"Музыкальные символы средневековья" (урок МХК в 10 классе)
методическая разработка по мхк (10 класс) по теме

Гендина Алла Константиновна

Урок разработан с применением социоигровых технологий и технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_simvoly_srednevekovya.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные символы средневековья.

Урок, разработанный с применением социоигровых технологий, технологии деятельностного метода.

Цель:  Раскрыть образный и содержательный смысл музыки средних веков как отражения представлений человека об окружающем мире.

Задачи:

  1. Раскрыть особенности мировосприятия человека средневековья.
  2. Познакомить учащихся с григорианским хоралом – музыкальным символом средневековья.

3. Сформировать понимание музыки как храма в звуках.

4. Создать условия для творческого самовыражения учащихся.

План урока.

Этапы урока

материал

задача

Вид деятельн.

1

Разминка

«Волшебная палочка»



Деление на группы

Названия архитектурных элементов средневековых храмов.

Повторить материал предыдущего урока, настроить учащихся на активную работу.


Вспомнить архитектурные сооружения, о которых шла речь на прошлом уроке.

Игра





Расчет «по названиям сооружений»

2

Активизация знаний.

«Мир средневекового человека…»

Высказывание М.Бицилли,

Иллюстрации.

Опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках, обратить внимание учащихся на особенности мировосприятия человека средневековья.

Работа в группах,

отчет по результатам работы.

3

Освоение нового материала.

«Символ эпохи»

Григорианские хорал, органумы.

Романские и готические соборы.

Справочные материалы.




Найти общее и различное в звучании хорала и органума;

Выявить общее в архитектуре и музыке.



Работа в группах.






4

Закрепление

материала «Живые скульптуры»

Григорианские хорал, органумы.

Романские и готические соборы.

Найти пластическое воплощение хорала и органума.

Работа в группах.

5

Закрепление

материала «Музыка – отзвук небес».

Музыка позднего средневековья

Мотет «Тот, кто больше не молод» Гийома де Машо

Высказывания о музыке и архитектуре, иллюстрации.

Раскрыть взгляд на музыку с точки зрения средневекового человека.

Работа в парах.



Работа «по цепочке»



6

Итоги урока.

«музыкальные символы средневековья»

Видеоряд.

Музыка, звучавшая на уроке.

Осмыслить материал урока.

Работа в парах.

Написание синквейна «музыка».

Ход урока.

1. В начале урока мы вспоминаем, что находимся в средних веках. В качестве разминки предлагаю детям передавать «волшебную палочку» и называть архитектурные элементы средневековых храмов. Когда красноречие иссякает и возникают серьезные затруднения, предлагаю перейти на названия средневековых архитектурных сооружений. Далее предлагаю рассчитаться «по названиям», соблюдая правила расчета. Таким путем образуются 3-4 группы учащихся. Каждая группа находит себе место в классе, по возможности его оборудует.

2. Предлагаю учащимся внутри группы рассчитаться по номерам; вторые номера вызываю для получения задания.

Задание:

        Прочитать высказывание, подобрать 5 иллюстраций, подтверждающих это высказывание.

«Мир средневекового человека был невелик, понятен и удобно обозреваем. Все в этом мире упорядочено, распределено по местам, всем и всему были указаны собственное дело и собственная честь. Нигде не было пустых мест и пробелов, но не было также ничего ненужного и лишнего; в этом мире не было неведомых областей, небо было изучено также хорошо, как и земля, и нигде нельзя было заблудиться. Приятно и легко было оглядывать этот мир и воспроизводить его в его целом – весь без остатка – во всех его проявлениях, со всеми его «Царствами», сокровищами и диковинами, отражать его в картинах мира и в энциклопедиях, высекать его в тысячах мелких фигурок, что жмутся к стенам соборов, выписывать его золотыми и яркими чистыми красками на фресках – средневековый космос был не только очень тесен, но и очень однообразен, несмотря на кажущуюся пестроту.

                                                                   (П.М.Бицилли)

Иллюстрации:

  1. Карта мира XI в.
  2. Барельеф в Салернском соборе (Италия) XI в. Изображение вавилонской башни.
  3. Ноев ковчег. Миниатюра Псалтыри Людовика Святого.
  4. Рисунки с гравюр средневековых художников.
  5. Страшный суд. Тимпан собора Сен Лазар в Отене.
  6. Св. Иосиф. Скульптура главного портала собора в Реймсе.
  7. Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье.
  8. Собор в Реймсе.
  9. Собор Нотр-Дам в Париже.
  10.  Бронзовые двери собора в Гильдесгейме.

После выполнения задания первым номерам предлагаю выбрать себе помощника и вместе с ним продемонстрировать результат работы группы, обосновать выбор иллюстраций. Очередность выступления определяется по жребию.

3. Учащиеся объединяются в новые группы: первые номера – с первыми, вторые – со вторыми и т.д. Новые группы определяют себе места в классе и рассчитываются по порядку. Третьи номера приглашаются за заданием.

Задание:

Прозвучит музыка. После прослушивания надо подобрать слова, которыми можно о ней рассказать, слова записать на листке.

Звучит музыка – два григорианских хорала.

На запись слов дается 1 минута. Далее слова записываются на доске следующим образом: последние номера каждой группы по очереди записывают по одному слову, далее – предпоследние и т.д. Повторяться слова не должны. Пауз тоже быть не должно. Подсказывать нельзя. Каждая группа может записывать слова мелом своего цвета.

Учитель поясняет, что прозвучали григорианские хоралы, дает информацию о них.

Четвертые номера приглашаются за заданием.

Задание:

Прозвучат два органума. Надо ответить на вопрос: Чем органумы отличаются от григорианских хоралов? Ответ сформулировать в виде предложения и записать на доске.

        Звучит музыка – два органума.

На слайде – изображения романского и готического соборов.

Задание:

Найти общее в музыке и архитектуре.

 (Учащиеся используют иллюстрации, обсуждают задание в группе – 1 минута.)

4. Приглашаются 1 номера за заданием. Они вытаскивают карточку, на которой написано либо «григорианский хорал», либо – «органум». Слушаем музыку еще раз (3 минуты).

Задание:

Создать пластический образ музыкального произведения. «Живые скульптуры».

Участники другой группы пытаются отгадать, какое это произведение.

5.  Предлагаю учащимся встать в круг, не двигая парты, «связаться глазами» с партнером, образовать пары, найти себе место в классе.

На слайде – изображение собора в Реймсе.

Слушаем музыку: Мотет «Тот, кто больше не молод» Гийома де Машо (название произведения не объявлять!).

Задание:

Назвать произведение одним словом. Слово написать на доске.- 1 минута.

После выполнения задания объявляется название произведения, дается справка о мотетах.

Каждая группа, выполнившая задание, получает листок с частью высказывания.

«Ибо музыка – это отзвук небес, голос ангелов, веселье рая, чаяние эфира, церковный орган, пение птах, отдохновение всех печальных и отчаявшихся сердец».

Если учащихся больше, предлагается еще одно высказывание.

«Пламенеющая готика – это словно бесконечно длящийся заключительный органный аккорд…»

Высказывания могут быть написаны на бумаге разного цвета. Далее следует предложить учащимся «собрать» высказывание и прочитать его (каждая пара читает свой фрагмент «дуэтом», в целом – получается высказывание.)

6. В конце урока предлагаем учащимся написать синквейн на тему «Музыка» с точки зрения средневекового человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов методом «Музыкальной живописи».

Меня заинтересовала психологическое и эмоциональное состояние ребенка, который приходит на урок музыки. Появилось желание отследить эти процессы в динамике, попытаться помочь ребенку восстановить гарм...

Адаптированная образовательная программа по предмету "Музыкальная литература" для учащихся 5-8 классов музыкального отделения гимназии

Данная авторская адаптированная программа предназначена для использования в курсе восьмилетнего начального музыкального образования: в музыкальных школах, музыкальных отделениях гимназий. 1 год обучен...

"Символ 2016 года - обезьяна", мастер - класс для педагогов

Мастер-класс Тема: «Символ 2016 года - обезьяна»Цель: Познакомить с приемами педагогической техники на занятии декоративно-прикладного творчества.Материалы: Ткань, клей, фурнитура....

Материалы к открытому уроку "Проект Коды символов. Занятие 1. Шифрование" (9 класс, учебник Угринович Н.Д.). Презентация, раздаточный материал (zip, 1 Мб)

Просто посмотреть коды символов и вывести их на экран? Давайте добавим немного тайны. Почему бы не зашифровать предложение с помощью шифра Цезаря или квадрата Полибия?  На первом занятии мы говор...

Проектно-исследовательская работа: «А. И. Фатьянов – музыкальный символ эпохи»

Паспорт проектной работы  «А. И. Фатьянов – музыкальный символ эпохи»». Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа по проекту: музыкаУчебные дисциплины, бл...

Проектно-исследовательская работа: «А. И. Фатьянов – музыкальный символ эпохи»

Паспорт проектной работы  «А. И. Фатьянов – музыкальный символ эпохи»». Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа по проекту: музыкаУчебные дисциплины, бл...