтобы наши завтрашние дали

                  Мы в себе сегодня обретали.

    Чтобы вам легче было «разговаривать» с произведением искусства, я приготовила своеобразные памятки «Как анализировать художественное произведение». Для кого это важно и кому это нужно, пожалуйста, подойдите на перемене.

         

     


[1] Эпиграф урока открывается на уроке поэтапно: первая часть осмысливается учениками в начале урока, а вторая, выделенная курсивом, в заключение разговора.

[2] Учитель договаривается с детьми о том, что условно репродукцию в ходе урока возможно называть «картиной», осознавая, что это, конечно, репродукция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок истории и изобразительного искусства "Жизнь коротка, искусство вечно"

Обобщить и повторить изученный материал по теме "Искусство в первобытном обществе", "Искусство Древней Руси" и познакомить с характерными чертами современных Нано-технологий можно на бинарном уроке ИЗ...

Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.

Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....

Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского) (Часть 1)

Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное ...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...