Рекомендации для учащихся по написанию рефератов.
материал для подготовки к егэ (гиа) по мхк (9 класс) на тему

Михайлова Ольга Войтеховна

Здесь поэтапно расписана работа учащегося над рефератом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_uchashchikhsya_po_napisaniyu.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для учащихся по написанию

итогового реферата по МХК

Реферат (от лат. referre - докладывать, сообщать) - это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников, либо краткое изложение содержания научного исследования (статьи, книги).

Этапы работы.

1. Выберите и запишите тему, составьте план. Кратко перечислите, что написано по данной теме, то есть дайте обзор литературы с библиографическим        описанием (последний пункт желателен).

2. Определите, какую главную проблему вы намерены осветить в реферате.

3. Определите основную мысль реферата или доклада.

4. С помощью отобранных исследований, необходимого комментария, критических материалов, исторических и культурологических фактов раскройте основное содержание вашего исследования.

5. Сделайте выводы и обобщения.

Части реферата.

1. Содержание. В нем указываются все главы и части глав.

  1. Введение. В нем указывается актуальность темы, небольшой обзор литературы, цели и задачи работы.
  2. Основная часть. Может состоять из нескольких глав, каждая из которых пронумерована и имеет четкое название. Внутри главы допускается деление на части.
  3. Заключение. Должно содержать краткие выводы по результатам работы, допускается указание направлений, по которым работа может быть продолжена.
  4. Список использованной литературы указывается в алфавитном порядке. При использовании материалов из Интернета обязательна ссылка на сайт, откуда был взят материал.
  5. Приложение. Все таблицы, рисунки и т.д. оформляются отдельным приложением. Если иллюстрация необходима непосредственно в тексте, допускается  ее использование.

При написании реферата необходимо учесть:

1. Используя различные источники информации, старайтесь приводить собственные наблюдения, рассуждения и доказательства.

        2. В реферате желательно использовать цитатный материал, но при этом           не стоит перегружать текст цитированием.

        3. Реферат должен быть изложен связно, логично и последовательно. В         соответствии со смысловыми частями необходимо его разбить на абзацы.

        4. Важным требованием к реферату является его стилевое единство,         научный и литературный стиль речи.

        5. В реферате не допускаются сокращения  (кроме принятых), использование символов, математических знаков вместо слов. Например, нельзя ставить + вместо слова «положительный».

        

При подготовке презентации или слайд-шоу

для доклада на экзамене необходимо учесть:

  • Проведите  отбор экспонатов.
  • Продумайте их последовательность и расположение в соответствии с общим замыслом и темой.
  • Составьте краткие аннотации к экспонатам.
  • Подготовьте небольшой рассказ о наиболее интересных экспонатах.

Что можно рассказать о произведении архитектуры

1. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?

        2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?

        3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.

        4. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота»?

        5. Художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции,          светотеневая и цветовая моделировка, масштаб).

        6. Принадлежность к виду архитектуры, объемные сооружения (общественные, жилые или         промышленные), ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная.

        7. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в         окружающую среду?

        8. Использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.

Что можно рассказать о произведении живописи.

1. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи?

2. История создания живописного произведения.

3. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?

        4. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному           стилю или направлению.

                5. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.

                6. Основные средства создания художественного образа: колорит,                                 рисунок, светотень, фактура, манера письма.

                7. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному,

                портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.

Что можно рассказать о скульптуре.

1. Каковы ваши впечатления от произведения скульптуры?

2. История создания скульптурного произведения.

3. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?

        4. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному         стилю или направлению.

        5. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.

        6. Принадлежность к видам скульптуры: монументальной,         монументально-декоративной или станковой.

7. Использование материалов и техника их обработки (лепка из глины,         пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева,         отлив, ковка, чеканка из металла).

Что можно рассказать о произведении музыки.

1. Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения на ваши чувства и эмоции?

2. История создания музыкального произведения. .

3. Сведения о композиторе. Какое место данное произведение занимает в его творчестве?

        4. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному         стилю или направлению.

        5. Основные средства создания музыкального художественного образа:         ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр.

        6. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному         признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения.

7. Связь музыкального произведения с другими видами искусств.

Критерии оценки реферата.

                Оценка за реферат складывается из двух составляющих: содержание реферата и его защита.

                В  каждой из частей работы оценивается наличие следующих критериев:

1. Введение. Степень изученности вопроса, его спорность, выделенные цели и задачи работы. Дополнительно оценивается наличие обзора и анализа источников информации, показ их сильных и слабых сторон.

2. Основная часть. Логичность изложения материала; формулировка названий глав и параграфов, их соответствие материалу, содержащемуся в них. Важным критерием является раскрытие основных положений выбранной темы, умение автора критически анализировать материалы, наличие собственного мнения по данному вопросу.

3. Заключение. Оцениваются подведение итогов выполненной работы,  наличие краткого и четкого изложения полученных выводов, анализ степени выполнения поставленных во введении задач.

                К общим критериям можно отнести следующие:

  • соответствие реферата теме,
  • глубина и полнота раскрытия темы,
  • адекватность передачи содержания первоисточников,
  • логичность,
  • связанность,
  • доказательность,
  • структурная упорядоченность,
  • оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования и т.д.)
  • языковая грамотность.

Специфика предмета обусловила  критерии оценивания:

  • владение искусствоведческой терминологией;
  • умение проводить параллели между стилем и эпохой, биографией и творческим путем мастера;
  • умение анализировать произведения искусства;
  • выражение собственного мнения о произведениях классики и современного искусства.

                Общая оценка за реферат выставляется ориентировочно из расчета выполнения 65%-80% требований на оценку «3»; 80%-90% на оценку «4»; 90%-100% на оценку «5».

Темы рефератов для экзамена в 9 классе

  1. Мировоззрение народа на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики.
  2. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
  3. Устное народное творчество (поэтический фольклор).
  4. Искусство как проводник духовной энергии.
  5. Знаково-символический характер изобразительного искусства.
  6. Образы и символы в русской поэзии и прозе.
  7. Образная символика кинофильмов С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др.
  8. Красота в понимании разных народов.
  9. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля.
  10. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии
  11. Рекламные видеоклипы.
  12. Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке.
  13. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.
  14. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
  15. Арттерапевтическое воздействие музыки.
  16. Специфика изображений в полиграфии.
  17. Формирование окружающей среды декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
  18. Исторические особенности ландшафтного проектирования

Темы для рефератов.

Искусство первобытного общества.

  1. Изобразительное искусство первобытного человека.
  2. Крупнейшие центры первобытной культуры.
  3. Историко-культурный центр «Аркаим».

Искусство Древнего Востока

  1. Изобразительное искусство Древнего Египта.
  2. Скульптура Древнего Египта.
  3. Архитектура Древнего Египта.
  4. Шедевры художественной культуры Междуречья.
  5. Достижения архитектуры Междуречья.
  6. Семь чудес света. Миф или реальность в искусстве?

Культура народов Америки.

  1. Мировоззрение народов доколумбовой Америки на примере мифов.
  2. Вклад народов доколумбовой Америки в мировую культуру.

Античная культура.

  1. Культурное наследие Крито-микенской цивилизации.
  2. Архитектура Древней Греции.
  3. Афинский Акрополь.
  4. Скульптура Древней Греции.
  5. Мировоззрение древних греков на примере мифов.
  6. Шедевры римской архитектуры.
  7. Помпеи – музей под открытым небом.
  8. Человек в древнегреческой философии.

Культура средневековья.

  1. Выдающиеся памятники индийской архитектуры.
  2. Сокровища индийской литературы.
  3. Шедевры китайской архитектуры.
  4. Жанры китайской живописи.
  5. Шедевры японской архитектуры.
  6. Путь цветка. Искусство икебаны.
  7. Театральное искусство Японии.
  8. Романский стиль архитектуры
  9. Готический стиль архитектуры.
  10.  Средневековый театр.

Возрождение.

  1. Эпоха Возрождения (общая характеристика).
  2. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи.
  3. Жизнь и творчество Микеланджело.
  4. Жизнь и творчество Донателло.
  5. Жизнь и творчество Рафаэля.
  6. Жизнь и творчество Брунеллески.
  7. Жизнь и творчество Боттичелли.
  8. Архитектура Рима эпохи Высокого Возрождения.
  9. Жизнь и творчество Тициана.
  10. Мастера северного Возрождения (Босх, Брейгель, Ван Эйк, Дюрер).
  11. Жизнь и творчество Шекспира.

Культура Нового времени.

  1. Барокко (общая характеристика стиля).
  2. Архитектурные шедевры европейского барокко.
  3. Классицизм (общая характеристика стиля).
  4. Скульптура классицизма.
  5. Классицизм во французской живописи (Ватто, Буше, Пуссен)
  6. Музыка Нового времени на примере творчества Баха.
  7. Музыка Нового времени на примере Бетховена.
  8. Классический симфонизм Гайдна.

Культура XIX века.

  1. Изобразительное искусство романтизма.
  2. Герой романтической эпохи.
  3. Реализм – художественный стиль эпохи.
  4. Импрессионизм (общая характеристика стиля).
  5. Жизнь и творчество Э. Мане.
  6. Жизнь и творчество Дега.
  7. Жизнь и творчество Ренуара.
  8. Жизнь и творчество Ван Гога.
  9. Постимпрессионизм на примере творчества Гогена.

Искусство ХХ века.

  1. Модерн (общая характеристика стиля).
  2. Жизнь и творчество Гауди.
  3. Фовизм Матиса.
  4. Кубизм на примере творчества Пикассо.
  5. Сюрреализм на примере творчества Дали.
  6. Абстракционизм на примере творчества Кандинского.
  7. Супрематизм на примере творчества Малевича.
  8. Западная музыкальная культура ХХ века.
  9. Прошлое и настоящее кинематографа.
  10.  Молодежные субкультуры.

Музеи мира.

  1. Лувр.
  2. Эрмитаж
  3. Петергоф
  4. Третьяковская галерея.
  5. Русский музей.
  6. Музеи Санкт-Петербурга.
  7. Лондонский национальный музей.
  8. Уффици

Русская культура.

1. Философия русской иконописи.

2. Храмовая архитектура Руси.

3. Нарышкинское барокко.

4. Петербург В.В. Растрелли.

5.  Жизнь и творчество В.И. Баженова.

6.  Жизнь и творчество  М.Ф. Казакова.

7. Русская парсуна XV-XVII вв.

8.  Реалистический портрет А.П. Антропова и И.П. Аргунова.

9. Жизнь и творчество Ф.С. Рокотова.

10. Жизнь и творчество Д.Г. Левицкого.

11. Жизнь и творчество Б.К. Растрелли.

12. Жизнь и творчество Кипренского.

13. Жизнь и творчество Брюллова.

14. Жизнь и творчество Айвазовского.

15. Бытовой жанр на примере творчества Федотова.

16. Реализм русской живописи на примере творчества Репина.

17. Историческая живопись на примере творчества Сурикова.

18. Батальный жанр живописи на примере творчества Верещагина.

19. Пейзажная живопись на примере творчества Шишкина.

20. Жизнь и творчество Левитана.

21. Творчество художников-передвижников.

22. Творчество композиторов «могучей кучки».

23. Русский символизм на примере творчества Врубеля.

24. Русский импрессионизм на примере творчества Серова.

25. Мастера русского модерна.

26. Русский театр ХХ века.

27. Челябинские театры.

28. Златоустовская гравюра.

29. Каслинское чугунное литье.

30.  Развитие скульптуры в Челябинске и Челябинской области.

31. Бардовская песня.

32. Развитие эстрадной музыки России в ХХ веке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие научно-исследовательских навыков учащихся через написание рефератов.

Одна из наиболее распространённых форм обучения физике – написание рефератов учениками, чаще всего хорошо подготовленными. Подготовка и защита реферата предполагает длительную работу в течение учебног...

Развитие научно-исследовательских навыков учащихся через написание рефератов.

Одна из наиболее распространённых форм обучения физике – написание рефератов учениками, чаще всего хорошо подготовленными. Подготовка и защита реферата предполагает длительную работу в течение учебног...

Развитие культуры речи учащихся через написание рефератов

Физика – очень интересная и увлекательная наука. Она открывает суть всего, что происходит вокруг нас, изучает закономерности процессов и явлений. Какое жизненное направление вы бы не выбрали, знания ф...

Методические рекомендации к написанию реферата по социальной психологии.

В данном материале представлены тематика рефератов по курсу "Социальная психология", примерный план и литература к каждой теме и основные требования к написанию....

Рекомендации по написанию реферата.

Как выбрать тему, объект, сформулировать цель и задачи работы....

Подготовка учащихся к написанию реферата

Реферат – достаточно сложный и важный вид учебной работы. Он позволяет проверить, знают ли учащиеся специфику этого речевого жанра, особенности его содержания, построения, стилевого и языкового оформл...

Рекомендации для учащихся по написанию сочинения по финалу текста

Прочтите текст Ф.Соколовой и объясните как вы понимаете смысл финала текста(предложение 58): «Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия». При...