Интегрированный урок по МХК и английскому языку
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме

 

Интегрированный урок  МХК, литературы и английского языка в 10 классе «И погружен мечтой в былое, вижу вновь Величье рыцарства и блеск Средневековья». (Западноевропейская художественная культура Средневековья). Урок подготовлен и проведён Субоч Раисой Ивановной, учителем русского языка, литературы и МХК, Леоновой Ириной Владимировной, учителем английского языка МОУ «СОШ№ 27 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Балаково

  Цели и задачи: исследовать произведения западноевропейской художественной культуры с целью выявить справедливость оценки Средневековья, данной писателями гуманистами XV- XVIвв.; установить взаимосвязь между архитектурой и литературой Англии, выяснить причины распространения рыцарства в Западной Европе, особенности письменной английской литературы этого периода, ее влияния на художественную культуру страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_mhk_pravilnyy.doc46 КБ
Файл integrirovannyy_urok.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  МХК, литературы и английского языка в 10 классе

«И погружен мечтой в былое, вижу вновь я

Величье рыцарства и блеск Средневековья».

(Западноевропейская художественная культура Средневековья)

Субоч Раиса Ивановна, учитель русского языка и литературы,

Леонова Ирина Владимировна, учитель английского языка

 МОУ «СОШ№ 27 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Балаково

Цели и задачи: исследовать произведения западноевропейской художественной культуры с целью выявить справедливость оценки Средневековья, данной писателями гуманистами XV- XVI вв.; установить взаимосвязь между архитектурой и литературой Англии, выяснить причины распространения рыцарства в Западной Европе, особенности письменной английской литературы этого периода, ее влияния на художественную культуру страны.

                          Содержание

1.Вступительное слово учителя МХК.

 Наш урок я хочу начать с упоминания имени патриарха Всея Руси Алексия Второго, с которым недавно простился весь мир. Мы стали свидетелями того как едины были             верующие разных стран и народов в проявлении уважения к человеку, посвятившему себя служению идеалам веры, добра, милосердия, терпения. Этот факт наглядно убеждает в том, что, несмотря на существующие различия в церковной и соответственно культурной практике, исходные ценности христианской религии всегда были едины. На предыдущем уроке мы говорили о художественной культуре православной традиции, а сегодня, продолжая знакомство с  эпохой Средневековья, обратимся к западноевропейской художественной культуре средневекового искусства католической традиции, сформировавшей основу национальных художественных культур многих современных европейских государств, в частности Англии, поэтому мы проводим интегрированный урок МХК и английского языка. Запишем тему урока в тетради.

     

  - Французский поэт XIX века Т.Готье писал:

                      В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

                      Я к замкам уходить люблю средневековым.

                       Мне сердце радует их сумрачная тишь,

                       Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

                       Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

                       Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах.

                       Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

                       Крутые лестницы и сводчатые залы,

                       Где ветер шелестит и стонет в вышине,

                       О битвах и пирах рассказывает мне…

                       И погружен мечтой в былое, вижу вновь я

                       Величье рыцарства и блеск Средневековья.

                                                               Перевод А.Эфрон

  Однако писатели – гуманисты XV-XVI вв. называли Средние века «темной ночью», «эпохой умственного застоя». Цель нашего урока – выяснить, справедливо ли это мнение, или все-таки прав Т.Готье отметив в стихотворении «величье рыцарства и блеск Средневековья».

Предполагаемый ответ: правы писатели-гуманисты либо они        ошибаются и тогда прав Т.Готье. (Гипотеза исследования).

   - В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля: романский (X-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Откроем учебник на странице 149, прочитаем материал о романском искусстве ( предпоследний и последний абзацы) и ответим на вопрос: какой христианский идеал существовал в романском искусстве?

   - Архитектурный облик Средневековья трудно представить без феодального замка, являющегося неотъемлемой частью средневекового образа жизни. Послушаем сообщение о замке феодала и подумаем: каково же предназначение этого сооружения?  

             2. Сообщение ученика о замке феодала.

В это время в архитектуре получил распространение романский стиль. Романские сооружения разбросаны по всей Европе, символом этого стиля можно считать укрепленный замок феодала, который служил убежищем в период нескончаемых войн. Замок обычно возводился на вершине скалистого холма или горы, над рекой или у моря. Он окружался рвом, через который перекидывали подъемный мост, ведущий к воротам. Монолитные стены крепости увенчивались зубцами, башнями и бойницами. В центре замкового комплекса была самая крупная башня- донжон- убежище феодала.

 Замок феодала – это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и своеобразный центр культуры. В замке проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры.

- Каково же предназначение этого сооружения? Ответить на этот вопрос поможет и материал учебника на странице 150.

3. Учитель МХК.

    В XI-XII веках у разных народов Европы сложилась письменная литература на родном языке.

   Средневековый эпос разнообразен. У французов огромной популярностью пользовались поэмы, рассказывающие о событиях времен Карла Великого, в Германии результатом поэтической переработки старинных  героических песен стала эпопея «Песнь о нибелунгах», среди кельтских сказаний выделяется поэма о рыцаре Парцифале (Парсифале), отправившегося на поиски Святого Грааля – чаши с кровью распятого Спасителя, в Англии  - баллады о Робин Гуде.

 Кто же такой Робин Гуд? Слово учителю английского языка.

4. Учитель английского языка.

  Сообщение о Робин Гуде на англ.языке.

5.Учитель МКХ.

 Какие черты характера Робина определили его исключительность и позволили ему стать лидером?

 6.Учитель англ.яз.

   Прочитаем     балладу «Робин Гуд и король».

 7.Учитель МКХ.

  Каким предстает перед нами Робин Гуд как герой народной баллады?

  При всей непохожести сюжетов в европейском эпосе разных народов много общего. В нем превозносились смелость, преданность долгу, бескорыстное служение родине и сюзерену, способность отдать жизнь во имя идеи. Причудливо переплетаются реальные исторические события, картины рыцарского и придворного быта, фантастические образы, почерпнутые из народных преданий.

Приоритетными стали темы, воспевающие высоту духовного подвига и нравственные идеалы, отвечающие христианским заповедям. Не случайно именно в этот период и появились рыцари. А как возникло рыцарство, например, в Англии?

  8. Учитель англ.яз.

  Историческая справка об английских рыцарях (синхронный перевод).

  9.Учитель МКХ.

  Рыцарь, закованный в латы, тяжелым ударом разящий врага, стал героем письменной литературы. Английский писатель Средневековья Томас Мелори обратился именно к рыцарской теме не случайно. Познакомимся с его творчеством.

   10. Сообщение на русском языке о Томасе Мелори.

   11. Слово учителю англ.яз., проводится аудирование.

   12. Учитель МКХ.

        Царицей словесности стала поэзия, в которой рыцари были далеко не единственными ее героями. Прекрасной Даме, которой поклонялся рыцарь, он посвящал свои стихи и песни, воспевал красоту и добродетели своей избранницы (обычно знатной дамы или даже королевы). Ради возлюбленной рыцарь совершал свои подвиги, с ее именем на устах сражался он на военных турнирах. Предлагаем вашему вниманию фрагмент фильма, в котором воссоздана атмосфера рыцарского турнира. Это современное видение рыцарского поединка, колорит эпохи передан и благодаря воспроизведению места действия, одежды рыцарей, их снаряжения и экипировки.

 Послушаем сообщение о любовной рыцарской поэзии, в учебнике этот материал вы найдете на страницах158-159.

13. Сообщение о любовной рыцарской поэзии.

  С ростом городов и развитием светской замковой культуры все большее значение приобретает любовная рыцарская поэзия, получившая название куртуазной (что означает придворной). В ней воспевалась Прекрасная Дама, которой поклонялся рыцарь.

  Поразительно, что изысканная куртуазная поэзия зародилась в среде рыцарей, еще совсем недавно невежественных вояк, круг интересов которых не выходил за пределы быта, оружия, крестовых походов. Превращению грубых крестоносцев в придворных аристократов способствовала новая система воспитания: молодых людей стали обучать не только военному делу, но и красивой и правильной речи, стихотворному искусству, танцам, игре на музыкальных инструментах, обходительным манерам и правилам хорошего тона. Все это и составило куртуазность, сложившуюся в XI веке.

14. Учитель МХК.

    Итак, любовная рыцарская поэзия, героиней которой стала Прекрасная Дама, привлекала к себе поэтов и в более поздние века. Так, например, Альфред лорд Теннисон, английский поэт, живший в 19 веке, использовал этот средневековый образ в своем творчестве. Слово учителю английского языка.

15. Презентация о Теннисоне на русском языке, рассказ на английском языке.

16.Учитель англ.яз.

  Представляем вашему вниманию стихотворение Теннисона о леди Вивьен.

17. Чтение стихотворения «Леди Вивьен».

18. Учитель МХК.

  Что вы можете сказать о героине этого стихотворения?

19. Предполагаемый ответ ученицы.

   Понятно, что героиня названа в заглавии стихотворения, однако, наряду с этим мы можем сказать, что подлинной героиней является куртуазная любовь – трепетное обожание, возвышенное, тайное и лишенное взаимности чувство. В любовном томлении по недосягаемому идеалу поэт находит особую прелесть, очарование, умножающее полноту жизни и дарующую вдохновение.

        Подведение итогов.

1.Учитель МХК.

  Наряду с художественной культурой православной Руси, в католическом православном мире набирала силу вторая ветвь христианской традиции. Мы познакомились с светским искусством европейского Средневековья, в результате мы должны сейчас согласиться с определением или опровергнуть мнение писателей- гуманистов, назвавших Средние века «эпохой умственного застоя», «темной ночью» или выразить свою солидарность с точкой зрения Т.Готье о «о величье рыцарства и блеске Средневековья».

      Предполагаемый ответ.

  Нет, произведения искусства, к которым мы сегодня обратились, убедили нас   в том, что средневековая культура внесла свой вклад в развитие мировой художественной культуры и заняла в ней почетное место. Художественная культура Средних веков в большей степени подчеркивала духовную сущность человека, его суровый аскетический облик, это важнейший этап художественного развития человечества, заложивший фундамент современной цивилизации.

2.Учитель англ.яз.

Сегодняшнее обращение к английскому Средневековью углубило и расширило наше представление о стране, о литературе и в целом о культуре Англии. Причем звучала хорошая, правильная речь не только на русском языке, но и на языке оригинала. Думаю, что все ученики, принявшие участие в уроке заслуживают только высоких оценок.

     Домашнее задание.

Предлагаем творческое задание: попробовать свои силы в качестве переводчика стихотворения Альфреда Теннисона «Леди Вивьен», а также ответить на вопрос: почему поэт 19 века обратился в своем творчестве к эпохе Средневековья.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок по мировой художественной культуре и английскому языку в 10 б классе Западноевропейская х удожественная культура Средневековья Учитель русского языка и литературы Субоч Р.И. Учителя английского языка Андреева С.В., ЛеоноваИ.В . МОУ - СОШ № 27 с углублённым изучением отдельных предметов г. Балаково 2008 г

Слайд 2

Католицизм Православие Две ведущие ветви Христианства

Слайд 3

Средние века – «темная ночь», «эпоха умственного застоя». Справедливо ли это мнение ? ?

Слайд 4

Этапы истории развития средневековой художественной культуры Западной и Центральной Европы

Слайд 7

Робин Гуд – герой английского эпоса

Слайд 8

Robin Hood a nd the King

Слайд 9

Рыцари Средневековья

Слайд 10

О Б Р А З Р Ы Ц А Р Я

Слайд 11

Томас Мэ лори Английский писатель, автор « Книги о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола ».Мэлори родился в дворянской семье. Был рыцарем, принимал участие в войне Алой и Белой розы, последние 20 лет жизни провел в тюрьме. Именно там он и создал свои романы .

Слайд 12

“The Sword Excalibur” Sir Thomas Malory Sword – меч Scabbard – ножны Rival – соперник Knight – рыцарь Betray - предавать

Слайд 13

“The Sword Excalibur” 1. Once upon a time Arthur and Merlin came to… a) a river; b) a lake; c) a sea 2.The scabbard of the sword was… a) magic; b) beautiful; c) expensive. 3. One day Arthur decided to travel… to Sir Damas; b) to Queen Morgan Le Fay’s castle; c) through the forest. 4. Suddenly Arthur found himself … a) in the castle of Sir Damas; b) at Queen Morgan le Fay’s castle; c) at home. 5.Sir Damas ordered King Arthur to … a) bring the sword; b) fight for him against another knight; c) hide in the forest. 6. During the fight King Arthur realized that… a) the knight was Sir Damas; b) he would die; c) it was not Excalibur. 7. King Arthur managed to hit the rival on the head so hard that he fell down and dropped… a) his head; b) the sword Excalibur; c) the scabbard. 8. King Arthur was surprised because… his rival was the knight of the Round Table; b) his rival was the Queen; c) his rival was Sir Damas.

Слайд 14

Keys 1. B 2. A 3. C 4. A 5. B 6. C 7. B 8. A The Sword Excalibur

Слайд 15

Образ Прекрасной дамы

Слайд 16

Рыцарский турнир

Слайд 18

1809 -1892 Альфред Теннисон

Слайд 19

Знаменитый английский поэт Родился и провёл детство в Линкольншире. Отец Теннисона был священником. Альфред получил прекрасное воспитание. Вместе со своим старшим братом Чарльзом, имевшим также склонность к поэтическому творчеству, Теннисон издал в 1827 году сборник стихов “Poems of two brothers”

Слайд 20

В поэзии Теннисона отразились впечатления живописной природы его родины.

Слайд 21

Вершиной поэтического творчества Теннисона были "Idylls of the King": “ The Marriage of Geraint” “Geraint and Enid” “ Merlin and Vivien”

Слайд 22

Merlin and Vivien

Слайд 23

Then crying "I have made his glory mine," And shrieking out "O fool!" the harlot leapt Adown the forest, and the thicket closed Behind her, and the forest echoed "fool." Oh master, do you love my tender rhyme?

Слайд 24

" 'In Love, if Love be Love, if Love be ours, Faith and unfaith can ne'er be equal powers: Unfaith in aught is want of faith in all. "'It is the little rift within the lute, That by and by will make the music mute, And ever widening slowly silence all. "'The little rift within the lover's lute Or little pitted speck in garnered fruit, That rotting inward slowly moulders all. "'It is not worth the keeping: let it go: But shall it? answer, darling, answer, no. And trust me not at all or all in all.'

Слайд 26

Средние века – «темная ночь», «эпоха умственного застоя» ?

Слайд 27

"'In Love, if Love be Love, if Love be ours, Faith and unfaith can ne'er be equal powers: Unfaith in aught is want of faith in all. "'It is the little rift within the lute, That by and by will make the music mute, And ever widening slowly silence all. "'The little rift within the lover's lute Or little pitted speck in garnered fruit, That rotting inward slowly moulders all. "'It is not worth the keeping: let it go: But shall it? answer, darling, answer, no. And trust me not at all or all in all.' Подготовить перевод с тихотворения “Vivien . ” Домашнее задание Ответить на вопрос: п очему автор стихотворения, поэт 19 века, обратился к эпохе Средневековья ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по ОБЖ и английскому языку «Electricity in Everyday Life. Электричество в повседневной жизни»

Цели урока:1. обобщить и расширить знания школьников об электрических приборах и правилах их использования;2. закрепить правила безопасного обращения с электроприборами в быту;3. активизировать употре...

Интегрированный урок в 6 классе: английский язык +биология:."Can\'t we live without water?""

Урок охватывает разныет аспекты значимости воды для всех живых организмов на Земле. Но запасы воды на нашей Земле небесконечны, и многие страны из-за ее недостатка просто вынуждены покупать воду . Гря...

Интегрированный урок по географии и английскому языку

Урок путешествие по странам Северной Америки. Ребята готовили презентации к уроку....

Интегрированный урок-конференция – классный час (английский язык + татарский язык) "Легко ли быть подростком" (10 класс)

Интегрированные уроки, в нашем понимании, предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавате...

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»

Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,по истории «Древняя Греция»;по английск...

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»

Интегрированный урок математики, истории и английскому языкупо теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция&raq...

Интегрированный урок по обществознанию и английскому языку в 6 классе на тему "Культура поведения в общественных местах на русском и английском языках"

Интегрированный урок расчитан на обучающихся 6 класса разного уровня. Чтобы урок прошел полноценно,учителя разделили класс на 4 группы, каждой из которой были даны задания по их уровню....