Поурочное планирование. МХК. 8-9 класс.
календарно-тематическое планирование по мхк (8 класс) на тему

Жарова Ирина Николаевна

Планирование по учебнику МХК Емохоновой Л.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnoe_planirovanie_mhk_8-9_klass.doc85.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Поурочное планирование МХК. 8-9 класс. 35 часов                          

Раздел I.  Художественная культура первобытного мира (3 часа).

Урок  № 1. Тема: Введение. МХК как совокупность художественных культур разных стран и народов.                                                                                                                                                 Основные этапы развития художественной культуры.                                                                         Миф как основа ранних представлений людей о мире.                                                                                 Происхождение и сущность мифологии. Образы мифов и их влияние на социально-культурное развитие общества и человека.                                                                                                                            Урок изучения нового материала.  План-конспект.                                                                                                  Урок № 2. Тема: Славянские земледельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мифа.                                                                                                                                                               Славянский земледельческий календарь.  Славянские праздники.                                                               Урок изучения нового материала. Практические задания, сообщения.                                                 Урок № 3. Тема: Зарождение искусства первобытности.                                                                  Наскальная живопись, мегалитическая архитектура. Геометрический орнамент.                                      Урок изучения нового материала. Практическая работа. Устный опрос.

Раздел II.  Художественная культура Древнего мира (14 часов).

Урок № 4. Тема: Месопотамский зиккурат – жилище бога.                                                                           Клинопись. Литература и фольклор. Характеристика архитектурных ансамблей.                                    Урок изучения нового материала.                                                                                                                 Урок № 5. Тема: Художественная культура Древнего Египта.                                                        Культ загробного мира и его отражение в культуре Египта. Пирамиды в Гизе. Храмы в Карнаке и Луксоре.                                                                                                                                                                           Урок изучения нового материала.                                                                                                            Урок № 6. Тема: Архитектура храмов.                                                                                                 Другие виды искусства Древнего Египта. Боги и фараоны Египта.                                                                    Урок изучения нового материала.                                                                                                                            Урок № 7. Тема: Художественная культура Древней Индии.                                                                                        Древние храмы Индии.                                                                                                                                                        Урок № 8. Тема: Буддийские культовые сооружения. Символизм буддийского храма.                                                                                                                                         Буддизм и его роль в становлении и развитии индийской цивилизации.                                                                                                                   Музыкальное и танцевальное искусство Индии.                                                                                                     Урок изучения нового материала. Практические задания по анализу текстов, подготовка презентаций.                                                                                                                                                             Урок № 9. Тема: Древняя Америка. Храмовая архитектура майя.                                                       Мифология и ее отражение в искусстве.                                                                                                Презентация сообщений учащихся.                                                                                                                                                                          Урок № 10. Тема: Крито-микенская культура.                                                                                                                Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа. Дворцы Крита и Микен.                                                                                                       Урок № 11. Тема: Древнегреческая архитектура.                                                                                                Основные черты древнегреческой архитектуры. Стили и жанры.                                                             Выполнение практических заданий, подготовка презентаций.                                                                                      Урок № 12. Тема: Скульптура Древней Греции.                                                                                     Эволюция греческого рельефа.  Образы древнегреческой скульптуры. Мифология и искусство.                                                                                                                                             Урок№ 13. Тема: Культура эпохи эллинизма.                                                                                                 Синтез восточных и античных традиций в эллинизме.  Культура греческой и эллинистической цивилизации.                                                                                                                                                             Урок № 14. Тема: Особенности римского градостроительства.                                                                        Римская художественная культура.  Основные жанры и направления древнеримского искусства.                                                                                                                                              Урок № 15. Тема: Римский дом. Скульптурный портрет.                                                                                 Развитие древнегреческих традиций. Шедевры архитектуры.                                                                                  Урок № 16. Тема: Зарождение христианства и раннехристианское искусство.                                    Первые христианские памятники культуры. Типы христианских храмов.                                                                     Ответы на вопросы, составление плана-конспекта.                                                                                               Урок№ 17. Тема: Урок-обобщение «Художественная культура Древнего мира».                                     Урок-контрольная работа.

Раздел III. Художественная культура Средних веков (17 час).                                                                        Урок № 18. Тема: Архитектура и изобразительное искусство Византии. Временные рамки Средневековья. Два центра веры. Собор Св. Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны. Составление сравнительной таблицы Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в русской культуре и влияние Византии. Групповая работа с источниками.                                                                                                                                                      Урок№ 19. Тема: Крестово-купольные храмы  Древней Руси.                                                       Архитектура Древнерусского государства. София Киевская и Новгородская и др. храмы Руси Успенский собор во Владимире, Покрова Богородицы на Нерли, церковь Вознесения в Коломенском.                                                                                                                                             Урок изучения нового материала. Составление таблицы. Презентации.                                                          Урок № 20. Тема: Византийский стиль в мозаичном декоре.                                                      Собор Св. Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны.                                                                         Урок № 21. Тема: Византийский стиль в иконописи.                                                           Художественный стиль русских иконописцев. Шедевры Феофана Грека. Храмы Московского Кремля.                                                                                                                                                                          Урок № 22. Тема: Формирование московской школы иконописи.                                                                                 Русский иконостас. Андрей Рублёв и Дионисий.                                                                                      Урок № 23. Тема: Московский архитектурный стиль.                                                                              Строительство храмов Кремля с 13 века. Шатровые храмы.                                                                           Урок № 24. Тема: Музыкальная культура Древнего мира и Средневековья. Общие черты музыкальной культуры разных народов, черты различия. Музыкальные инструменты древности. Обобщающий урок-зачёт по теме «Художественная культура Средних веков».  

Культура Западной Европы.

Урок № 25. Тема: Дороманская культура. Каролингское Возрождение.     Основные черты варварской культуры Европы, архитектурные, изобразительные, литературные произведения раннего средневековья.  Составление плана – конспекта, вопросы, презентации.                                                                              Урок№ 26. Тема: Романская культура.                                                                                             Особенности романской архитектуры. Шедевры европейского зодчества. Презентации.                                                                                                                                                     Урок № 27. Тема: Готика. Готический храм – образ мира.                                                                Урок изучения нового материала.                                                                                                              Урок № 28. Тема: Особенности готической архитектуры.                                                                                       Шедевры европейского зодчества. Презентации.                                                                                            Урок-обобщение. Индивидуальные и групповые практические задания.                                                      Урок № 29. Тема: Проторенессанс в Италии.                                                                                      Влияние идеалов гуманизма на искусство эпохи Возрождения. Эстетика Арс Нова в литературе.                                                                                                                            Урок № 30. Тема: Музыкальные и изобразительные течения Арс Нова. Основные музыкальные направления.                                                                                                                                                           Урок № 31. Тема: Специфика Арс Нова на Севере.                                                                     Фресковая живопись. Творчество Ван Эйка.                                                                                  Практические задания.

Раздел IV. Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока  в Средние века.

Урок № 32. Тема: Художественная культура Китая.                                                     Взаимодействие инь и ян – основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологический и религиозно-этических представлений Китая.                                                                   Урок № 33. Тема: Художественная культура Японии. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философских воззрений буддизма.                                                                                Ответы на вопросы.                                                                                                                                     Урок № 34. Тема: Мусульманская культура.                                                                                 Основные идеи ислама и их воплощение в архитектуре и искусстве Ближнего Востока. Составление плана-конспекта.                                                                                                                                                            Урок № 35. Тема: Обобщающий, итоговый урок, итоговая контрольная работа.

9 класс                                                                                                                                                                                       I. Художественная культура эпохи Возрождения
Возрождение в Италии

Урок № 1. Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения.                                                   Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты. Леон Баггиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Ордер в архитектуре. Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Сантиссимы Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито.                                                                                              Урок № 2. Образ площади и улицы в живописи.                                                                                                 Мазаччо. «Воскрешение Тавифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. Рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида
Урок № 3. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна
с цветком». «Мона Лиза». Рафаэль Санти. Станцы в Ватикане. Фреска «Парнас».                                            
Урок № 4. Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре. Микеланджело Буонарроти.                                                                                                                                          Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.
Урок № 5. Венецианская школа живописи.                                                                                                    Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная», «Пьета». Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».                                                                                                                                            Северное Возрождение

Урок № 6. Особенности Северного Возрождения.                                                                                         Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу».                                                                                                            Урок № 7. Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Диптих «Четыре апостола».
Урок № 8. Светский характер Возрождения во Франции.                                                                           Школа  Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Жюль Лебретон. Замок Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже.
Урок № 9. Ренессанс в Англии. Драматургия. Уильям Шекспир.                                                                    Трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».
 II. Художественная культура XVII века.                                                                                      

                                                              Барокко                                                                                            Урок № 10. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Лоренцо Бернини. Шатер-киворий в соборе Св. Петра.                                                                                                                         Урок № 11. Специфика русского барокко.                                                                                             Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Смольный монастырь в Санкт-Петербурге
Урок № 12. Живопись барокко.                                                                                                                  Плафонная живопись. Джованни Баттиста Гаулли (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви ИльДжезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в кафедральном соборе в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Отречение апостола Петра».
Урок № 13. Музыка барокко.  Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею»: «Сжалься надо мной, Господи».
                                                        Классицизм                                                                                       Урок № 14. Искусство классицизма.                                                                                                    «Большой королевский стиль» Людовика XIV. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика»

III. Художественная культура XVIII — первой половины XIX века
                                                                Рококо

Урок № 15. Истоки рококо в живописи.                                                                                       «Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыка рококо. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.
                                                       Неоклассицизм, ампир

Урок № 16. Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева-. Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». «Реквием»: Diesirae, Lacrimosa. Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония. «Лунная соната».
Урок №17. Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга.                                                                                                                                         Жак Анж Габриель. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги.
Академия наук в Петербурге. Андрея Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге.
Урок № 18. Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Иванович Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.
Урок № 19. Неоклассицизм в живописи.  Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».
Урок № 20. Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Опера «Жизнь за царя». Марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Увертюра «Ночь в Мадриде». Лирический романс «Я помню чудное мгновенье».
                                                          Романтизм                                                                                     Урок № 21. Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1»
Урок №22. Живопись романтизма.                                                                                           Религиозные сюжеты. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Литературная тематика. Данте Габриел Россетти. «Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа.«Смерть Сарданапала». Франсиско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова»

IV. Художественная культура второй половины XIX — начала XX века.
                                                               Реализм                                                                                                          Урок № 23. Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова».
Урок № 24. Направления в развитии русской музыки.  Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. Песня «Сироткак Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».
Урок № 25. Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «Человек и рок» в музыке. Петр Ильич Чайковский. Опера «Пиковая дама».
                           Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм
Урок № 26. Основные черты импрессионизма в живописи.  Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака».
Урок № 27. Символизм в живописи.  Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Яблоки и апельсины». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином»
Модерн
Урок № 28. Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне
Урок № 29. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи.                                                                                                                                  Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон сидящий». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».
                                V. Художественная культура XX века.  Модернизм                                                                                                                                                                Урок № 30. Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда»
Урок № 31. Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Шарль ЭдуарЛе Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. Советский конструктивизм. Владимир Евграфович Татлин. Башня III Интернационала. «Органическая» архитектура.Фрэнк Ллойд Райт. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм. Оскар Нимейер. Ансамбль города Бразилия
Урок № 32. Синтез в искусстве XX века.  Режиссерский театр. Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе «Три сестры» Антона Павловича Чехова. Эпический театр. Бертольд Брехт. *Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн.                         «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра»                                  
Урок № 33. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. «Реквием».                           Постмодернизм                                                                                                                                                     Урок № 34. Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мэй Уэств Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан»                                                                                                                                                         Урок № 35. Обобщающий, итоговый урок. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое поурочное планирование математики в 5 классе

Поурочное тематическое планирование по математике в 5 классе к УМК Виленкина...

Тематическое поурочное планирование по истории 8 класс

Тематическое поурочное планирование по истории 8 класс...

Тематическое поурочное планирование по истории 9 класс

Тематическое поурочное планирование по истории 9 класс...

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс...

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 9 класс

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 9 класс...

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)...

Поурочное планирование по математике 5 класса

Планирование к учебнику Математика 5 класс Н.Я. Виленкин и др....