Рабочая программа по МХК 10 класс
рабочая программа (мировая художественная культура, 10 класс) по теме

Мартьянова Ольга Викторовна

Рабочая программа по мировой художественной культуре базового уровня для 10 класса составлена на основе авторской программы и УМК Г.И.Даниловой. Разработано годовое развернутое календарно-тематическое планирование на 34 часа  в соответствии с положением о рабочей программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_-_mkhk_10_klass.docx73.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Калитинская средняя общеобразовательная школа

Волосовского района Ленинградской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________ Можаева Т.К.

Протокол № _1__

«_26_»____08___2013 г.

«Согласовано»

Зам. директора школы по УВР МОУ «Калитинская СОШ»

__________ Мартьянова О.В.  

«30»_____08_____2013 г.

«Утверждено»

и.о. директора

МОУ «Калитинская СОШ»

 ____________   Пеххо Е. Б.  

Приказ № 199 от «02»_____09___2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по искусству (мировая художественная культура)

10 класс  базовый уровень

                                            учитель технологии

                                                               1 квалификационной категории

                                          Мартьянова О.В.

2013 - 2014  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Статус документа

     Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования  по мировой художественной культуре, программы общеобразовательных учреждений предмета МХК под редакцией Г.И.Даниловой, учебного плана  МОУ «Калитинской СОШ».

           Данная  рабочая программа рассчитана на изучение курса МХК в 10   классе универсального профиля МОУ «Калитинской СОШ»  в течение 34 часов учебного времени. Минимальное  количество учебных часов в неделю – 1.        

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет  учебные  часы  по разделам курса и определяет  последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,  определяет минимальный набор практических задач, выполняемых учащимися.

 .

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
  2. Базисный учебный план.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  5. Конвенция о правах ребенка.

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическаяфункция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующаяфункция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения;  календарно-тематическое планирование.

Цель программы:

     Воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала личности, осознание нравственных ценностей и идеалов.

Задачи реализации:

  • освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве, многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве, создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе, дальнейшее освоение широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур;
  •  овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства,
  • воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства;
  •  развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления.

 Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстративным материалом, демонстрируемым с помощью мультимедийных средств.
  2. Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о музыке, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
  3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, аудио- и видеоматериалов.

Организация сопровождения учащихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;
  2. исключение психотравмирующих факторов;
  3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
  4. развитие положительной мотивации к освоению  программы;
  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Типы урока

  1. Урок усвоения нового материала.
  2. Повторительно-обобщающий урок.
  3. Урок закрепления изученного материала.
  4. Урок обобщающего контроля
  5. Комбинированный урок

Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.
  2. Коллективная:
  3. фронтальная;
  4. парная;
  5. групповая.

Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся). Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и  дифференцированному подходам.

          В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Разноуровневое обучение;
  • Обучение в сотрудничестве (групповая работа);
  • Здоровьесберегающие технологии.

Интеграция традиционной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.

Формы учебных занятий

  1. Игры;
  2. Мини – лекции;
  3. Диалоги и беседы;

Виды деятельности учащихся

  1. Устные сообщения;
  2. Обсуждения;
  3. Работа с источниками;
  4. Доклады;
  5. Защита презентаций;
  6. Творческая работа;
  7. Викторина;
  8. Рефлексия.

 Общая характеристика учебного предмета

Данная программа разработана в соответствии  учебным планом образовательного учреждения   в рамках интегрированного учебного курса “Мировая художественная культура». Подача  учебного материала предоставляется  по темам согласно тематическому плану.

Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 10 классе, является предоставленная в нем широкая панорама развития истории мировой художественной культуры. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее полученные знания, умения и навыки, а главное выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении его развития. Кроме того такой путь изучения курса позволит учащимся выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.

         Особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непереходящих ценностей мировой культуры.

     Межпредметные и внутрипредметные связи

Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

     Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне в 10 классе из расчета 1 учебный час в неделю.

В курс 10класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Предметными результатами занятий по курсу «МХК» являются:

- формирование основ эстетических потребностей;

- развитие толерантных отношений к миру;

- актуализация способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;

-развитие навыков оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры;

-организация личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Виды контроля

  1. вводный;
  2. промежуточный;
  3. текущий;
  4. тематический;
  5. итоговый.

Методы контроля

  1. письменный;
  2. устный.

Формы контроля

  1. тесты;
  2. зачеты;
  3. устный опрос;
  4. самостоятельные работы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  • область творчества;
  • степень творчества;
  • уровень самостоятельности;
  • степень оригинальности;
  • степень отличия от своих предыдущих работ.

 

Результаты освоения курса «МХК»

 

Программа 10 класса, учитывая возрастные особенности восприятия искусства школьниками, знакомит с видами искусства. Дополняя древнегреческую классификацию искусств (музы) современными видами искусства, в 10 классе необходимо обобщить и конкретизировать представления учеников о своеобразии языка каждого искусства и дать понятие об основных эстетических категориях (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое).

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, сопоставлять и распознавать.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  - 34 часа

 

   Содержание 10 класса  раскрывается в следующих разделах:

- Художественная культура древнейших цивилизаций – 5 часов;

- Художественная культура античности – 6 часов;

- Художественная культура Средневековья – 8 часов;

- Средневековая культура Востока – 4 часа;

- Художественная культура Возрождения – 11 часов.

«Художественная культура древнейших цивилизаций» - 5 часов.

Изучение древних образов и символов, живописи Альтамиры, символики геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Особенности художественной культуры междуречья. Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки.

В результате изучения темы обучающиеся должны

Знать:

  • О роли мифа в культуре;
  • О связи архитектуры с религиозными требованиями и представлениями человека;
  • О роли и значении пирамид в древнеегипетской цивилизации;
  • Основные направления развития художественной культуры Междуречья;
  • Способы отражения мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах.

Уметь:

  • Определять  архитектурные ансамбли Вавилона;
  • Описывать основные приметы Вечной жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта;
  • Находить отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах;
  • Вести поиск информации в области искусства из различных источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • попыток самостоятельного художественного творчества;
  • выражения своих личных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на занятиях, эссе, рецензий.

Форма контроля: устный опрос, тест.

 

«Художественная культура античности» - 6 часов

Изучать значение художественной культуры Древней Греции, архитектурные символы римского величия, особенности театрализованного действия в искусстве Античности.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать/понимать:

  • Ансамбль афинского Акрополя;
  • Символы римского величия – Пантеон и Колизей;
  • Основные особенности музыкального искусства Античности;
  • Знать характерные особенности и основные этапы развития художественной культуры античности.

уметь:

  • Узнавать изученные художественные произведения и соотносить их с определенной эпохой;
  • Определять  архитектурные ансамбли греческой цивилизации;
  • Описывать основные особенности греческого театра;
  • Находить отражение реальной жизни римлян в театрализованных действах;
  • Вести поиск информации в области искусства из различных источников;
  •  Сравнивать художественные стили и пользоваться искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения.

использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • попыток самостоятельного художественного творчества;
  • выражения своих личных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на занятиях, эссе, рецензий.

Форма контроля: устный опрос, презентация, тест.

  

«Художественная культура Средневековья» - 8 часов.

Знакомиться со значением культуры Византийской империи.    Изучать архитектурный облик, изобразительное искусство и музыкальные традиции древнерусских городов. Иметь представление о шедеврах архитектуры, изобразительного и театрального искусства и  западно-европейского Средневековья.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать/понимать:

  • Особенности развития Византийской империи;
  • Внешний облик и внутренне убранство собора Святой Софии в Киеве;
  • Основные особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры;
  • Характерные особенности новгородской школы живописи;
  • Шедевры архитектуры и скульптуры романского стиля и голики в Средневековой Европе.

уметь:

  • узнавать изученные художественные произведения и соотносить их с определенной эпохой;
  • Определять  архитектурные ансамбли Древней Руси;
  • Описывать основные особенности западноевропейского театра;
  • Находить отражение в театральных постановках средневековой Европы реальной и вымышленной жизни;
  • Вести поиск информации в области искусства из различных источников;
  •  Сравнивать художественные стили и пользоваться искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения.

использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • попыток самостоятельного художественного творчества;
  • выражения своих личных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на занятиях, эссе, рецензий.

Форма контроля: устный опрос, презентация, тест.

 

«Средневековая культура Востока» - 4 часа.

Познакомиться с отражением религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре Востока. Изучать значение и уникальный характер китайской художественной культуры, своеобразное и неповторимое искусство Японии, исторические корни и значение искусства ислама.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать/понимать:

  • Основные шедевры индийского зодчества;
  • Внешний облик и внутренне убранство типичных архитектурных сооружений Китая;
  • Основные особенности изобразительного и музыкального искусства Индии;
  • Характерные особенности китайской и японской техники выполнения живописных произведений;
  • Шедевры исламской архитектуры.

уметь:

  • Узнавать изученные художественные произведения и соотносить их с определенной страной;
  • Определять  архитектурные ансамбли Индии, Китая, Японии, Арабского Востока;
  • Описывать основные особенности китайского и японского театра;
  • Находить отражение реальной и вымышленной жизни в произведениях изобразительного искусства Японии;
  • Вести поиск информации в области искусства из различных источников;
  •  Сравнивать художественные стили и пользоваться искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения.

использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • попыток самостоятельного художественного творчества;
  • выражения своих личных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на занятиях, эссе, рецензий;
  • работать с ИКТ в мини-группах;
  • вести поиск информации в области искусства из различных источников.

Форма контроля: устный опрос, презентация, тест.

 

«Художественная культура Возрождения» - 11 часов.

Познакомиться с идеалами гуманизма в искусстве итальянского Возрождения. Изучать воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре, скульптуре и живописи. Иметь представление о жизни и творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, художников Нидерландов и Германии.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать/понимать:

  • Особенности развития родины итальянского Возрождения - Флоренции;
  • Внешний облик и внутренне убранство собора Санта-Мария дель Фьоре;
  • Основные особенности творений выдающихся мастеров Проторенессанса;
  • Характерные особенности экспериментальных поисков в изобразительном искусстве раннего Возрождения;
  • Шедевры изобразительного искусства  нидерландских и немецких мастеров.

уметь:

  • Узнавать изученные художественные произведения и соотносить их с определенной эпохой;
  • Определять  архитектурные ансамбли  Брунеллески;
  • Описывать основные особенности итальянской комедии дель арте;
  • Находить отражение в  постановках театра Шекспира мира человеческих чувств и сильных страстей;
  • Вести поиск информации в области искусства из различных источников;
  •  Сравнивать художественные стили и пользоваться искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения.
  • определять шедевры мирового искусства, созданные в эпоху Возрождения.

использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • попыток самостоятельного художественного творчества;
  • выражения своих личных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на занятиях, эссе, рецензий;
  • работать с ИКТ в мини-группах;
  • вести поиск информации в области искусства из различных источников.

Форма контроля: устный опрос, презентация, тест.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п\п

Наименование  разделов, тем

Кол-во

часов

Количество проверочных работ

1

Художественная культура древнейших цивилизаций

 

5 ч.

2

2

Художественная культура античности

 

6 ч.

2

3

 Художественная культура Средневековья

8 ч.

3

4

Средневековая культура Востока

4 ч.

1

5

Художественная культура Возрождения

11 ч.

4

 

Итого:

34 часа

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения  ученик должен:

знать/понимать:

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства;
  • ценность художественного образования как средства развития культуры личности.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
  • самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества;
  • работы с ИКТ в мини-группах;
  • поиска информации в области искусства из различных источников.

 

  

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

Литература для учителя

  • Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
  • Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
  • Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 1987;
  • Разумовская, О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины,                     кроссворды/ О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с. – (Методика).
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических университетов и институтов повышения квалификации. – М., Народное образование, 1998. – с. 34-28.
  • Современный урок: Мировая художественная культура: Методические рекомендации в помощь уителю/под ред. Л.М.Ванюшкиной. СПб.: КАРО,2009.

 

Литература для обучающихся

  • Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
  • Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVIIвека.10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М. ,Дрофа, 2007.
  • Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
  • Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.

 

Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы

 

1.Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic/edu.ru 

2.Музыкальная коллекция http://music.edu.ru 

3.Архитектура России http://www.archi.ru 

4. «Культура России» http://www.russianculture.ru 

5. Музеи России http://www.museum.ru 

6.Antiqua- энциклопедия древнегреческой и римской мифологии http://www.greekroman.ru 

7.Archi-tec.ru– история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура http://www.archi-tec.ru 

8. ARHTYX.ru.  Всеобщая история искусств.http://www.artyx.ru

9. Belcanto.Ru– в мире оперы.http://www.belcanto.ru

10. Классическая музыка http://www.classic-music.ru 

11. Мировое искусство http://www.world.art 

12.Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению http://e-project.ru/mos/ 

13. Виртуальная картинная галерея Александра Петрова.http://petrov-gallery.narod.ru

14. Виртуальный каталог икон.http://www.wco.ru/icons/

15. Виртуальный музей живописи http://www.museum-online.ru 

16. Виртуальный музей Лувр.http://louvre.historic.ru

17. Государственный Русский музей.http://www.rusmuseum.ru

18. Государственная Третьяковская галерея.http://www.tretyakov.ru

19. Государственный Эрмитаж. http://www.hermitagemuseum.org20 .

20. Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложение к учебнику по МХК.http://www.mhk.spb.ru

21. Замки Европыhttp://www/castles.narod.ru

22. Импрессионизм http://.impressionism.ru 

23. История изобразительного искусства.http://www.arthistory.ru/

24. Московский Кремль:виртуальная экскурсия.http://www.moscowkremlin.ru

25. Музеи Московского Кремля.http://www.kremlin.museum.ru

26.Народы и религии мира.http://www.cbook.ru/peoples/

27. Репин Илья Ефимович.http://www.ilyarepin.org.ru

28. Российская история в зеркале изобразительного искусства.http://www.sgu.ru/rus_hist/

29. Современная мировая живопись.http://www.wm-painting.ru

30. Энциклопедия Санкт-Петербурга.http://www.encspb.r

31. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 

   Оборудование и приборы

  1. Комрпьютер
  2. Экран
  3. Колонки

4. м/м проектор

 

Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Мировая художественная культура»

для 10 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год

   

п/п

 

Тема урока

 

 

Кол-во часов

Тип урока

 

Элементы содержания

 

 

Внутрипредметные и межпредмет-ные связи

Планируемый результат

Виды и формы контроля

 

 

Сроки

проведения

Домашнее задание

План

Факт

1

Первые художники Земли

1

Урок усвоения нового материала.

 

Значение и периодизация первобытной культуры.  Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о реализме в искусстве.

История:

исторические эпохи развития человечества

ИЗО:

рисунки в пещерах.

Знать особенности первобытного искусства; основные виды и жанры.

Уметь узнавать изученные произведения

Входной.

Устный опрос (ответы на вопросы).

 

 

Стр.8-15, вопр.1-4 на стр.18

2

Архитектура

страны фараонов

1

Урок закрепления изученного материала.

 

Мировое значение египетской цивилизации. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина – выдающиеся памятники мирового зодчества, одно из семи чудес света.

История:

этапы развития Древнего Египта.

 

 

Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта;

Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры Древнего Египта

Текущий. Фронтальный опрос.

 

 

Стр.20-27, вопр. 1-2

3

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

1

комбиниро-ванный урок

Скульптурные памятники Египта, их ритуальное назначение и связь с культом умерших. Сфинкс – знаменитый страж пирамид в долине Гиза. Картины музыкальной жизни в настенных рисунках и поэтических произведениях.

ИЗО:

каноны изобразительного искусства Древнего Египта.

Знать понятие «канон»; особенности изобразительного искусства Древнего Египта.

Уметь узнавать изученные шедевры изобразительного искусства Древнего Египта

Тематический. Устный опрос.

 

 

Стр.28-40, вопр.1

4

Художественная культура Междуречья

1

комбиниро-ванный урок

 

Значение и важнейшие достижения художественной культуры Древней Передней Азии. Возникновение письменности: от пиктографии к клинописи шумеров. Рельефы с изображением батальных сцен. Картинымузыкальнойжизни в изобразительномискусстве и поэтическихпроизведениях.

История:

изобретения и научные открытия Междуречья

Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии.

Уметь узнавать изученные произведения

Входной.

Устный опрос.

 

 

Стр. 41-50, вопр.1-4

5

Искусство доколумбовой Америки

1

Урок усвоения нового материала.

 

Значение художественной культуры народов Центральной и Южной Америки, её оригинальный и самобытный характер. Утверждение могущества и величия священного божества, культ предков, прославление военных побед, правителей и верховной знати – главные темы искусства.

История:

Своебразие исторических цивилизации Американского континента

Знать достижения цивилизаций  ацтеков и майя, их вклад в развитие мировой культуры.

Уметь узнавать изученные произведения  

Текущий. Групповой опрос.

 

 

Стр.52-60, вопр.1

6

Эгейское искусство

1

комбиниро-ванный урок

 

Истоки крито – микенской культуры и её значение. Эгейское искусство – «прекрасная прелюдия» греческой художественной  культуры. Архитектура, изобразительное искусство.

История:

загадочная цивилизация острова Крит

Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства крито-мекенской культуры

Текущий. Групповой опрос.

Презентации.

 

 

Стр.64-68, вопр.2-4

7

Золотой век Афин

1

комбиниро-ванный урок

 

Всемирно – историческое значение художественной культуры Древней Греции. Афины – центр греческой цивилизации, крупнейший политический и культурный центр Эллады.

История:

Легенды и мифы Древней Греции

Литература:

М.А.Волошин «Афины»

Знать значение художественной культуры Древней Греции; архитектурные сооружения Афин.

Уметь узнавать изученные произведения

Текущий. Групповой опрос.

 

 

 

Стр.69-76, вопр.1-3

8

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады

1

комбиниро-ванный урок

 

Куросы и коры периода архаики. Скульптурные фигуры «архаических Аполлонов» как воплощение мужского идеала красоты, молодости и здоровья. Искусство вазописи. Развитие понятия о «геометрическом» стиле. Чернофигурная и краснофигурная вазопись, техника нанесения рисунка, наиболее популярные сюжеты.

ИЗО:

греческая живопись

Литература:

Н.С.Гумилев «В час моего ночного бреда»

 

Знать значение художественной культуры Древней Греции; скульптурные работы древнегреческих мастеров.

Уметь узнавать изученные произведения

Текущий. Групповой опрос.

Презентации.

 

 

Стр.77-84, вопр.2

9

Архитектура императорского Рима

 

1

Урок усвоения нового материала.

 

Значение древнеримской художественной культуры, её периодизация. Архитектура как отражение величия Древнего Рима. Форум – молчаливый свидетель былого великолепия «вечного города» Рима, центр деловой и общественной жизни.

Литература:

П.А.Вяземский «Рим»

Дю Белле «Римские древности»

Знать архитектурные сооружения Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения

Тематический. Устный опрос.

 

 

Стр.86-93, вопр.2,4

10

Изобразительное искусство Римской империи

1

комбиниро-ванный урок

 

Изобразительное искусство этрусков. Изделия из керамики, мастерство и тщательность их отделки. Техника ювелирного искусства. Римский скульптурный портрет – одно из главных завоеваний римской художественной культуры.

История:

древняя цивилизация этрусков

Текущий.

Устный.

 

 

Стр.95-102, вопр.1-2

11

Театральное и музыкальное искусство античности

1

Урок обобщающего контроля

 

Рождение греческого театра. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Театральные представления, пантомимы, цирковые зрелища. Музыкальная культура Древней Греции. Особое значение музыки в жизни общества. Музыка как важнейшее средство воспитания и воздействия на нравственный мир человека.

Литература:

трагедии Эсхилы

Музыка:

достижения музыкальной культуры Древней Греции

Знать имена великих трагиков и комедиографов греческого театра.

Текущий. Групповой

 

 

Стр.103-109, вопр.1,3-4

12

Мир  византийской культуры

1

комбиниро-ванный урок

 

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Византийский стиль архитектуры, сочетание элементов античного и восточного зодчества. Искусство иконописи. Музыка Византии

История:

могущество Византийской империи

Литература:

М.А.Волошин «Владимирская Богоматерь»

Знать достижения византийской архитектуры;

Уметь узнавать изученные произведения

Текущий. Групповой

 

 

Стр.112-121, вопр.1-2

13

Архитектурный облик Древней Руси

1

комбиниро-ванный урок

 

Основные черты древнерусского зодчества. Высокий уровень строительной техники, оригинальность решения архитектурных задач, простота и благородство форм, богатство внутренней отделки.

Литература:

В.А.Рождественский «Зодчество», «Новгородская София», Д.Б.Кедрин «Зодчие»

 

Знать архитектурные памятники древнерусского государства, Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Московского княжества.Уметь узнавать изученные произведения

Текущий.

устный опрос

презентации

 

 

Стр.123-135, вопр.1

14

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

1

комбиниро-ванный урок

 

Следование византийскому канону, выработка собственного стиля. Мозаичное изображение Богоматери Оранты. Фресковые росписи Софийского собора, их религиозное и светское содержание.

ИЗО:

монументальность древнерусского искусства

Литература:

Н.И.Рыленков «Изограф Феофан Грек»

Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси; имена великих художников Древней Руси. Уметь узнавать изученные произведения

Текущий.

устный опрос

 

 

 

Стр.138-149

15

Архитектура западноевропейского Средневековья

1

комбиниро-ванный урок

 

Жизнь средневекового города. Возрождение античных архитектурных традиций, создание романского  стиля зодчества. Эстетика готики. Готические соборы – центр общественной и духовной жизни средневекового города Феодальные замки: суровые и надёжные крепости, средоточие средневековой культуры.

Литература:

Т. Готье «В погоне за стихом»,                О.Э. Мандельштам «Реймс и Кёльн»

Знать основные стили архитектуры западноевропейского Средневековья;  шедевры архитектуры.

Уметь узнавать изученные произведения

 Входной

Устный

 

 

 

Стр.152-159, вопр.1-2

16

Изобразительное искусство Средних веков.

1

комбиниро-ванный урок

 

Условный характер изобразительного искусства, его зависимость от церковного влияния. Скульптура готики, её теснейшая связь с архитектурой. Преобладание религиозной тематики, обращенность к духовному миру средневекового человека.

Литература:

Э.М.Рильке «Портал»

Знать особенности скульптуры романского и готического стиля

Уметь узнавать изученные произведения

Текущий.

 Устный

 

 

Стр.162-166

17

Искусство витража

1

комбиниро-ванный урок

 

Техника витражной живописи, её основное назначение.

История:

внутреннее убранство католических храмов

Текущий.

Устный презентации

 

 

Стр.166-167, творческая мастерская

18

Театральное искусство. Музыка Средних веков.

1

комбиниро-ванный урок

Литургическая драма, её возникновение и популярность в средние века. Популярные сюжеты. Комическая игра актёров, праздники «дураков» и «ослов», представления на площадях, соти – комические эпизоды и сценки. Достижения музыкальной культуры. Высокая духовность и аскетический характер средневековой музыки. Музыкально – поэтическое творчество бродячих музыкантов.

Литература:

Средневековый фарс «О чане». Музыка:

григорианские хоралы и лирические баллады Средневековья

Знать особенности театрального искусства Средних веков и достижения музыкальной культуры

Уметь узнавать изученные произведения

Текущий.

Устный

 

 

Стр.169-179, вопр.1-2

19

Контрольная работа по теме «Культура Древних цивилизаций и Средневековья»

1

Урок проверки знаний

Тестовая контрольная работа

Знать особенности культуры древних цивилизаций и Средневековья. Уметь работать с тестовым материалом.

Обобщающий контроль

 

 

20

Индия-«Страна чудес»

1

комбиниро-ванный урок

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре Востока. Роль и значение музыки в жизни индий-ского общества. Возникновение и развитие музыкальной культуры.

История:

Индия – колыбель древних цивилизаций

Знать основную терминологию, связанную с ХК Индии

Уметь узнавать изученные произведения

Текущий.

Устный

 

 

Стр.182-193

21

Художественная культура Китая

1

комбиниро-ванный урок

Великая китайская стена. Храм Неба – эмблема Китая. Дворцовый ансамбль в Запретном городе. Космологизм–основа китайской культуры. Особенности китайской скульптуры. Погребальный комплекс в провинции Шаньси. Личное войско императора, реализм и экспрессия, разнообразие движений и поз.

Литература:

Ли Бо «Храм на вершине горы», К.Д. Бальмонт «Великое Ничто».

Знать особенности   архитектурных сооружений Китая

Знать характерные  особенности китайской живописи.

Уметь узнавать китайский стиль в архитектуре.

Текущий.

Устный

 

 

Стр.195-200, вопр.1

22

Искусство Страны Восходящего солнца (Япония)

1

комбиниро-ванный урок

Своеобразие искусства Страны восходящего солнца. Шедевры японской архитектуры. Особая типология сада. Канонизированная компоновка растений. Мастера японской гравюры. Разнообразие тем и сюжетов. Скульптура нэцкэ, её традиционное назначение.

Литература:

Доген «Цветы-весной»

Знать основные архитектурные памятники Японии. Особенности садово-паркового искусства

Уметь узнавать изученные произведения

Текущий.

Устный

 

 

Стр.206-214, вопр.1, творческая мастерская

23

Художественная культура ислама

1

комбиниро-ванный урок

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры исламской архитектуры. Изобразительное искусство ислама и его основные виды. Литература Арабского Востока. Любовная лирика народов Востока и её непреходящее мировое значение.

История:

исторические корни ислама

Литература:

рубаи Омара Хайяма

Знать особенности архитектуры и живописи ислама

Текущий.

Устный

 

 

Стр.216-225, вопр.1, творческая мастерская

24

Флоренция-«колыбель» итальянского Возрождения

1

комбиниро-ванный урок

Использование им традиций античной архитектуры и достижений Брунеллески, выработка собственного стиля.

История:

великие личности эпохи Возрождения

Знать отличительные черты эпохи возрождения, ее идеалы.

Уметь узнавать изученные произведения

Текущий.

Устный.

 

 

Стр.232-245, вопр.1

25

Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения

1

Комбиниро-ванный

урок.

 

Выдающиеся мастера Проторенессанса. Художественное переосмысление христианской истории, светское начало, внимание к исторической тематике, портретному, бытовому и пейзажному жанрам.

ИЗО:

Следование природе в произведениях Джотто

Знать отличительные черты эпохи возрождения, ее идеалы.

Уметь узнавать изученные произведения

Входной.   Устный

 

 

Стр.246-260

26

Золотой век» Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи

1

Комбиниро-ванный

урок.

 

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника

ИЗО: теоретики в области живописи и архитектуры

Знать основные вехи биографии великих художников, их творческую и общественную деятельность. Вклад в мировую культуру.

Уметь узнавать изученные произведения

Текущий. Устный

 

 

Стр.264-267, вопр.3 на стр.277

27

Бунтующий гений Микеланджело.

1

Комбиниро-ванный

урок.

 

Судьба Микеланджело  и основные этапы его творческой биографии. Скульптурные и живописные шедевры художника.

Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти

Литература:

Сонеты Микеланджело

Знать основные вехи биографии великих художников, их творческую и общественную деятельность. Вклад в мировую культуру.

Уметь узнавать изученные произведения

Текущий. Групповой.

Стр.267-272, вопр.4 на стр.277

28

Рафаэль – «первый среди великих»

1

Комбиниро-ванный

урок.

 

Биография и творчество А.Ф.Боттичелли. картина «Благовещение», «Пьета», портретные работы. Судьба художника,  основные этапы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника

История:

Чинквеченто – период ярких взлетов и трагических падений в жизни Италии 

ИЗО: титаны Возрождения

Знать основные вехи биографии великих художников, их творческую и общественную деятельность. Вклад в мировую культуру.

Уметь узнавать изученные произведения

Текущий. Групповой.

Стр.272-277, вопр.1,5

29

Возрождение в Венеции.

1

Комбиниро-ванный

урок.

 

Творчество Джорджоне. Мечты о красоте и счастье, о безмятежной жизни человека на лоне природы, гармония чувств и поступков человека.

Литература:

П.А. Вяземский «Фотография Венеции»

Знать основных представителей венецианской школы живописи (Джорджоне, Тициан, Веронезе)

Уметь узнавать изученные произведения

Тематический. Групповой

 

 

Стр.278-283

30

Художественный мир Тициана.

1

Комбиниро-ванный

урок.

 

Творчество Тициана. Судьба художника и основные вехи его творческой биографии.

ИЗО:

Колористический талант художника

Уметь узнавать изученные произведения

Итоговый. Групповой

 

 

Стр.283-292, вопр.3 на стр. 293

31

Северное Возрождение.

1

Комбиниро-ванный

урок.

 

Якобо Тинторетто.  Мастерство в создании монументально – декоративных композиций. Яркий реализм, интерес к изображению простых людей из народа, экспрессивность образов и глубина психологического проникновения во внутренний мир человека.

История:

ренессанс в архитектуре Северной Европе

 

Знать своеобразие архитектуры стран Северного Возрождения.

Уметь узнавать изученные произведения

Текущий.

Устный.

 

 

Стр.294-297, 307-310

32

Мастерство в искусстве портрета.

 1

Комбиниро-ванный

урок.

 

Художественные достижения нидерландских и немецких мастеров. Братья Ван Эйки – основоположники нидерландской школы живописи, усовершенствование технологии масляной живописи.

ИЗО:

основоположники нидерландской школы живописи

Знать основных представителей живописи Северного Возрождения (Братья ванн Эйки, Босх, Брейгель, Дюрер)

Уметь узнавать изученные произведения

Текущий.

Устный.

 

 

Стр.297-300, вопр.5

33

Музыка и театр эпохи Возрождения.

 1

Комбиниро-ванный

урок.

 

Роль музыки в нравственном воспитании общества. Гармонический склад музыки Ренессанса. Ведущее положение духовной музыки церковного богослужения. История возникновения комедии дель арте и значение для дальнейшего развития её сценических традиций. Демократический  характер итальянского театра масок

Музыка:

формула музыкальных интервалов, начало профессионального композиторского творчества

История:

рождение комедии дель арте, театральные постановки Шекспира

Знать основные жанры музыкальной культуры Возрождения, наиболее популярные музыкальные инструменты эпохи Возрождения.

Уметь узнавать изученные произведения

Текущий. Групповой.

 

 

Стр.317-324, вопр.3

34

Обобщающий урок по теме «Возрождение»

 1

 

Урок обобщающего контроля

 

.Защита творческих проектов обучающимися на выбранную тему.

Выступление обучающихся, ответы на вопросы

Логически верно выстроенный ответ. Обоснованные выводы по теме. Теоретические положения подкреплены фактами.

Итоговый. Групповой

 

 

 

 

Перечень самостоятельных творческих работ (проектов) обучающихся 10 класса:

  • Тайны Кносского дворца
  • Греческая ордерная система
  • Прогулка по Афинскому Акрополю
  • Греческое искусство вазописи
  • Выдающиеся скульпторы Древней Эллады
  • Шедевры римской архитектуры
  • Инженерные достижения римских архитекторов
  • Искусство мозаики
  • Фресковая роспись православных храмов
  • Собор Софии Киевской
  • Соборы Московского Кремля
  • Деревянное зодчество Руси
  • Лик Богоматери на православных иконах
  • Святые образы Иисуса Христа
  • Иконописец Феофан Грек
  • Творчество Андрея Рублева
  • Готические соборы Европы
  • Пагоды – мемориальные башни Китая
  • Мавзолей Тадж – Махал
  • Искусство арабески
  • Загадки «Джоконды»
  • Скульптурные шедевры Микеланджело
  • Мадонны Рафаэля


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...