Конспект урока по технологии "Торговые символы, этикетки и штрихкод" 8 класс
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Белицкая Наталья Сергеевна

Конспект урока по технологии "Торговые символы, этикетки и штрихкод" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл torgovye_simvoly_etiketki_i_shtrihkod.docx782.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Торговые символы, этикетки и штрихкод.

Тип урока: комбинированный.

Вид учебного труда: работа с информацией.

Время работы: 40 минут (1 урок).

Цель:

Познакомить учащихся с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кода, информацией, которая в них заложена.

Задачи:

- Научить разбираться в значениях символов на упаковках товаров;

- Научить определять гарантийность качества по штриховому коду;

- Развивать умение работать со схемами, инструкционными картами,образцами (упаковками товаров);

- Воспитывать грамотного покупателя.

Дидактическое обеспечение:видеоролик «презентации: «Маркировка товара», «Штриховой код»; образцы маркировок, этикеток, упаковок с нанесённым штрих кодом; таблица «Коды стран»; инструкционные карты «Штриховой код», «Определение гарантийности качества товара по штриховому коду»

Оборудование: компьютер, экран.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

2. Опрос пройденного материала.

- Что изучает семейная экономика?(наука о повседневной экономической жизни семьи)

-Что такое информация о товарах?(совокупность сведений, которые позволяют судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации и т.д.)

- Из каких источников можно получить информацию о товаре?(СМИ, реклама, выставки, общение между людьми)

3. Постановка темы и учебной цели.

Знания, которые мы с вами получаем на уроках домашней экономики, необходимы каждому человеку. Сегодня мы покупатели, совершающие покупки.

Учащиеся разделены на подгруппы. У каждой группы на столе несколькоупаковок или этикеток от разных товаров.

Дать задание группам:
Укаждой группыодинаковые по объему упаковки товары, предварительно обернутые белой бумагой, и я прошу вас  извлечь максимум информации о товаре.Ученики высказывают предположение, какой товар в упаковке, его вес, состав, способ применения и употребления. ( В упаковке может быть молоко, сок и.т.д.)

Учащиеся делают вывод, что при отсутствии этикетки невозможно получить полную и достоверную информацию о товаре.
Перечислите,пожалуйста, сведения, которые вы бы хотели узнать о товаре: свойства, вес, состав, срок годности и.т.д.

Исходя из нашей беседы, как вы думаете какова цель нашего урока? С чем будем знакомиться? Чему мы сегодня будем учиться?

Цель нашего занятия:

познакомиться с назначением торговых символов, этикеток, штрихкода,

с информацией, которая в них заложена.

Сегодня мы будем учиться быть грамотными потребителями и определим гарантийность качества товара по штриховому коду.

4. Новый материал

А сейчас я вас попрошу снять упаковку и дополнить свои предыдущие предположения. Извлеките максимум информации, которую вы  хотели бы получить с упаковки. Все ли знаки вам понятны?
Из каких источников можно получить информацию о товаре?

(сертификат товара, торговые символы, этикетки, вкладыши, штрихкоды)

По некоторым подсчетам, в торговой сети нашей страны существует около полумиллиона наименований товара. Как же приобрести ту вещь,которая нужна семье, которая устроит вас по всем параметрам? Например, вы решили купить холодильник. Откуда можно получить информацию о его технических и эксплуатационных качествах: объеме его камер, потребляемой энергии, температуре в морозильной камере?(Ответы учащихся)

Такая информация содержится в технической документации, которая должна прилагаться к изделию: инструкциях, паспортах, вкладышах.

Покупая товар в упаковке, вы, наверное, обращали внимание на то, что на них нарисованы различные символы: рюмочки, зонты, кружочки и т.д.

Знаете ли Вы о том, какую информацию они несут?(Ответы учащихся.)

Весь этот комплекс обозначений, состоящий из текста, графических, цветовых символов, нанесённых на упаковку, ярлык или этикетку называется маркировкой.(Запись в тетради).

По маркировке можно определить изготовителя продукции, условия и сроки ее хранения.

Как читать маркировку товаров?

Символы, которые встречаются на упаковке товаров и самих товаров:

1.Знаки соответствияпродукции стандартам качества-

первое, на что потребителю следует обращать внимание. В зависимости от маркировки качество продукции может быть подтверждено обязательной и добровольной сертификации.

2. Экологические символы.

Нет, наверное, человека, который не заботился бы о своем здоровье. А как известно, наше здоровье во многом зависит от чистоты окружающей среды. Поэтому миллионы людей во всем мире стремятся приобретать экологически чистые продукты.

3. Правила пользования товаром.

Мы большое внимание уделяем знакам, информирующим о правилах ухода за вещами.С такими знаками мы с вами знакомились, когда изучали правила ухода за изделиями.На одежде встречается группа знаков – символов, которые подсказывают нам, как ухаживать за данной вещью.

Какие  можно встретить символы на одежде?

(Ответы учащихся - сушка, стирка, отбеливание, химчистка.)

Все эти символы содержатся на этикетке товаров: вещей, упаковок продовольственного товара).

Упражнение. Используя ярлык для одежды, предположите, что это за товар?

Что такое этикетка товара?

Этикетка – маленький представитель вещи.

    Этикетка - ярлычок с фабричным, торговым клеймом, надписью.

Знаете ли Вы,какая информация содержится на этикетке вещей?

    Этикетка содержит:

    -  название продукции;

    -  символ кампании производителя;

    -  состав;

    -  инструкции для пользователя.

Кольеретки(от фр. collerette воротничок)— специальный вид этикетки, наносимый на горлышко бутылки алкогольной и безалкогольной продукции. Они не содержат большого объема информации, а иногда на них наносят лишь фирменный знак или наименование товара. Основная функция кольеретки —создание эстетического образа.

Вкладыш – это детальная инструкция с указаниями о мерах предосторожности для сложной и опасной продукции.

Вкладыш обязательно прилагается к химическим препаратам, лекарствам.

4. Состав продукта.

Состав продукта указывается на этикетке. По закону вся информация о составе продукта должна быть на русском языке.

Какая информация содержится на этикетке продовольственного товара?

Этикетка продовольственного товара: состав, масса (объем), калорийность, срок годности и хранения товара, дата выпуска товара, адрес изготовителя, штрих код.

Учащиеся изучают различные виды упаковок от разного вида товаров, этикетки, инструкции, паспорта с изделиями, определяя  важнейшую для покупателей информацию: срок годности, правила эксплуатации, меры предосторожности и т.д.

На многих изделиях - от жевательной резинки до телевизора – Вы всегда увидите ряд цифр, а над ними – черные полосы разной ширины.

Что это за загадочные штрихи?

Картина с бумажной волокитой заметно изменилась с появлением штрих кода. И если наше время называют веком электроники и информатики, то штрих код-это поистине тоже изобретение века. Придумали штрих код американцы. Практическое использование началось в 60-х годах прошлого столетия.

Если бы штриховому коду надо было придумать девиз, он мог быть таким: «Скорость + надежность».

Штриховой код – это чёрные полоски с рядом цифр. Печатают штрих-код на упаковке при её  изготовлении обычно чёрным, синим тёмно-зелёным или тёмно-коричневым цветом.

Штрихкод - это информация, закодированная в графическом виде, удобном для считывания техническими средствами. (Запись  в тетради.)

Как кодируется информация товара?

    Код продукции состоит из ряда цифр и штрихов над ними. Цифры - это товарный номер. Обычно он состоит из 13 цифр. А товары имеющие небольшие размеры, могут иметь короткий код состоящий из 8 цифр. Первые три означают код той страны, где выпущен товар. Следующие четыре указывают на производителя продукции – его порядковый номер в каталоге страны. И последняя цифра – это конкретное число, подтверждающее правильность самого кода.

Как расшифровать информацию о продукте?

    Для этого есть специальные электронные считывающие устройства - сканеры, которые бывают самой разной формы, например, в виде карандаша или пистолета.

Как читать штриховой код

  • 1.Сложить цифры, стоящие на четных местах ШК  9+7+0+7+0+1=24
  • 2.Полученную сумму умножить на три 24*3=72
  • 3.Сложить цифры, стоящие на нечетных местах ШК (кроме самой контрольной цифры) 5+9+2+7+1+0=24
  • 4.Сложить числа, полученные в пунктах 2 и 3   72+24=96
  • 5.Отбросить десятки 96-90=6
  • 6.Из числа 10 вычесть полученное в пункте 5     10-6=4
  • Результат должен совпадать с контрольной цифрой, которая позволяет "невооруженным глазом" оценить подлинность ШК и качество товара.

Пример вычисления контрольной цифры  для  определения подлинности товара. Цифровой код: 4600433500175

1. Сложить цифры, стоящие на чётных местах.

     6+0+3+5+0+7=21

2. Полученную сумму умножить на 3:

    21*3=63

3. Сложить числа стоящие на  нечётных местах, без контрольной цифры:

    4+0+4+3+0+1=12

4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3:

    63+12=75

5. Отбросить десятки: 5

6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:

   10-5=5

Вывод: Если полученная после расчёта (в пункте 6) цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведён незаконно и не гарантирует качества.

Код страны присваивается Международной ассоциацией EAN. В некоторых случаях штрих-код, нанесенный на товар, не соответствует стране производства товара:

  1. Предприятие зарегистрировано и получило код не в своей стране, а в стране куда направлен основной экспорт ее продукции;
  2. Товар был изготовлен на дочернем предприятии;
  3. Товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии предприятия из другой страны;
  4. Учредителями фирмы становятся несколько предприятий из различных государств.

Где применяется штриховой код?

6. Практическая работа.

Практическая работа: Определите страну - изготовителя и гарантийность качества товара по штриховому коду.

7. Анализ и оценка выполненных работ.

         -  Что Вы будете учитывать при оценке работ?

 -  Поменяйтесь работами и оцените их.

 -  Какие Вы поставили оценки? Какая общая оценка?

 -  Что получилось? Что не получилось?

 -  Учитель обобщает типичные ошибки учащихся.

8. Закрепление материала.

  • Что такое маркировка товаров?
  • Какие символы встречаются на упаковках товара?
  • Что такое этикетка товара?
  • Какая информация содержится на этикетке вещей?

9. Подведение итога урока.

Чему научились Вы сегодня на уроке?

10. Домашнее задание.

Варианты домашних заданий по желанию учащихся:

-разработать маркировку и этикетки на производимый в семейном хозяйстве предполагаемый товар.

- определить страну-изготовителя по штрихкоду.

- подготовить сообщение об истории возникновения штрихкода.

11.Рефлексия:
•Какие знания вы отметили для себя как важные?
•Какие вопросы вы хотели бы рассмотреть подробнее?
• Какой вид работы на урокевам понравился больше всего и почему?
• Какую оценку в плане активности на уроке вы бы себе поставил?

Умение получать информацию о товаре из маркировок поможет свести к минимуму ваши ошибки при приобретении многих вещей и продуктов. Мы станем грамотными потребителями.

Каждый из нас не раз бывал в роли покупателя.

Существует анекдот о том, какую цену мы платим за свои покупки: владелец оптического магазина учит своего сына, как выжимать деньги из покупателей:

- Сынок, после того, как ты подберешь покупателю очки, и он спросит, сколько они стоят, ответь: «Десять долларов». Затем подожди немного и смотри. Если он не вздрогнет, говори: «Это за оправу. Стекла стоят еще десять долларов». Выжди еще, но поменьше, и если покупатель опять не вздрогнет, добавь: «За каждое».

Какие же правила покупки необходимо знать, приобретая вещи? Об этом и пойдет речь на уроке.


Приложение

4601159072915 – каша «Минутка»

4607099300293 – чай «Королевское золото»

4041485078630 – скрепки никелированные

4607036201720 – лечо (консервы)

8801062267651 – горький шоколад

4607039771961 – аптечка первой медицинской помощи

______________________________________________________

4601159072915 – каша «Минутка»

4607099300293 – чай «Королевское золото»

4041485078630 – скрепки никелированные

4607036201720 – лечо (консервы)

8801062267651 – горький шоколад

4607039771961 – аптечка первой медицинской помощи

C:\Users\user\Desktop\yarliki.jpg

C:\Users\user\Desktop\images (3).jpg

C:\Users\user\Desktop\that-in-the-labels-on-the-clothes.png

C:\Users\user\Desktop\Znaki_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока труда по строительному делу в 5 классе. Анализ урока.

Подробный конспект урока по строительному делу на тему: "Технология конструирования из металлического конструктора лестницы-стремянки"....

«Our favourite food»Конспект урока по английскому языку в 4-м классе с использованием ИКТ ( к УМК Н.И. Быковой, Д. Дули «Английский в фокусе» 4 класс)

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.Данный урок обобщения и систематизации знаний к УМК Н.И. Быковой, Д. Дули «Английский в фокусе. 4 класс» посвящён развитию ...

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.

Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...

Конспект урока по английскому языку с использованием ИКТ Класс-7А Дата -30 сентября 2022 г. Место проведения -компьютерный класс Тема урока обобщение пройденного материала по теме PAST SIMPLE трудные неправильные глаголы

Конспект урока  по английскому языку с использованием ИКТ Класс-7А Дата -30 сентября 2022 г. Место проведения -компьютерный класс Тема урокаобобщение пройденного материала по ...