«Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально - поэтическая символика огня.».
план-конспект урока по мхк (5 класс) на тему

Сухобокова Кристина Владиславовна

Конспект урока для 8 класса 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс: 8

Тема: «Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально - поэтическая символика огня.».

Дата: 27.04.18

Цель: Создание условий для раскрытия связи музыки и живописи в стиле абстракционизма;

Задачи изучения темы:

  • познакомить с истоками цветомузыки, ввести в мир музыкально-живописных образов;
  • заинтересовать личностью и творчеством композитора Скрябина А.Н. и художника Кандинского В.В.
  • дать возможность глубже понять красоту известных музыкальных произведений через художественное творчество, создавая живописный образ музыкального произведения.

Форма занятия –

Комбинированный урок-лекция с элементами диалога и практическое, творческое (живопись) осмысление темы.

Основные вопросы темы –

Кандинский В.В. –цвет и музыкальные звуки.

Скрябин А.Н. – жизнь и творчество.

Скрябин А.Н. – на пути к светомузыке.

Основные термины и понятия –

Синтез искусств, зримая музыка, соната, абстракция.

Произведения искусства, имена –

Кандинский В.В. «О духовном в искусстве»

Скрябин А.Н. «Прометей (Поэма огня)»

Запись на доске:

Звучащий свет и зримый звук.

«Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине»

В.Кандинский        

Оснащение урока –

  • Презентация – «Звучащий свет и зримый звук»;
  • Фрагменты видеозаписей с исполнением симфонической поэмы «Прометей» и световое шоу Жан-Мишель Андре Жарра;

План занятия:

1.        Актуализация темы урока.

2.        Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

3.        Организация восприятия учебного материала.

4.        Организация осмысления.

5.        Анализ.

6.        Рефлексия.

7.        Подведение итогов.

Ход урока

Содержание

Примечание

Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сообщение темы. Актуализация знаний.

Знаки, изображающие условно какие-либо понятия, идеи, явления, называются символами. На прошлом уроке мы определяли символы из области науки, фольклора, философии и театра.

Беседа.

(Слайд) «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине». Так считал художник Василий Васильевич Кандинский, написавший эти абстрактные картины.

И тема сегодняшнего урока будет звучать как «Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально - поэтическая символика огня.» (Слайд)

Абстрактная живопись способна передавать самые тонкие душевные переживания. Музыка также способна находить отклик в душе человека.  

Запись в тетрадь: учебник «Искусство» стр. 72. Тема урока. Василий Кандинский (1866 – 1944). Понятие абстракционизма.

- Прочитайте пожалуйста мне его.

(Слайд) Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» пишет, что музыкальный тон имеет доступ к душе человека. «Он тотчас находит в ней отклик, ибо у человека « музыка в душе…художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Излагая свою теорию психологического исследования цвета, Кандинский приводит примеры соответствия красок и музыкальных инструментов, так, например, характеризуя желтую краску как беспокойную, назойливо действующую на душу человека, он сопоставляет её со звуками высокой трубы в работе «Композиция 8»(слайд) .

- Картина «Контрастные звуки» (слайд) - ярчайший, почти хрестоматийный для Кандинского пример, когда автор запечатлел музыку.

Автор использует лишь два инструмента для воплощения диссонирующих нот – форма и цвет. При этом Кандинский двигается от цвета к форме, а не наоборот. В работе явно ощущается преобладание чётких геометрических фигур в ущерб прихотливым пассажам из линий, которые можно встретить в других картинах. Работа удивительным образом сбалансирована и гармонична, что свидетельствует о том, как кропотливо автор продумывал каждый её элемент. Нет более несчастного искусства, чем музыка – ведь явление это временное. Всего мгновение – и звуки навсегда исчезли, оставляя воспоминания и эмоции. «Контрастные цвета» - одно из лучших полотен, попытавшись запечатлеть это неуловимое искусство, а под силу это было лишь Кандинскому.

Картина «Черный аккомпанемент» (слайд) была написана в 1924 году. В ней присутствуют различного рода геометрические фигуры, «наложенные» друг на друга. Работа наполнена необычным сочетанием ярких и броских цветов на черном размытом фоне.

Художник любил играть с воображением зрителя, подбирая самые разные формы изображения и цвета. Таким образом он знакомил общество со своим необычным видением окружающего, что стало настоящей сенсацией среди критиков-эстетов, которые сумели найти некий смысл в его работах.

Кандинский оперирует на сочетание не сочетаемого. В его полотнах можно рассмотреть обилие резких форм и вычурных цветов. Конкретная работа художника не стала одной из популярных картин, однако своего зрителя она нашла в серии полотен, посвященных эстетике геометрии.

- У Кандинского много композиций, в которых он стремился передать свое музыкальное восприятие цвета. Одна из них (слайд) «Сценическая композиция – «Желтый звук» - Премьера состоялась 12 мая 1972 года в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Познакомившись с работами художника-абстракциониста Василия Кандинского, мы увидели, как можно символически, при помощи геометрических знаков и фигур, в смешении теплых с холодными тонами красок, услышать цвет и увидеть звук.

Свойства красок создают эмоциональный настрой произведения. В музыке такое же значение имеет тембр, качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на разных инструментах или исполненные различными голосами.

Очень необычно выражал свою музыкальность выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин. (слайд)

Александр Скрябин обладал цветным слухом. Цветной слух или синопсис – явление, при котором два чувства – зрение и слух – связываются воедино. (запись в тетр.) (слайд)

Исаак Ньютон когда-то уподобил семь разных по высоте звуков – звукоряд – семи цветам радуги, он пытался вывести математический закон, какого «цвета» та или иная нота-звук.

Скрябин отчетливо видел, что между тональностями и цветовыми ощущениями есть органическая связь.

Скрябин впервые решил непосредственно соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму «Прометей» (слайд) (для оркестра, хора, органа и соло фортепиано) ввести партию «светового клавира». Грезя идеей синтеза искусств, Скрябин вводит в партитуру «Прометея» нотную строку, обозначенную итальянским термином «luce», что значит «свет». Тем самым, задолго до создания современной световой аппаратуры, Скрябин предсказал появление никогда не существовавших «световых» инструментов. (слайд) По замыслу композитора такой инструмент должен был пускать в концертный зал особы световые волны, соответствующие акустической природе света и звука.

- Посмотрите на соотношение цветов и тональностей по Скрябину.

«Прометей» в переводе с древнегреческого означает «провидец». Для музыканта Прометей был символом творческого начала, преодолевающего все муки и невероятные страдания на пути к идеалу: от неясной мечты к торжеству созидания, к свободе. Скрябинский «Прометей» не является иллюстрацией античного мифа о герое, похитившем с неба огонь для людей. В нем находит свое выражение не конкретный сюжет древнегреческой поэмы, а обобщенная идея человека-титана, человека-борца. По свидетельству композитора, «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это – активная энергия вселенной, творческий принцип, это – огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». (слайд).

Скрябин мечтал о синтезе музыки и цвета в своем «Прометее». Он хотел зримо воссоздать «образ пламени» - некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.

«Поэма огня» должна была преобразовать весь мир, перестроить всю Вселенную. Композитора уже не устраивало параллельное звучание света и музыки. Необходим синтез музыки, света, слова, танца, жеста, направление взглядов музыканта. Цветовые сочетания не на одном только экране, а пронизывающие весь зал.

Вся музыка и все вообще – фантазировал Скрябин, - должно быть погружено в этот свет, в световые волны, купаться в них.

Для «Поэмы огня» Скрябин выбрал одночастную сонатную форму. Исполнение «Прометея» Скрябин представлял так: в зале до начала музыки полная темнота. Постепенно, как из хаоса, рождаются одновременно звук и цвет. Медленный световой голос движется от фиолетового через синюю часть спектра к красному, затем вновь к фиолетовому. Интенсивность цвета меняется вместе с интенсивностью звучаний. Он то вспыхивает оранжево-красным огнем, то становится зеленоватым, бледно-голубым. В конце «Прометея» Скрябин даёт ослепительный свет – символ перехода из тьмы к свету. Зал погружается в цветовые волны, «купается» в них. Это цветовое, эмоциональное воздействие дополняет те мысли и переживания, которые вызывает музыка.

- Как вы думаете, удалось ли Скрябину при жизни реализовать сою задумку – исполнить симфонию в цвете?

 При жизни Скрябина не удалось реализовать символический световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью. Появились цветоустановки, аппараты цветомузыки, оптический синтезатор звука. Все эти направления искусства воплотились в электронной музыке.

Обучающийся читает миф о Прометее.

Просмотр видеофрагмента исполнения симфонической поэмы «Прометей» Скрябин.

Итоги.

- Что такое абстракционизм?

(Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство – направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.)

- Какие работы Кандинского вы запомнили?

 

- Урок я хочу я закончить словами Александра Скрябина: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом, нужно испытать отчаяние и победить его». Мы сильны и могучи. Стараемся не испытывать отчаяние, и быть оптимистами. Символы нашей жизни: успех, удача и готовность служить людям.

Во время сотворения мира, покрыв новорожденную землю роскошной растительностью и населив её различными живыми существами, Эрос решил, что надо наделить их инстинктами, которые позволили бы им наслаждаться дарованной Богами жизнью и не дать ей угаснуть. Он призвал на помощь двух младших сыновей Япета и попросил их разделить дары

Богов между всеми живыми существами, а также создать высшее существо по имени человек, который стал бы управлять ими. Прометей и Эпимет, естественно, в первую очередь занялись теми, кто уже был создан. Но они раздавали дары с такой щедростью, что на долю человека ничего не осталось. И хотя они не имели ни малейшего понятия, как им выйти из этого затруднения, они все-таки взяли глину и приступили к созданию человека. Они слепили его по образу Богов, попросили Эроса вдохнуть в него жизнь, а Минерву (Афину Палладу) – наделить душой. Человек ожил, встал с земли и стал осматривать свои владения. Справедливо гордясь творением своих рук, Прометей решил преподнести ему самый ценный дар, которого не было ни у кого из живых существ, который смог бы поставить его над ними и приблизил бы к бессмертным Богам. Это был огонь, но огнем могли владеть только Боги. Прометей знал, что они никогда не поделятся этим даром с человеком, а если кто-нибудь сумеет украсть огонь, то ему не будет прощения. Он долго думал, как бы ему раздобыть огонь, и, наконец, решил украсть его или умереть.  

Темной ночью он отправился на Олимп, вошел незамеченным в обиталище богов, схватил горящий факел и, спрятав его на груди, удалился, радуясь, что все прошло удачно. Вернувшись на землю, он передал украденный огонь людям, которые тут же приспособили его для своих нужд и принялись горячо благодарить Прометея, который рисковал жизнью, чтобы добыть для них этот бесценный дар.

Юпитер со своего трона на вершине горы Олимп заметил на земле странный свет. Желая понять, что это такое, он пригляделся и понял, что это огонь. Не в силах сдержать своя гнев, он поклялся подвергнуть Прометея мучительной казни, и все Боги задрожали, услышав эту клятву. Не прошло и минуты, как похититель был схвачен, отнесен на Кавказ и прикован к огромной скале. Сюда стал ежедневно прилетать ненасытный орел, который клевал печень Прометея. Стервятник рвал её своим крепким клювом и когтями, причиняя несчастному неимоверные страдания. Весь день хищная птица рвала печень Прометея, но холодными ночами, пока она спала, печень исцелялась и боль утихала, продлевая тем самым пытку, которой, как знал Прометей, не будет конца. Понимая, что его ждут долгие годы страшных мучений, он иногда горько жаловался на свою судьбу, но одно утешало его – благодарность людей, которые не уставали возносить ему хвалу за огонь, который он приобрел для них такой ужасной ценой. Через несколько сотен лет Геракл, сын Юпитера и Алкимены, пришел к скале, где был прикован Прометей, убил орла, разорвал алмазные цепи и освободил Бога, который так долго страдал.

Вопросы:

  1. Символом чего был герой древнегреческого мифа – Прометей для композитора Скрябина?
  2. Как А.Н. Скрябин хотел организовать пространство, в котором звучит симфония огня?
  3. Как вы думаете, почему наш урок начался со знакомства с творчеством В.В.Кандинского и перешел в неординарную музыку А.Н.Скрябина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цветы мне нежно улыбались". Музыкально - поэтический вечер.

На музыкально - поэтическом вечере учащиеся познакомятся с музыкальными произведениями, легендами, стихами о цветах....

Музыкально-поэтическая символика огня.

Конспект урока по теме "Звучащий свет и зримый звук"Презентация прилагается отдельно....

Звучащий цвет и зримый звук"

Презентация к уроку "Музыкально-поэтическая символика огня" разделена на две части "Звучащий цвет и зримый звук 1 и 2"...

"Музыкально - поэтическая символика огня"

Урок по искусству 8 класс. Обобщение ранее полученных знаний о символике в искусстве....

Открытый урок Музыкально – поэтическая гостиная: «Романса трепетные звуки»

Знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....

Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня".

Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня"....

Звучащий цвет и зримый звук.

Конспект урока в 8 классе по программе музыка Е.Д. Критская...