«Старомодное приключение» (по фильму Джеймса Кэмерона «Аватар»).
методическая разработка по мхк (10 класс) по теме

Клокова Елена Федоровна

Предварительный просмотр:

«Старомодное приключение»

(урок по фильму Джеймса Кэмерона «Аватар»)

1. Тема, предмет, класс: «Старомодное приключение» (урок по фильму Джеймса Кэмерона «Аватар»); МХК, 11 б класс.

2. Тип: урок с использованием ИКТ,

3. Идея:  Любовь побеждает смерть.

4. Цели урока: знакомство с мировым кинематографом; классификация основной тематики современного искусства; интерпретация художественного конфликта на реальную действительность.

5. Образовательная продукция: рецензия.

6. Этапы урока (после предварительного просмотра в кинотеатре):

  1. разминка в форме словарной работы (общекультурные понятия, специальные кинематографические термины, выражения из искусственного языка На′ви) – 5 минут;
  2. знакомство с файлом «Сценарий» (передача его по школьной сети) – 2 минуты;
  3. знакомство с файлом «Технические изобретения» (передача его по школьной сети) – 2 минуты;
  4. знакомство с файлом «Моделирование искусственного обитаемого мира» (передача его по школьной сети) – 2 минуты;
  5. знакомство с файлом «Актёры» (передача его по школьной сети) – 2 минуты;
  6. обсуждение вариантов начала рецензии – 4 минуты;
  7. уточнение основных параметров анализа (тема, идея, проблема, сюжет, творческий метод, художественные средства) – 7 минут;
  8. написание рецензии – 40 минут;
  9. подведение итогов занятия – 4 минуты.

7. Формы рефлексии и оценки полученных учениками результатов: устная самооценка по пятибалльной шкале специальной таблице-алгоритму (разминка, целеполагание, повторение, новый материал, закрепление, выводы) и выведение среднего балла.


Источники: 

- www.ign.com
-
www.wikipedia.org
-
www.hollywoodreporter.com
-
www.wired.com
-
www.popularmechanics.com
-
www.techradar.com
-
www.awn.com
-
http://www.boxofficemojo.com



Предварительный просмотр:

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Конкурс «Современный урок, 2010»

=========================================

                        Eidos_Lesson_Profil-Klokova-Itog

Отчет о проведенном уроке

I. Данные о проведенном уроке

  1. Полное название урока: Урок с использованием ИКТ «Старомодное приключение» (по фильму Джеймса Кэмерона «Аватар»).
  2. Номинация урока: Урок МХК.
  3. Сроки проведения урока, класс: 19.04.2010, 11 а, 10 человек.
  4. Ф.И.О. (полностью) и должность учителя, проводившего урок: Клокова Елена Федоровна, учитель русского языка, литературы, МХК МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» ЯНАО.
  5. E-mail учителя (основной рабочий): Klock47@mail.ru
  1. Модернизированный полный конспект урока
  1. Основная цель педагога по отношению к индивидуальной самореализации учеников при изучении данной темы: помочь учащимся в процессе уточнения и расширения собственной картины мира;    

Задачи: 1) создание представление о фильме как целостном сложном произведении, художественная образность которого обусловлена качеством технического исполнения; 2) определить меру условности фантастической модели мира Пандоры (актуализация художественного материала); 3) оценить новизну и оригинальность сюжета фильма в сравнении с КИА.

  1. Главная проблема урока: «Почему фильм Дж. Кэмерона «Аватар» не получил премию «Оскар»?»
  2. Круг реальных объектов действительности, предлагаемых учащемуся для изучения:  видеозапись фильма Дж.Кэмерона «Аватар» (для выполнения домашнего задания); рассказ П.Андерсона «Зовите меня Джо»; обзор цикла произведений Э.Берроуза о Джоне Картере: разнообразная информация о фильме, его создателях и вдохновителях (полученная самостоятельно в сети Интернет).
  3. Этапы урока по минутам:

1 этап. Целеполагание – 5 минут.

Список целей: 

  1. Научиться писать рецензии на произведение любого вида искусства;
  2. Показать владение методами изучения и объяснения художественных приемов;
  3. Углубленно изучить своеобразие фильма «Аватар» как произведение киноискусства;
  4. Углубленно изучить технические возможности кино по фильму «Аватар»;
  5. Уточнить особенности и оригинальность сюжета фильма «Аватар»;
  6. Систематизировать информацию по фильму «Аватар»;
  7. Определить место фильма «Аватар» в кинопанораме последних лет;
  8. Обобщить свои знания по киноискусству;
  9. Выяснить, адекватна ли фантастическая модель Кэмерона реальной картине мира;
  10. Проявить и развить свои способности (назвать их);
  11. Свой вариант цели.

2 этап. Работа в Интернете, создание СОП – 15 минут;

3 этап. Межпланетная ярмарка художественных идей: Отчет о выполнении домашнего задания в виде дискуссии воображаемых персонажей (подвижная игра, отдых от компьютера) – выяснение оригинальности/традиционности сюжета в процессе сравнения своих СОП с КИА, попытка решения проблемы урока – 15 минут.

4 этап. Рефлексия – 10 минут;

5 этап. Итог, домашнее задание – 5 минут.

  1. Задания ученикам.

Задание 1. Выбери своего героя. Найди о нём материал в Интернете. Систематизируй его по алгоритму:

  1. Биография;
  2. Творчество;
  3. «Аватар» (какое отношение к этому фильму имеет твой герой?).

Помести все сведения на одну страницу (подумай попутно, можно ли уплотнить полученный результат до размеров одного слайда презентации?). Ответь на вопрос урока (получение СОП).

Задание 2. Отчет о выполнении домашнего задания в форме ролевой игры «Межпланетная ярмарка художественных идей» (подвижная игра, отдых от компьютера) – выяснение оригинальности/традиционности сюжета в процессе сравнения своих СОП с КИА.

        На дом было задано составить описание сюжета фильма по схеме экспресс-анализа художественного произведения и определить, что в нём доминирует, а в итоге – назвать свою роль на будущем уроке:

  1. Фантастическая модель общественного уклада Пандоры – женщина (мужчина) На′ви (придумать себе имя);
  2. Физическое совершенство и духовное богатство разумных жителей Пандоры – «специалист» (всадник, пилот, защитник, вождь – придумать имя);
  3. Личные взаимоотношения людей разных планет, взаимная симпатия и любовь – Гуманоид;
  4. Гармоничные отношения всех частей биосферы Пандоры – священное дерево Эйва;
  5. Проблемы экологии – экзотическое животное Пандоры (придумать/выяснить название;
  6. Экономические расчеты землян – руководитель экспедиции (придумать/вспомнить имя);
  7. Научные успехи земных ученых – руководитель проекта или рядовой ученый;
  8. Военная мощь Земли – военный (уточнить звание и имя);
  9. Энергетический кризис Земли – Президент планеты Земля (или другая должность, имя);
  10. Синтетическое существо (землянин + пандорец) – аватар (придумать/вспомнить имя);
  11. Сторонний наблюдатель – зритель фильма из XXI (XXII, XXV, XVIII, - любого) века.

Дискуссия завершается настоятельной потребностью отредактировать свои СОП и создать ООП.

  1. Формы контроля и оценки результатов урока.

Учет и оценивание (коллективное) проводится по следующим критериям:

  1. Мировоззренческая глубина и обоснованность высказывания;
  2. Четкость, грамотность, логичность, стилистическая выдержанность формулировок;
  3. Оригинальность, нестандартность мысли;
  4. Новые способы получения информации;
  5. Уровень творческой самореализации.
  1. Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

Рефлексия «Вопрос - ответ»

  1. Достиг ли я своих целей?
  2. Получил ли я ответ на проблему урока?
  3. Готов ли я написать полноценную рецензию?
  4. Чего было труднее всего достичь?
  5. Как я преодолел затруднения?
  6. Расширили ли знания, полученные на уроке, мое представление о киноискусстве (об искусстве вообще, о культуре человечества, о мироздании);
  7. Какие эмоции я последовательно испытал?

Рефлексия «Хроника событий»:

Восстановите последовательность событий урока и дайте им свой комментарий. Сделайте вывод: произошли ли изменения в ваших представлениях о … за время урока:

Рефлексия «Отчет о ярмарке»:

Представьте, что вы были в командировке на Межпланетной ярмарке художественных идей. Напишите об этом отчет для начальника и бухгалтерии.

  1. Задание на дом.

Индивидуальное. Напишите рецензию о фильме для выбранного Вами издания (по одной рецензии на издание – распределите их между собой или назовите/придумайте своё):

  1. Газета «Рабочий Надыма» (Надым);
  2. Газета ВКС-инфо (Надым);
  3. Газета «Копейка» (Надым);
  4. Журнал «Надым и надымчане» (Надым);
  5. Газета «Красный Север» (Салехард);
  6. Журнал «Лукоморье» (Салехард);
  7. Журнал «Уральский следопыт» (Екатеринбург);
  8. Газета «Книжное обозрение» (Москва);
  9. Журнал «Экран» (Москва);
  10. Журнал «Если» (Москва);
  11. Газета «New York Times» (Нью-Йорк);
  12. Газета «Chicago San Times» (Чикаго);
  13. Журнал «Los Angeles Times Book Review» (Лос-Анджелес).

Коллективное. Оформите полученные материалы в отельные слайды и составьте из них мультимедийную презентацию по теме урока для десятиклассников.

III. Хроника проведенного урока: 

  1. Наиболее яркие, содержательные  фрагменты проводимых вами уроков.

На вопрос «Обязательно для журнала «Village Voice Literary Supplement» писать рецензию на английском языке?» я ответила, что можно на русском, чтобы потом перевести.

  1. Ученические работы, сделанные в ходе урока (лучшие фрагменты).
  2. Ваши оценки (качественные и количественные) работ учеников (приводятся сразу после самих работ).

Гилев Николай.

        Ставил себе цели: 1) Уточнить особенности и оригинальность сюжета фильма «Аватар»; 2) Определить место фильма «Аватар» в кинопанораме последних лет; 3) Своя цель: Узнать, как можно сочетать в себе способности оператора и писателя.

СОП.

«John Carter of Mars

Берроуз. Джон Картер на Марсе

Содержание. Вариант 1.

Американский офицер, спасаясь от индейцев в горах Дикого Запада, невероятным способом оказывается на Марсе. Эта планета обитаема и населена различными гуманоидными существами, которые по большей части враждебно относятся к человеку. Множество приключений теперь ожидает главного героя, и преодолеть их будет нелегко.

Содержание. Вариант 2.

Главный герой, Джон Картер, участник Гражданской войны между Севером и Югом, засыпает в горной пещере, а просыпается на Марсе, где его пленяют зеленокожие люди из Тарка. После бегства из плена, многих битв и подвигов, он становится национальным героем и женится на самой красивой девушке Марса Дедже Торис.

Источник.

Лаборатория фантастики: http://www.fantlab.ru/work12147

Вывод.

Мой герой – Берроуз. Понятно, что Дж. Кэмерон воспользовался чужим сюжетом, а это называет плагиат. Вот почему и не получил «Оскар». Может, немного разнообразил приключения героя. Да и с технической стороны он привнёс много нового в киноиндустрию. Но по этой номинации он уже получал премию в связи с фильмом «Титаник». А дают ли премии дважды по одной номинации? Всё-таки технические достижения у Кэмерона блестящие!»

Оценка учителя (воображаемая – в ней нет смысла, ученик уже «производит» ООП).

Коля, твое обвинение Кэмерона в плагиате выглядит голословным: ты не привёл доказательств. Общее впечатление похожести сюжетов мы получаем сплошь и рядом. Существуют «вечные темы», которые освещаются художниками всех видов искусства вновь и вновь. Да, Кэмерон «разнообразил приключения» героя, но и это ты не доказал. Ты прав по поводу технической стороны фильма. Работа твоя выглядит неполной, ты не все элементы задания выполнил.

Губенко Алеся (на Межпланетной ярмарке была священным деревом Эйва).

        Ставила цели: 1) Научиться писать рецензии на произведение любого вида искусства; 2) Показать владение методами изучения и объяснения художественных приемов; 3) Углубленно изучить своеобразие фильма «Аватар» как произведение киноискусства.

ООП. Рецензия для журнала «Los Angeles Times Book Review».

Любовь побеждает смерть.

Джеймсу Кэмерону не привыкать изумлять публику грандиозным размахом своих работ. Ведь именно он - режиссёр «Титаника», самого успешного фильма современности. На этот раз он назвал своё детище «Аватар», обратившись к понятию древнейшего на Земле мертвого языка санскрит. На санскрите слово «аватара» означает чудесное явление воплощения бога в земное существо. А в фильме Кэмерона аватарами названы искусственно скомбинированные существа, в основе которых живые молекулы ДНК землян и инопланетян. Фильм фантастический, яркий, захватывающий, поражающий. И зрителям поначалу кажется, что их поразил необычный, новый сюжет. Но это не так. В чем же дело?

На далёкой планете Пандора земляне добывают редкостный камень анаптаниум, призванный спасти человечество от энергетического кризиса. Залежи этого минерала находятся в недрах планеты как раз на территории поселения аборигенов. Договориться с ними о переселении в другое место не удаётся, потому что для местного народа На′ви это место священно. После небольшой дискуссии среди землян о правомерности вооруженной агрессии соображении экономического плана побеждают, и атака началась! Но силы добра, справедливости, гуманности побеждают, несмотря на всю мощь земной военной техник, выступившей против луков с отравленными стрелами «неодетых дикарей». Такой фантастический исход объясним фантастическими обстоятельствами. Именно физическая, военная, не психологическая или гипнотическая, победа удалась светлым силам потому, что они объединились и выступили дружно. Аборигены, весь животный и растительный мир Пандоры и горстка землян, выступивших против своей армии. Защиту возглавил герой – земной человек в облике аватара. Его усилия вдохновили остальных. А внутренней пружиной всех событий на Пандоре стала любовь.

        «Любовь побеждает смерть» - старая, как мир, истина. Кэмерон проиллюстрировал её по-своему. Поэтому и говорит, что создал фильм – «старомодное приключение». Старомодное оно ещё и потому, что основой сценария, написанного самим Кэмероном послужили «фантастические книги, прочитанные в детстве». Если открыть рассказ Пола Андерсона «Зовите меня Джо», то можно вычленить из него «подхваченную» Кэмероном идею психического контакта человека с искусственным существом и даже решение героя-инвалида перевоплотиться в здоровое, мощное искусственное существо навсегда. А в произведениях Э.Берроуза о Джоне Картере были им замечены путешествия на иную планету и женитьбы там на прекрасной инопланетянке. И, тем не менее, Дж.Кжмерон все эти старые идеи обновил. Он с группой своих единомышленников продумал до мелочей и создал макеты до 500 видов живых существ, продумал из визуальную выразительность. Как говорит супервайзер визуальных эффектов Джо Леттери: "На Пандоре всюду биолюминесценция; у живых существ синяя кожа, разнообразнейшие формы тел и буйство красок нательных узоров. Мы постарались сделать эту цветовую палитру максимально реалистичной". Но самое потрясающее – сами аборигены. Они напоминают огромных кошек. Бесконечно грациозны, ловки, бесстрашны. У них нет страха высоты. Они приручают летающих ящеров и используют их для полёта. Им покоряется пространство. Эти кадры завораживают зрителей. И заставляют думать. Да, думать о том, что и человек на земле мог бы жить в подобной гармонии с природой, любить и развивать, совершенствовать свое тело. Покорять высоту и водную глубину. А не только гоняться за прибылью, развлечениями и комфортом.

Итак, уважаемые читатели, вам самим решать, тратиться ли на недешевый билет. Но, предупреждаю: смотреть этот фильм, если уж вы решитесь, нужно только в кинотеатре. Иначе всё потеряете.

Ваш постоянный кинообозреватель Джеймс Беррисон.»

Оценка учителя.

        Алеся, ты вовремя вспомнила, что пишешь не научную статью, а журнальную, популярную. Элемент рекламы в ней уместен. Твое личное мнение определено. Явны перемены, приращения в области твоего мировоззрения. На межпланетной ярмарке ты горячо доказывала оригинальность и необычность сюжета фильма, а теперь пришла к пониманию о его вечной актуальности и доказала это. Ни слова не сказала о технической стороне, но она угадывается за выразительностью сцен. Ты добывала информацию из разных источников: Интернет, находки друзей, библиотека твоей бабушки – применила в качестве нового «хорошо забытое старое». Молодец. Ты преодолела свою излишнюю тягу к смешению стилей. Твой текст логически выстроен и грамотен. В общем, работа достойна высшей оценки.

IV. Фрагменты итоговой рефлексии участников урока

  1. Учитель отбирает наиболее содержательные, яркие, проблемные фрагменты рефлексивных высказываний участников урока с указанием Ф.И.О.
  2. При наличии, разместите отзывы коллег, присутствовавших на Вашем уроке.

Салиндер Алексей.

Рефлексия «Вопрос - ответ».

«… Я посмотрел фильм два раза в кинотеатре и один раз дома. На урок шел с уверенностью, что знаю о нем все. Первое разочарование, когда героем выбрал Андерсона, привело меня в уныние. Перед Кэмероном испытывал восторг, а он оказался жуликом: переписал рассказ, известный с детства! Потом понял, что есть «вечные темы», «вечные сюжеты» и немного успокоился. Потом засомневался: какая вечность, если фантастике нет и 200 лет! Потом опять понял: можно разрабатывать похожие сюжеты, пока это не получится гениально. Восторг прошел, но появилось спокойное удовольствие».

Калмыкова Дарья.

Рефлексия «Отчет о ярмарке»:

«Я, как порядочный зыбогруз по кличке Эвтихай, постоянно проживающий на планете Оберониум, прибыл на эту Межпланетную ярмарку на своем звездошлёпе заранее и что обнаружил? Некоторые гуманоиды готовят рекламные щиты, бесстыдно объявляющие земные сюжеты самыми вечными и универсальными! А наши – лишь актуальными однодневками! Хорошо, что у меня было время подготовиться и красочно расписать свой голографический постер, поразив впоследствии всех его объемностью и содержательностью. Ну что любовь! Мы, проживающие в глубоких недрах родной планеты знаем, почем энергетические кризисы в разных звёздных системах. Мы сами бы, будь на нашем пути волшебный анаптаниум, смели бы всех с лица! Что нам полёты на ящерах! Вы попробуйте полетайте в толще литосферы…»

V. Рефлексия учителя (очень важный пункт отчета)

  1. Что я ожидал от проведения урока и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

        Меня совсем не радует то, что я вышла-таки на вожделенную рецензию. Вижу в этом свой непреодолённый стереотип. А ребята – молодцы. Неутомимы, инициативны, предприимчивы. Куда девалась их показная леность и снисходительное равнодушие. Опять готова всех оценить по «высшей мере». Сдерживает собственная «шкала ценностей».

  1. Что оказалось для меня неожиданным на уроке и в его организации? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения? Ваши действия на них. Воспроизведите динамику своих чувств и ощущений за время проведения урока.

        То, что мои акценты подвинулись под напором ребячьего мнения, ожидалось. Поразил их максимализм: премии Кэмерону они вообще бы не дали, даже за «Титаник». Потом смягчились.

        Переживания мои не передать: и за технику, и за Интернет (будет ли связь), и за увлеченность посторонними материалами. А уж из-за медлительности набора текста!!! Зато добытая информация меня радовала чуть ли не больше, чем ребят. И, честно сказать, ощущения мои сравнимы с переживаниями молодого папаши под окном роддома.

  1. Мои предложения по развитию данного урока.

Понимаю, что перегружены доурочная и послеурочная части. Не знаю, как втиснуть всё в один урок – больше нельзя ни по каким меркам. И у меня, и у ребят порывы растянуть удавшееся действие, процесс, ставший приятным. Так бы и вгрызались в это материал до конца учебного года! И стали бы крупнейшими узкими спеуиалистами.

©Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2010

E-mail: projects@eidos.ru



Предварительный просмотр:

Предварительное домашнее задание

        Составить описание сюжета фильма Дж.Кэмерона «Аватар» в письменной, электронной или устной форме и определить, что в нём доминирует, а в итоге – назвать свою роль на будущем уроке:

  1. Фантастическая модель общественного уклада Пандоры – женщина (мужчина) На′ви (придумать себе имя);
  2. Физическое совершенство и духовное богатство разумных жителей Пандоры – «специалист» (всадник, пилот, защитник, вождь – придумать имя);
  3. Личные взаимоотношения людей разных планет, взаимная симпатия и любовь – Гуманоид;
  4. Гармоничные отношения всех частей биосферы Пандоры – священное дерево Эйва;
  5. Проблемы экологии – экзотическое животное Пандоры (придумать/выяснить название;
  6. Экономические расчеты землян – руководитель экспедиции (придумать/вспомнить имя);
  7. Научные успехи земных ученых – руководитель проекта или рядовой ученый;
  8. Военная мощь Земли – военный (уточнить звание и имя);
  9. Энергетический кризис Земли – Президент планеты Земля (или другая должность, имя);
  10. Синтетическое существо (землянин + пандорец) – аватар (придумать/вспомнить имя);
  11. Сторонний наблюдатель – зритель фильма из XXI (XXII, XXV, XVIII, - любого) века.



Предварительный просмотр:

                                        

  Эдгар Райс Берроуз                            Пол Андерсон                                Джеймс Кэмерон                  Твой герой

Задание 1.

Найди о нём материал в Интернете. Систематизируй его по алгоритму:

  1. Биография;
  2. Творчество;
  3. «Аватар» (какое отношение к этому фильму имеет твой герой?).

Помести всё на одну страницу.



Предварительный просмотр:

Задание 2.

  1. Отчет о выполнении домашнего задания - дискуссии воображаемых персонажей: выяснение оригинальности/традиционности сюжета.

Почему сам Дж.Кэмерон называет сюжет

«Старомодным приключением»?

  1. Решение проблемы урока:

«Почему фильм Дж. Кэмерона «Аватар»

не получил премию «Оскар»?»



Предварительный просмотр:

Индивидуальное. Напишите рецензию о фильме для выбранного Вами издания (по одной рецензии на издание – распределите их между собой или назовите/придумайте своё):

  1. Газета «Рабочий Надыма» (Надым);
  2. Газета ВКС-инфо (Надым);
  3. Газета «Копейка» (Надым);
  4. Журнал «Надым и надымчане» (Надым);
  5. Газета «Красный Север» (Салехард);
  6. Журнал «Лукоморье» (Салехард);
  7. Журнал «Уральский следопыт» (Екатеринбург);
  8. Газета «Книжное обозрение» (Москва);
  9. Журнал «Экран» (Москва);
  10. Журнал «Если» (Москва);
  11. Газета «New York Times» (Нью-Йорк);
  12. Газета «Chicago San Times» (Чикаго);
  13. Журнал «Los Angeles Times Book Review» (Лос-Анджелес).

Коллективное. Оформите полученные материалы в отельные слайды и составьте из них мультимедийную презентацию по теме урока для десятиклассников.



Предварительный просмотр:

Фактогафия к рецензии на фильм «Аватар»

  1. "Fusion 3D" – система создания трехмерного формата, разработанная Кэмероном и Винсом Пейсом.
  2. "Reality Camera System" – собственная технология Кэмерона работы с двумя камерами высокого разрешения для 3D-съемки.
  3. Motion capture — технология захвата специальными датчиками движений актеров и их последующая цифровая обработка, в шесть раз более эффективная, чем использовалась раньше.
  4. Simulcam - система, спроектированная Кэмероном и Легато: она помещает виртуального персонажа в реальную сцену, снимаемую в павильоне.
  5. Блокбастер (англ. blockbuster, букв. — мощная бомба) - мультибюджетный художественный фильм, имеющий высокие кассовые сборы в прокате: «Звездные войны», «Титаник», «Властелин колец».
  6. Бывшего десантника, а ныне ученого Джека Салли играет Сэм Уоррингтон, а аборигенку Нейтири - Зои Салдана,
  7. В 1995 году Кэмерон написал 80-страничный сценарий.
  8. В 2006 году сценарий был переписан: с языковедом и директором Центра управления коммуникаций Университета Южной Калифорнии Полом Фроммером Кэмерон разработал язык и культуру для На'ви, коренной расы Пандоры.
  9. В итоге, потрачено 310 миллионов долларов.
  10. В натуральную величину изготовили и транспортный вертолет "Самсон", пилотируемый Труди Шакон - героиней актрисы Мишель Родригес.
  11. Всего на рекламную кампанию фильма было потрачено около 150 млн долларов.
  12. Джеймс Кэмерон - режиссёр «Титаника», самого успешного фильма современности.
  13. До 900 человек на заключительном этапе работы.
  14. Источником вдохновения для Кэмерона служили "книги научной фантастики, прочитанные им в детстве".
  15. На'ви - коренная раса Пандоры.
  16. Одним из новшеств, привнесенных студией Джорджа Лукаса в "Аватар", стали полностью сгенерированные на компьютере взрывы.
  17. Одних только растений насчитывалось примерно 500 штук.
  18. Рассказ Пола Андерсона "Зовите меня Джо".
  19. Роман Э.Р.Берроуза "Джон Картер — марсианин".
  20. Сам Кэмерон получил 17 декабря собственную звезду на Аллее славы в Голливуде.
  21. Супервайзер визуальных эффектов Джо Леттери: "На Пандоре всюду биолюминесценция; у живых существ синяя кожа, разнообразнейшие формы тел и буйство красок нательных узоров. Мы постарались сделать эту цветовую палитру максимально реалистичной".
  22. Супервизор = супервайзер (англ. supervisor - надсмотрщик) - управляющая программа.
  23. Уничтожение гигантского дерева На'ви под названием Эйва.


Предварительный просмотр:

Фильм «Аватар» снят по сценарию самого Джеймса Кэмерона

(он является и постановщиком, и продюсером)

История создания сценария

В 1995 году был написан 80-страничный сценарий ( по другим источникам страниц было 114).

В 2006 году сценарий был переписан: с языковедом и директором Центра управления коммуникаций Университета Южной Калифорнии Полом Фроммером Кэмерон разработал язык и культуру для На'ви, коренной расы Пандоры.

Цитаты

«Книги научной фантастики, прочитанные в детстве…»

"Это фантастическая история, происходящая на далекой планете — старомодное приключение в джунглях с атмосферной окружающей средой, где события начинают выходить на мифический уровень повествования" (Джеймс Кэмерон)

Источники

Книги Эдгара Райса Берроуза "Джон Картер — марсианин".

Рассказ Пола Андерсона "Зовите меня Джо".

Первый кадр из "Аватара" - август 2009 года.



Предварительный просмотр:

Первый рекламный ролик "Аватара" демонстрировался по всему миру в кинотеатрах IMAX во время специально организованного «дня Аватара» показа. Главная задача этой демонстрации – показать революционные технические решения, разработанные специально для нового проекта.

В ролях:

  1. Сэм Уортингтон,
  2. Зои Салдана,
  3. Сигурни Уивер,
  1. Мишель Родригес,
  2. Джованни Рибизи,
  3. Си Си Эйч Паундер,
  4. Стивен Лэнг,
  5. Лаз Алонсо,
  6. Уэс Стади,
  1. Дилип Рао и другие.

Превращение актеров в синих "кошек"

Кэмерон представлял себе, как будут выглядеть разумные человекоподобные существа, населяющие Пандору: с кожей синего цвета и хвостом, высокие, грациозные, повадками напоминающие кошек.

Джорджу Шелл воплотил идею Кэмерона в 38-см скульптуре Нейтири, в которую режиссер влюбился с первого взгляда.

Дизайнеры WETA Digital: "Мы изначально поставили перед собой задачу сделать На'ви как можно более реалистичными. Для достижения этой цели наши отделы работали, как угорелые, - говорит руководитель по анимации студии Энди Джонс. - Мы использовали множество фотографий и результаты сканирования актеров для того, чтобы перенести детали реальных людей на их цифровых двойников - как в случае с людьми, так и в случае с На'ви. В дополнение к этому, мы потратили много времени на текстурирование моделей, а также создание специфических шейдеров с целью отобразить на кадрах после их рендеринга все возможные нюансы".

Шлем с прикрепленной к нему миниатюрной камерой, специально для "захвата движений" лиц актеров, - надеваемое на голову приспособление. Камера в режиме реального времени "захватывала" все человеческие эмоции благодаря зеленым контрольным маркерам, расположенным на лице.



Предварительный просмотр:

Сотворение нового мира

Поскольку действие "Аватара" происходит на вымышленной планете Пандора, Кэмерону и его команде пришлось "с нуля" придумать не только само небесное тело, но и наделить его уникальным ландшафтом, флорой и фауной. В процессе разработки дизайна ему помогали художник-постановщик Рик Картер, ранее работавший со Стивеном Спилбергом и Робертом Земекисом, со своим ассистентом Робом Стромбергом.

Четыре художника, среди которых были известные мастера - дизайнер существ и персонажей Уэйн Барлоу, а также скульптор Джорджу Шелл, - за несколько месяцев подготовили сотни эскизов персонажей фильма, растений, существ Пандоры, человеческих строений, техники и летающих скал. По словам супервайзера визуальных эффектов WETA Digital Джо Леттери, внешний вид планеты и ее обитателей был навеян подводными экспедициями Кэмерона: "На Пандоре всюду биолюминесценция; у живых существ синяя кожа, разнообразнейшие формы тел и буйство красок нательных узоров. Все мы знаем правило: на суше большие животные не имеют яркой и кричащей раскраски. Однако это не так под водой, в результате чего Джим сказал, что подобные существа могут обитать на этой планете. Поэтому мы использовали подобную цветовую палитру, и постарались сделать ее максимально реалистичной". В результате, при непосредственном участии Кэмерона, для Пандоры была создана целая экосистема, которая, по словам Картера, была "не только красивой внешне, но и обладала "внутренней нервной системой".

Эскизы растений и животных.

Ранее, для того, чтобы заставить каждое нарисованное на компьютере растение шевелиться, аниматор выполнял ручную покадровую анимацию. Однако для "Аватара" такой подход был неприемлем, поскольку одних только растений насчитывалось примерно 500 штук. В итоге WETA воспользовалась адаптированной для этих целей программой Massive, созданной разработчиками студии еще для "Властелина колец", и предназначающейся для генерации и управления большим количеством персонажей в сцене.

По словам Кэмерона, у WETA Digital наиболее производительная "ферма рендеринга" (render farm) в мире. Она работала практически безостановочно на протяжении двух лет, просчитывая каждый кадр из более чем 1800 стереоскопических планов со спецэффектами. Впрочем, даже с использованием человеческих (до 900 человек на заключительном этапе работы) и технических ресурсов, WETA не могла уложиться в сжатые сроки, отведенные ей на создание компьютерной графики.



Предварительный просмотр:

Рождение мечты

В 2009 году истории "Аватара" исполнилось 15 лет. Именно столько времени прошло с тех пор, как Кэмерон закончил написание оригинального 114-страничного сценария для своего будущего фильма. По замыслу Кэмерона предполагалось, что в "Аватаре", вместо реальных актеров, роли будут играть сгенерированные при помощи трехмерной графики персонажи. Режиссеру пришлось отложить воплощение своей мечты на неопределенное время, поскольку «Титаник», хотя и заработал Оскар за лучшие визуальные эффекты, продемонстрировал несовершенство технологий.

Прорыв в третье измерение

"3D" стало "движущей силой". Впервые Кэмерон познакомился с технологиями создания "трехмерных" фильмов в 1996 году во время съемок короткометражного фильма "Терминатор 2 3D: Битва сквозь время", предназначенного для демонстрации в парке аттракционов студии Universal.

В 2003 году в своем интервью Кэмерон сказал: "Отныне я все свои фильму буду снимать только в 3D". Слово режиссер сдержал, и, спустя шесть лет, "Аватар" демонстрирует его заявление.

Для съемок ленты была использована система Fusion 3D, которая была разработана Кэмероном совместно с его другом Винсом Пейсом во время работы над "Призраками бездны".

К моменту начала съемочного процесса "Аватара" непрерывное совершенствование Fusion принесло свои плоды. Система обзавелась специальным алгоритмом, облегчающим оператору работу с трехмерным изображением.

Второй ключевой технологией, использованной для съемок "Аватара", стала система Simulcam, спроектированная Кэмероном и Легато. Она помещает виртуального персонажа, основанного на данных, полученных в результате "захвата действий" (performance capture), в реальную сцену, снимаемую в павильоне.



Предварительный просмотр:

Якимович А.К. Искусство непослушания. О художественном процессе Нового времени // Вопросы философии. – М., 2006. - № 5. – С. 47 - 60.

Начиная с Леонардо да Винчи и Микеланджело, художники открывают странную вещь: чем острее наш глаз, чем ошеломительнее творческая энергетика, чем дальше продвигается демиургическая власть художника, тем яснее ему открывается странность, абсурдность, бредовость, вообще какая-то каталептичность в основаниях бытия.

Чем глубже видишь, тем отчетливее негодность и «неправильность» сущего. <…> Как бы то ни было, основной тип художника и основной тип творчества за последние четыре или пять веков – это «опасный демиург» и «опасная демиургия». Творец высокого полета – это не тот, кто вдохновляет публику, утешает отчаявшихся или гармонизирует звуки, слова или краски. Большой художник Нового времени есть скорее тот, кто заглядывает в бездны, ходит по краю ночи и подвергает наше сознание испытаниям. Такого не было в прежние эпохи развития искусства.[1]

ХХ в. оказался экстремально экспериментальным в том смысле, что теперь новое искусство как будто ни о чем другом уже не могло говорить, как только о своей собственной проблематичности, болезненности или даже невозможности.[2]


[1] Якимович А.К. Искусство непослушания. О художественном процессе Нового времени // Вопросы философии. – М., 2006. - № 5. – С. 47.

[2] Якимович А.К. Искусство непослушания. О художественном процессе Нового времени // Вопросы философии. – М., 2006. - № 5. – С. 60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-ресурсы и ПО Smart Notebook-говорящие аватары.

Методическая разработка по работе с интернет-ресурсом, который позволяет создать говорящие аватары и использовать их в ПО Smart Notebook на интерактивной доске....

Праздник "Фильм, фильм, фильм!"

Сценарий открытого мероприятия, посвященного Дню Кино для 5-12 классов....

Выпускной утренник в подготовительной к школе группы "Фильм! Фильм! Фильм! - 2015!"

Выпускной в детском саду, снимается фильм от начало до конца: с 1 младшей группы и до подготовительной к школе группы....

"Фильм, фильм, фильм!"

Выпускной праздник для подготовительной группы...

Исследовательская работа по теме "Аватар - легендарный фильм"

Данная исследовательская работа раскрывает самые интересные секреты съемки этого удивительного фильма, а также содержит результаты анкетирования...

Конспект урока математики по фильму "Новогодние приключения Маши и Вити"

Данная работа представляет собой конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для обучающихся 6 класса коррекционной школы с интеллектуальными ...

Мастер-класс по созданию видео с Аватаром (искусственный интеллект).

Что такое искусственный интеллект, и как он может быть применён на практике в образовательной организации....