Проект "Школьный музей "Мульти-культи" как средство формирования толерантности у школьников"
проект по мхк (5 класс) на тему

Воробьёва Марина Евгеньевна

Работа может быть полезна учителям культурологических дисциплин и педагогам-организаторам. Данный проектможет быть реализован   в работе со школьниками всех возрастных групп. Цель: способствовать развитию межкультурных коммуникаций и формированию толерантности  у школьников. Содержание материала может быть реализовано как в урочной , так и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_muzey.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Школьный музей «Мульти-Культи»  как средство формирования

толерантности у школьников»

   Воспитание толерантности – сложная задача, которая может решаться разными педагогическими способами.  Педагогическое сообщество постоянно находится в поиске новых идей о возможной консолидации школьников, укреплении их толерантности в процессе приобщения  к культурному наследию.  Происходит поиск новых технологий, методов, приемов, позволяющих наиболее эффективно решить главную задачу – воспитать уважение к культуре и к людям  другой национальности. Один из способов решения главной задачи – использование образовательного потенциала школьного музея.

     Цель проекта: через познание особенностей различных культур, сформировать толерантное сознание школьников.

    Для успешного достижения цели поставлены следующие  задачи:

  •   Способствовать формированию общей культурной компетентности учащихся
  •   Способствовать развитию коммуникативной культуры
  •   Создать условия, способствующие формирования познавательного процесса, оценочных суждений.
  •   Способствовать формированию чувств сопричастности, сопереживания; уважения к разным культурам и их представителям.

      Для успешного прохождения курса необходимо выполнение дидактических принципов обучения:

  • Принцип проблемности
  • Принцип наглядности
  • Принцип активности и сознательности
  • Принцип доступности

 Использование эвристического метода как важного инструмента работы с произведением искусства и развития когнитивной, эмоциональной и творческой сферы личности позволит создать ситуацию межличностного взаимодействия и осуществления самооценки учащихся.  

       Работу по созданию нового образовательного проекта, а именно школьного музея необходимо начинать с подготовительного этапа. Одна из важнейших организационных задач  - разработка концепции музея. Под концепцией следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они представляют свой музей, его профиль, название, направления деятельности музея, структуру музея, обеспечение его деятельности, принципы комплектования фондов музея и их использование, экспозиционная деятельность и культурно-образовательные формы работы музея. Поскольку тематика будущего музея связана с многообразием культур в одном образовательном пространстве,  работу можно начать с посещения Этнографического музея, Музея истории религии, городских выставок, выступлений фольклорных коллективов с обязательным последующим обсуждением, обменом впечатлений и мнений. Присутствие родителей только приветствуется, так как, прежде всего, семья оказывает влияние на личностное развитие ребенка. Дети должны почувствовать наличие проблемы и самостоятельно сформулировать тему проекта (название музея). Предполагаемое название носит игровой характер «Мульти-Культи». На этом же этапе происходит формирование актива будущего музея. В процессе бесед, обсуждений  можно наметить план «интересов», выявить наличие интересных предметов, которые могут «рассказать» о культуре народа. Это может быть,  на первый взгляд, обыкновенный предмет:  украшение, простой музыкальный инструмент, фрагмент  костюма, национальная игрушка, предметы обихода.  Задача педагога раскрыть и показать всю ценность этого предмета. Используя методику работы с вещью, можно раскрыть её владельцу много нового и интересного. Таким образом, появляются первые экспонаты в новом музее.         Используя классификацию  известных музееведов Е.Л. Галкина и М.Ю. Юхневич,  можно определить жанр музея. Это будет  музей-клуб. Экспозиция данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Оно становиться основой для  изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа. Завершить работу на этом этапе возможно разработкой Положения (Устава)  будущего музея. В Положении  музея находят своё отражение цели, задачи, структура, профиль, направления деятельности музея, ответственность музея перед образовательным учреждением. Большое значение заключается в том, что, участвуя в разработке, обсуждении, принятии и исполнении устава, дети осваивают принципы демократии, получают представление о собственных правах и обязанностях по отношению к активу школьного музея, к учреждению образования и к государству.

       Следующий этап поисково-собирательный. Он включает сбор информации, памятников культуры, записи свидетелей и участников событий. Запись ведется подробно, фиксируются все детали рассказа. Так начинается формирование фондов музея. На этом же этапе происходит подготовка помещения и вспомогательного оборудования будущего музея.

Следующий этап условно можно назвать «творческим». Это выстраивание экспозиции. Экспозиция - это визитная карточка музея, где находятся «живые свидетели различных культур», расположенные в определенной системе. Основные принципы построения экспозиции:

  • направленность на школьную аудиторию
  • соответствие содержания экспозиции школьным программам обучения и воспитания
  • подбор экспозиционных материалов на научной основе
  • наглядность экспозиции
  • логичность связи всех разделов и их последовательность
  • эмоциональность восприятия
  •  возможность использования музейных материалов в качестве наглядных пособий
  •  сменность материала.

    Экспозицию школьного музея, целесообразно организовать таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этикеток с аннотациями нужно найти удобное для чтения место. Желательно, чтобы во всей экспозиции или экспозиционном комплексе этикетки выполнялись в одном стиле: цвет бумаги или иного используемого материала, размер и цвет шрифта и т.п. Система этикетажа может подразделяться на два уровня. Главный уровень, сообщающий название разделов, тем и отдельных комплексов и групп экспонатов и пояснительный - в форме аннотации к отдельным экспонатам и коллекциям.
    Важная составляющая  работы на этом этапе – это работа с экскурсоводами. Экскурсоводом школьного музея может стать каждый школьник. Подготовка экскурсоводов происходит в несколько этапов.
 

I этап - общее знакомство с музеем, чтение текстов, книг и журналов, пересказ услышанного и прочитанного текста, обсуждение и распределение тем для подготовки экскурсии с учетом типов экскурсий: обзорная или тематическая.

II этап - подготовка экскурсий по плану: вступительная беседа, маршрут экскурсии с опорой на показ и анализ экспонатов; подведение итогов экскурсии с проведением небольшой викторины. На данном этапе экскурсоводы учатся оформлять тексты экскурсий по следующей форме.

Тема экскурсии - Продолжительность - Составитель текста

III этап - самостоятельная работа с архивом музея.

 Обучение юных экскурсоводов тесно связано с развитием риторических навыков. На занятиях экскурсоводы получают задания по развитию связной речи это умение быстро составлять связный рассказ; выразить мысли другими словами, упростить текст до 2-3 предложений, составить текст по опорным словам.

     На  этапе творческой подготовки открытия музея необходимо продумать элементы интерактивности будущего музея. Момент включения посетителя  в активное участие образовательной экскурсии очень важен. Необходимо создать условия для полного «погружения» в другую культуру. Посетителю можно предложить примерить костюм, сыграть в игру, продегустировать национальное блюдо, и.т.д.

Следующий этап – открытие музея. После монтажа экспозиция принимается специально созданной комиссией, организуется общественный просмотр и открытие экспозиции. Открытие музея оформляется приказом директора по школе и назначением руководителя. Это событие должно стать важным в жизни школы.  Накануне открытия музея необходимо размещение рекламы, плакатов, например «Приходи и глазей – открывается музей!». Первые экскурсии должны впечатлить, удивить нетрадиционным подходом, заинтересовать посетителей. Экскурсоводы могут быть одеты в традиционные костюмы того народа, культуру которого они представляют. В костюме какая-нибудь деталь должна вызвать любопытство. Или предмет в руке, о предназначении которого сообщается в процессе экскурсии.

На этом же этапе создается страница музея на школьном сайте.

      Следующий этап условно назовем рефлексивным.  Необходимо с активом музея проанализировать проделанную работу, произвести оценку результатов. Учесть недостатки и успешные моменты. Собрать и проанализировать отзывы, обсудить план дальнейшей работы. Создание презентации  и выпуск буклета так же происходит на этом этапе работы. И все это необходимо проводить в доброжелательной и миролюбивой  обстановке. Ребята должны почувствовать прилив сил и энергии, желание продолжать работу, ощутить  полезность своей деятельности.

Заключение

        Толерантность - ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

      Состояние межэтнических отношений в школе является зеркальным отображением ситуации в обществе. Как и в любом обществе, в детском коллективе тоже возникают свои проблемы. Одна из проблем, это часто возникающие конфликты между детьми разных национальностей. Воспитание толерантности – сложная задача, которая может решаться разными педагогическими способами. Педагогическое сообщество постоянно находится в поиске новых идей о возможной консолидации школьников, укреплении их толерантности в процессе приобщения  к культурному наследию.  Происходит поиск новых технологий, методов, приемов, позволяющих наиболее эффективно решить главную задачу – воспитать уважение к культуре и к людям  другой национальности. Один из способов решения главной задачи – использование образовательного потенциала школьного музея. Проследив историю развития музейного дела в разные периоды, следует отметить, что музей претерпевал трансформацию подходов к задачам музейного образования. Музейная коллекция, пройдя путь от воплощения экономического преуспеяния владельца, услаждения изысканного вкуса до рупора новой идеологии, обрела информационную, коммуникативную, социальную и культурологическую функцию.

Школьный музей является одной из форм организованной деятельности по выполнению педагогической цели. Музей из замкнутого пространства превращается в открытую систему, центр воспитательной работы. Ее системообразующим элементом. Идея сотворчества учащихся, учителей и родителей в полной мере воплощается в процессе создания музея, который не может иметь завершения.

Список литературы

  1. Ахвердова О.А. Личностная и поведенческая изменчивость  подростков в полиэтническом образовательном континууме: монография. – М.: Илекса, 2008. – 368с.
  2. Братченко С.Л. Образование: ненасилие, толерантность и гуманистическая экспертиза // Век толерантности. 2001. № 3-4. С. 112-124.
  3.  Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 304с.
  4. Город как школа толерантности. Организация взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга: - СПб АППО, 2012. -52с
  5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. Учебник для вузов – М.: Юнити-Дана, – 352с.
  6. Гудков Д.Б.  Теория и практика межкультурной коммуникации. –  М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. – 288 с.
  7. Гумилев. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 2008. - С.334.
  8. Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. – М.: Просвещение, 2007. – 105 с.
  9. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения. Поликультурное воспитание в России и за рубежом. – М., 2007.
  10. Изучение истории народов России, Истории и культуры Санкт-Петербурга в рамках системы дополнительного (внеклассного) образования учащихся: методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации/ науч. Ред. Л.М. Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2012. – 36с.
  11.  Карпова О.Б. Школьный музей: жизнь в творчестве. Методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования. - Вологда, - 2006. - 89с.
  12. Кострулева И.В. Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – Ставрополь, 2004. – 166 c.
  13. Котельников Виктор Сергеевич, Мультикультурализм для Европы: вызов иммиграции.-[Электронный ресурс] / Котельников В.С. Режим доступа: http://www.antropotok.archipelag.ru/text/a263.htm.(22.03.2013), свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  14. Куликова Л.В. Межкультурная коммуникация:  теоретические и прикладные аспекты. На материале русской и немецкой лингвокультур: Монография. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 196 с.
  15. Культуроориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие/ под общей ред. Л.М. Ванюшкиной. – СПб АППО, 2011.- 102с.
  16. Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Издательство «Логос», 2006. - 254с.
  17. Мир детства и традиционная культура. – М.: Сфера, 2006. – 268с.
  18. Мосолова Л.М., Бондарев А.В. Актуализация евразийской идеи Л.Н. Гумилева и ее значение для диалога культур и цивилизаций. [Электронный ресурс] / Мосолова Л.М.-Режим доступа:   http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2012_Sbornik/001_Sbornik_2012/Tom1/008_Sekcia_2.pdf (02.04.2013),свободный. – Загл. с экрана. – Яз.рус.
  19. Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве. Материалы Всероссийской конференции «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве». – СПб.: СПб АППО, 2009. – 114с.
  20.  Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
  21. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация:  Учебное  пособие. – М.: Слово, 2000.  – 264с.
  22. Федоренко, Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе : методические материалы. – СПб.: КАРО, 2006. – 128с.

        

Приложение

Занятие на экспозиции школьного музея.

Тема: «Все дело в шляпах».

     Данное занятие адресовано учащимся начальной школы. Занятие  основано на принципе добровольности и личной заинтересованности  учащихся. Использование эвристического метода как важного инструмента работы и развития когнитивной, эмоциональной и творческой сферы личности позволит создать ситуацию межличностного взаимодействия.  В работе  должна осуществляться опора на деятельностный подход, преобладание практических действий, работа с первоисточниками («текстами культуры).

Цель: создание условий для критического мышления учащихся и воспитания культурной толерантности личности.

Задачи:

  • Способствовать формированию общей культурной компетентности учащихся
  • Способствовать развитию коммуникативной культуры
  • Способствовать формированию уважения к разным культурам и их представителям.

Оборудование:

  • Витрина с информационными материалами
  • Головные уборы разных народов (тюбетейка, шапка-ушанка, папаха, и.т.д.)
  • Карточки с изображениями людей в национальных костюмах

Ход занятия.

I этап. Предварительная беседа.

      Когда-то головной убор служил символом власти, могущества. В Древнем Египте только фараон мог носить большой плат из полосатой ткани, на который надевалась корона. Все остальные, кроме рабов, довольствовались париками из растительного волокна.

     В Древней Греции и мужчины, и женщины ходили с непокрытой головой, лишь во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями. В средневековье и мужчины, и женщины носили накидки, плащи с капюшонами. Конец капюшона бывал таким длинным, что свисал ниже пояса. В средние века головные уборы становятся украшением и предметом роскоши. Люди декорируют их пучками перьев, мехом, лентами и драгоценностями. 

     Русские боярские шапки делали из меха чернобурки или куницы и не снимали их даже в помещении. Дома шапку ставили на специальную болванку, расписанную, как портрет. Шапка стала очень престижным украшением интерьера. Русские барышни также практически не снимали кокошники, а европейские – разные чепчики и накидки. Поэтому долгое время никто не носил причесок – они были не нужны.  

     В XVIII веке прически были настолько сложными, что приходилось придумывать специальные головные уборы – футляры. Каждая такая шляпа шилась для одной, определенной прически. Сложнее всего поддавались упаковке фрегаты с парусами и корзины цветов: дамы требовали, чтобы ничего не оказалось помятым или сломанным…

Рассказ сопровождается показом презентации или изображений на стенде. Остановка у головного убора (тюбетейка)

II этап.  Работа на экспозиции

 -А теперь взгляните на этот предмет. Далее ученикам предлагается активно включиться в работу – рассматривание предмета. Вопросы ученикам:

- Что  это за предмет?

- Для чего предназначена эта вещь?

- Кто ее «хозяин»?

- Это мужчина, женщина или ребенок?

- Кто хочет примерить этот головной убор?

- А кто-нибудь может сказать название этого головного убора?

- А из какого материала изготовлена эта тюбетейка?

- Рассмотрев внимательно, можем определить: это машинная или ручная работа?

- Как вы думаете, кто мог ее сшить?

- Когда можно носить тюбетейку: зимой или летом? Ее носили и зимой и летом.

- Если ее носят и зимой, то какая температура воздуха должна быть в этой местности?

- Где было бы естественнее носить  тюбетейку?

Далее, возможно, дети узбекской или таджикской национальности дополнят наблюдения учеников

- Если учесть тот факт, что в узбекском доме красивую тюбетейку можно увидеть на самом видном и «почетном» месте (например, рядом с настенным ковром), какова роль этого предмета?

- Что может символизировать этот предмет?

Далее, либо хозяин этой вещи, либо подготовленный школьник-экскурсовод, либо учитель делает вывод об этом предмете. Переходим к следующему предмету. Обсуждение проходит по такому же алгоритму.

III этап. Творческая продуктивная деятельность школьников.

Работа в группах. Каждой группе раздаются карточки с изображениями людей в национальных костюмах, но без  головных уборов. На отдельных карточках изображения головных уборов. Задание заключается в составлении правильного ансамбля. Далее, следует подойти к витрине или стенду с изображением разных природных ландшафтов. Определить, в какой природной среде изображение человека данном костюме будет выглядеть гармонично. Ответ необходимо аргументировать.

Организуется презентация итогов работы групп.

IV этап. Подведение итогов.

Обсуждаем, интересно ли было узнать о различных головных уборах? О чем рассказала каждая вещь? Что нового узнали о культуре других народов? Что общего и чем они не похожи? Мешает ли эта непохожесть быть  вместе, например в школе? В заключение предлагается учащимся «поговорить» дома с каким-либо головным убором. Свои размышления зафиксировать на бумаге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Транспортное средство для младших школьников

Характеристика транспортного средства- велосипеда....

Использование английского языка как средства социокультурного развития школьников

Развитие личности происходит в практической деятельности, поэтому востребованы методы, формирующие компетенции. Метод проектов "Learn by doing" - изучение через деятельность. В презентации представлен...

Профориентация как средство социальной адаптации школьников

Выступление и презентационное сопровождение выступления по теме....

Самоуправление как средство развития личности школьника

Презентация демонстрирует структуру рвботы классного руководителя с активом класса. Подводится итог развития детей за четыре года. Показаны успехи, достижения учеников по разным направлениям работы. С...

Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».

Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...