Символика крестово-купального храма
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме

Коваленко Елена Николаевна

Открытый урок по МХК в 10 классе по программе "Искусствоведческие методики в преподавании МХК. Урок подготовлен в соответствии с программой Санкт - Петербургской Академии постдипломного образования по программе "Проектирование современного урока." В ходе урока используются: технология развития критического мышления коммуникаивных умений и навыков, элементы здоровьесберегающей технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК МХК В 10  КЛАССЕ (урок разработан в соответствии с программой «Проектирование современного урока» см. http://spbappo.ru/ )

Тема:  Символика крестово-купольного храма.

Учитель: Коваленко Елена Николаевна

Класс: 10-б

Тип урока: Урок совершенствования, обобщения знаний, навыков, умений (целевое применение усвоенного материала). Урок-исследование.

n/n

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока, на которых технология применяется

1.

Применение ИКТ для показа презентации в PowerPoint  

На протяжении всего урока

2.

Технология развития критического мышления, коммуникативных умений и навыков (мозговой шторм)

На этапе целеполагания и на заключительном этапе (рефлексии)

3.

Элементы здоровьесберегающей технологии

На протяжении всего урока

Цели:

  • Личностные - самовыражение через материал предмета
  • Предметные  - знание основ, понятий, явлений
  • Когнитивные  - изучение способов решения возникших проблем

Материально-техническое обеспечение урока: компьютеры, интерактивная доска, планшеты, интернет-ресурсы, презентация в PowerPoint, программа Paint.

                                                                                

ХОД УРОКА.

Оборудование: компьютеры,  интерактивная доска для работы с презентацией, созданной учителем в PowerPoint, и программой Paint, планшеты для использования учащимися экспертной группы интернет-ресурсов (art conservation, mirasky.h1.ru, ru.wikipedia.org/wiki ).

Ход урока.

1.Организационный момент.

1.1.Этап формулировки целей. Принципы на этапе целеполагания:

-Активность учащихся через мотивацию к изучению темы. Тезис: Мы живем в Армении, где основное население исповедует христианство,( григорианство как ветвь христианства). Учимся в российской школе, по российской программе.

-Самостоятельное целеполагание. Цели:

  • Личностные (самовыражение через материал предмета)
  • Предметные (знание основ, понятий, явлений)
  • Когнитивные (изучение способов решения возникших проблем)

-Фиксация целей урока через виды деятельности учащихся.

2.Основной этап урока.

2.1. Мотивационная коммуникация.

Класс разбивается на 4 группы: 1-ая группа отвечает за космическую символику крестово-купольного храма, 2-ая группа - за топографическую символику, 3-ая группа - за временную символику, 4-ая группа (самые сильные ученики) экспертная.

Предлагается всем группам Мозговой штурм (технология развития критического мышления): в течение 5-10 минут записать (тезисы) все, что знают по теме, фиксация всех идей в графе известной информации. У каждой группы есть лист с вопросами:

Таблица №1

Известная информация

«Белые пятна»

«Корзина»

Экспертам предлагается самостоятельно провести структурный анализ крестово- купольного храма, на примере схемы (приложение, рисунок №1). Символы и их значение записаны на информационном листке.

Геометрические символы.

Точка-символ космогонического процесса (творение мира), его Начало, Центр и Первопричину, Место, откуда все происходит и куда всё возвращается. Сакральная точка в храме - алтарь.

Круг- символ единства, целостности и законченности, бесконечности и вечности, высшего божественного совершенства.

Квадрат – символ земли, порядка, мужского начала, правоты, мудрости, справедливости.

Треугольник - состоит из горизонтали основания, противоположной ему вершины и соединяющих их сторон. Вертикаль высоты символизирует творческое и духовное начало, а горизонталь – пассивность и косность материи. Образ Мировой горы - своеобразная лестница в небо. Треугольник в квадрате - божественное в человеческом, духовное в материальном, небесное в земном.

Крест – сложный и многозначительный символ. Его конфигурация указывает на двойственность, двойную функцию, например, жизнь, процветание и мучение, смерть, а также воскресение через смерть на кресте.

2.2. Актуализация знаний, умений и навыков, имеющихся у учащихся.

В каждой из трёх групп есть теоретики и поисковики, учащимся предлагается самостоятельно распределить обязанности (мотивационный, коммукативный и технологический ресурсы модернизации современного образования). Теоретики сообщают нужную информацию при необходимости, пользуясь учебным материалом, конспектами.

Поисковикам предлагается найти следующие изображения:

1-ая группа – Византийский крестово-купольный храм (ru.wikipedia.org/wiki)

2-ая группа – Крестово-купольный храм Армении (ru.wikipedia.org/wiki)

3-я группа – Церковь Покрова на Нерли,1165г.(art conservation)

2.3.Обсуждение материала.

 Каждая группа кратко делает сообщения. Представитель 1-ой группы рассказывает суть космической символики, объясняя её на примере византийского храма. Примеры: Церковь Святой Ирины в Константинополе 532г., храм Святой Софии в Константинополе. Представители экспертов дополняют ответ, проводят структурный анализ на основе знаковых систем (символы - крест, квадрат, круг, точка.).

Представители 2-ой группы сообщают о топографической символике на примере крестово-купольных храмов Армении. Примеры: Кафедральный собор в Эчмиадзине, Церковь Св. Рипсиме и др. Эксперты дополняют ответ, задают дополнительные вопросы.

Представители 3-ой группы сообщают о временной символике на примере крестово-купольных храмов Древней Руси. Примером служит Церковь Покрова на Нерли,1165г. Ответ можно проиллюстрировать изображением икон или фресками. Эксперты задают вопросы по теме, проводят структурный анализ.

В процессе ответов изображение храмов выводится на интерактивную доску для всеобщего просмотра, всеми учащимися заполняются таблицы №1.

2.4.Создание проблемной ситуации. 

Храмы Армении и храмы Древней Руси, что общего, чем отличаются? Почему цвет храмов символичен для каждой страны? Символика цвета имеет значение? На экран выводится информация о символике цвета.

Символика цвета.

Синий - символ Мировой (божественной) Вертикали, символ неземного, божественного, потустороннего мира, прекращения жизнедеятельности.

Зеленый – цвет божественной тайны, символ женского начала, вечно возобновляющейся жизни.

Лиловый, сиреневый, фиолетовый – символ крайней степени неземного и трансцендентального, промежуточное положение между красным и синим, придаёт ему царственность, с одной стороны, с другой – зловещий оттенок.

Красный – символизирует божественный огонь, жизнь, рождение, воскрешение, любовь, владычество, действенное, мужское начало и силу.

Чёрный – символизирует подземный мир, смерть, хаос, с понятиями «сокровенное» и «тайное».

Белый – цвет Начала, символ абсолютной тишины, абсолютного Ничто-предвестника рождения нового.

Жёлтый, золотой – символ Центра, верховной власти и императора, в христианстве золото – это эманация божественной сути.

Храмы Армении - неразрывность традиций, вечность камня, незыблемость гор. Их каменная молитва вонзается, подобно горным вершинам в небо божественности. Богатый внешний декор и суровый, сдержанный внутренний. Географическое положение Армении на перекрестке торговых путей, постоянная готовность к нападению врагов – церковь как место укрытия от набегов, а не только для спасения души.

Храмы Др. Руси, России – белые нарядные. Белый цвет светоносен («весь белый свет», миф о сотворении мира из белого света), пространство вокруг, его ширь и высь. Лаконичность форм, кубичность основания. Много русских храмов возведено в честь побед русского народа.

Сравнивая типы крестово-купольных храмов Византии, Древней Руси, Армении, мы провели сравнительно-исторический анализ, как метод искусствоведческого анализа и историко-генетическое сравнение в связи с общим происхождением.

2.5. Стадия осмысления

Вопрос на «5». Что может означать полумесяц на кресте православных храмов?

Рассматриваются все версии, даже самые необычные. Эксперты догадались быстрее, нашли информацию в интернете, выяснилось, что это ЦАТА. Цата – символ царской власти, государственный знак Византии.

3.Заключительный этап. Рефлексия.

3.1. Стадия вызова

На интерактивной доске с использованием программы Pаint создаём схему-«грозди», как графический приём оформления материала для его дальнейшего закрепления (прием «Кластеры»).

C:\Users\nikolay\Pictures\гроздь итог работа.png

Это итоговый вариант. Он выполняется совместно с учениками. Учащийся, хорошо владеющий приемами работы в программе Paint, создает схему из круга и трех овалов, определяющих название и основные составляющие темы урока. Учащиеся перечисляют все необходимые термины, которые по ходу записывает ученик. Эта информация распечатывается и раздается всем как памятка. Дополнение схемы предлагается как домашнее задание с обсуждением на следующем уроке.

3.2.Оценивание.

Учащиеся просматривают таблицу №1, отмечают самую интересную, по их мнению, информацию, полученную во время урока. Учащиеся выполняют самооценку, каждая группа оценивает тех, кто лучше, активнее работал и сообщают учителю. Учитель комментирует оценки, при необходимости, выставляя их в журнал.

Фрагменты слайд – презентацииFile:Echmiadzin-hripsime.jpg

File:HagiaSophia.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/99/Etchmiadzin_cathedral.jpg/170px-Etchmiadzin_cathedral.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f3/Hagia_Eirene_Constantinople_2007.jpg/220px-Hagia_Eirene_Constantinople_2007.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/66/Church_of_the_Protection_of_the_Theotokos_on_the_Nerl_08.jpg/130px-Church_of_the_Protection_of_the_Theotokos_on_the_Nerl_08.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Символика крестово-купольного храма Презентация подготовлена учителем ИЗО, МХК и черчения СОШ № 21 МО РФ Коваленко Е. Н.

Слайд 2

Цели урока Личностные - самовыражение через материал предмета Предметные - знание основ, понятий, явлений Когнитивные - изучение способов решения возникших проблем

Слайд 3

Таблица № 1 Известная информация «Белые пятна» «Корзина»

Слайд 4

Анализ структуры крестово-купольного храма

Слайд 5

ТОЧКА

Слайд 6

КРУГ

Слайд 7

КВАДРАТ

Слайд 8

ТРЕУГОЛЬНИК

Слайд 9

КРЕСТ

Слайд 10

Храмы

Слайд 12

Интернет ресурсы http:// jupiters.narod.ru/history11.htm http:// mmedia.nsu.ru/culture/DATA/obj4164/BIG_VIEW_2.htm http:// dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/476522 http:// soraka.ru/kupola.html http:// www.zagraevsky.com/classification.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2434/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0

Слайд 13

http:// melhisedek.ru/filosofia-i-mudrost/metafizika/394-religiia-ili-utrachennie-znaniia http:// www.edu54.ru/node/55471 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BF%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B5#mediaviewer/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:S._Hripsime_exterior.JPG

Слайд 14

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%87%D0%BC%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80#mediaviewer/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ejmiadzin_Cathedral2.jpg

Слайд 15

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8#mediaviewer/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Church_of_the_Protection_of_the_Theotokos_on_the_Nerl_08.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...

Основные аспекты методики организации экскурсии «От храма к храму».

В основу подготовки экскурсии  положены педагогические  принципы: взаимосвязь обучения и воспитания,  последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность ...