Интерпретация темы Тайной вечери в искусстве.
презентация к уроку по мхк (10 класс) по теме

Юрченко Татьяна Николаевна

   Эта работа выполнена ученицей 10 В  класса Прохоровой Валентиной под моим руководством  в 2008-2009 учебном году. Я использую эту презентацию на уроках МХК в 11 классах при изучении творчества Леонардо да Винчи, а также на уроках литературы по теме "Бибилейские мотивы в  романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

    Данная презентация призвана доказать ошибочность гипотезы Дэна Брауна, высказанной в книге "Код да Винчи". Автор нашумевшего бестселлера выдаёт за научные свои изыскания в области библейского сюжета. Я приучаю своих учащихся критически мыслить и не принимать на веру ошибочные суждения даже таких известных авторов, как Дэн Браун.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mhk.ppt2.53 МБ
Office presentation icon m_h_k.ppt1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ученица 10 В класса Прохорова В. Учитель Юрченко Т.Н.

Слайд 2

Словарь. Вступление. Актуальность темы. Гипотеза. Доказательства: 1) Верна ли символика картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», предложенная Брауном? 2) Изображали ли Грааль художники других эпох на своих картинах, посвященных теме « Тайной вечери»? 3) Кто на самом деле изображен на фреске Леонардо слева от Христа? Вывод. Источники.

Слайд 3

Фреска - живопись по сырой штукатурке разведенными на чистой или известковой воде красками, а также техника стенных росписей, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой. Артдетектив - литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений на основе исторических фактов и художественных произведений. Чаша Грааля - в западноевропейских средневековых легендах таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения к его благим действиям рыцари совершали свои подвиги. Считалось, что это Чаша с кровью распятого Иисуса Христа или Чаша для причащения, служившая Христу и его апостолам во время Тайной вечери.

Слайд 4

Тема, заявленная в нашей работе, неисчерпаема и сложна, поэтому мы позволим себе коснуться лишь одного её аспекта. Великие художники, поэты, ученые прошлого (тем более эпохи Ренессанса) всегда пользовались вниманием публики. Личность Леонардо да Винчи, титана Возрождения, его судьба и творчество всегда вызывали интерес, поэтому, когда на прилавках магазинов появилась книга Дэна Брауна, которая открыла собой новое направление в литературе – артдетектив, она вызвала небывалый интерес как к самому художнику, так и к религиозным тайнам, которыми тот якобы владел, но не «выдавал» явно, а преподносил в закодированном виде на своих полотнах.

Слайд 5

Великой загадкой для нас является его фреска «Тайная вечеря». Дэн Браун раздаёт интервью, в которых утверждает, что потратил целый год на исследование, чтобы разгадать эту картину, из чего можно понять, что автор настаивает на документальности и исторической верности своих выводов. По следам книги был снят фильм, на который приходили миллионы зрителей. На эту экранизацию в Голливуде претендовал Рон Ховард. От детектива- бестселлера никто и не ждет исторической точности, но фанаты романа и пресса возвели книгу в разряд чуть ли не философских трактатов, а фильм стал культовым. Кроме того, жанр артдетектива оказался настолько востребованным, что Дэн Браун печатает следующие романы: «Ангелы и демоны», «Цифровая крепость», «Точка обмана». Объявляются многочисленные последователи Брауна.

Слайд 6

Тема, заявленная нами , интересна, т. к. проникновение в тайны искусства обогащает человека. Правильная трактовка темы «Тайной вечери» важна для современного зрителя и читателя. Гипотеза: Мы полагаем: Дэн Браун не прав, утверждая в книге «Код да Винчи», что на фреске Леонардо «Тайная вечеря» рядом с Иисусом Христом изображена Мария Магдалина, якобы тайная жена Христа, а не Иоанн - его ученик.

Слайд 7

« Тайной вечерей» принято называть последний ужин Христа с учениками, вскоре после которого он был взят под стражу, а потом и распят. Фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи была создана в 1495 – 1497 годах, является стенной росписью в трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Как и другие события истории Христа, этот ужин послужил темой для картины не только Леонардо, но и для целого ряда художественных шедевров других мастеров искусства. Браун уверяет, что Чаши с кровью Христа нет на столе , значит Леонардо ее зашифровал на этой фреске. Ему видятся 2 треугольника - вершиной вверх и вершиной вниз.

Слайд 8

Треугольник вершиной вверх означает мужское начало (Христа), а треугольник вершиной вниз – женское начало(Мария Магдалина). Следовательно, слева от Христа сидит не его ученик Иоанн, а его тайная жена Магдалина. Автору видится также , что треугольник вершиной вниз напоминает латинскую букву V , которая символизирует лоно Марии Магдалины, в котором она якобы носит ребенка Христа. Браун делает вывод, что Священной Чашей является лоно Марии, поэтому на столе Грааля нет. В книге Брауна главная героиня Софи является потомком Христа, она расследует убийство своего деда, который принадлежал к тайному обществу «Приорат Сиона» и являлся хранителем этой тайны из-за чего его и убивают. Но мы знаем : Леонардо, чтобы не перегружать картину, 12 апостолов расположил по 6 человек справа и слева от Христа.

Слайд 9

Эти 2 группы апостолов художник поделил еще на 2 части – по 3 человека. Отсюда симметрия и воздух картины. Каждый апостол виден , хотя на небольшом пространстве расположено 13 человек! Треугольники кое- где и, правда, служили символами, но не в церковном искусстве. Если захотеть, то можно увидеть и букву М. Католику эта буква напомнила бы не о Марии Магдалине, а о Деве Марии, матери Христа. Но Богоматери на картине нет, поэтому можно придумать еще одну версию: буква М – сокращение от латинского слова Magister – «Учитель», а учитель здесь один - Иисус Христос

Слайд 10

Так что не о какой Марии Магдалине речи не идет и тут наш автор оплошал. 2) На громкое заявление Брауна, что на фреске нет Чаши с кровью Христовой, мы можем возразить, что названную Чашу (или Грааль) в «Тайной вечере» не изображал почти НИКТО из художников. На это были свои причины: показывать напрямую обряд святого причастия разрешалось лишь в некоторых особо священных местах, у церковного алтаря. Фреска же Леонардо украшала монастырскую трапезную, а она к числу таких мест не относится. По задумке Леонардо, трапезная служила продолжением картины и столы, за которыми монахи ели, объединяли и картину и комнату в единое пространство. Как мы видим, всё в этой картине гениально, даже место её расположения.

Слайд 12

На фреске неизвестного художника школы Пьетро Лоренцетти, созданной до 1348 года, внимание сконцентрировано на предательстве. Христос смотрит на Иуду, единственного из всех апостолов лишенного нимба. Как мы видим, Священный Грааль на картине отсутствует.

Слайд 13

Французский художник Никола Пуссен, мастер классицизма , снова обращает наше внимание на таинство причастия, в картине царит атмосфера необычайной одухотворенности, мира и любви. Все персонажи находятся в гармонии друг с другом. Чаши на столе нет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полна духовной глубины картина английского художника XX столетия Стенли Спенсера. Автор был глубоко религиозным человеком, склонным к мистицизму. Зрителя не покидает ощущение чуда. Автор создал эту картину в 1920 году, вскоре после окончания первой мировой войны, в сражениях которой он участвовал. . Центральная точка картины – круглый хлеб, преломленный Иисусом Христом. На столе лишь хлебцы.

Слайд 2

3) В детективе Д. Брауна говорится, что вместо Иоанна художник изобразил женщину – Марию Магдалину, которой будто бы Петр исподтишка грозится перерезать горло. На самом деле, почти все художники, начиная еще с иконописцев, показывали молодого Иоанна Евангелиста похожим на девушку, а точнее – на ангела. Делалось это, чтобы подчеркнуть его нежную юность и красоту души. И так изображали не только его. У того же Леонардо при желании можно выдать за ангела или за женщину еще и апостола Филиппа. Мы предполагаем, что это будет неверно.

Слайд 3

Например, на картине Бартоломео Кардуччи, итальянского художника XVI века, мы также видим Иоанна слева от Христа, он прекрасен и юн, но никто не видит в нем девушки

Слайд 4

На картине Джозеппе Верммильо «Апостолы» , Иоанн также напоминает женщину.

Слайд 5

Авторы фильма, поставленного по книге Брауна, в своих домыслах идут ещё дальше. Они посягают на Леонардо да Винчи, изменяя содержание самой фрески «Тайная вечеря» в угоду своей версии. Персонажи этого фильма утверждают, что на столе перед Христом и апостолами стоят чаши «Которая же из них Грааль?»-вопрошает герой. На самом деле, как мы могли убедиться, на столе только хлебцы, а чаш никаких нет. В подтверждение своей гипотезы авторы безжалостно «режут» картину буквально на части, переставляя и совмещая их. И хотя в фильме заняты прекрасные актёры Том Хенкс и Одри Тоту, это не спасает положение.

Слайд 6

Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, оказалась верна: рядом с Христом на фреске Леонардо изображен апостол Иоанн, а не Мария Магдалина. Как мы видим, придуманный код Д. Брауна можно взломать с помощью простейшего энциклопедического словаря .Книги, подобные «Коду да Винчи» вводят читателя в заблуждение, т.к. претендуют на документальность, а в качестве приманки используются великие имена. Очень важно противостоять ложным постулатам в наше время, великое искусство в этом нам поможет. Даже если предположить, что у Иисуса Христа была жена, нужно понимать, что он был явлен миру как гражданин Земли и его духовная миссия Спасителя от этого не становится менее важной, а это добавляет к образу Христа человечности. К тайнам религии и искусства нужно подходить очень осторожно. P.S. Сейчас выходит на экраны новый бестселлер «Ангелы и демоны» по книге Брауна...

Слайд 7

Источники: Роберт Уоллэйс. Мир Леонардо. Москва, «Терра», 1997. Текст, репродукции. Стр. 85—99. «Юный художник», № 1, 2006. А. Баранов «Код да Винчи» Дэна Брауна- правда и вымысел. Стр. 10-13. Шедевры мировой живописи в вашем доме. Прадо. Автор текста и составитель- М. Замкова. Москва, « Олма-Пресс»,2003. Стр. 22-23. Живопись старых мастеров в музеях Советского Союза. Автор-составитель И. В. Линник. Ленинград, «Аврора»,1989г.Стр. 47. Газета «Комсомольская правда». Загадка Тайной вечери, Код да Винчи взломан!, Ошибки «Кода да Винчи». Январь-май 2005, январь- февраль 2006. Дэн Браун « Код да Винчи». Москва, «Матадор», 2005. « Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайна "Тайной вечери"

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец,...

Отражение библейских сюжетов в мировой культуре: «Тайная вечеря» в живописи.

Описание картин известных художников по теме "Тайная Вечеря"...

конспект урока изобразительного искусства 5 класс, с презентацией . Раздел: Цветовидение. Тема: "Тайна цвета"

Развитие общества без искусства немыслимо...  П. Чистяков.  Все дети любят рисовать-ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать непр...

Тест по фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"

Предлагается тестовое задание на проверку знания истории создания фрески леонардо да Винчи "Тайная вечеря"....

История "Тайной вечери"

Тайная вечеря — самая популярная работа Леонардо да Винчи, фреска, изображающая последний ужин Христа с учениками. Вниманием не была обделена никогда, вокруг нее с самого создания ходило множество слу...

Секреты фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"

Леонардо да Винчи – самая загадочная и неизученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дь...

Презентация к уроку искусства в 9 классе по теме "Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов".

В презентации представлены интерпретации в исполнении разных исплнителей с миоровым именем классического произведения "Адажио" Томазо Альбиони...