Рабочая программа по искусству и МХК ДЛЯ 9-11-х классов
рабочая программа по мхк по теме

Козлова Валерия Валерьевна

Пояснительная записка по искусству и МХК 9-11 классов по Г.И. Даниловой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_mhk_9_klass.docx48.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Программа "Искусство" направлена на приобщение учащихся к духовным и художественным ценностям, формирование навыков эстетического восприятия и художественных практических умений. Представленная программа по искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно - исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации. Предмет систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

Цель программы

- развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и обществ

  -формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

  - формирование навыков сбора и анализа информации.

В процессе преподавания предмета «Искусство» решаются следующие задачи:

  1. актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
  2. культурная адаптация школьников в современном информационном  пространстве,  наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
  3. углубление художественно-познавательных интересов и развитие  интеллектуальных и творческих способностей подростков;
  4. приобретение   культурно-познавательной,   коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
  5. формирование умений и навыков художественного самообразования.
  6. формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
  7. приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор
  8. представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры
  9. воспитание художественного вкуса.

Нормативные  правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Учебный курс построен в соответствии с нормативными документами, определяющими содержание общего образования:

  1. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ      от 25.08.2008 г. № 1244-р);
  2. Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).
  3. Письмо МО и науки РФ от 07.07.2005г. №03-1263, «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного плана»
  4. Закон Российской Федерации  от 10.07.1992 года № 3266-1«Об образовании»  (с последующими изменениями и дополнениями)
  5. Приказ министерства образования и науки российской федерации  от 05.03.2004г  №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О     внесении   изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. N 2885  "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"
  9. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Донское Задонского муниципального района Липецкой области, утвержденный приказом отдела образования администрации Задонского муниципального района Липецкой области от 29.11.2011г. № 416. Принят на заседании Управляющего Совета.  Протокол от 25.11.2011г. № 11.
  10. Образовательная программа МБОУ СОШ с. Донское  Задонского муниципального района Липецкой области, утвержденная  приказом   от 31.08.2012г. № 21
  11. Положение  МБОУ СОШ с. Донское  «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования, утвержденное приказом   от 31.08.2012 г. № 218
  12. Учебный  план МБОУ СОШ с. Донское Задонского муниципального района Липецкой области  на 2012- 2013 учебный год утвержденный   приказом от 30.08.2012 г.  № 211.

Сведения  о программе, на  основании которой разработана рабочая программа

Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Искусство» и «МХК» на основе программы. Данная рабочая программа разработана на основе программы Г. И. Даниловой для 9-11 классов.

Определение  места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами 

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.  Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

При отборе художественного материала программа опирается  на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком)

Базисный учебный план МБОУ СОШ с. Донское предусматривает обязательное изучение предмета «Искусство» и «МХК» в 9-11 классах

Программа предназначена для общей школы и рассчитана на три года обучения — в 9 -11 классах (105 часов), 1 час в неделю (35 часов в год).

Информация об используемом учебнике

Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 10-11 классов.

        

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

9 класс

I. Виды искусства

1. Понятие о видах искусства.

Учение Г.Э. Лессинга. Теория Г. Гегеля. Современные классификации.

2. Тайна художественного образа.

Проблема правды и правдоподобия в художественном творчестве. Понятие условности в искусстве.

3. Художник и окружающий мир.

Отражение материального и духовного мира в искусстве. Особенности восприятия.

4. Возвышенное и низменное в искусстве.

Эстетика. Особые средства выразительности.

5. Трагическое в искусстве.

Истоки. Понятия рока и судьбы. «Реквием» Моцарта.

6. Комическое в искусстве.

Актёрская маска Чаплина. Трагикомедия.

7. Обобщающий урок по теме «Виды искусства»

Контрольная работа №1

II. Литература

8. Литература как искусство слова.

Роль в духовной жизни человека. Проблема художественного перевода.

9. Художественный образ в литературе.

Средства художественной выразительности. Время и пространство. Особенности создания.

III. Архитектура

10. Азбука архитектуры.

Первые зодчие. Русские мастера-умельцы. Выдающиеся архитекторы современности.

11. Художественный образ в архитектуре.

Средства и приёмы создания. Связь сооружений с окружающей природой.

12-13. Понятие об архитектурных стилях.

Архитектура Древнего мира, романский, готический стиль. Эпоха Возрождения, барокко, классицизм. Ампир, модерн, конструктивизм.

14. Виды архитектуры.

Архитектура объёмных сооружений. Ландшафтная архитектура. Градостроительство

15. Обобщающий урок по темам  «Литература. Архитектура».

Контрольная работа №2

IV. Изобразительное искусство

16. Язык изобразительного искусства.

Монументальные и станковые виды. Материалы и инструменты художника.

17-18. Художественные средства и жанры живописи.

Композиция, колорит, рисунок. Исторический, бытовой, батальный жанры. Портрет. Пейзаж, натюрморт, интерьер.

19. Искусство графики.

Виды графики по технике исполнения. Виды графики по целевому назначению.

20. Художественная фотография.

Выразительные средства и возможности. Выдающиеся мастера.

21-22. Язык скульптуры.

Монументально-декоративная скульптура. Станковая скульптура. Материалы и техника их обработки.

23-24. Декоративно-прикладное искусство.

Практическая и эстетическая направленность. Классификация. Народные промыслы  России.

25-26. Искусство дизайна.

Художественные и научные основы дизайна. Сферы дизайна. Выдающиеся мастера.

27. Обобщающий урок по теме «Изобразительное искусство»

Контрольная работа № 3

V. Музыка

        

28. Музыка как вид искусства.

Вокальная и инструментальная музыка. Народная и профессиональная.

29. Художественный образ в музыке.

Временной характер музыки. Зримость и пластичность музыкального образа.

30. Язык и форма музыкального произведения.

Типы музыкальных форм. Элементы музыкального языка.  

31-32. Понятие о музыкальных жанрах.

Классификация по месту исполнения. Классификация по типу создания. Классификация по способу исполнения.

33. Обобщающий урок по теме «Музыка»

Контрольная работа № 4

34. Итоговое занятие

Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, сочинений, рецензий) и их защита по изученной теме курса.

  1. класс

  1. Художественная культура XVII- XVIII вв.

1. Стилевое многообразие искусства XVII -  XVIII вв.

Возникновение новых стилей и Возрождение. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.

2. Искусство маньеризма. Архитектура барокко.

Архитектура маньеризма. Маньеризм в изобразительном искусстве. «Особенный мастер» Эль Греко.

3. Архитектура барокко

Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф. Б. Расстрелли  в Санкт – Петрбурге и его окрестностях. «Дивное узорочье» московского барокко».

4. Изобразительное искусство барокко.

Скульптура и живопись барокко, основная тематика и её художественное воплощение. П. П. Рубенс – «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры. Мифологические и библейские сюжеты и образы в произведениях Рубенса (по выбору)

5. Классицизм в архитектуре Западной Европы.

Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля (ансамбли Парижа). Прогулка по Версалю – зримому воплощению парадно – официальной архитектуры классицизма. Развитие понятия о регулярных (французских) парках. Архитектурные творения К. Рена. Собор Святого Павла – главное творение архитектора.

6. Шедевры классицизма в архитектуре России.

«Архитектурный театр» Москвы (В. И. Баженов и М. Ф. Казаков). Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно – лучшие творения В. И. Баженова (по выбору). Классический облик Москвы в творчестве М. Ф. Казакова. Проект здания Сената в Кремле, строгость и простота внешнего облика «русского Пантеона» (по выбору). «Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие (по выбору). Архитектурные пригороды Санкт – Петербурга. Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини, Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор А.Н. Воронихина (по выбору).

7. Изобразительное искусство классицизма и рококо

От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений. Творчество Ж. Л. Давида. Мастера «галантного жанра» (рококо): А. Ватто, Ф. Ватто, Ф. Буше (по выбору)

8. Реалистическая живопись Голландии

Многообразие жанров голландской живописи и её знаменитые мастера. Творчество Рембрандта – вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений. Мифологические и библейские сюжеты и образы. Рембрандт – блестящий мастер портретной живописи (по выбору).

9. Русский портрет XVIII в.

У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов: Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский (по выбору).

10. Музыкальная культура барокко.

Расцвет гомофонно – гармонического стиля в опере барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора. Русская музыка барокко.

11. Композиторы Венской классической школы.

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В. А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Оперные шедевры Моцарта (по выбору). Л. ван  Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора (по выбору)

12. Театральное искусство XVII - XVIII вв.

Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи. Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества. Пути развития русского драматического театра.

13. Обобщающий  урок по теме «Художественная культура XVII- XVIII вв.»

Контрольная работа № 1

 II. Художественная культура XIX века

14. Романтизм

Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII – начала XIX в. «Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма). Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран (по выбору). Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры.

15. Изобразительное искусство романтизма

Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, Э. Делакруа, О.А. Кипренского и К.П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков.

16. Реализм - художественный стиль эпохи

«Правдивое воспроизведение  типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства). Реализм и романтизм, их связь и отличие.

17. Изобразительное искусство реализма

Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье, художников-передвижников: И.Е. Репина, В.И. Сурикова. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность.

18. «Живописцы счастья» (художники импрессионизма)

Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. Постимпрессионизм В. ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена

19. Многообразие стилей зарубежной музыки.

Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза (по выбору). Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля (по выбору).

20. Русская музыкальная культура

Русская музыка романтизма. Зарождение  Русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский – Корсаков (по выбору). Многообразие творческого наследия П.И. Чайковского.

21. Пути развития западноевропейского театра

« Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского реализма. Реализм  и символизм в национальном драматическом театре.

22. Русский драматический театр

Русский театр романтизма и его знаменитые актёры (П.С. Мочалов и В.А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги (по выбору). М.С. Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н. Островского. Особенности театра А.П. Чехова. Рождение  МХТ.

23. Обобщающий  урок по теме «Художественная культура XIX в.»

Контрольная работа № 2

  1. Художественная культура XX века.

24. Искусство символизма.

Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М.А. Врубеля и В. Э. Борисова – Мусатова.

25. Триумф модернизма

Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства (по выбору).

26. Архитектура: от модерна до конструктивизма

Идеи и принципы архитектуры начала XX в. мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф.Л. Райт, О. Нимейер (по выбору). Архитектурные достижения России. Творчество Ф.О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма.

27. Стили и направления зарубежного изобразительного искусства

Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали

28. Мастера русского авангарда

Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство»

П. Филонова. В. Татлин – основоположник живописного конструктивизма.

29. Зарубежная музыка XX века

Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок – музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэбера (по выбору).

30. Русская музыка XX столетия

Традиции символизма и романтизм в творчестве А.Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С.В. Рахманинова и И.Ф. Стравинского (по выбору). Творчество С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича и А.Г. Шнитке.

31. Зарубежный театр XX века

Основные пути развития зарубежного  театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет.

32. Русский театр XX века

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В.Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова (по выбору). Мастера современного отечественного театра.

33. Становление и расцвет зарубежного кинематографа.

Рождение  и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч.С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Киноавангард XX в. рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссёры и исполнители.

34. Обобщающий  урок по теме «Художественная культура XX века.»

Контрольная работа № 3

  1. класс

I. Художественная культура Древнейших   цивилизаций

1. Первые художники Земли

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка и танец.

2-3. Архитектура страны фараонов

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.

4. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

Гигантизм и неизменность канона -примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески -по выбору). Музыкальное искусство Древнего Египта.

5. Художественная культура Древней Передней Азии

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка.

6. Искусство доколумбовой Америки

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан)

II. Художественная культура античности

7. Золотой век Афин

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного  и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон - главное украшение Акрополя.

8. Архитектура Древнего Рима.

Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей - величественная зрелищная постройка Древнего Рима.

9. Театральное и музыкальное искусство Античности

Рождение греческого театра (обобщение ранее изученного).

Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности.

10. Обобщающий  урок по теме «Художественная культура древнейших цивилизаций и Античности».

Контрольная работа № 1                                                                                                                      

III. Художественная культура Средневековья

11. Мир византийской культуры        

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи.

12. Архитектурный облик Древней Руси

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Космическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева-«матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.

13. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль.

14. Архитектура Московского княжества

Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение.

15-16. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи.Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси.

17-18. Архитектура западно-европейского Средневековья

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр-Дам в Париже и в Кёльне (по выбору)

19. Изобразительное искусство Средних веков

Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.

20. Театральное искусство и музыка Средних веков

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе(по выбору). Монодический склад средневековой музыкальной культуры.

IV. Средневековая культура Востока

21. Индия – «страна чудес»

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы (чайтья в Карли) и храм Кандарья Махадевы в Кхаджурахо (по выбору). Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии.

22. Художественная культура Китая

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.

23. Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

Своеобразие и неповторимость  искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство.

24. Художественная культура ислама

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

25. Обобщающий  урок по теме « Культура Европы и  Востока в Средние века».

Контрольная работа № 2

   V. Художественная культура Возрождения

26. Флоренция- «колыбель» итальянского Возрождения

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф. Бренеллески – собор  Санта – Мария дель Фьоре. Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Боттичелли (по выбору).

27. «Золотой век» Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника (по выбору)

28. «Золотой век» Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти.

29. «Золотой век» Возрождения. Рафаэль- «первый среди равных»

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.

30. Возрождение в Венеции

Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая и библейская тематика.

31-32. Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.

Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера – гравёра.

33. Музыка и театр эпохи Возрождения

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.

34. Обобщающий  урок по теме  «Художественная культура Возрождения».

Контрольная работа № 3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

9 класс

1

Виды искусства

7

2

Литература

2

3

Архитектура

6

4

Изобразительное искусство

12

5

Музыка

8

10 класс

6

Художественная культура XVII- XVIII вв.

13

7

Художественная культура XIX века

10

8

Художественная культура XX века.

12

 11класс

9

Художественная культура Древнейших   цивилизаций

6

10

Художественная культура античности

4

11

Художественная культура Средневековья

10

12

Средневековая культура Востока

5

13

Художественная культура Возрождения

10

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема контрольной работы

Планируемая дата

Фактическая дата

9 класс

1

«Виды искусства»

Контрольная работа №1

2

«Литература. Архитектура».

Контрольная работа №2

3

«Изобразительное искусство»

Контрольная работа № 3

4

«Музыка»

Контрольная работа № 4

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Учебник Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 7-9 классы. М., Дрофа, 2005-2006
  2. Учебное издание Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11-12) классы. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002.
  3. Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 8-9 класс, М. «Просвещение», 2008.
  1. МХК в активных методах обучения/авт.-сост. Ю.В.Гуща. – Минск:Красико-Принт, 2008. Дополнительная литература для учащихся
  2. Искусство: энциклопедический словарь школьника/ сост. П. Кошель.- М., 2000.
  3. Учебное пособие по МХК  Б.А. Эренгросс, Е.А, Ботвинник, В.П. Комаров. М. «Просвещение», 2005 г.
  4. История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997Музыка,  
  5. Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005
  6. Большая энциклопедия музыки, Гвидо Бофори, «АСТ», Москва, 2008
  7. Библия и русская литература, «Каравелла», Санкт-Петербург, 1995 г.
  8. Детская энциклопедия «Я познаю мир»: «Культура», «Музыка», Н.В. Чудакова, «АСТ», Москва, 1995
  9. Альбомы живописи русских художников: Кипренский, Перов, Васнецов, Репин, Куинджи и т.д.
  10. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
  11. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
  12. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Искусство и художественная культура" для 5-9 классов.

Программа "Искусство и художественная культура разработана для 5-9 классов и объеденияет в себе учебный материал учебных курсов "изобразительное искусство" и "мировая художествення культура"....

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...