Звучащий цвет и зримый звук.
план-конспект урока по музыке (8 класс)

Козловская Елена Васильевна

Конспект урока в 8 классе по программе музыка Е.Д. Критская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchashchiy_tsvet_8_kl.docx26.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок 21 в  8 классе

Тема: Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня

Цель:  Создание условий для раскрытия связи музыки и живописи в стиле абстракционизма

Задачи изучения темы:

  • познакомить с истоками цветомузыки, ввести в мир музыкально-живописных образов;
  • заинтересовать личностью и творчеством художника Кандинского В.В. и композитора Скрябина А.Н.  
  • дать возможность глубже понять красоту известных музыкальных произведений через художественное творчество, создавая живописный образ музыкального произведения.

Форма занятия Комбинированный урок-лекция с элементами диалога и практическое, творческое (живопись) осмысление темы.

Оснащение урока

  • Презентация – «Звучащий свет и зримый звук»;
  • Раздаточный материал – кейс, основные положения лекции, определения, миф о Прометее, информационные карточки;
  • Фрагменты видеозаписей с  исполнением симфонической поэмы «Прометей»
  • Живописные материалы – бумага, краски, фломастеры, карандаши.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Ребята входят в класс под симфоническое произведение Скрябина «Прометей», занимают свои места, учитель постепенно убавляет звук, приветствует детей.

- Здравствуйте, ребята! Вы зашли в класс под необычную, непривычную для вас музыку – музыку, которая насыщена неким таинством, светом, огнем, силой, борьбой и необыкновенной энергией. Вы сегодня должны быть под стать этой музыке – тоже энергичными и настроенными на выполнение большой героической задачи.

- Эта задача как раз лежит перед вами на столах. Ознакомьтесь, пожалуйста,  с документом «КЕЙС» (дети знакомятся с содержанием кейса, обсуждают приведенную в тексте ситуацию).

- Давайте попробуем найти ответы на вопросы кейса вместе. Некоторые моменты мы рассмотрим в презентации, что-то вы найдете в информационных карточках, и из всех источников попробуем отыскать истину. Начнем с презентации.

2. Презентация по теме урока. Показ слайдов с картинами Василия Кандинского (учитель беседует с учащимися по слайдам презентации, делают необходимые записи в тетради).

        а) Абстракционизм.

         б) Кандинский:

«Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине». Так считал художник Василий Васильевич Кандинский, русский художник-абстракционист.

Изучая воздействие цвета на человека В. Кандинский описал свойства красок - цвет, тон и интенсивность.

Абстрактная живопись способна передавать самые тонкие душевные переживания. Музыка также способна находить отклик в душе человека. Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» пишет, что музыкальный тон имеет доступ к душе человека. «Он тотчас находит в ней отклик, ибо у человека «музыка в душе…художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

в) Цветоведение:

В. Кандинский – стал основоположником цветоведения.

г) Работы В. Кандинского:

У Кандинского много композиций, в которых он стремился передать свое музыкальное восприятие цвета (Контрастные звуки, Черный аккомпанемент, сценическая композиция – Желтый звук).

Излагая свою теорию психологического исследования цвета, Василий Кандинский приводит примеры соответствия красок и музыкальных инструментов, так, например, характеризуя желтую краску как беспокойную, назойливо действующую на душу человека, он сопоставляет её со звуками высокой трубы.

 Напротив, синий цвет содержит "элемент покоя". При сильном его углублении он "приобретает призвук нечеловеческой печали". Черный цвет "внутренне звучит... как мертвое Ничто после угасания солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежности".

Вывод по первой части урока:

Познакомившись с работами художника-абстракциониста Василия Кандинского, мы увидели, как можно символически, при помощи геометрических знаков и фигур, в смешении теплых с холодными тонами красок, услышать цвет и увидеть звук.

 Продолжение работы со слайдами презентации (учитель рассказывает)

После нескольких лет жизни за рубежом в 1910 году Скрябин возвратился в Россию.

До этого, в начале года, он приезжал на родину с гастролями, и это время осталось в памяти как счастливое, полное радостных впечатлений. Уже в январе 1910 года Скрябин окончательно поселяется в Москве. Он увлечен новым замыслом — симфонической поэмой «Прометей». Композитор планирует завершить ее к весне, но вынужден отложить работу ради концертной поездки по городам Поволжья с оркестром С. Кусевицкого. Напряженная работа продолжается летом на даче под Москвой, а затем осенью, когда композитор, наконец, завершает ее.

Известно, что Скрябин, как и Римский-Корсаков, обладал так называемым «цветным» слухом: тональности воспринимались им окрашенными в определенные тона. Так, например, ре мажор он «видел» ярко желтым, ля мажор — зеленым, ре-бемоль мажор — фиолетовым.

 И световая строка в «Прометее» должна была стать, с одной стороны, воплощением его видения музыкальных тонов, но в то же время передавать и более общий смысл — единения разных искусств во всеобъемлющей «Мистерии», идея которой на протяжении многих лет волновала композитора, но так и осталась неосуществленной. Однако что именно представляла собой световая строка (Luce) партитуры, Скрябин не объяснил. Многие исследователи его творчества безуспешно пытались расшифровать ее.

На московской премьере «Прометей» исполнялся без световой строки, так как, по словам композитора, аппарат для ее воплощения оказался слишком сложным и его не успели сделать. В последний момент Скрябин сделал пометку в партитуре: «Может исполняться без световой строки». 30 марта 1915 года цветовое исполнение состоялось в Нью-Йорке, причем аппаратура для этого готовилась в течение двух лет. Но отсутствие автора привело к произвольной трактовке световых эффектов.

         - А кем является Прометей? Что он сделал для людей? (ребята работают с приложением кейса, отвечают на вопросы учителя)

- Как вы думаете, почему Скрябин так назвал свою поэму – «Прометей»?

Скрябин мечтал о синтезе музыки и цвета в своем «Прометее». Он хотел зримо воссоздать «образ пламени» - некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.

«Поэма огня» должна была преобразовать весь мир, перестроить всю Вселенную.

        - Как Скрябин представлял себе исполнение симфонии «Прометей»?

Исполнение «Прометея» Скрябин представлял так: в зале до начала музыки полная темнота. Постепенно, как из хаоса, рождаются одновременно звук и цвет. Медленный световой голос движется от фиолетового через синюю часть спектра к красному, затем вновь к фиолетовому. Интенсивность цвета меняется вместе с интенсивностью звучаний. Он то вспыхивает оранжево-красным огнем, то становится зеленоватым, бледно-голубым. В конце «Прометея» Скрябин даёт ослепительный свет – символ перехода из тьмы к свету. Зал погружается в цветовые волны, «купается» в них.

        -Как вы думаете, удалось ли Скрябину при жизни реализовать сою задумку – исполнить симфонию в цвете?

        - А сейчас такое исполнение возможно?

        При жизни Скрябина не удалось реализовать символический световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью. Появились цветоустановки, аппараты цветомузыки, оптический синтезатор звука. Все эти направления искусства воплотились в электронной музыке.

        - Познакомимся с современным исполнением симфонии «Прометей»

Просмотр видеофрагмента исполнения симфонической поэмы «Прометей» Скрябина. Финал.

5. Итог урока.

- Что поразило вас сегодня на уроке больше всего?

- А что осталось непонятным?

- Попробуйте найти ответы на свои вопросы дома самостоятельно, а на следующий урок расскажите, нам нашли ответы на эти вопросы или нет.

- Урок я хочу я закончить словами Александра Скрябина: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом, нужно испытать отчаяние и победить его». Вы сильны и могучи. Я желаю вам никогда не сталкиваться с отчаянием, но если это случится – победите его! Всегда оставайтесь оптимистами!

Домашнее задание: повторить понятия

Миф о Прометее

Во время сотворения мира, покрыв новорожденную землю роскошной растительностью и населив её различными живыми существами, Эрос решил, что надо наделить их инстинктами, которые позволили бы им наслаждаться дарованной Богами жизнью и не дать ей угаснуть. Он призвал на помощь двух младших сыновей Япета и попросил их разделить дары Богов между всеми живыми существами, а также создать высшее существо по имени человек, который стал бы управлять ими.

 Прометей и Эпимет, естественно, в первую очередь занялись теми, кто уже был создан. Но они раздавали дары с такой щедростью, что на долю человека ничего не осталось. И хотя они не имели ни малейшего понятия, как им выйти из этого затруднения, они все-таки взяли глину и приступили к созданию человека. Они слепили его по образу Богов, попросили Эроса вдохнуть в него жизнь, а Минерву (Афину Палладу) – наделить душой. Человек ожил, встал с земли и стал осматривать свои владения.

Справедливо гордясь творением своих рук, Прометей решил преподнести человеку самый ценный дар, которого не было ни у кого из живых существ, который смог бы поставить человека над ними и приблизил бы к бессмертным Богам. Это был огонь, но огнем могли владеть только Боги. Прометей знал, что Боги никогда не поделятся этим даром с человеком, а если кто-нибудь сумеет украсть огонь, то ему не будет прощения. Он долго думал, как бы ему раздобыть огонь, и, наконец, решил украсть его или умереть.  

Темной ночью он отправился на Олимп, вошел незамеченным в обиталище богов, схватил горящий факел и, спрятав его на груди, удалился, радуясь, что все прошло удачно. Вернувшись на землю, он передал украденный огонь людям, которые тут же приспособили его для своих нужд и принялись горячо благодарить Прометея, который рисковал жизнью, чтобы добыть для них этот бесценный дар.

Юпитер со своего трона на вершине горы Олимп заметил на земле странный свет. Желая понять, что это такое, он пригляделся и понял, что это огонь. Не в силах сдержать своя гнев, он поклялся подвергнуть Прометея мучительной казни, и все Боги задрожали, услышав эту клятву. Не прошло и минуты, как похититель был схвачен, отнесен на Кавказ и прикован к огромной скале. Сюда стал ежедневно прилетать ненасытный орел, который клевал печень Прометея. Стервятник рвал её своим крепким клювом и когтями, причиняя несчастному неимоверные страдания. Весь день хищная птица рвала печень Прометея, но холодными ночами, пока она спала, печень исцелялась и боль утихала, продлевая тем самым пытку, которой, как знал Прометей, не будет конца. Понимая, что его ждут долгие годы страшных мучений, он иногда горько жаловался на свою судьбу, но одно утешало его – благодарность людей, которые не уставали возносить ему хвалу за огонь, который он приобрел для них такой ужасной ценой.

Через несколько сотен лет Геракл, сын Юпитера и Алкимены, пришел к скале, где был прикован Прометей, убил орла, разорвал алмазные цепи и освободил Бога, который так долго страдал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотографии с урока "Цвет гласных звуков"

p1070376.jpg p1070360.jpg p1070375.jpg p1070381.jpg p1070384.jpg p1070388.jpg risuet_7v.jpg p1070390.jpg otdelnov_rodion_s_rabotoy.jpg ya_s_rabotoy.jpg...

Элективный курс по литературе "Словом, цветом, звуком..."

Интегрированный элективный курс "Словом, цветом, звуком..." построен на основе культурологического анализа романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". В.Г.Белинский назвал роман "Евгений Онегин"  "энцик...

Занятие интегрированного элективного курса "Словом, цветом, звуком..." ("Обед довольно прихотливый" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")

Занятие интегрированного элективного курса посвящено анализу "кулинарных" глав романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

Комплект дидактического материала "Помоги котенку" тема "Буквы и звуки английского алфавита и цвета" для учащихся 2 классов.

Комплект дидактического материала «Помоги котенку»( английский язык)На уроке я создаю игровую форму при помощи игровых заданий «Помоги котенку», которые выступают как средство ...

Звучащий цвет и зримый звук"

Презентация к уроку "Музыкально-поэтическая символика огня" разделена на две части "Звучащий цвет и зримый звук 1 и 2"...

Конспект НОД: «Звуки вокруг. Звучащие игрушки».

1. Учить детей строиться в шеренгу и определять начало и конец ряда. 2. Учить составлять предложения из 2-х слов по совершаемому действию. 3. Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание (вд...