Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс
календарно-тематическое планирование (обществознание , 8 класс) по теме

Чекмарева Кристина Николаевна

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_8.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

        

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПРОГРАММА

Раздел 1. Человек. Природа. Общество.

Введение        

       Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек т гуманное общество.

Тема 1. Что такое человек.

       Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.

       Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

      Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.

      Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание.

      Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека.

      Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность.

       Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Тема 2. Человек и природа.

     Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.

     Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек – звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды»?

     Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человека. Особенности современного экологического кризиса.

     Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса.

      Природа – источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.

Тема 3. Человек среди людей.

     Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.

      Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.

     Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции.

     Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив.

     Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы и эгоизма, себялюбием и своекорыстием.

    Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к любви и дружбе.

     Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека.

     Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения.

     Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 4. Человек в обществе.

    Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.

    Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы. Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия.

    Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

    Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибыль. Издержки производства. Предприятие.

    Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России.

    Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.

     Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе.

     Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? Детство – особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.

     Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая деятельность: основные условия успеха.

     Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы. Политические режимы. Государство, в котором мы живем. Национально-государственное устройство. Местное самоуправление.

     Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека.

     Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития общества.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 час в неделю – 34 часа в год

Название темы

Количество часов

1.

Введение

1 час

2.

Тема 1.

Что такое человек?

7 часов

3.

Повторительно-обобщающий урок по теме 1

1 час

4.

Тема 2.

Человек и природа

3 часа

5.

Повторительно-обобщающий урок по теме 2

1 час

6.

Тема 3.

Человек среди людей.

6 часов

7.

Повторительно-обобщающий урок по теме 3

1 час

8.

Тема 4.

Человек в обществе

12 часов

9.

Повторительно-обобщающий урок по теме 4.

1 час

10.

Итоговый урок

1 час

Итого

34 часа


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

8 КЛАСС

34 ЧАСА

Учебник: Л.Н. Боголюбов. Введение в обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. «Просвещение». М., 2009 год.

№ урока

тема раздела, урока

кол-во

часов

Материалы

и  оборудование

основные

термины и понятия

Требования к уровню подготовки

Дом

Задание

1

Введение

1

учебник, схемы

гуманизм, мировоззрение, принцип

с.6-7

2

Что делает человека человеком?  

1

учебник, схемы

мышление, речь, творчество, человек, самореализация, социальное, биологическое

Уметь объяснять смысл понятий; характеризовать качества человека; проследить способность человека к творческой деятельности.

 § 1

3

Что человеку нужно?    

1

учебник, схемы

потребность, ценностные ориентации, материальное, духовное

Уметь объяснять смысл основных понятий; характеризовать материальные и духовные потребности и доказывать их различия; показывать связь между трудом и удовлетворением различных потребностей; определять роль ценностных ориентиров.

§2

4

Ваши способности — в вашей власти

1

учебник схемы

талант, гениальность, характер, воля,

Уметь объяснять смысл основных понятий; характеризовать факторы, влияющие на формирование характера человека; обобщать, делать выводы по теме.

§3

5

Человек и человечность    

1

Учебник

схемы

мораль, нормы морали, нравы, человечность

Уметь объяснять основные понятия; высказывать собственную точку зрения; анализировать высказывания; обосновывать свое мнение.

§4

6

Человек и культура    

1

учебник, схемы,

культура, ценности культуры

Уметь определять, что включает в себя понятие «культура»; объяснять основные понятия; высказывать свою точку зрения; анализировать высказывания.

§5

7

Человек познает мир    

1

учебник, схемы

ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка,  «образ Я»

Уметь объяснять: какую роль в познании играют ощущения; смысл основных понятий; из чего слагается «образ Я». Высказывать свою точку зрения; анализировать тексты и высказывания; характеризовать особенности основных видов познания.

§6

8

Вечные вопросы    

1

учебник, схемы

индивид, индивидуальность, личность, смысл жизни

Уметь объяснять смысл основных понятий; определять признаки, характеризующие человека как индивидуальность и личность; комментировать высказывания.

§1-7

9

Обобщение по теме «Что  такое человек»»

1

Мультимедиа, схемы

См. выше

Закрепление и обобщение знаний

Тест

10

Природа, общество, человек.

1

учебник, схемы

ноосфера, биосфера

Уметь раскрывать основные значения понятий; определять роль природы в жизни человека и общества; аргументировать свои ответы; определять значение моральных норм и запретов в жизни общества.

§8

11

 У       роковой   черты    

1

учебник, схемы

экологическое равновесие, деградация биосферы

Уметь объяснять основные причины ухудшения экологической обстановки в современную эпоху; характеризовать проявления экологического кризиса; намечать пути преодоления экологического кризиса.

§9

12

Природа под охраной закона

1

учебник, схемы

экологическая экспертиза, экологическое право

Уметь характеризовать основные конституционные права и обязанности; перечислять природные объекты; показывать на примерах различия между зонами чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия; приводить примеры экологических правонарушений; определять деятельность общественных организаций в защите природы.

§8-10

13

Обобщение по теме «Человек и природа».

1

Мультимедиа, схемы

Закрепление и обобщение знаний

Тест

14

Межличностные отношения.

1

учебник, схемы

симпатия, антипатия,

приятельство, товарищество

Уметь объяснять основные понятия; характеризовать особенности межличностных отношений; доказывать отличия деловых и личных отношений; называть уровни в развитии межличностных отношений.

§11

15

Радости и сложности общения

1

учебник, схемы

конфликтная ситуация, стратегия поведения

Уметь объяснять смысл основных понятий; доказывать, почему общение необходимо человеку; показать причины конфликтов в межличностном общении.

§12

16

 Малая группа    

1

учебник, схемы

конформизм, групповой эгоизм, групповые санкции, групповые нормы

Уметь называть признаки, которые могут лежать в основе деления малых групп; объяснять основные понятия; характеризовать роль лидера в малой группе.

§13

17

Бесценный дружеский союз.

1

учебник, схемы

групповая  солидарность, дружба

Уметь определять особенности отличия дружбы от других видов межличностных отношений; аргументировать свои ответы; объяснять основные понятия.

§14

18

 «Самое  утреннее из

чувств».

1

учебник, схемы

Уметь доказывать свою точку зрения, комментировать высказывания.

§15

19

 Психологический климат в семье

1

учебник, схемы

семейный долг, психологический климат

Уметь доказывать роль семьи в обществе; определять функции семьи.

§11-16

20

Обобщение по теме «Человек среди людей»

1

Мультимедиа, схемы

Закрепление и обобщение знаний

Тест

21

Человек и общество

1

учебник, схемы

общественные отношения, сферы жизни общества, социальные нормы

Уметь характеризовать основные сферы жизнедеятельности людей; объяснять смысл основных понятий; объяснять отличие друг от друга социальных норм в форме дозволения, предписаний, запретов. Доказывать, что жизнь людей меняется при переходе от одной ступени развития к другой.

§17

22

От хозяйства                

Робинзона к экономике

1

учебник, схемы

экономика, техника, технология, НТР, НТП, «ноу-хау»

Уметь объяснять свою точку зрения; характеризовать технологии будущего; объяснять суть НТР и НТП.

§18

23

Человек в  мире

экономических отношений

1

учебник, схемы

конкуренция, рынок, спрос, предложение, ресурсы, деньги, экономическая система

Уметь объяснять смысл основных понятий; показывать характерные черты рыночной экономики. Определять, что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики.

§19

24

Государство и экономика

1

учебник, схемы

налог, облигация, госбюджет

Уметь приводить примеры общественных благ; аргументировать свои ответы; объяснять смысл основных понятий.

§20

25

Социальная сфера

жизни общества

1

учебник, схемы

социальные статус и  роль, социальный конфликт

Уметь объяснять, в чем выражается социальное неравенство. Называть различные точки зрения на причины появления социального неравенства. Объяснять причины социальных конфликтов. Характеризовать социальную структуру современного российского общества.

§21

26

Нации и      

межнациональные

 отношения

1

учебник, схемы

племя, народность, этнос, нация, национальность, культура межнациональных отношений

Уметь объяснять смысл основных понятий; называть различные понятия о национальной гордости. Определять значение национальных традиций. Находить пути предотвращения национальных конфликтов.

§22

27

Связь поколений

1

учебник, схемы

конвенция, поколение, возрастная когорта

Уметь объяснять основные понятия; характеризовать причины проблемы «отцов и детей»; называть важнейшие права ребенка.

§23

28

Политика и

политическая жизнь

1

учебник, схемы

оппозиция, многопартийность, политика,  политическая власть

Уметь объяснять понятия; определять, что входит в сферу политики; называть признаки любой власти; объяснять причины возникновения политических организаций.

§24

29

Гражданин    и

государство

1

учебник, схемы

государство, суверенитет, монархия, республика, унитарное и федеративное государство, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, гражданство

Уметь называть различные точки зрения на причины появления государства; объяснять основные понятия; характеризовать основные отличия конституционной монархии от абсолютной; определять, как связаны права и обязанности гражданина.

§25

30

Культура. Наука. Искусство

1

учебник, схемы

культура, наука, искусство, художественный образ

Уметь определять общее и различное в материальной и духовной культуре. Раскрывать сущность научного познания. Объяснять основные понятия. Показывать связь искусства с общественной обстановкой.

§26

31

Человек и выбор                        

жизненного пути

1

учебник, схемы

адаптация, индивидуализация, интеграция, выбор жизненного пути

Уметь высказывать собственное отношение к выбору профессии; определять основные типы профессий. Объяснять суть процесса становления личности.

§27

32

Современный   мир

1

учебник, схемы

глобальные проблемы, демографический кризис, техногенная катастрофа

Уметь объяснять проявление глобальных проблем. Называть глобальные проблемы. Определять пути развития международного сотрудничества, направленные на разрешение глобальных проблем.

§17-28

33

Обобщение по теме

«Человек в обществе»

1

Мультимедиа, схемы

См. выше

Закрепление и обобщение знаний

Тест

34

Обобщение по курсу «Введение в обществознание»

1

учебник, схемы

См. выше

Проверить знания. умения и навыки, полученные учащимися за курс «Обществознание» 8 класс.

§1-28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое поурочное планирование математики в 5 классе

Поурочное тематическое планирование по математике в 5 классе к УМК Виленкина...

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 9 класс

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 9 класс...

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)...

Поурочное планирование по обществознанию в 6 классе

Планирование составлено по учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», М., «Русское слово». 11-е издание. 2008...

Поурочное планирование по обществознанию в 7 классе

Планирование составлено по учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», М., «Русское слово». 10-е издание. 2008...

Поурочное планирование по обществознанию в 5 классе по учебнику Боголюбова. ФГОС. Технологические карты по разделу "Труд"

В работе представлены технологические карты по обществознанию, составленные на основе ФГОС основного общего образования, по разделу "Труд". Ориентированы на работу с учебником Боголюбова "Обществознан...

Тематическое поурочное планирование для 8 класса. углублённое изучение.

В поурочном тематическом планировании подробно описано содержание каждого урока.УМК  English VIII О.В. Афанасьева,  И.В.Михеева  для школ с углублённым изучением английского я...