Урок МХК «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»
методическая разработка по мхк (8 класс) по теме

Натфуллина Зейнеп Алтушевна

Конспект урока и презентация по МХК в 8 классе. Тема урока    «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работу выполнила : Натфуллина Зейнеп Алтушевна, учитель МХК и музыки Уральской СОШ, Кизильского района, Челябинской области.

Конспект-урок МХК в 8 классе

Тема урока: «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»

Цель урока:  раскрыть образный  и содержательный смысл понятия «пейзажная живопись»

Задачи: Проанализировать полотна И.И.Шишкина и К.Хокусая, выделить своеобразие творчества каждого из них. Развитие способностей  к анализу выразительных средств пейзажной живописи и композиционного построения картины.

Материально-техническое обеспечение урока: проектор, ПК.

Наглядность: портреты И.И.Шишкина, К.Хокусай, И. Штрауса и рисунок музыкального инструмента Цитры.

Музыка: И.Штраус «Сказки Венского леса», П.Чайковский «Благословляю вас, леса»

Учитель:

Алексей Константинович Толстой

Благословляю вас,  леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в свои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

        В этих замечательных словах русского поэта выражено восторженное отношение человека к миру окружающей природы.

        Большая часть людей  любит путешествовать, открывать для себя  все новые и новые горизонты. Я предлагаю вам совершить необычное путешествие в удивительный мир природы, в котором нашими опытными проводниками и экскурсоводами станут замечательные художники, поэты и композиторы.

        Итак, мы отправляемся в лес! Скольких художников он вдохновил на создание прекрасных произведений искусства.

        Мы познакомимся с творчеством русского художника И.И.Шишкина. Среди русских пейзажистов Шишкин бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика.

Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, - тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собою общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.

        Русского художника Шишкина по праву называют певцом русского леса. Во всей мировой живописи вряд ли найдется другой художник, который бы так ясно и величаво, спокойно и строго показал в своих картинах сокровенную красоту необъятных лесных просторов. До Шишкина в живописи никогда так ярко не звучал мотив богатырской силы русского леса, его качеств, созвучных характеру русского человека.

         Главная и любимая тема творчества Шишкина – поэтическое изображение леса, деревьев группами или поодиночке, в разные времена года.

        Войдем вместе с художником в зеленое царство сказочного русского леса, прислушаемся к его таинственной тишине, вдохнем аромат хвои, пристальнее вглядимся и попробуем различить отдельные породы деревьев и цветов…

Листопад

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

А теперь рассмотрим картины Шишкина Ивана  Ивановича:

  1. «Утро в сосновом бору. Медведи»
  2. «Дубовая роща»
  3. «Дубы в старом Петергофе»
  4. «Золотая роща»
  5. «Корабельная роща»
  6. «Лес вечером»
  7. «Лесное кладбище»
  8. «Папоротники в лесу»
  9. «Сосновый бор»
  10. «Лесные дали»

 Остановимся на этой картине («Лесные дали»).

-  посмотрите внимательно и скажите, как бы вы ее назвали?

- какова главная мысль картины?

- расскажите об этой картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление?

- художник не изобразил солнца, но оно светит. Почему можно сделать такой вывод?

- нравится Вам картина или нет?

Эта картина называется «Лесные дали». Перед нашим взором разворачивается величественная панорама лесных массивов, показанных художником как бы с высоты птичьего полета. Справа, слегка наклоняясь, стоит одинокая сосна, рядом две каменные глыбы. Пробежав взглядом небольшую солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри девственного бора. Где-то вдалеке, среди темной зелени голубеет лесное озеро или излучина реки. В Высоком небе плывут и тают легкие облака,  отражаясь в зеркальной и сверкающей глади воды. Кажется, всю любовь к Отчизне  выразил художник.

        Несомненно, почти все поэты писали стихи о природе. Поэтический образ леса запечатлен в стихотворениях Ф.Тютчева, А.Фета, И.Никитина, и И.Бунина.  Домашним заданием к уроку было прочитать стихотворения этих поэтов о лесе. Сейчас мы послушаем эти прекрасные стихи.

ОПРОС Д/З.

        Не только художники и поэты воспевали красоту леса, композиторы также не остались в стороне.

- Кто может назвать музыкальные сочинения о лесе?

-  Р.Шуман «Лесные сцены», А.Бородин «Песня темного леса», Ф.Лист «Шум леса». А мы сейчас послушаем отрывок из произведения  И.Штрауса «Сказки венского леса» .

СЛУШАНИЕ  вальса Штрауса «Сказки Венского леса»

Вальс «Сказки венского леса» написан в 1868 году Иоганом Штраусом-сыном.  Среди концертно-бытовых произведений Иоганна Штрауса около трети занимают вальсы. В разработке этого жанра композитор многое взял от своих предшественников.  Более того он вдохнул новое содержание в вальс, опоэтизировал его.  «Сказки венского леса» являются одним из лучших произведений композитора.  Это один из самых длинных вальсов и один из шести вальсов Штрауса, где звучит цитра.   Цитра — струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 30 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента).  Цитра это сестра гитары,  в музыке вальса  отчётливо заметны фольклорные мотивы.

Региональный компонент:  Самый грязный город планеты.

 

Карабаш — город в Челябинской области с населением 15 000 человек. Карабаш возник в 1822 году.

 В начале 20 века в Карабаше начали добывать медь. После нескольких десятилетий добычи медной

 руды и выплавки меди, город стал зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Изначально на комбинате, по переработке меди, не было очистных сооружений — во времена СССР

 об экологии никто  не думал.  За 100 лет комбинат успел выжечь и засыпать шлаком огромную

территорию вокруг себя. За год работы комбинат выкидывает в атмосферу более 180 тонн газов,

которые выпадают в виде кислотных дождей на прилегающую территорию. Гора, находящаяся на

границе города, полностью потеряла лесной покров.  Ее называют лысая гора. На Лысой горе  

 нарисована надпись «Спаси и сохрани». Над надписью стоит железный крест из кусков швеллера.

 В последние годы осуществляется масштабная реконструкция медеплавильного завода,

 идёт строительство очистных сооружений. Экологическая ситуация в городе улучшилась,

например, можно увидеть новые деревья растущие на склоне горы. Но в целом, нормальным

 положение дел назвать нельзя.  Обратите внимание на плеши в лесных массивах.  

Березы выдержали кислотные дожди, но вся растительность под ними погибла.

Выглядит ужасно.

Теперь мы отправимся в Японию, в страну, в которой  75% территории составляют горы. Острые вершины, скалистые ущелья, стремительные прозрачные реки с водопадами, глубокие озера, горячие ключи и густые леса создают живописный и поэтичный японский пейзаж, воспетый во  многих произведениях искусства.  Живя среди богатой и разнообразной природы, любуясь с детства вулканами, бирюзовым морем с множеством небольших зеленых островков, человек научился улавливать красоту изменчивой природы.

        Особенно любили  японские поэты и художники изображать священную гору Фудзи.  Кацусика Хокусай – великий японский художник.  Вершиной его творчества стала серия картин «36 видов Фудзи». На протяжении 10 лет он работал над этим циклом картин, рассказывая не только о Фудзи, но и о природе и людях своей страны. Первые наброски к этой серии Хокусай начал делать в 1830 году, когда ему было около 70 лет. Он писал, что ничто из созданного им за предшествующие 70 лет не может сравниться с ними. Создавая эту серию, он словно приглашал зрителей путешествовать  по тем местам, откуда лучше всего видна священная гора, представляя возможность полюбоваться ее привычным обликом в различные времена года, время суток, при различных состояниях природы.

        Мы можем увидеть Фудзи в ясную, солнечную погоду в окружении облаков или сквозь сосновую рощу, закутанную в дымку утреннего тумана или затянутую грозовыми тучами. Три картины-шедевра вошли в золотой фонд не только японского, но и мирового искусства. Мы рассмотрим две из них:

  1. «Красная Фудзи» - изображенная на переднем плане, она величаво и торжественно предстает перед зрителем. Композиция картины удивительно проста. Художник сместил Фудзи к правой части, в то время как ее конус занимает большую часть пространства картины. Такое расположение создает иллюзию близости к зрителю. На наших глазах гора словно начинает расти, поднимается ввысь и достигает огромных размеров.

Коричнево-красный тон горы все более сгущается к вершине, а белый цвет нерастаявшего снега рельефно выделяется на этом фоне. Коричневый тон у подножия горы переходит в оранжевый, а затем в желтый, и наконец, в зеленый. Такая цветовая гамма создает радостное, праздничное ощущение от этого монументального явления природы.

  1. Фудзи у Канагава. Волна» - художнику удалось запечатлеть величественное мгновение, красоту вечного движения в природе. У подножия Фудзи разбушевалась морская стихия. Огромная волна, поднявшаяся стеной, угрожающе нависла над двумя маленькими рыбацкими суденышками. Волны поднимаются и исчезают в бесконечном пространстве…. Неподвижная, строгая, белоснежная вершина Фудзи противопоставлена этому непрекращающемуся движению воды. Да, действительно, в мире существует нечто незыблемое, прочное, над чем не властно время, что будет стоять вечно.

Лик природы изменчив и неповторим. Смена времен года, различные ее состояния запечатлены в поэзии, живописи, музыке.

Подведение итогов:

Д/З – познакомиться с каким либо произведением и поделиться впечатлениями  об особенностях художественного воплощения этой темы.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок мировой художественной культуры в 8 классе Тема: «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды….»

Слайд 2

Благословляю вас, леса, Долины, нивы, горы, воды, Благословляю я свободу И голубые небеса! И посох мой благословляю, И эту бедную суму, И степь от краю и до краю, И солнца свет, и ночи тьму, И одинокую тропинку, По коей, нищий, я иду, И в поле каждую былинку, И в небе каждую звезду! О, если б мог всю жизнь смешать я, Всю душу вместе с вами слить, О, если б мог в свои объятья Я вас, враги, друзья и братья, И всю природу заключить! А.К.Толстой

Слайд 3

ЛЕС !... Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Слайд 4

Шишкин Иван Иванович – один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился 13 января в Елабуге в 1832 г., двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжил свое образование в академии художеств.

Слайд 5

Картины И.И.Шишкина «Лесные дали»

Слайд 6

Иоганн Штраус-сын вальс «Сказки Венского леса» 1868 год

Слайд 7

цитра

Слайд 8

Самый грязный город в Челябинской области

Слайд 9

Кацусика Хокусай «36 видов ФУДЗИ»

Слайд 10

Автор: Учитель МХК и музыки Натфуллина Зейнеп Алтушевна, МОУ Уральская СОШ, п.Урал, Кизильского района 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

Презентация к уроку литературы по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

«Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы.Комедия «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество первой...

Урок-презентация по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Презентация предназначена для работы на уроках литературы в 9-м классе при изучении творчества А. С. Грибоедова. Данный материал можно использовать и при изучении биографии писателя, и при изучении ко...

Конспект урока по географии «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторождение».

Класс: 7Тема: «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторожд...

Конспект урока по географии на тему "Рельеф суши. Горы."

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке географии....

Урок экологии 7 класс. "Условия обитания животных в воде. Приспособления животных к жизни в воде".

Урок экологии 7 класс. "Условия обитания животных в воде. Приспособления животных к жизни в воде"....