Уникальность и самобытность наследия Дины Нурпеисовой
творческая работа учащихся по мхк (9 класс) на тему

данилевская наталья владимировна

 

Научно- исследовательская  работа «Уникальность   и самобытность наследия Дины  Нурпеисовой»  выполнена  ученицей   9  класса  Бердник    Ириной. Состоит из  разделов, рекомендованных для   выполнения работ  такого  вида.  

           Цель работы :   изучение и осмысление уникальности  и самобытности      в творчестве  Дины Нурпеисовой. 

          При   разработке  темы   была  использована   научная  литература,   интернет,  самостоятельно   проведено  анкетирование и   анализ состояния   культурного  образования   жителей  города  Рудного.

    Методы  работы, используемые    ученицей:    анализ и обобщение полученных знаний по проблеме, разработка концепции и планирование исследования, подбор методов и методик осуществления исследования, проведение исследования, обработка полученных данных

         Работа  состоит из  5  разделов, в   каждом  разделе раскрыто  его    содержание и   в  конце    каждой    главы  сделаны    выводы. посвящены раскрытию содержания научно – исследовательской работы.

Основная  глава  строится на основе анализа научной литературы,  представляющим  интерес  в  области    духовного  наследия,   в ней  достаточно    широко раскрывается   тема  уникальности и самобытности     Дины  Нурпеисовой.   Дается     сравнение   с  великим  композитором  классиком  Л.  Бетховеном. Чувствуется   логическая  завершенность   и  достижение  цели   научной   работы.  

         Область   практического  применения   состоит    в том ,что полученные  знания  можно   использовать на  уроках  музыки,  во внеклассной    работе,   на  уроках  казахского   языка  и  литературы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1.  Введение                                                                                                    2

2.  Основная  часть                      

2.1 Народная   культура     музыкантов-кочевников                                  5

2.2 Уникальность   творчества  Дины  Нурпеисовой                                  6

2. 3 Самобытность произведений                                                                 9

2.4 Бетховен   казахской  степи                                                                    13

2.5 Причины  забвения   культурного   наследия                                       15

3.   Вывод                                                                                                      17

4.   Заключение                                                                                              18

5.   Список     литературы                                                                             19  

6.  Приложение                                                                                              20

1. Введение.

 Гипотеза:  узнать   о духовном   наследии в  государстве  возможно  при соблюдении  следующих  условий : 1) если    будет   проведен ряд   мероприятий  среди  населения,  посвященных   творческому  наследию 2) если  будет реализовано  общее музыкальное     образование.

 Цель:    изучение и осмысление уникальности  и самобытности      в творчестве  Дины Нурпеисовой  

Задачи : 1  проанализировать  информированность  населения о вкладе  Дины  Нурпеисовой  в  мировую культуру

2 выявить причины   успеха  Дины  Нурпеисовой

3  провести   музыкально-литературную  гостиную  исходя из    знаний, приобретенных   по  исследованной теме

Проблема  выбранной  темы     состоит  в том,  что несмотря   на  богатство   культурного    наследия   Дины Нурпеисовой-   единственной  женщины- кюйши XIX- XX столетия, значение вклада   в культуру и быт казахского народа   нашему  современнику  мало  что известно.

Изучение  и обобщение знаний, проведенным  анкетированием   о  наследии  творчества Дины   Нурпеисовой  дало толчок  для проведения  исследования   «Уникальность   и самобытность  наследия Дины  Нурпеисовой».

   В процессе работы  над   этой  темой  автором  были  изучены  и проанализированы      следующие литературные  источники:

Краткая энциклопедия Казахской ССР, в   которой   описаны   основные    биографические  данные   Дине  Нурпеисовой.  Выявлена недостаточность  литературного   материала  о народном  кюйши,

Ахмет  Жубанов в  своей  книге  «Струны столетий»   дает краткое   описание   биографии  и творчества   Дины.  

В журнале «Советская музыка» (1939 г. № 11) известный советский музыковед В. М. Беляев писал о проведении   Всесоюзного  смотра  народных  талантов следующее: «Смотр поднял значение народных музыкальных инструментов, как средства для развития музыкальной культуры широких масс. То высокое мастерство игры на казахской домбре, которое показала Дина Нурпеисова — этот «Джамбул домбры», является лучшим способом художественной агитации за сохранение и развитие этого и аналогичных ему инструментов».

        Наиболее  полное    описание   творческого   наследия   Дины    Нурпеисовой  было   найдено в трудах Гизатова Б. «От кюя до симфонии», где   дается  подробный  анализ   сочинённых   произведений.

               В книге    Мацкевича О. «Три цвета радуги» автор делится интереснейшими наблюдениями над исполнительскими приемами Джамбула Джабаева и его учеников - Кенена Азербаева, Дины Нурпеисовой и др. выдающихся кюйши, с которыми ему удалось встретиться.

           Недостаточность информационного  материала   была  частично   компенсирована    использованием  поисковых  сайтов  в интернете.

Актуальность  выбранной  темы   состоит  в том,  что несмотря   на то, что  творчество  народной  кюйши  описано, творчество Дины  до конца  не  изучено, поэтому необходимо выработать   программу по приобщению к  народной  культуре, как   к древнейшему  пласту  духовной   культуры  .

Практическая значимость

Практическое значение полученных в ходе исследования результатов анкетирования  заключается в том, что они могут послужить основой для разработки  программы по   приобщению жителей  к  народному  творчеству, являющемуся  основой  духовной  культуры, в  совершенствования  музыкального  образования

2.1 Народная   культура     музыкантов-кочевников

Одним  из  представителей   выдающихся деятелей казахской музыкальной культуры Дине Нурпеисовой по праву принадлежит почетное место. Ее имя хорошо известно в Казахстане и за его пределами. Творческое наследие Дины достаточно обширно и разнообразно Передовые школы XIX столетия, охватывающие несколько художественных поколений, подготовили творчество Дины  Нурпеисовой . Некоторые из них получили в нем обобщение и завершающую форму; влияния других обнаруживаются в новом самобытном преломлении. Сколько потом ни изучали творчество Дины, но так никто и не смог разгадать ее тайну. Казалось бы, обычная домбра, но в ее руках она становилась волшебной. Домбра – «этот скромный, хрупкий и тихий инструмент является настоящим детищем степи и ее вековечной тишины».– Ее струны хранят музыкальную мудрость столетий! Домбра – своеобразная и звонкая история кочевых племен». Культура казахов-кочевников – это, прежде всего, их духовная традиция, особенно ярко раскрывающаяся в художественном творчестве и в специфической системе этико-эстетических воззрений кочевников Великой степи. Казахи игрой на домбре не только сопровождали свои песни, но и сочиняли сложные инструментальные произведения - кюи. Таких музыкальных пьес для домбры насчитываются тысячи. Созданные не одним поколением музыкантов – кюйши, они раскрывают тонкие чувства человеческой души и природы, как нельзя лучше отражают духовный мир казахов. Не зря акын Кадыр Мырзалиев сказал: «Нағыз қазақ қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра» («Истинный казах не сам казах, а его домбра!»).  «Хороший кюй, в исполнении хорошего домбриста, - писал А.В.Затаевич, - ценится гораздо выше всякой песни, которую, конечно, не трудно и перенять у другого, тогда как виртуозная игра на домбре дается не сразу и не каждому».  Вершиной музыкального творчества были произведения композиторов «золотого» XIX века казахской культуры. Глубина мыслей и чувств, совершенство музыкального сопровождения особенно характерны для кюев Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа, Дины Нурпеисовой.

2.2.Уникальность   творчества  Дины  Нурпеисовой.

В чем  же    уникальность    композитора   кюйши Дины  Нурпеисовой?

 Как  трактуют понятие  уникальность Энциклопедии и Словари         

Уникальный-- Единственный в своём роде, неповторимый. -сущ уникальность. (Словарь синонимов)

-Уникальный-редкий, редкостный, исключительный, необыкновенный, неформатный, выдающийся, редчайший, недюжинный, незаурядный, феноменальный; неповторимый, неподражаемый, непревзойденный, единственный в своем роде, единственный, нечастый. (Словарь русских синонимов.)

-Уникальный ` Соотносящийся по знач. с сущ.: уник, уникум, связанный с ними. 2) Единственный в своем роде, неповторимый, редкий, исключительный. (Толковый словарь Ефремовой)

Во  первых- Дина   Нурпеисова это  женщина, которая    вопреки   традициям казахского   уклада  жизни  сделала  вызов  времени.  Занимаясь истинно   мужским   делом,   она   добилась    в искусстве   исполнения  кюя,  великих высот  и  стала    мировым   лидером    среди народных музыкантов. Не зная никакой грамоты сумела разгадать тайну домбры и  создала произведения, которые  в  настоящее  время завоевывают   умы  и  сердца  ценителей    народно-прикладного  казахского   искусства.

Уникально   в творчестве  Дины,  во- вторых то,   что   оно  смыкает прошлое с современностью. Её творческий путь представляет собой своего рода переходный этап, связующее звено между классическим прошлым и современным состоянием домбровой музыки. Дина, получив    традиционно   профессиональное музыкальное   образование из уст  в  уста ,в окружении Курмангазы,  любимых учителей и наставников, прошла через испытания, и передала великое достижение классиков домбрового искусства нашим   современникам. 

Уникальным  событием   в жизни  Дины является   то что,   узнав  о  чудо-ребенке  великий   кюйши, великолепный мастер искусства кюя того  времени- Курмангазы, пересек всю  степь  для  того , чтобы  услышать исполнение  Дины. Он  взял ее   под  опеку и с 9  до  19  лет   девочка  перенимала  мастерство великого   композитора ,часто сопровождала его в поездках по аулам, где проводились состязания выдающихся домбристов, видела и слышала многих из них. Она присутствовала при рождении новых кюев, была свидетелем знаменитых тартысов. Именно у Курмангазы Дина перенимала секреты композиторского и исполнительского мастерства, с его одобрения участвовала в домбровых состязаниях, выслушивала его советы и наставления, и у Курмангазы получила благословение – бата.  Впоследствии она скажет: «Это было время, которое я считаю самым счастливым в моей жизни, временем радостным, наполненным музыкальными событиями, оставившим в моем сознании самое глубокое и светлое впечатление».  И это  было  время, когда  женщина   в  обществе  была  зависима от  семьи, от  положения.

В  силу своей   неграмотности Дина не могла разобраться во многих общественных вопросах того   времени, но отлично понимала, что домбра в хороших руках это  инструмент, доставляющий удовольствие слушателям,  и орудие   борьбы за человеческое счастье.  И она  приняла  посильное участие в этой борьбе.   С редкой творческой силой и эмоциональной остротой Дина воспела великое пробуждение народов, героику  и драматизм революционной эпохи. Творчество Дины относится к числу последних выдающихся кюйши, Она сочинила более 30 кюев.  Исполнительское мастерство Дины Нурпеисовой получило свое дальнейшее развитие в советский период. В творчестве Дины   Нурпеисовой  запечатлелось великое пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи. Ее кюи отличаются не только широким размахом музыкально-тематического развития, но и большой задушевностью, искренностью эмоционального выраженияожет быть, тайна в ее пальцах. Но стоит об этом подумать и приглянуться, то казалось, что она вообще не касается домбры. Отдельно музыканты изучали паузу, которую Дина нередко использовала во время своей игры. Эти моменты усиливали исполнение. Это были не просто паузы, они получались как отдельные слова песни. Казалось, что ее домбра не играла, а рассказывала. Так оно и было. Игра ее левой руки и была той самой разгадкой уникальности Дины. Эта была целая школа мастерства игры на домбре. Курмангазы в свое время сказал Дине: «Если одному человеку были бы даны твоя левая рука и моя правая рука, такому человеку не было бы равных». Одна нота в исполнении Дины могла звучать высоко, низко, длинно, коротко, громко, тихо. Когда слушаешь игру Дины, перед тобой как будто картина художника, использовавшего всю палитру красок. Ее игра – это игра целого оркестра. А ведь в домбре всего лишь две струны. 

Консерватория имени Курмангазы ежегодно выпускает около 20 домристов. Будущие музыканты уже с первого курса изучают творчество Дины Нурпеисовой. Знакомятся с ее уникальной техникой правой руки. .    Курмангазы говорил: «Если ли бы мою правую руку и левую руку Дины дали бы одному человеку,то это был бы непревзойденный в мире домбрист».Многие музыканты признаются, что скопировать ее стиль невероятно сложно. «Если сказать о правой руке, Нурпеисова во многом употребляла «третий палец». Этот прием называется «тутыкалу». То есть звук исчезает. Все ее произведения идут в стиле «рубато» - не медленно и не быстро. Как душа пожелает. Это все передать очень трудно для студента», - отмечает преподаватель класса домбры Консерватории им. Курмангазы Алтынай Джумагалиева.

Молодая исполнительница Асылай Апенова начала играть на домбре в 12 лет. Сегодня она считается лучшей студенткой консерватории. В этом году Асылай получила Гран-при на конкурсе имени Дины Нурпеисовой в Атырау. «Конечно, исполнять ее произведения невероятно сложно. Потому что они разнохарактерные как в техническом, так и в музыкальном исполнении. «В ее кюях - такая мощная энергия. Тем они и уникальны», - говорит АсылайВ своих интерпретациях Дина точно сохраняла темы кюев, все особенности формы, но в то же время она драматизировала все музыкальные образы и исполняла в присущей ей яркой, виртуозной, психологически напряженной манере, ломая присущую кюям уравновешенность, делая их ритмически обостренными, с более активным развитием. Много кюев Курмангазы и других народных композиторов в ее исполнении, собственные сочинения, входящие в фонд казахской народной музыки, записаны на пленку и на граммофонные пластинки. Ценность этих записей еще и в том, что исполнительские приемы Дины были уникальными, не встречающимися ни у одного из последователей Курмангазы, Даулеткерея и других народных композиторов.

2. 3.Самобытность произведений

Что же  такое  самобытность -  это  есть оригинальность, своеобразие, особенность, нестандартность, так    трактуется  это понятие в толковых  словарях разных  изданий.

Действительно ли  жизнь   и   творчество   Дины  Нурпеисовой  отвечает  этим  требованиям.

Рассмотрим   творчество    народного  композитора- кюйши.

Дина Нурпеисова   была особенной девочкой и точно чувствовала жизненный ритм того времени. Свои мысли передавала через струны своей домбры. Струны ее инструмента были из бараньих кишок, поэтому он издавал особенный звук, более глубокий и глухой. «Современная домбра звучит иначе», — рассказывает декан факультета народной музыки Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Карима Сахарбаева.  Изменение   тембра  делает   музыку узнаваемой  и отличной от исполнения    на других  идентичных   инструментах.

 Более   30   кюев  Дины  Нурпеисовй  вышло  в  свет и получило признание.  Среди  них кюй «Булбул»,  который первоначально задумывался Диной как подражание творчеству кюйши Бапаса. Но получился совершенно отличным от его одноименного кюя как по конструкции, так и по содержанию. В варианте Дины почти точно передается соловьиная трель, причем прием, которым она воспроизводится, встречается только у нее. Сама Дина говорила: «Я сочинила «Булбул», чтобы извлечь из домбры звуки, тембры, подобные пенью соловья, чтоб домбра заговорила, как эта вольная птица – любимец природы». Однако «Булбул» не просто подражание пению птицы. В нем ярко выражены чувства, думы и чаяния человека. В этом кюе есть места, где соловьиная песня как бы превращается в радостный гимн свободе и счастью. Это единый символичный образ природы и человека.

Этнограф, фольклорист и ценитель домбровой музыки А.В.Затаевич дал кюю «Булбул» такую оценку: «Великолепный образчик большого народного искусства. Пьеса необычайной поэзии и картинности… <...> Какие вспышки темперамента! И какое упоение красотами южной ночи – «соловьиной», без пустого и внешнего звукоподражания! Вещь, насыщенная волнующим содержанием… <...> она отражает душевные переживания затерянного в необъятной степи народного творца-музыканта!»

 Вполне допустимо, что кюй Дины был вдохновлен ее внутренним состоянием, душевными переживаниями. Виртуозный, насыщенный глубоко эмоциональным содержанием, яркой поэтичностью и образностью, необыкновенными средствами домбровой техники кюй «Булбул» является одним из образцов народного искусства непреходящего значения

  Дина чутко откликалась на все события, волнующие народ. В 1916 году  появляется      кюй  «Набор», который  в народе    получил   название  «16  год». Этот   кюй носит отпечаток влияния кюя Курмангазы «Кішкентай», посвященного восстанию под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. В отличие от одноименных произведений других народных композиторов в кюе Дины нет ни жалобы, ни плача, ни уныния. В этом кюе как бы слышится топот коней восставших джигитов, песня ликующей толпы, радость людей, услышавших весть о свержении царя. Произведение от начала и до конца отражает силу и непримиримость восставшего народа, и лишь в некоторых местах слышны мотивы раздумья восставших, песня всадников, мужественно наступающих на врага.

В 1922 году, когда   страна   переживала  голод, Дина кюй под название «Жігер», который как бы спорит с «Жігером» Бапаса. «Жігер» Дины отличается энергией, но не скрытой и подавленной, как у Даулеткерея Бапаса, а действующей, активной. Здесь Дина остается верна своему учителю Курмангазы, продолжая его дело. Она сочиняет кюй «Жігер», вдохновленная теми решающими переменами, которые происходят в степи.

Дина встретила революцию в возрасте 57 лет,она стремится наверстать упущенные годы,много сочиняет, принимает деятельное участие в творческих смотрах народных талантов.

          В 1939 году Нурпеисова участвует во Всенародном смотре исполнителей.Игра ее была отмечена первой премией. А известный советский музыковед В.Беляев писал о выступлении Дины Нурпеисовой в журнале «Советская музыка» (1939 г., №11) следующее: «Смотр поднял значение народных музыкальных инструментов как средства для развития музыкальной культуры широких масс. В этом же году она была принята на работу в Казахскую филармонию, и ей присвоено звание «Заслуженный деятель искусства». В 1939 году в Москве проходил Всесоюзный конкурс исполнителей на народных инструментах, в котором участвовали 2 тысячи человек. Во второй тур конкурса прошли около двухсот участников, а на третий – всего 53 человека. В итоге первое место завоевали сразу 9 исполнителей, и среди них Дина Нурпеисова. В 1944 году в Ташкенте прошла третья декада музыки республик Средней Азии и Казахстана. На праздник искусства приезжает и Дина Нурпеисова, ей — 83 года. В этом же году ей было присвоено звание «Народная артистка Казахской ССР».

То высокое мастерство на казахской домбре, которое показала Дина Нурпеисова, – этот «Жамбыл домбырасы», является лучшим способом художественной агитации за сохранение и развитие этого и аналогичных ему инструментов».

Когда грянула Великая Отечественная война, Дине Нурпеисовой было 80 лет, но она с юношеской энергией сочиняла, выступала на концертах, призывала бороться с ненавистным врагом.

В кюе «Тойбастар» Дина передает ликование народа, обретшего впервые истинную свободу, свою государственность, страну, где развивается экономика и культура. «Тойбастар» своего рода торжественный марш.  В суровые годы Великой Отечественной войны, создает кюи "Наказ матери", а радостную весть об окончании войны она встречает кюем "Победа",полные  непримиримости   и    призыву  к  борьбе    с врагами      В пору наибольшего расцвета таланта Дины Нурпеисовой у нее рождается стремление к своеобразному объединению двух музыкальных направлений в развитии инструментальной культуры дореволюционного Казахстана - темпераментного и динамичного искусства школы Курмангазы с мягким, по преимуществу лирическим творчеством Даулеткерея и его последователей

Исполнительское мастерство Дины Нурпеисовой получило свое дальнейшее развитие в советский период. В творчестве Дины   Нурпеисовой  запечатлелось великое пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи. В своих интерпретациях музыкальных произведений, Дина точно сохраняла темы кюев, все особенности формы, но в то же время она драматизировала все музыкальные образы и исполняла кюи в присущей ей яркой, виртуозной, психологически напряженной манере, ломая присущую кюям уравновешенность, делая их ритмически-обостренными, темпово-неустойчивыми, с более активным развитием. Всю жизнь она совершенствовала свою игру, достигнув того высочайшего мастерства, которое позволяет по словам очевидцев, говорить о её непревзойденной домбровой технике. Сочинения Дины стали классикой казахской домбровой музыки: кюи — «Булбул», «Коген туп», «Байжума», «16 жыл», «Асем коныр», «Той бастар», «Наказ матери», «Сауыншы», «8 Марта» и другие.

Долгую и трудную жизнь прожила Дина. Но никакие лишения не могли сломить эту гордую и мужественную женщину. Несмотря на трудности, Дина никогда не оставляла домбру. Всю жизнь она совершенствовала свою игру, достигнув того высочайшего мастерства, которое позволяет, по словам очевидцев, говорить о ее непревзойденной домбровой технике.Народная поэтесса Фариза Унгарсынова сказала, что нет второй такой великой женщины, как Дина, которая выросла в песчаной степи и самоучкой достигла высочайшего исполнительского мастерства.

В творческом наследии выдающейся казахской домбристки и народного композитора Дины Нурпеисовой особенно ценными и самобытными  являются те произведения, в которых она, путем синтеза разных стилевых элементов, закладывает основы нового стиля казахской домбровой музыки. Ее кюи отличаются не только широким размахом музыкально-тематического развития, но и большой задушевностью, искренностью эмоционального самовыражения. Сильный неженский характер и  яркая     самобытная    натура  помогли  Дине  добиться признания.

2.4.Бетховен   казахской  степи

           Изучая     материалы,  посвящённые  творчеству   Дины  Нурпеисовой,

мы  обратили  внимание  на  то ,что   Фариза Онгарсынова, народный писатель Казахстана  сравнивает Дину с Бетховеном.

Заинтересовавшись этим    утверждением, мы  решили провести  параллель  между  творчеством  Бетховена   и   Дины  Нурпеисовой  и выяснить    соответствует   ли это выражение   действительности.  

 И так,  что  мы  выяснили:

1. В  творчестве Дины   тема   борьбы, как  и в  творчестве     Бетховена занимает    ведущее  место. Национально-освободительное движение оказало большое влияние на творчество Дины Нурпеисовой, так   же  как   и  революционое  движение   Франции   оказало  влияние    на  творчество   Бетховена .

2.  На протяжении всего творческого пути Бетховен непрерывно расширял выразительные границы своего искусства, постоянно оставляя позади не только своих предшественников и современников, но и собственные достижения более раннего периода. Творчество  Бетховена, многогранноМного замечательных кюев с помощью Нурпеисовой освоил Государственный оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы. Она обогатила его исполнительскую культуру целым рядом оригинальных приемов игры на домбре. Через нее пришли в оркестр и зазвучали в мощном симфоническом ансамбле кюи Курмангазы и многих других представителей казахской инструментальной музыки. Как настоящее золото не ржавеет, так и искусство самобытного композитора Дины Нурпеисовой продолжает жить и радовать людей

3 Могучий охват действительности, богатство и динамика в передаче мыслей и чувств, наконец новое, по сравнению с предшественниками, понимание красоты привели к таким многосторонним оригинальным и художественно неувядающим формам выражения, кото- рые можно обобщить только понятием неповторимого «бетховенского стиля».

  Дина   Нурпеисова,  несмотря  на  то,   что    была  самоучкой, в  своем  творчестве объединила  стили  разных  домбровых школ,  существующих в Казахстане и через призму своего  таланта, пришла   к  своему   индивидуальному  неповторимому   образному стилю    исолнению кюев.  

4 При всей оригинальности, смелости и новизне музыка Бетховена неразрывно связана с предшествующей культурой и с классицистским строем мысли.  Музыка   Дины    является   связующим    звеном между  казахстанскими музыкантами  «золотого   века» и   музыкантами   современности .В наше время кюи Дины прекрасно исполняют А. Улькенбаева, С. Кудайбергенова, Ш. Жаменова, А. Батырхаирова, С. Бибатырова и другие.

 Можно    немало  привести доказательств в  утверждении  того ,что  черты   творчества    Бетховена и Дины во  многом   имеют   сходство, но  самым  главным является   их     гениальность и неповторимость.

2.5. Причины  забвения   культурного   наследия

 В прошлом  2011 году   в культурной    жизни Казахстана  отмечался    150  летний    юбилей  Дины-кюйши. По  печатным     изданиям  мы   видим что государство высоко оценило заслуги народного композитора:

Дина Нурпеисова  была награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественой войне 1941-1945г.г.», грамотами Верховного Совета Казахской ССР, удостоена почетных званий народной артистки Казахской ССР, заслуженного деятеля искусств Казахстана.     В Казахстане работает  оркестр народных инструментов  имени Дины Нурпеисовой из Атырау (бывший Гурьев).В память  композитора также установили памятник Нурпеисовой.    В 2011 году к 150-летию Нурпеисовой в Казахстане выпущена памятная почтовая марка.

 Генеральный секретарь ТЮРКСОЙ Дюсеин Касеинов отметил, что известный казахский композитор Дина Нурпеисова является первой женщиной в тюркском мире, которая заслужила любовь и почитание не только казахского народа, но и всего тюркского мира. Парку, открытому  в год 20-летия Независимости тюркских государств, впервые за пределами Казахстана, носит имя Дины  Нурпеисовой. В честь 20-летия Независимости Казахстана и открытия парка в большом концертном зале музея картин и памятников Анкары состоялся концерт Академического оркестра казахских народных инструментов имени Дины Нурпеисовой, который привел зрителей в неописуемый восторг.  На малой родине композитора установили памятник Нурпеисовой.(см рис.2)  

С другой же стороны Фариза Онгарсынова писатель  Казахстана заявила в интервью Казинформу:

 «Совсем недавно мы отмечали 150-летие Д.Нурпеисовой, но я заметила, что, к сожалению, данное событие прошло как-то слишком заурядно…»

 В чем   причины такого забвения известной  дочери  казахского   народа?          

Процесс культурного   воспитания   народа бывшего Союза строился по принципу европоцентризма. Все духовное, культурное пространство Союза строилось по европейскому стандарту мышления без учета национальной психологии и традиций мировоззрения народов, входящих в состав СССР.   Но ведь национальная культура самобытна, она выражает духовную жизнь своей нации посредством особых, специфических и оригинальных средств и способов, образующих системную целостность.

 Отдаленность   от    городов  с развитой  культурной  жизнью и высоким   уровнем    образованности.

 Опрос     населения города   Рудного  показал (см  табл1),  в котором участвовал    81 человек, показал   что   с  творчеством   Дины Нурпеисовой знакомы   лишь  только те   люди, которые   по  своей профессиональной    деятельности  связаны с  искусством. Школьники  и жители  города    зачастую   вместо отрицательных ответов  выбирали   вариант- «затрудняюсь   ответить». Жители города   из  10  человек- 10   не  дали  положительного  ответа на   вопрос : «Каким  образом вы хотите   познакомиться  с творчеством Дины Нурпеисовой».Учитывая пожелания ресспондентов

 -Посмотреть  фильм о  творчестве  Дины Нурпеисовой,

- Посетить  Атырау, музей Дины  Нурпеисовой,

- Посетить  концерт   народной   музыки,

хочется  предложить   программу, которая    бы, следуя Государственной программе «Культурное наследие» разработанной по инициативе Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева  предусматривает создание целостной системы изучения огромного культурного наследия народа, в том числе и современной национальной культуры, фольклора  В моей  программе   основой  служит   создание  на  базе  нашей   школы   из  числа  учащихся и  преподавателей  музыкально-литературной   гостиной   «Народные  музыканты и   современники» с привлечением к  популяции народного искусства учащихся   музыкального  и педагогического колледжей, знакомство с современными   образцами  народной   музыки . 

            Значение Дины Нурпеисовой для казахской музыкальной культуры огромно.  И  хотелось   бы  чтобы  творчество  народных  композиторов  было  знакомо во всех  уголках  нашей   страны, а не только   в центральных регионах.

3. Вывод

Основываясь на   фактах  биографии   Дины   Нурпеисовой,  мы  смогли еще раз   доказать  что творчество    Дины    поистине уникально и  самобытно.  Дина, обладая  даром   самобытного   музыканта, смыкает прошлое с современностью, является   новатором  в  домбровом  исполнительстве, неустанным    пропагандистом   народного  творчества.     Кюи Дины Нурпеисовой по своей значимости, содержательности и мелодической красоте вошли в сокровищницу казахской инструментальной музыки как яркая страница, вечно живой источник, из которого черпают вдохновение многие музыканты и  поэтому     заслуживают пристального внимания     для  изучения   и  внедрения    во все  слои населения, независимо  от   возраста, местонахождения и образования.

4.Заключение

Сегодня  среди   последователей  творчества    Дины  Нурпеисовой энтузиасты решили придать классической игре на домбре современное звучание. Этот амбициозный шаг сделала казахская группа «Улытау».  (см  рис 3)Музыканты смешали звучание домбры и скрипки, «приправив» его гитарными рифами хард-рока. Необычность исполнения вывела этно-группу на мировой уровень. Вот уже больше 10 лет музыканты гастролируют по разным странам. «Я представитель традиционной инструментальной казахской музыки, и поэтому мне пришлось переучиваться даже элементарно манере игры на домбре, потому что это совсем другое», - делится участник группы «Улытау» Ержан Алимбетов.

Домбра другого современного популярного артиста - Асылбека Енсепова - приобрела электро-акустическое звучание, что также придает старинной музыке особый, новый оттенок. «На сегодняшний день у нас стоит задача из домбры сделать более модный инструмент. Такой же инструмент как саксофон, как фагот. Наша домбра имеет право стать модным инструментом», - говорит виртуоз-домбрист Енсепов.

Вот так в эпоху электронной музыки и высокоскоростного интернета казахская народная домбра снова завоевывает слушателей. И весьма успешно. У новой старой домбры уже есть своя армия поклонников. Казахский народ на своем большом и трудном историческом пути сложил много песен, отражая в них свои радости, скорбь, надежды. У истоков национальной музыкальной культуры немало могучих народных талантов. С большим уважением и любовью относимся мы к творчеству Дины Нурпеисовой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гизатов Б. Академик Ахмет Жубанов: Жизнь и творчество (1906-1968). - Алма-Ата: Жазушы, 1972. - 268 с., ил.

Гизатов Б. Казахский государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы: Очерк творческого пути. - Алма-Ата: Казгослитиздат, 1957. - 176 с., фото

Гизатов Б. От кюя до симфонии: Статьи, материалы и исследования. - Алма-Ата: Жалын, 1976. - 168 с., ноты

Дина Нурпеисова Асем Коныр. Кюи / На каз. и русск.. языках. – Алматы: Өнер, 1991. – 120 с., ноты

Жубанов А К. Струны столетий. - Алматы: Дайк-пресс, 2001.- 280 с., ил.

Затаевич А. В. 500 казахских песен и кюев.- Алматы: Дайк-пресс, 2002.- 378 с.: фото, ноты

Т.2. Исторические личности. – С.404-406

Казахская ССР: 4-х томная крат. энцикл.- Алма-Ата: Каз. сов. Энцикл., Т.4.: Язык. Литература. Искусство. Архитектура. – 1991. - С.208: ил.

Мацкевич О. Три цвета радуги. Алма-Ата Онер 1981г. 136 с.

http://mir24.tv/news/culture/4357308

Рисунок№1

Афиша концерта,  проводимого  в  Турции


Рисунок 2

Памятник    Дине  Нурпеисовой 

Этнографическая    группа    «Улытау»            Рисунок 3 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль самобытного народного творчества «Русь».

Фестиваль самобытного народного творчества «Русь»....

Фестиваль самобытного творчества "Русь"

Областной фестиваль самобытного творчества "Русь" ежегодно проходит на территории оздоровительного лагеря "Дружба" в Хворостянском районе. Здесь работаютплощадки: "Обрядовый двор", "Молодецкие забавы"...

Проект Хворостянского ДДТ "Русь самобытная"

Проект Хворостянского Дома детского творчества  по русской народной культуре  "Русь самобытная"  ....

История возникновения и самобытность кряшен как этнической группы

Этническая  группа кряшен формировалась на протяжении веков, их одежда является ярким представителем декоративно-прикладного искусства, в котором отражены элементы ткачества, ювелирное искусство....

Литературный вечер.Яркий и самобытный талант К 100-летию со дня рождения Якова Ухсая

Яркий и самобытный талантК 100-летию со дня рождения Якова Ухсая Якку Ухсай!.. Родное имяВ земле чувашской не умрёт.Стихами честными своимиТы вдохновляешь наш народ....

Урок по теме "Самобытность русского баснописца"

Урок литературы в 6 классе по творчеству И.А.Крылова....

«Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики». Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики»

«Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики». Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство...