Проект "История славянской письменности"
проект по мхк (5 класс) на тему

Соломина Ираида Ивановна

Как в древности люди передавали информацию на расстоянии, какие предметы при этом использовали, как появилась первая славянская азбука и кто ее создатели, как в процессе эволюции она менялась, какое значение имело возникновение письменности на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_slavyanskaya_pismennost.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

                         МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

               

Параметры проекта

Методический паспорт проекта

1.

Название проекта

«Сквозь дым веков. История славянской письменности»

2.

ФИО разработчика

 Николаева Александра, Алхасов Алхас,  Старостина Анастасия, Белов Сергей, уч-ся 5б  класса

3.

Название образовательного учреждения

Гимназия №24 г.Люберцы Московской области

4.

Год разработки учебного проекта

2012-2013 гг.

5.

Опыт использования и степень распространения

1. Фольклорный праздник, посвященный 1150-летию создания славянской азбуки, МОУ «Гимназия №24»,  март 2013 г.

2. Межшкольная конференция (НОУ «Гимназия №24»), апрель 2013г

6.

Проблемная ситуация

Ребята на уроках музыки разучивали «Гимн просветителям славян Кириллу и Мефодию», а на уроках и МХК знакомились с манерой передачи информации у древних народов в дохритстианский период истории. Возникло желание глубже узнать о том, как общались наши предки до создания письменности и кто были создатели славянской азбуки.

7.

Проблема проекта

Как в древности люди передавали информацию на расстоянии, какие предметы при этом использовали, как появилась первая славянская азбука и кто ее создатели, как в процессе эволюции она менялась, какое значение имело возникновение письменности на Руси.

8.

Цель

 Выяснить, как на протяжении многих столетий у древних народов возник способ передавать информацию и сохранить их для будущих поколений, как сказалось появление кириллицы на развитие русской письменности, почему создание азбуки для славян явилось подвигом для братьев Кирилла и Мефодия, почему они возведены в лик святых,  как православная церковь празднует день славянской письменности и культуры..

9.

Задачи – этапы – способы решения

1.Провести обзор литературы  и  сайтов в Интернете о появлении славянской азбуки.

2. Сравнить буквы кириллицы и современного алфавита, узнать, почему некоторые буквы исчезли из алфавита и в современной письменности не используются.

3. Провести исследовательскую работу по изучению способов и приемов общения древних племен до создания письменности.

4. Найти в русской литературе произведения, в которых говорится об обучении грамоте, об истории книгопечатания на Руси, а также поэтические произведения и значении письменности. пословицы и поговорки  и силе грамоты.

5. На уроках музыки подобрать соответствующий репертуар вокальных и хоровых произведений русских композиторов, который отражает главную мысль проекта.

6. Из собранной информации составить сценарий, посвященный 1150-летию славянской письменности, распределить роли и приступить к работе.

10.

Форма организации детей

Групповая работа.

11.

Ведущая деятельность

Поисковая; исследовательская, творческая

12.

Сфера применения результатов

-Фольклорный праздник, посвященный 1150-летию славянской письменности и культуры для уч-ся 1-2х классов (март).

-Фольклорный праздник, посвященный 1150-летию славянской письменности и культуры для уч-ся 1-2х классов (март)

-Открытое мероприятие «Сквозь дым веков», посвященное 1150-летию славянской письменности и культуры для уч-ся 5-6х классов (апрель)

- Родительское собрание на тему «Проектная деятельность и развитие творческих способностей учащихся» (апрель).

13.

Используемые технологии

Информационные; мультимедийные; исследование.

14.

Форма продуктов проектной деятельности

  Стендовый доклад; мультимедийная презентация; личный отчёт; литературно-музыкальная композиция.

15.

Способ объединения результатов на презентации

 отчёт; мероприятие.

16.

Виды презентации

 компьютеро-демонстрирующий; научный доклад; сообщение.

17.

Класс или возраст детей

5 класс, 12  лет

18.

Количество участников

4 человека (исследовательская деятельность), весь класс (творческая работа и подготовка мероприятия)

19.

Предметная область

История, мировая художественная культура, история религии, музыка, география, изобразительное искусство.

20.

Состав участников

Общешкольный

21.

Характер координации

Открытый

22.

Темы учебно-тематического плана предмета(ов)

«Сквозь дым веков»

23.

Время работы

Среднесрочный

24.

Цели обучения, развития, воспитания

 Цели проекта:

 образовательные: исследовать приемы письменности от древних веков до наших дней, понять, какое влияние оказала славянская азбука на русский народ.

 развивающие: из собранной информации составить сценарий, посвященный 1150-летию славянской письменности и показать свою работу на открытом мероприяьтии для начальной школы.

 воспитательные: научить работать в группе.

25.

Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений

Предусмотренный программой обучения в 5  классе

26.

Приращения в ЗУН и специфических умениях

Углубляют знания по истории славянской письменности, становлению и развитию книгопечатания на Руси,  дают возможность развитию творческих способностей, закрепляют умения и навыки при подаче материала  в процессе открытого мероприятия , учат самостоятельно выбрать литературные и музыкальные произведения, соответствующие теме.

27.

Режим работы (организационная форма)

 Внеурочный.

28.

Техническое оснащение

 Компьютер, DV D-диски «История дохристианской письменности», «Святые равноопостольные Кирилл и Мефодий»,  CD-диск «Гимны просветителям славян

29.

Учебно-методическое обеспечение

Е. Критская «Музыка» - 5 класс,

Г.С. Белякова «Письменность наших предков».

М., 1 991.

Г.С. Гриневич «Праславянская письменность»,

М., 1 993.

Ю.П. Миролюбов «Славяно-русский фольклор». М.. 2001 г.

30.

Информационное оснащение

Интернет-ресурсы

31.

Кадровое оснащение

32.

Классификация проекта

Исследовательский;  информационный; практико-ориентированный.

33.

Комментарий

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Автор проекта

Группа уч-ся 5бкласса

Московская область

г. Люберцы

МОУ Гимназия №24

Какова тема Вашего учебного проекта?

«Сквозь дым веков. История славянской письменности»

Какие дидактические цели преследует Ваш проект?

  • практическая реализация имеющихся у школьников знаний и навыков по музыке и МХК
  • формирование эстетической культуры, активной гражданской позиции
  • раскрытие ценности славянской азбуки для русского народа и других славянских народов
  • формирование навыков коммуникации
  • реализация индивидуальных интересов учащихся

Какие компетентности формирует Ваш проект?

  • В сфере самостоятельной деятельности
  • В сфере духовно-нравственного воспитания
  • В сфере практической деятельности

Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?

  • познакомить учащихся с письменностью дохристианской эпохи (руны, зарубки, числа и др.)
  • раскрыть особенность произношения и запоминания кириллицы у славян
  • сравнить существующие ныне алфавиты славянских народов
  • научить работать в группах и соединять свои умения в единое целое, не теряя при этом функцию каждого учащегося

Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?

Основополагающий вопрос: как повлияло создание азбуки Кириллом и Мефодием на развитие славянской культуры

Проблемные вопросы учебной темы:

Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?

«Кириллица – источник просвещения славян»

Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?

Какие способы и приемы передачи информации на расстоянии существовали у древних славян?

В каком году была создана первая славянская азбука?

Как на протяжении веков менялись буквы кириллицы и исчезали некоторые из них?

Как переписывались и украшались книги в Древней Руси?

Кто был первым переписчиком?

Как называлась самая загадочная книга. Переписанная в древности?

Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?

«Музыка» 4 класс, раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», тема «Фольклор – народная мудрость», «Народные песнопения», «Сочини мелодию»; раздел «В концертном зале», тема, «Народные праздники и обряды»

Предметные области

Музыка, мировая художественная культура, история, литература, изобразительное искусство, иконопись.

Возраст: средняя школа

Оформление результатов проекта

Проекты ученических групп – буклет или бюллетень

Итоговая реализация проекта – выступление на фольклорном празднике, посвященном 1150-летию славянской письменности и культуры.

Аннотация проекта

УМП разработан в соответствии с программой для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, и предназначен для проведения занятий при изучении разделов «Россия – Родина моя» и «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» в курсе «Музыка». При прохождении данного раздела предусмотрено изучение гимнов, посвященных Кириллу и Мефодию, песен об азбуке и грамоте. На уроках МХК в разделе «Мифологич древних славян» ребята знакомились с древнеславянскими иероглифами, при помощи которых сообщали информацию наши предки.  Однако в школьных учебниках, и методических пособиях материала по данным темам представлено мало. Следует учитывать тот фактор, что на предметам музыка и МХК отводится по  1 часу в неделю по программе. Поэтому учащимся стало интересно больше узнать о письменности в дохристианскую эпоху. О создателях первой славянской азбуке – братьях Кирилле и Мефодии, о развитии книгопечатания на Руси.  Помимо теоретического материала большое внимание уделено творческим и практическим экспериментам: создание сценария на основе собранного материала, использование литературного и музыкального наследия по данной теме.Являясь междисциплинарным по содержанию, проект требует привлечения знаний из истории, иконописи, литературы, географии, книгопечатания, музыке, изобразительному искусству. При этом каждый учащийся получив определенное задание, работал индивидуально или в микрогруппах. Полученную информацию объединили в проект, презентацию и сценарий.  В работе над сценарием образовалось четыре творческих группы: актеры. Ведущие. Чтецы и музыканты-исполнители. Каждая группа работала над своей темой и каждый создавал костюм, соответствующий его месту в проекте. Участие в проекте принимают все без исключения учащиеся 5б класса, представив его на фольклорном празднике, посвященном 1150-летию создания славянской азбуки. Работая над проектом, ученики активно привлекают своих родителей  в создании костюмов и декораций.  Разработанный проект, ученики представляют на Web – сайте, который содержит материалы о целях проекта, его участниках, творческие работы,  занимательные факты, кроссворды, примеры литературно-художественных высказываний, итоги исследований учащихся.

Время для выполнения проекта

«Документальная» часть проекта – 6 академических часов, практическая часть – 12 академических часов

Программно - техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта

Компьютер, проектор, экран, CD  и DVD проигрыватели

Как будет оцениваться деятельность учащихся?

Промежуточная диагностика – представленные школьниками разработанные проекты,  презентация, итоговая оценка – разработанный и реализованный групповой проект.

Ключевые слова:

Письменность, азбука, глаголица,  кириллица, гимн, руны.

Тезисы к работе  

«История славянской письменности»

Авторы: уч-ся 5 "Б" класс МОУ гимназии №24

Николаева Александра,

Алхасов Алхас, Старостина Анастасия,

Собиева Анастасия

Руководитель: Соломина Ираида Ивановна,

учитель музыки и МХК, классный руководитель

Актуальность:

        В 2013 году все прогрессивное человечество отмечает 1150 лет со дня создания святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием первой славянской азбуки. До начала Х века все славянские народы имели собственную речь, культуру, традиции и обычаи. Не имели только одного – собственной азбуки. Исходя из этого, все исторические события, а также важнейшие вехи в жизни этих народов передавались только из уст в уста. Кирилл и Мефодий, греки по национальности, с особым уважением относились к культуре славян, поэтому и поставили перед собой невыполнимую по тем временам задачу – просвещение славянских народов. Нам сейчас остается только догадываться. Сколь трудным и, подчас опасным, было это благое дело. Ведь только благородные языки – латынь и греческий – имели право на письменное существование. Но Кирилл и Мефодий сделали свое дело,  – братья составили славянскую азбуку. Некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами.  Первоначальной задачей был перевод священного писания на славянский язык. В 863 году  зазвучало слово Божие в славянский селениях на родном языке, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание.

Цель:

выяснить, как и когда появилась первая славянская азбука и какое влияние она оказала на просвещение славян.

Задачи:         

1. провести исследовательскую работу по изучению способов и приемов общения древних славян на расстоянии до создания азбуки.

2. провести обзор литературы и сайтов в интернете о появлении славянской азбуки

3 найти в русской литературе произведения, в которых говорится о том, как переписывались, украшались и хранились первые книги.

4. выяснить, какую роль для славянских народов сыграло создание письменности

Исследование:

До создания славянской древние славяне общались преимущественно при помощи предметов или особых сигналов. Было также письмо, зашифрованное, будто ребусы, поэтому не всем было под силу разгадать его. Несомненно, нужна была одна  азбука. Которую бы понимали все  Такую азбуку и создали братья Кирилл и Мефодий.

Азбука была названа в честь Кирилла – КИРИЛЛИЦЕЙ, в ней 43 буквы, 19 гласных. Каждая имеет свое название, похожее на обычное слово. В целом буквы славянской азбуки – это своего рода молитва. А – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь, д – добро, ж – живете, з – земля и т . д.

Из этих слов «аз» и «буки» - и получилось русское  АЗБУКА.

После принятия христианства на Руси, в 988 году, письменность начала распространяться быстрее. Появились произведения древнерусских авторов – «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха»,»Житие Александра Невского» и мн.др.

В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Переписчик должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки. Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит».

Выводы:

1. В ходе исследования способов передачи информации на расстоянии древними славянами использовалась  предметная письменность. Ей свойственно, что все знаки носили случайный характер и  сам предмет использовался как знак.

 2. В древние времена использовали: сигнализацию звуками, огнем и дымом, знаки у дороги, а также узелковое письмо и бирки с  зарубками.

3. Пиктографическое письмо напоминает ребусы: каждый знак-рисунок передает не звуки языка, не слоги, а обозначает определенное понятие. Примеры пиктографического письма можно встретить на керамике и предметах быта.

4. Одна из самых главных загадок русской письменности в древней Руси – черты и резы. Их наносили на изображение своих богов, отголоски этого письма дошли до нас в виде орнаментов на детских игрушках. Рунические знаки стали своего рода оберегами.

5.На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства в 988г. Славянский алфавит оказался прекрасно приспособленным к точной передаче звуков древнерусского языка. Эта азбука положена в основу нашего алфавита.

6. В кириллице  было 43 буквы, 10 из них ушло за многие годы за ненадобностью.

7. Когда русские переписчики переписывали книги, то добавляли в них еще и черты     родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов – «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского» и мн.др.

    8. Сейчас кириллицей пользуются все славянские народы. Безусловно, в             алфавите каждого народа есть свои черты и особенности, но все они имеют   одни корни – славянскую азбуку, созданную Кириллом и Мефодием 1150 лет назад.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День славянской письменности и культуры"

Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...

Праздник славянской письменности. Презентация к внеклассному мероприятию.

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "История азбуки"...

День славянской письменности урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»

День славянской письменностиурок русского языка в 5 классе на тему «Глагол.  И зазвучало слово…»Эпиграф к уроку:Восстань, пророк, и виждь , и внемли,Исполнись волею моей.И, обходя моря и зе...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Открытый урок по ОПК «Глаголь. Добро. Урок в славянской школе.», посвящённого Дню славянской письменности и культуры

Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о ...

Славянская письменность. Презентация к 1150-летию славянской письменности.

Материал посвящен 1150-летию славянской письменностии был представлен для участия в муниципальном конкурсе презентаций обучающихся 7-8 классов, посвященном этому юбилею. В нем рассматривается вопросы ...

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ»

24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла  и  Мефодия, Россия отмечает  День  славянской  письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, сущ...