Средневековый театр.
методическая разработка по мхк (9 класс) на тему

Ларионова Елена Михайловна

Материалы к уроку. Задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednevekovyy_teatr.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Средневековый театр

1

Повторение

Составить толковый словарик на тему Средневековая культура – 5 слов.

Тема            Средневековый театр

  1. Вступительное слово учителя.

Средневековая культура Европы и Востока внесла существенный вклад в историю мировой художественной культуры и заняла в ней почетное место, она заложила фундамент современной цивилизации.

Если в предшествующий период средневековья, изучаемый вами на предыдущих уроках, основными центрами культуры были монастыри и церкви, то, начиная с XI века, эта роль переходит к новым и старым европейским городским центрам. Городская культура становится важнейшим пластом культурной жизни в XI-XV вв., её главными составляющими были просвещение и образование, литературное творчество, архитектура и скульптура, театр, музыка и народное творчество.

Общей чертой культурной жизни Европы во второй период Средневековья был заметный рост светских тенденций, усиление интереса к человеческой личности.

Сегодня речь пойдет об одном из направлений культуры Средневековья – театре, театральных представлениях, которые положили начало литургической или духовной драмы.

Перед вами театр позднего Средневековья, он напоминает нам современный театр – это и партеры, и балконы, и гримерные, и реквизиты, и буфеты, и архивы, но театр второй         половины Средневековья начинался с подмосток церковных храмов и городских площадей.

2. Показ презентации

слайды с 4-12

Средневековый театр

   

Посмотрите на картину нидерландского художника Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста». Сюжет этой картины непосредственно связан с фарсом. Противоборство Масленицы и Поста, олицетворяющих собой Добро и Зло – суть этого сюжета. Все участники шумного действа разделены на две группы. Первая окружает масленицу (Карнавал), вторая -  Пост. Масленица – толстый бюргер на огромной пивной бочке. За его спиной – шумное веселье и разгул. Напротив – тощий, унылый Пост в монашеской одежде, в руках у него деревянная лопата с двумя селедками.

Работа с текстами

проверка знаний              слайды с 13-17

  1. Проверка первичного усвоения новых знаний: электронный тест.

  1. Литургические драмы чаще всего носили характер:
  1. светский
  2. церковный
  3. народный

  1. Как назывался новый вид религиозных представлений XIII века?
  1. мистерия
  2. драма
  3. эпос

  1. Фарс означает «начинка», «фарш» в переводе с:
  1. латинского
  2. итальянского
  3. французского

  1. Хорал XI века получил название григорианский в честь:
  1. Людовика IX
  2. Генриха II
  3. Григория I

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Что вы узнали нового? В чем вы видите единство средневекового театра и музыки? На что вы больше всего обратили внимание?

Домашнее задание

Пояснить слово  анафема. Его связь с театром.

Светские театры были закрыты, актеры – в том числе странствующие комедианты, музыканты, жонглеры, циркачи, плясуны – преданы анафеме.

«отлучение») — изначально — жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.

Средневековый театр

век

жанр

Место действия

Сюжет, содержание

Театральный представления IX-XII вв. связаны непосредственно с литургической драмой, позволяющей в полной мере представить характер и особенности театральных постановок. В основном они исполнялись в рамках церковной службы и носили условный характер. Излюбленные эпизоды литургической драмы – евангельское повествование о поколении пастухов и явлении волхвов с дарами младенцу Иисусу, злодействе Ирода, рассказ о Воскресении Христа.

Условный характер литургической драмы можно проследить на примере одной из ранних пьес: «Шествие добродетелей» (конец 1140-х гг.). Театральное действо разыгрывалось под сводами монастырской церкви. Символом Бога была икона, помещенная над алтарем. На ступенях под иконой были расположены шестнадцать Добродетелей, возглавляемых Смирением. Они представлялись в виде облаков, пронизанных солнцем. Главная героиня, называемая Душой, шьет себе богатые одежды бессмертия, но затем, повстречав Дьявола, отбрасывает это одеяние. Основу действа составляет сложный танец Добродетелей. В конце спектакля зрителей просят преклонить колени, чтобы Бог-Отец смог достичь их души. Таким образом, все зрители становятся актерами.

Во второй половине XII века, представления литургической драмы начинают разыгрываться не в ограниченном пространстве церкви, а выносятся на паперть-площадку перед церковным входом, а позднее на рыночную площадь города.

Характерной особенностью литургической драмы является использование в ней церковной музыки, авторских ремарок и вставок – диалогов. Музыкальная сторона литургической драмы зависела от особенностей григорианского пения. Помимо возвышенных и серьезных текстов стали использовать и комические, к которым церковь относилась не благосклонно.

В XIII  веке возникают новые виды религиозных представлений, связанных с чудесами – миракли (лат. «чудо»), а затем моралите и мистерии, носящие назидательный, поучительный характер. Слово «мистерия» греческого происхождения и обозначает таинство, действие, посвященное важному и значительному событию. Мистерия – самое яркое театральное зрелище средневековой эпохи, посвященное Страстям Господним, с XV века историческим событиям. Мистерия – огромные пьесы, игравшиеся от 2 до т25 дней подряд. Для создания мистерии требовался автор-драматург, а для её постановки – режиссер. Театр мистерий возник в Италии в Риме. С 1264 г. Их ставили в цирке Колизее. Сто лет спустя мистерии ставятся в Англии и Франции. Мистерии ценили выше, чем выступления жонглеров или актеров-кукольников.

Предтечей итальянского театра Возрождения являлся средневековый фарс, возникший в XV веке. «Фарс» в переводе с латинского  - «начинка», «фарш». Фарс использовали в качестве «начинки» в малоинтересных мистериях. Истоки средневекового фарса уходят к карнавальным представлениям, устраивавшимися на масленичной неделе. Нередко горожанин – автор фарса, высмеивал жадное духовенство, и невежественных дураков, крестьян, мешавших успешной торговле, тщеславных рыцарей, соседей и самого автора.

Изгнанные из церкви маскарады ещё больше высмеивали нудные проповеди епископов, пышные выезды королей, простофилей мужей и сварливых жен и даже Папу Римского, беспутных монахов, странствующих рыцарей, жадных купцов, крестьян. Победителями оказывались находчивые, смекалистые и жизненно хваткие. Комические эпизоды и сценки, разыгрываемые на глазах у публики, получили название соти (фр. «дурачество»). «Исторические» пьесы артисты играли не в исторических костюмах, а в тех, которые носили в их время и в их стране.

Театр, о котором вы сегодня узнали, вырос из народных зрелищ. Он был массовый, доступный, увлекательный и заставлял зрителей думать о главных вопросах своего времени.

Народно-смеховая культура по новому представляет «мрачное» Средневековье как празднично-поэтическое восприятие мира.

 

Текст, связанный со средневековым театром.

«Представления  обычно начинались в 7-9 ч утра. В 11-12 ч делали перерыв на обед и потом играли до 6 ч вечера. Все население города сходилось на площадь. Некоторые спектакли запрещалось смотреть детям до 12 лет и больным старцам. Но ведь спектакль шел на площади, окруженной домами, церквами, балконами, и кто углядит за ребятишками…

В дни спектакля прекращалась всякая работа. Торговали только съестными припасами. Дворы домов, а в некоторых местах и городские ворота запирали, выставляли дополнительные караулы во избежание грабежей и пожаров. Даже часы церковных служб изменяли, чтобы церковь и театр не мешали друг другу. Представления отвлекали население от обычных занятий, поэтому их ставили раз в год на большие христианские праздники – рождество или пасху. И проходили эти представления до 25 дней подряд».

Вопросы:

  1. какое направление средневековой культуры отражено в этом тексте?
  2. назовите главную форму этих спектаклей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр и музыка средневековой Европы

Средние века - время перемен в политической, экономической и социальной сферах. Духовная сторона жизни также была подвергнута изменениям. Важную роль в этих изменениях сыграли музыка и театр....

Презентация по МХК "Азбука театра (часть1) Виды театра. Античный театр"

Презентация по МХК  "Азбука театра  (часть1)  Виды театра. Античный театр" Содержит большое количество иллюстративного материала. Может быть также использована на уроках изобр...

Презентация по МХК "Азбука театра (часть2) Средневековый театр"

Презентация по МХК  "Азбука театра  (часть2)  Средневековый театр" Содержит большое количество иллюстративного материала. Может быть также использована на уроках изобразительн...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...

Театр и музыка Средневековья

Урок МХК "Театр и музыка Средневековья"...

«У. Шекспир: особенности средневекового театра «Что есть любовь?»

Интегрированный урок литературы и английского языка в 8  классе...