Поурочное планирование по обществознанию в 5 классе по учебнику Боголюбова. ФГОС. Технологические карты по разделу "Труд"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме

 Кузнецова Людмила Михайловна

В работе представлены технологические карты по обществознанию, составленные на основе ФГОС основного общего образования, по разделу "Труд". Ориентированы на работу с учебником Боголюбова "Обществознание" в 5 классе.

Предназначено учителям, руководителям МО истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

Глава IV. ТРУД (5 часов) Уроки 19-20

Тема урока

ТРУД - ОСНОВА ЖИЗНИ

Дата урока

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему

Образовательные

ресурсы

• Презентация «Труд основа жизни» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://prezentacii.com/obschestvoznanie/1916- trud-osnova-zhizni.html

План урока

  1. Каким бывает труд.
  2. Что создается трудом.
  3. Как оценивается труд.
  4. Богатство и бедность.
  5. Богатство обязывает

Личностно значимая проблема

«Любая работа должна приносить удовлетворение» (народная мудрость)

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Благотворительность, меценат, спонсор, материальное изделие

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий

Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

урока

Время(мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации со- взаимо- действия на уроке

Универсальные учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация к учебной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фрон

тальная

работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

7

Беседа

Организует беседу по вопросам:

  • Что такое труд?
  • Зачем человек трудится?
  • Что дает человеку труд?
  • Какой бывает труд? Приведите примеры

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фрон

тальная

работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммун икативн ые:

высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные

ответы

III. Изучение нового материала

  1. Презентация «Труд-основа жизни».
  2. Работа с текстом учебника, с. 74-79.
  3. Задания в рабочей тетради, №1,2, с. 46-47.
  4. Работа с терминами.
  1. Анализ ситуации (Приложение).
  2. Объяснение смысла пословиц
  1. Рассмотрите рисунки

(с. 76). Ответьте на вопросы:

  • Что является материальным изделием, а что услугой?
  • Почему считают, что труд является источником всякого богатства?
  • Как оценивается труд работника?
  1. Организует самостоятельную работу, проводит выборочный контроль.

  1. Организует работу по изучению новых терминов

(спонсор, меценат):

  • Как человек посредством труда богатеет?
  • Может ли он стать бедным?
  • Что такое богатство?
  • Знаете ли вы, кто такой меценат?
  • Кто такой спонсор?
  • Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

Организует самостоятельную работу по изучению нового материала, определяет задание: выберите из текста антонимы, характеризующие труд людей разных профессий.

  • Кому и зачем нужна благотворительность?
  • Только ли богатые могут быть милосердными?
  1. Организует работу над текстом и последующую беседу по вопросам:
  • Кого можно считать бедным, а кого богатым?
  • Каковы причины бедности?
  1. Делит учащихся на группы, организует работу по разбору пословиц

1. Знакомятся с новой информа-цией, задают уточ- няющие вопро-сы, обсуждают новую информацию.

2. Знакомятся

с новыми мате

риалом, рассмат

ривают рисунок,

отвечают на во

просы, высказы

вают собствен

ную точку зре

ния.

3. Читают текст,

рассматривают

иллюстрацию

в учебнике, отве

чают на постав

ленные вопросы.

4. Отвечают

на вопросы,

работают

со словарем.

  1. Читают и анализируют текст, отвечают на вопросы.
  2. Разбирают пословицы, определяют их смысл

1. Инди

видуаль

ная ра

бота.

2. Инди

видуаль

ная, фрон

тальная

работа.

3. Инди

видуаль

ная ра

бота.

4. Инди

видуаль

ная, фрон

тальная

работа.

  1. Фронтальная работа.
  2. Груп- повая работа

Коммун икативн ые:

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;ставят вопросы, обращаются Личностные: оценивают жизненные ситуации

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность

действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию

за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

  1. Устные ответы.
  2. Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Задания в рабочей тетради,

№ 5, 6, 7, с. 49-50

Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания в рабочей тетради

Индиви

дуальная

работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

  • Важно ли человеку знать, что его труд приносит пользу?
  • А всякий ли труд приносит удовлетворение?
  • Обучение в школе - это труд ученика, какую пользу приносит такой труд?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фрон

тальная

работа

Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 9. Задания в рабочей тетради, № 3,4, 8, с. 47, 48, 50

Конкретизирует домашнее задание

Записывают

домашнее

задание

Индиви

дуальная

работа

Приложение

Притча «Два богача»

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

  • Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить.
  • А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика

И.С.Тургенев

Уроки 16-17

Тема урока

ТРУД И ТВОРЧЕСТВО

Дата урока

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о сущности человеческой деятельности и процессе творчества

Образовательные

ресурсы

• Презентация «Труд и творчество». - Режим доступа : http://nsportal.ru/shkoIa/obshchestvoznanie/library/prezentatsiya-k- uroku-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-trud-i-tvorches

План урока

  1. Трудовая деятельность человека.
  2. Мастер и ремесленник.
  3. Что такое творчество.
  4. Творчество в искусстве

Личностно значимая проблема

«Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду» (М. Горький)

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Творчество, духовные ценности, материальные ценности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять значение труда в жизни человека.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль

Выражают адекватное понимание причин ус- пешности/неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации со- взаимо- действия на уроке

Универсальные учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация

2

Эмоциональная, психоло-

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную

Слушают и обсуждают тему

Фрон

тальная

Личностные: понимают необходимость уче-

1

2

3

4

5

6

7

8

к учебной деятельности

гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

работа

ния, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

7

Обсуждение эпиграфа к уроку

Организует обсуждение эпиграфа:

Ветерок спросил, пролетая:

  • Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

  • Золотые руки растят!

Е. Серова

- О каком человеке можно сказать, что у него руки золотые?

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фрон

тальная

работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные

ответы

III. Изучение нового материала

17

  1. Презентация «Труд и творчество».
  2. Работа с терминами.
  1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
  2. Организует работу П£к$5учению новых терминов

(творчество):

  • Что такое творчество? Кого мы можем назвать творческими людьми?
  • Что такое культурные и материальные ценности? Приведите примеры.
  1. Знакомятся

с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

  1. Знакомятся

с новыми терминами, работают со словарем.

  1. Индивидуальная работа
  2. Индивидуальная, фронтальная работа

Личностные: определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному учреждению; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

2. Устные ответы.

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Задание в рабочей тетради, № 1, с. 51.
  2. Работа с дополнительным материалом

(Приложение 1).

  1. Работа с иллюстрациями учебника, с. 84, и рубрикой «Картинная галерея», с. 86. Знакомство

с биографиями и творчеством великих художников В. М. Васнецова и М. А. Врубеля (Приложение 2)

  1. Организует самостоятельную работу, проводит выборочный контроль.
  2. Нацеливает учащихся на работу по изучению дополнительного материала и его обсуждению.
  3. Организует обсуждение иллюстраций учебника, проводит беседу по вопросам:
  • Можно ли назвать эти произведения шедеврами, творениями мастеров?
  • Почему многие произведения искусства древних мастеров безымянны?
  • Что важнее было для мастера: передать красоту

и дать возможность людям ею насладиться или увековечить свое имя?

  • Приведите примеры произведений искусства российских мастеров.
  • Что означают следующие выражения: «отнять у людей красоту», «бережно относиться к труду мастеров»?
  1. Самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради.
  2. Читают и анализируют текст, отвечают на вопросы.
  3. Рассматривают иллюстрации и репродукции картин, знакомятся с биографиями и творчеством

В. М. Васнецова и М. А. Врубеля

  1. Индивидуальная работа.
  2. Фронтальная работа.
  3. Фронтальная работа

Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на уроке; используют предложения и оценки- для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные: ставят и формулируют проблемы; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера. Коммун икативн ые: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы; обращаются за помощью, формулируют свои затруднения

3.Задание в рабочей тетради.

  1. Устное задание.
  2. Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Задание в рабочей тетради,

№ 5, с. 53

Определяет задание, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

У

i

Выполняют задание в рабочей тетради

Индиви

дуальная

работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения задания

1

2

3

4

5

б

7

8

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

  • Назовите людей, о которых вы бы сказали: «У них “золотые руки”».
  • Почему вы выбрани этих людей?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фрон

тальная

работа

Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 10.Задание в рабочей тетради № 6, с. 54-57

Конкретизирует домашнее задание

Записывают

домашнее

задание

Индиви

дуальная

работа

Приложение 1

Дополнительный материал для учителя

Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец. И в данном случае неважно, что то же самое могли придумать задолго до него, - он же этого не знал! Он мыслил, фантазировал, придумывал и добился цели. Именно это очень важно. А история даже знает примеры того, как одно и то же изобретение было сделано почти одновременно людьми, незнакомыми друг с другом. Например, дважды родился в Англии телефон. Его изобретателем считают преподавателя школы глухонемых А. Белла. Но Белл подал заявку на изобретенный им аппарат всего на два часа раньше физика Э. Грея - в тот же самый день, 14 февраля 1876 года! Изобретение радио продемонстрировал в мае 1895 года в России А. С. Попов, а через месяц в Англии завершил свою работу и получил патент на точно такое же изобретение итальянец Гуль- ельмо Маркони.

  • Согласны ли вы с тем, что человек сделавший изобретение, - это творец, несмотря на то, что подобное изобретение может сделать и кто-то другой?
  • А для чего используется магнитофон?

Например, люди используют записанные на пленку тревожные голоса птиц - они отгоняют пернатых от аэродромов и полей. В Африке люди придумали использовать запись рычания льва, чтобы отгонять хищников от ферм. В Европе охотники применяют специальные аудиозаписи для выманивания зайцев из нор и охоты на лис, а в Австралии - ловят рыбу так: в воду спускают микрофон и передают запись звуков, издаваемых кормящейся хамсой и привлекающих голодных хищников. (URL: http://www.prosv.ni/ebooks/Bogolubov_Obshestvoznanie_6kl/2.html)

Приложение 2

Биографии и творчество великих художников

В.        М. Васнецов.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ. Его называли «истинным богатырем русской живописи».

Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.

В 1858 году он едет учиться в Вятку - вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал. Он все больше времени отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать «типы», изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти.

Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же, в 1866-1867 годах, он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. В них он просто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского края. Хотя книжка не вышла, Васнецов бережно сохранил рисунки. В 1912 году они были изданы в роскошном альбоме под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова».

В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

Первый год Васнецов не учился в Академии по недоразумению: после сдачи экзаменов он не понял, что был принят. Зиму 1867-1868 годов он занимался в Школе Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской, ставший впоследствии его другом и советчиком. Начав в следующем году учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, общение с которым переросло в крепкую дружбу, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника.

У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Так, среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном «Богатыри», которое перевез с собой из Москвы в Киев, и для работы над картиной «Иван-Царевич на Сером Волке», которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге; выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы «сидения в Киеве».

«Изумительный труженик», «большой умник и разумник», Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры» через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли «первопроходцем». И как первооткрыватель, творчество которого является переходным, сочетающим в себе разные элементы, Васнецов вызывал у современников противоречивые чувства и оценки - недоумение и восторг, резкую критику и преклонение, но он никогда и никого не оставлял равнодушным, всегда был предметом размышлений и споров. «Ваше творчество, - писал ему известный деятель “Мира искусства” Сергей Дягилев, - и оценка его уже много лет - самое тревожное, самое жгучее и самое нерешенное место в спорах нашего кружка». И он же говорил художнику: «Из всего поколения наших отцов Вы ближе к нам, чем все остальные...»

(URL: http://www.centre.smr.ru/win/artists/vasnec v/hiogr vasnecl.htm)

М. А. Врубель.

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил в Омской крепости с 1853 по 1856 годы. Мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница декабриста Н. В. Басаргина, - умерла, когда мальчику исполнилось 3 года

Дом, в котором жили Врубели в Омске, не сохранился: он был расположен на перекрестке улиц Новой (ул. Чкалова) и пр-та К. Маркса (ул. Артиллерийская). В 1859 году отца Врубеля перевели в Астрахань, затем последовали частые переезды, связанные с его служебными перемещениями. Детские и юношеские годы Врубеля прошли в С.-Петербурге (здесь он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств), в Саратове, Одессе. После окончания в 1874 году Одесской классической гимназии поступил на юридический факультет

С.-Петербургского университета. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, служил юристом в Главном военно-судном управлении. Осенью 1880 года Врубель стал посещать вечерний класс в Академии художеств у П. П. Чистякова вместе с Серовым, уроки акварели брал у И. Е. Репина.

Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры «целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц.

В 80-х годах XIX века происходит приобщение Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. В 1884 году по приглашению профессора А. В. Прахова участвовал в реставрации росписей и фресок Кирилловской церкви в Киеве, создал ряд композиций на ее стенах, самые сложные из которых «Сошествие святого духа» и «Надгробный плач». В 1887 году ему было поручено исполнение фресок для Владимирского -1 собора в Киеве. Представленные Врубелем эскизы «Надгробный плач» и «Воскресение», «Ангел с кадилом и свечой» (Киев, Музей русского искусства) и другие с их строгой торжественной композицией, певучестью рисунка говорят о глубоком творческом восприятия древнерусского и византийского монументального искусства. В их колорите, во всем живописном строе выражен драматизм, экспрессия и одухотворенность образов, которая не помешала церковной комиссией признать их удовлетворительными из-за отсутствия религиозности.

В 1889 году Врубель переехал в Москву, познакомился с С. И. Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В. А. Серов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, В. М. Васнецов. В этот период жизни он создал значительное число произведений, исполнил иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.

Все отступления в мир реалий, в которых жил и творил Михаил Александрович Врубель, помогают нам объемнее и точнее осмыслить судьбу этого удивительного художника, понять всю глубину его самых прекрасных произведений.

«Царевна-Лебедь». Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

Иоаким надо было обладать даром, чтобы воплотить этот чистый и целомудренный облик в картину!

Рассказать языком живописи о сновидении, о невероятном. Это мог сделать только великий художник, постигший прелесть Руси.

«Крылья - это родная почва и жизнь», - писал Михаил Врубель, а в другом обращении к близкому товарищу он восклицал: «Сколько у нас красоты на Руси... И знаешь, что стоит во главе этой красоты - форма, которая создана природой вовек. А без справок с кодексом международной эстетики, но бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою».

Так осознать глубину самого сокровенного в искусстве дано очень немногим, и Врубель потому-то и смог написать шедевр нашей школы, ибо любил Отчизну, народ, красоту.

«Царевна-Лебедь». В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит. Поэтому, может быть, так

печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.

Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями. Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари...

Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде. Невероятная благость разлита в холсте. Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Но сколько скрытой песенности в этом молчании. В картине нет действия, жеста. Царит покой.

Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным.

Художник пленил нас магией своей волшебной музы. И мы, жители XXI века, на миг оказываемся в неведомом царстве грез. Живописец- чародей заставляет нас забыть о скепсисе, свойственном нашему отношению к чудесам, и властною рукою гения усиливает в сердцах наших чувство веры в добро, прекрасное.

Врубель ушел из жизни 1 апреля 1910 г, в С.-Петербурге. Его торжественно хоронила Академия художеств, речь над могилой произнес Александр Блок: «...У Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, свое грядущее поражение». Этими вещими словами Россия прощалась с Врубелем, а вместе - с уходящей эпохой XIX столетия.

Врубель оставил более 200 произведений. Среди них - портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Его искусство и сегодня продолжает «будить душу от мелочей будничного величавыми образами».

Урок 18

Тема урока

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ТРУД»

Дата урока

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

План урока

  1. Труд в деятельности человека.
  2. Мир профессий

Цель урока

Создать условия для закрепления знаний учащихся о труде и творчестве

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Труд, творчество, духовные ценности, материальные ценности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нрав- ственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

урока

Время(мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

1

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации со- взаимо- действия на уроке

Универсальные учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация к учеб-

2

Эмоциональная, психологическая и мо-

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуж-

Фрон

тальная

работа

Личностные: понимают необходимость учения.

1

2

3 1 4

5

6

7

8

ной деятельности

тивационная

подготовка

учащихся

к усвоению

изучаемого

материала

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

дают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

7

Разгадывание

кроссворда

(Приложение 1)

Организует работу по разгадыванию кроссворда

Разгадывают кроссворд, повторяют ранее изученные термины

Фрон

тальная

работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные

ответы

III. Обобщение и систематизация знаний

2.4

  1. Игра «Три судьбы» (Приложение 2).
  2. Игра «Цепочка профессий» (Приложение 3)
  1. Знакомит учащихся с правилами игры, организует игровое действие.
  2. Знакомит учащихся с правилами игры, организует игровое действие
  1. Активно участвуют в игре,

в ходе игрового действия делают выводы по теме урока.

  1. Активно участвуют в игре,

в ходе игрового действия делают выводы по теме урока

  1. Фронтальная работа.
  2. Фронтальная работа

Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

  1. Устные ответы, участие

в игре.

  1. Устные ответы, участие

в игре

1

2

3

4

5

6

7

8

IV. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

  • Как трудовая деятельность влияет на человека?
  • Так ли это важно - любить свою профессию?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фрон

тальная

работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Подготовить стихотворения о Родине

Конкретизирует домашнее задание

Записывают

домашнее

задание

Индиви

дуальная

работа

Приложение 2

Игра «Три судьбы»

Цель игры: помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей (труженика, лентяя, бездарности и др.).

Возраст: 13-15 лет.

Ход игры

Вначале, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли. Школьникам дается инструкция: «Представьте, что дело происходит в школе будущего, где-то во второй половине нашего столетия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в 2010 году XXI столетия закончил среднюю школу, а затем прожил интересную жизнь, дотянув до нашего времени. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет. Но гости наши необычные: мы решили пригласить разных по своим жизненным ориентациям людей.

Первый - это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье. Второй - выдающийся лентяй, считающий, что работать должны только дураки. Третий - удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные...).

Но вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут в коридор и сами решат, кто какую роль на себя возьмет. Мы за это время попробуем придумать для наших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли они счастливы, а потом постараемся угадать, какие роли они играли».

Главные игроки выходят в коридор, чтобы разобраться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни. Ведущий предлагает оставшимся придумать по 3 вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности наших гостей, но и их личной семейной жизни, досуга. В класс приглашаются главные игроки, их усаживают на почетные места, им предлагается по очереди кратко (за 3-4 минуты) рассказать об основных этапах прожитых жизней. После того как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, ведущий предлагает начать пресс- конференцию, то есть остальным учащимся задавать краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Примерно за 15-20 минут до конца занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят, и им предлагается занять свои места в классе, чтобы участвовать в общем обсуждении.

При обсуждении ведущий сначала может спросить у присутствующих, кто из гостей показался им более счастливым и почему. Далее можно поинтересоваться, у кого какие роли (стереотипы) получились, и соотнести их с теми ролями, которые планировались самими игроками. Чтобы разобраться, удалось (или не удалось) участникам сыграть выбранную роль, ведущий может задать классу вопрос: «А чем вообще принципиально различаются труженик, лентяй и бездарность?»

Приложение 3

Игра «Цепочка профессий»

Цель игры: развитие у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.

Возраст: 13-15 лет.

Ход игры

Дается инструкция: «Сейчас мы по кругу выстроим “цепочку профессий”. Я назову первую профессию, например металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например повар. Следующий назовет профессию, близкую повару и т. д. Важно, чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство названной профессии. Например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами».

По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы: «В чем же сходство вашей профессии с только что названной?» Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

Комментарий. При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда обнаруживаются интереснейшие линии сходства. Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что людям, выбирающим свой профессиональный путь, не следует ограничиваться только одним выбором, ведь очень часто то, что ищет человек в одной (только в одной!) профессии, может оказаться в других, более доступных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование курса Обществознание 6 кл. к учебнику Боголюбова

Материал содержит КТ планирование по курсу "Обществознание" 6 кл. к учебнику Боголюбова из расчета 34 часа в год/ 1 час в неделю...

тематическая работа по обществознанию 6 класс к учебнику Боголюбова

Данная тематическая работа предназначена для учеников 6 класса, содержит материал по всему разделу "Человек". Работа составлена на основе учебника Боголюбова....

тематическая работа по обществознанию 6 класс к учебнику Боголюбова

Данная тематическая работа предназначена для учеников 6 класса, содержит материал по всему разделу "Человек". Работа составлена на основе учебника Боголюбова....

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 11 класс по учебнику Боголюбова

№  Наименование раздела программыТема урокаКол-во часовТип урокаЭлементы содержанияТребования к уровню подготовки учащихсяВид контроля. ИзмерителиЭлементы дополнительного содержанияДом...

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 6 класс По учебнику Л.Н. Боголюбова

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 6 классПо учебнику Л.Н. БоголюбоваНомер урокаНазвание урокаКол-во часовИзучаемые вопросыТребования к уровню подготовки уч-сяОсновные поняти...