Рабочая программа по МХК "Художественные традиции народов мира"
рабочая программа по мхк (9 класс) на тему

Гущенская Ирина Петровна

Рабочая программа по мировой художественной культуре "Художественные традиции народов мира" 9 класс. Автор учебника: Данилова Г.И. 7-9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_mhk_9_klass_gushchenskaya_i.p.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 9

г. Химки Московской области

                         

Рабочая программа по мировой художественной культуре

« Художественные традиции народов мира»  

(базовый уровень)

9 А, Б классы

Составитель: Гущенская Ирина Петровна,

учитель МХК высшей категории

2014 г.

Пояснительная записка

             Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

         1.1.Рабочая программа составлена на основе:

1. Программы  для общеобразовательных учреждений.  «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2012г

2.Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).

3. Концепции художественного образования ( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).

4.«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255).

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

5.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ      от 25.08.2008 г. № 1244-р);

6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года  «Об образовании в РФ» .

7. Базисный учебный план МБОУ Гимназия № 9 г. Химки на 2014/2015 учебный год

1.2. Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

1.3.    Курс МХК предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся: 

- общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);

- учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);

- информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);

- коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).


           Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Образовательные цели и задачи курса

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
  • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

1.5. Учебно-методический комплекс

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2012 год.

Учебник

«Мировая художественная культура 7-9 классы» Москва «Дрофа» 2012 год.

Автор : Данилова Г. И.

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

1.7. Методы и формы обучения

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок-виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина. Могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.

Формы текущего контроля:

- педагогическое тестирование

-сочинение

-защита презентации

1.8  По учебному плану Гимназии на 2014-2015  учебный год на изучение МХК в 9 классе выделено 34 часа, 1 час в неделю.

2.Содержание учебного предмета

2.1. СТРУКТУРА КУРСА СТРУКТУРА КУРСА в 9 классе

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

В мире художественной культуры. Повторение.

2

2

Героический эпос народов мира.

4

3

Праздники и обряды народов мира.

6

4

Своеобразие архитектурных традиций.

4

5

Изобразительное искусство народов мира.

4

6

Своеобразие музыкальной культуры.

4

7

Театр народов мира.

5

8

Самобытность танцевальной культуры.

5

34

        3. Требования к уровню подготовки учащихся

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • основные эпохи в художественном развитии человечества;
  • об эстетических идеалах различных эпох  и народов;
  • основные доминанты различных эпох в развитии мировой художественной культуры;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства;
  • основные музеи мира, своего народа и края.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания, анализировать и интерпретировать художественное произведение;
  • дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных для различных эпох и народов;
  • объяснять непреходящую роль классики как духовного ориентира развития современного человека.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества;
  •  формирования необходимости быть в курсе современной культурной ситуации в стране и мире;
  •  умения отличать истинные произведения искусства от псевдоискусства, китча;
  •  развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  •  самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
  • совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения над собственным культурным уровнем

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

4. Система оценивания

Нормы оценивания знаний учащихся

Отметка «5» ставится, если ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный  диалог, говорить правильным литературным языком, при написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и собственными знаниями, жизненным опытом.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры.

Отметка «3» ставится, если ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры.

Отметка «2» ставится, если ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.

Наиболее важными критериями оценки анализа являются

1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства.

2. Полнота и глубина характеристики произведений.

3. Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором.

4. Умение логически связывать теоретический материал по  искусству.

5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмоционально-эстетического предпочтения, выбора конкретных объектов изображения, содержащих элементы понимания их эстетических достоинств).

6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических суждений, понятий, взглядов на действительность.

7. Развернутость и глубина , аргументированность и осознанность эстетических суждений.

8. Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах художников с действительной жизнью.

5.  Тематическое планирование по МХК « Художественные традиции народов мира» 9 класс

занятий

Дата

план

Дата

факт

Разделы темы

Количество часов

Вид учебной деятельности

Виды,

формы контроля

  1. В мире художественной культуры. Повторение.

1.

05/09

Мировая художественная культура. Мое место в культурной жизни общества.

1

Называть виды искусства. Извлекать из дополнительных источников знаний необходимую информацию.

2.

12/09

Человек – явление культурное. Человек и цивилизация

1

Чтения отрывка из комедии Аристофана «Лягушки».Обсуждать особенности образного языка в различных видах искусства.

Защита презентации

  1. Героический эпос народов мира.

3.

19/09

Героический эпос народов мира.

1

Называть эпос разных народов. Обсуждать их и сравнивать.

опрос

4.

26/09

Герои и темы народного эпоса.

1

Называть произведения героического эпоса. Объяснять их общие черты и признаки.

Защита презентации

5.

03/10

Шедевры народного эпоса. Карело-финский эпос «Калевала»

1

Приводить примеры шедевров народного эпоса.

Тестовая работа по теме: «Своеобразие народных традиций»

Сочинение, опрос

6.

10/10

Обобщение по теме: «Героический эпос народов мира»

1

Чтение «Божественной комедии» и «Ад» песнь пятая. Обсуждение текстов.

тестирование

  1. Праздники и обряды народов мира.

7-8.

17-24/10

Всякая душа празднику рада.

2

Называть праздники, характеризовать их, творческий проект «Масленица»

опрос

9-10.

31/10

15  /11

Религиозные праздники и обряды народов мира.

2

Из дополнительных источников извлекать необходимую информацию о религиозных праздниках, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

сочинение

11.

22/11

Ах, карнавал! Удивительный мир…

1

Самостоятельная работа. Приводить примеры праздников и обрядов народов мира.

Защита презентации

12.

   29 /11

Обобщение по теме: «Праздники и обряды народов мира»

1

тестирование

  1. Своеобразие архитектурных традиций.

13.

 6/12

Особенности храмового зодчества. Азбука архитектуры.

1

Сравнивать архитектуру и скульптуру. Приводить примеры.

Индивидуальная работа: «Рассказать о храмах». Характеризовать их. Описать храмы.

опрос

14.

  13/12

Особенности храмового зодчества. Художественный образ в архитектуре

1

Называть художественные средства и приемы создания архитектурного образа.

Защита презентации

15.

   20/12

Дом – жилище человека. Понятие об архитектурных стилях. Виды архитектуры

1

Индивидуальная работа по теме: стили архитектуры. Сравнивать стили.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Беседа с элементами практикума. Проект по теме «Новоселье».

Сочинение, рисунок

16.

   27 /12

Обобщение по теме: «Своеобразие архитектурных традиций»

1

. Извлекать из учебника и дополнительных источников знания по теме: Виды архитектуры. Подбор иллюстративного материала по теме « Виды архитектуры» Тестовая работа по теме: « Архитектура».

тестирование

  1. Изобразительное искусство народов мира

17.

   16/01

Искусство византийской мозаики. Язык изобразительного искусства.

1

Самостоятельная работа. Называть виды искусства, художественные средства выразительности.

Сочинение, рисунок

18.

 23/01

Древнерусская иконопись.

1

Рассказать о создании иконы. Сравнить
икону с картиной. Работа группами. Живописцы Древней руси.

Защита презентации

19.

30/01

Книжная миниатюра Востока. Художественная фотография.

1

Работа парами: «Описать одно из
известных произведений» или

Работа группами: Выполнение афиши школьного концерта.

опрос

20.

6/02

Скульптура Тропической и Южной Африки. Язык скульптуры

1

Называть особенности скулыпур народов
Тропической и Южной Африки.

Характеризовать ритуальные маски и
скульптурные произведения Бенина и Ифе.

Опрос, сочинение

  1. Своеобразие музыкальной культуры.

21.

13/02

Музыка в храме. Колокольные звоны Руси.

1

Прослушивание музыки .Сравнить духовную органную музыку католической церкви от музыки православного храма.  Прослушивание отрывков из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», М.Мусоргского «Борис Годунов» - обсуждение

Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, набат, малиновый.

опрос

22.

20/02

В песне – душа народа. Музыкальные инструменты народов мира.

1

Характеризовать музыкальные инструменты. Прослушивание музыки народных инструментов.

Защита презентации

23.

27/02

У истоков народной американской музыки.

1

Джаз, блюз, кантри, творчество Элвиса Пресли.

сочинение

24.

6/03

Обобщение по теме: «Своеобразие музыкальной культуры»

1

тестирование

  1. Театр народов мира.

25.

13/03

Идут по Руси скоморохи…

1

Подобрать материал по теме «небылицы, шутки, комические сцены»

диспут

26.

20/03

Рождение русской народной драмы.

1

Драмы «Лодка», «Царь Максимилиан»

доклад

27.

3/04

В музыкальных театрах мира. Пекинская народная опера.

1

Прослушивание музыки.  Обсуждение декораций и реквизитов.

Защита презентации

28.

10/04

Искусство кукольного театра.

1

Называть разнообразие типов кукольного театра. Обсуждать их значение для человека

опрос

29.

17/04

Обобщение по теме: «Театр народов мира»

1

тестирование

  1. Самобытность танцевальной культуры.

30.

24/04

Радуга русского танца

1

Назвать характерные черты русского народного танца. Сравнивать русский танец с танцами других стран.

опрос

31.

1/05

8/05

Искусство индийского танца

1

Характеризовать танцы. Работа парами.

Защита презентации

32.

15/05

Под звуки тамтамов.

1

Называть виды и формы танцев. Приводить примеры.

сочинение

33.

22/05

Страстные ритмы фламенко

1

Просмотр записей  и  обсуждение. Итоговая контрольная работа.

34.

29/0

Обобщение по теме: «Самобытность танцевальной культуры»

1

тестирование

6. Обеспечение учебно – методическими комплектами и методическими пособиями.

А) УМК для учащихся:

1. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 7-9 классы – М.: Дрофа, 2012.  

Б) Методические пособия для учителя:

1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2012.  

2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 7-9 классы – М.: Дрофа, 2012.  

3. Поурочные планы  по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2012 год.

В) Дополнительная литература

  1. Балакина Т.И. История культуры Отечества. Часть 1. – М.: Берегиня, 1993.
  2. Выпуски журнала «Искусство в школе».
  3. Государственные музеи Московского Кремля/ Сост. И.А.Родимова. – М.: Изобр. Ис-во, 1993.
  4. Государственная Третьяковская галерея. Собрание коллекций.
  5. Драхлер А.Б. Мировая художественная культура. Вопросы к олимпиаде. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  6. Н.А.Миненко. – Ек.: Сократ, 1998.
  7. Жанровая картина/ Т.В.Постникова. – М.: Росмэн, 2003.
  8. Мировая художественная культура. Для учащихся 11 класса (ответы на билеты)/ Сост. О.М. Сухова, И.Г. Остапенко. – Волгоград: изд. «Учитель», 2002.
  9. Мировая скульптура/ Сост. И.Г.Мосин. – ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2003.
  10. Мишин В.Н. Материалы по мировой художественной культуре. 7-8 классы. Культура древних славян (дохристианский период). – Волгоград, 2005.
  11. Мой род в истории: Учебное пособие для средней школы/ авт.-сост. А.Г.Мосин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006.
  12. Музеи России. – Научно-популярный иллюстрированный журнал
  13. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М: Терра, 1999.
  14. Сто великих музеев мира. Авт.-сост. Н.А.Ионина. – М.: Вече, 1999.
  15. Сто великих храмов мира. Авт.-сост. М.В.Губарева. – М.: Вече, 1999.

Г) Мультимедийные ресурсы

  1. Золотая классика. Сборник музыкальных произведений.
  2. Сокровища мирового искусства. 22 слайд-шоу из электронной коллекции ДиректМедиа
  3. Современное российское искусство. Библиотека энциклопедии Кирилл и Мефодий.
  4. Шедевры архитектуры
  5. Шедевры русской живописи. Библиотека энциклопедии Кирилл и Мефодий.
  6. Энциклопедия классической музыки. Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторины
  7. Всемирная история живописи. Фильм. 3 серии
  8. Коллекция документальных фильмов ББС
  9. 80 чудес света. Из цикла «Дискавери»
  10. Как искусство создавало мир. Коллекция фильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план -конспект урока МХК "Художественные традиции народов мира"

Данный урок разработан на основе УМК  Г.И.Данилова. Мировая Художественная культура 7-9 классы. Издательство «Дрофа».  2013  год.  Издание   15 -е.,стереотипноеЭто 1-ой у...

Рабочая программа кружка кулинария "Кухни народов мира"

Рабочая программа расчитана на учащихся 7-8 классов....

Обычаи и традиции народов мира

классный час знакомит детей с традициями разных народов, воспитывает любовь к своему родному краю...

Урок в 7 классе.Тема урока: "Национальные обычаи и традиции народов мира."

Цель обучения, которые необходимо достичь на данном уроке (ссылка на учебную программу) 7.1.3.1 – пересказывать подробно, кратко, выборочно содержание текстов      ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 5 класс

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 6 класс

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во  второй половине д...