"Музыкально - поэтическая символика огня"
план-конспект урока по мхк (8 класс) по теме

Урок по искусству 8 класс. Обобщение ранее полученных знаний о символике в искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_iskusstva_8_klass.docx19.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок искусства 8 класс.

Тема: «Музыкально – поэтическая символика огня».

Цель урока

Выйти на новый уровень обобщения раннее полученных знаний о символике в искусстве на примере « Поэмы огня» - А. Н. Скрябина 
Задачи урока

Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;

Развивать эмоциональные чувства учащихся, создавая на уроке ситуации удивления, радости, занимательности;

Обеспечить нравственное воспитание учащихся 
Учащиеся обобщают понятия «символ» в искусстве, систематизируют роль огня в жизни человека, значения, которые несет понятие «огонь» в культурологи, знакомятся с новым произведением А.Н. Скрябина, фортепианные прелюдии которого они слушали на уроках музыки, анализируют созвучность музыки и зрительного ряда, размышляют об увиденном. Музыка А.Н. Скрябина позволяет учащимся выйти на новый уровень обобщения смысла человеческой жизни, ее предназначения. 
Оборудование и материалы

Проектор, экран, компьютер, презентация к уроку

Ход и содержание урока

I. Орг. момент

II. Повторение пройденного

- Мы говорили с вами на прошлом уроке о знаках и символах в искусстве. Вспомните определения знаков и символов.

III. Объяснение нового материала

- Тема урока сегодня «Музыкально – поэтическая символика огня».

- Как вы думаете, какой символ несет в себе огонь? Какой смысл закладывали мастера искусства в этот образ? Запишите свои мысли в тетрадь.  (Самостоятельная работа - 3 мин. Кластер «Огонь»)

( Актуализация ранее полученных знаний).

- Проверяем. Ответы учащихся.

- А у меня очередной вопрос. Откуда появился огонь? Какой силой он обладает? (беседа с учащимися по просмотренным слайдам и заполнение таблицы в тетради).

- Я усложню задание. Как вы думаете, о чем картина Уильяма Блейка  «Великий архитектор», 1794. Какой смысл вложил художник в огонь, изображенный на этой картине?

      На рубеже 19 и 20го столетий появились новые течения, которые призывали людей порвать с грубой действительностью и уйти в мир мечты.
–  Вспомните, как называлась эта эпоха в русском искусстве? (“Серебряный” век).
– Одним из приверженцев новых веяний в искусстве был композитор – А.Н.Скрябин. Он
 утверждал, что каждая тональность в музыке окрашена определенным образом. Музыка буквально “светится цветами”, говорил он. Скрябин совершенно отчетливо видел, что тональность фа-мажор несет темно-красный цвет, кровавый отблеск ада; ре мажор золотиста, как солнечный луч, а фа-диез мажор – это торжественный синий цвет Разума. Остальные цвета представлялись ему смутно. Но он вывел их теоретически, на основе гармонического родства тональностей и близлежащих цветов спектра. И убедил себя, что его система, его звуко-цветовой принцип верны.

“Основа должна быть общей. Должно быть Единство!”

А.Н. Скрябин обладал цветным слухом , каждая тональность виделась ему в определенном цвете  и он мечтал соединить музыку и цвет в едином произведении.
Русский композитор – символист А. Н. Скрябин, пишет крупное произведение для хора, фортепиано и симфонического оркестра «Прометей или Поэма огня». Мы его сегодня услышим.

Скрябин впервые решил соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму “Прометей” ввести партию “светового клавира”.


– Вспомните, кто такой Прометей? Почему, по вашему мнению, именно ему посвятил Скрябин свое произведение, являющееся прорывом в музыке?
Композитор не собирался пересказывать античный миф о титане. “Прометей”, – пояснял Скрябин, – это активная энергия Вселенной, творческий принцип. Это – огонь, свет, жизнь, борьба, мысль, прогресс, цивилизация, свобода”. Композитор верил в очистительную силу огня – разрушающую и созидающую вновь. Звуковые воздействия композитор хотел усилить световыми, чтобы показать воочию, как туманные надежды человечества сменяются ослепительным блеском, экстазом освобожденной души. Но многих современников, такое новшество озадачило. Они отнеслись к световым проектам композитора с недоверием. Как, например, С.В.Рахманинов.
Первое исполнение партитуры со световой строкой состоялось для узкого круга людей на квартире у композитора со световой аппаратурой, построенной у него в кабинете. Аппаратура эта была примитивной – дюжина лампочек, расположенных по кругу на потолке. Их прикрывали лоскутки разноцветной материи.

Композитор играл на рояле, а его жена, пианистка, нажимала на кнопки от электрических звонков, которые были присоединены к светильникам.

При жизни Скрябина не удалось реализовать световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «Огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки оказалась чрезвычайно созвучной художникам русского авангардизма, дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью и интереснейшими изобретениями. Появились цветосветовые установки, аппарат «Цветомузыка», оптический синтезатор звука, который был назван в честь А.Н.Скрябина – АНС.

И теперь нам остается только посмотреть светозвуковое воплощение замысла композитора.

Просмотр видеозаписи «Прометей»

IV. Итог урока

–Вы правильно поняли, что эта музыка выходит на общечеловеческие проблемы: зачем мы приходим в этот мир? В чем смысл жизни? На что она должна быть потрачена?

- А закончить урок мне хочется словами А.Н. Скрябина : «иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом…нужно испытать отчаяние и победить его».

V. Дом. задание. Сравнить высказывания двух композиторов. Что их объединяет?
Учебник стр. 75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-поэтический час "Стрежневская осень"

Времена года – круг человеческой жизни. То быстро, то медленно течёт время, оседая в кристаллах слов. У каждого художника слова своя палитра....

Музыкально-поэтический час "Вышла из войны"

Данный урок знакомит  учащихся с творчеством поэтессы  Ресенчук М.А., с основными темами ее поэзии, воспитывает способность воспринимать прекрасное через поэзию, воспитывает любовь к родному...

Николай Шелепи - чувашский народный поэт (музыкально-поэтическая композиция)

У каждого народа своя история, язык и литература. Есть и были творческие личности, перед которыми мы преклоняем. головы. Среди известных чувашских поэтов таким почестям достоин Николай Полоруссов-Шеле...

Музыкально- поэтический вечер,посвящённый Сергею Есенину"Памятью деревни я ль не дорожу"

Сценарий музыкально- поэтического вечера собран и составлен на основе реальных произведений поэта и является продолжением его творчества в музыке. .Музыкальность песенного слога великого поэта сродни ...

Музыкально-поэтическая символика огня.

Конспект урока по теме "Звучащий свет и зримый звук"Презентация прилагается отдельно....

Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня".

Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня"....