Проповедь как форма работы по развитию духовно-нравственного воспитания учащихся.
статья на тему

Мельникова Елена Степановна

Форма проповеди в работе с подрастающим поколением употребляется нечасто. Но эту форму не нужно бояться использовать, ведь она может преподноситься в разной форме, быть интересной и нести главное свое предназначение – выражение и распространение знаний, идей, истин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл propoved_kak_forma_raboty_s_uchashchimisya.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проповедь как форма работы по развитию духовно-нравственного воспитания учащихся.

Форма проповеди употребляется нечасто. Учитывая, что каждое её слово является солью Истины, она растворяется в сердце каждого человека, затрагивая струны его души и способствует становлению гармоничного видения мира. Излишество слов в проповеди ведёт к пороку празднословия, ведь слово, как колокол, должно звучать либо порождая ликование от пробуждения от духовной спячки, либо возвещая об  опасности утратить человеческий образ, созданный по подобию Божьему.

    Проповедь позволяет утихомирить страсти, дать внутреннюю душевную свободу. Задача учителя в этот момент сделать всё, чтобы поставить себя в условия одинаковой близости ко всем ученикам и всех их одинаково близко поставить к себе. Проповедь аскетична в своих проявлениях, лишена театральности,  помпезности и фарса. Певец за 6 часов до выступления своего не употребляет пищи, чтобы голос был лёгким. Проповедь утешает, назидает, ограждает от зла, показывает преобладающую роль духовных интересов,  давая понять ученикам, в чём смысл бытия.

     Особая роль учителя, как проповедника, заключается в словах: или не учи, или нравами учи, иначе словами будешь призывать, а делами отгонять, писал св. Иоанн Дамаскин. В таких случаях проповедь становится пустым звуком и тщетным искусством. В проповеди созидается любовь между говорящими и слушающими, вот почему школьные пятиминутки учителя могут изредка заменять нравоучительные проповеди, фоном к которым может служить музыка, изобразительный ряд. Каждый колосок на поле сеятеля  это душа ребёнка и наша задача помочь  его жизни. Не будут нас слушаться ученики до тех пор, пока мы сами не будем жить в вере, чистоте и любви. И будут они разбредаться, как овцы по горам, где их похищают, растлевают и ранят.

В Библии написано: »Вот Я - на пастырей, и взыщу овец моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их»(Иез.34). Что же удивляться тому, что от школы сегодня общество шарахается как от чумы, ведь она не оправдывает своего предназначения, гневливость и грубость дают свои ответные  плоды. Нерадивость о душе человеческой делает нас не проповедниками, не учителями, а наёмниками, ждущими, как бы поскорее освободиться от этих детей.

      Проповедь может осуществляться через сенсорные движения, пластику тела ребёнка. Можно предложить ему рассыпать два мешочка с крупными и мелкими камнями, а потом предложить собрать их снова. От крупных грехов и плохих поступков душу можно быстрее очистить через покаяние, а вот мелкие грехи могут быстрее поранить, их легче забыть, они рассыпаются в мыслях, расползаясь по всей душе, делая её угрюмой и мрачной.

       Учитель, используя проповедь во время классного часа в форме свечи, может задержать её в своих ладонях и начать проповедь, обрамляя её современными примерами, понятными и доступными  всем ученикам. Главное в проповеди успокоить и отпустить с миром, но использовать её можно только с любовью, ведь без любви, каждый из нас ничто, медь звенящая.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у учащихся коррекционной школы на уроках литературы и во внеучебное время.

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности  у учащихся коррекционной школы  на уроках литературы и во внеучебное время....

«Использование активных игровых форм работы по развитию фонематических процессов у учащихся коррекционной школы VIII вида на воспитательском часу»

Игры, способствующие развитию фонематического  и звукового  восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений, а также развитию моторной координации, ловкости, точности движений, к...

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБУ «ЛИЦЕЯ № 76 ИМЕНИ В.Н.ПОЛЯКОВА» Г.О.ТОЛЬЯТТИ

Статья о работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи, как одной из главных стратегических задач развити...

Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"

Рецензия      Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...

Статья "Единство и согласованность как результат положительной динамики в развитии духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крупской"

Посёлок Деденево имеет замечательные традиции, здесь жили и живут люди, полные энтузиазма, готовые сообща сделать многое для процветания родной земли и воспитания подрастающего поколения. Поэтому здес...