Рабочая программа по МХК (10 класс)
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему

Мордань Наталья Юрьевна

В материале представлена рабочая программа с тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_mhk.docx67.23 КБ

Предварительный просмотр:

D:\печать для планирования 2014-2015.jpg

Рабочая программа

Государственного бюджетного общеобразовательного

 учреждения г. Москвы

«Школы с углубленным изучением отдельных предметов  №879»

на 2014-2015 учебный год

по  курсу «МХК» для 10  класса

к учебнику  Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура».

– М.: «Владос», 2010

Учителя  русского  языка и литературы

Мордань Натальи Юрьевны

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по курсу «МХК» для 10 класса составлена на основе авторской программы Л.А.Рапацкой.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного предмета, возрастных особенностей обучающихся.

Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира в их соотнесенности с наследием русской художественной культуры и на этой основе силой воздействия различных искусств формировать духовный мир школьника, его эстетическую и нравственную воспитанность.

Задачи курса:

- раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры в диалоге с художественными культурами зарубежных стран;

- выявить в многогранном историческом наследии мировой художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их в контексте культурологических представлений о художественной культуре мира разных эпох;

- познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культуры;

- развитие чувств, эмоций, логического  и образно-ассоциативного мышления,  художественно-творческих способностей;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры и литературы как ее неотъемлемой части;

- освоение знаний о стилях и направлениях  в отечественной и мировой культуре, о вершинах художественного (и литературного как его части) творчества в отечественной и зарубежной культуре;

- освоение умением анализировать произведения литературы и других искусств, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.

 На протяжении всего обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, литературы, архитектуры, музыкального искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.

Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную, урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие обучающихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы обучающимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт исследовательской и творческой деятельности. Программа предполагает значительную творческую самостоятельность обучающихся при изучении художественных артефактов и расширение образовательной базы путем обращения к межпредметным связям, активное использование знаний, полученных обучающимися на уроках литературы, изобразительного искусства, музыки, истории.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса мировой художественной культуры в 10 классе

Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как к единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет обучающимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запёчатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия и интерпретаторских способностей обучающихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. 

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Данное планирование предусматривает формирование у учащихся  следующих приоритетных общеучебных знаний, умений, навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

-  умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены литературы, искусства;

- осуществлять поиск и отбор нужной информации;

- использовать информационные технологии для выполнения и оформления работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

-понимать ценность гуманитарного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям современного искусства.  

Содержание курса

Обучение в 10 классе строится через «погружение в культуру» исторической эпохи 19 века и основывается на принципе сравнительного сопоставления зарубежной и русской художественных культур. Вникая в образный язык достаточно разных произведений искусства, обучающиеся учатся мыслить на языке данного искусства.

В базовый курс изучения МХК в 10 классе «Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России» вошли разделы:

1. История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции.

2. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестирования, анализа художественных произведений; итоговая аттестация - в форме защиты проектов, обобщающих уроков, зачётов в форме семинара.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

При раскрытии темы урока предусматривается использование дополнительной литературы и информационных технологий. Стремление к выражению своего отношения к произведениям искусства и архитектуры должно служить источником развития образного мышления.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках мировой художественной культуры с использованием разнообразных форм выражения:

- восприятие произведений изобразительного искусства;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету и является необходимым условием формирования личности обучающегося.

Описание места предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

Учебно-методическое обеспечение

Для учителя и учащихся

1.  Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

2.  Балакина Т.И. Россия  19 - начало 20 века. М., 2004.

3.  Вачьянц А.М. «Вариации прекрасного». Введение в мировую художественную культуру. М., 2002.

4. Гнедич П.П.  Всемирная история искусств. М., 1996.

5. Гоголев К.Н. Индия, Китай, Япония. М., 2004.

6. Гоголев К.Н. Краткий конспект. Западная  Европа и Ближний Восток. М., 2004.

7. Дмитриева Е.В. Мировая художественная культура. Россия. С-П. 2002.

8.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: в 2 книгах. М., 1996.

9. Емоханова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1993.

10.  Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. М., 2002.

11.  Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1996.

12.  Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

13.  Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

14.  История зарубежного искусства: Учебник. Под ред. Кузьминой Т.М., Мальцевой Н.Л. М., 1983.

15.  История русского искусства. В 3 т. Под ред. Раковой М.М., Рязанцева И.В. М., 1991.

16.  История русского и советского искусства. Под ред. Сарабьянова Д.В. М.,1979.

17.  Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1981.

18.  Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. М., 1980.

19.  Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1996.

20.  Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1991.

21.  Пешикова Л.В. Конспекты уроков по мировой художественной культуре. М., 2005.

22.  Пешикова Л.В. Методика  преподавания мировой художественной культуры в школе. М., 2002.

23.  Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. М., 1986.

24.  Предтеченская Л.М., Пешикова Л.В. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры. М., 2001.

25.  Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». М., 1996.

26.  Рапацкая Л.А. История русской музыки. От Древней Руси до «серебряного века». М., 2001

Примерное поурочное планирование

№ урока

Название темы

Форма урока

Виды деятельности учащихся и учителя

Примерное содержание

Вид контроля знаний

Домашнее задание

Дата

 10 а

1

Основные течения в европейской художественной культуре 19-начала 20 века.

Романтизм как стилевое направление, «открытие внутреннего человека»

Урок-лекция с элементами беседы

Прослушивание материала, диалог, просмотр слайдов, составление опорного конспекта

Краткая характеристика исторической ситуации. Крах идеалов Великой Французской революции.

Общая характеристика стиля.

Направления романтизма. Романтизм и символизм. Новые выразительные средства.

Оценка ответов в ходе обсуждения

Повторение по конспекту. Подготовить стихотворение на выбор: Гейне, Байрон, Шиллер

1-5.09

2

 Романтизм в европейской  литературе 19 века. Поэзия

Урок-концерт

Гейне, Байрон, Шиллер

Оценка д/з

Повторение по конспекту, инд. подготовка презентаций

8-12.09

3

Романтизм в европейской литературе 19 века. Проза. Исторический роман

Урок-презентация

Подготовка презентаций (инд.), сообщения учащихся 5-7 минут.

Гюго, Вальтер Скотт, Гофман, Андерсен, братья Гримм

Оценка д/з

Повторение по конспекту, инд. подготовка презентаций

15-19.09

4

Расцвет музыки в эпоху романтизма. Инструментальное творчество композиторов Западной Европы

Урок-презентация

Подготовка презентаций (инд.), сообщения учащихся 5-7 минут.

Шопен, Шуберт, Паганини, Лист

Оценка д/з

Повторение по конспекту, инд. подготовка презентаций

22-26.09

5

 Расцвет музыки в эпоху романтизма.  Симфоническое творчество композиторов Западной Европы

Урок-презентация

Подготовка презентаций (инд.), сообщения учащихся 5-7 минут.

Черты романтизма в творчестве Бетховена, Берлиоз, Лист

Оценка д/з

Повторение по конспекту

29.09-3.10

6

 Расцвет музыки в эпоху романтизма. Оперное творчество композиторов Западной Европы

Урок-беседа

Диалог, просмотр слайдов, составление опорного конспекта

Вагнер. Театр Вагнера.

Оценка ответов в ходе обсуждения

Повторение по конспекту

6-10.10

7

Романтизм в изобразительном искусстве Западной Европы.  

Т. Жерико. Э. Делакруа

Урок-беседа

Диалог, просмотр слайдов, составление опорного конспекта

Т. Жерико, Э. Делакруа

Оценка ответов в ходе обсуждения

Повторение по конспекту, инд. подготовка презентаций

13-17.10

8

 Романтизм в изобразительном искусстве Западной Европы Ф.Гойя

Урок-презентация

Подготовка презентаций (инд.), сообщения учащихся 5-7 минут.

Ф.Гойя

Оценка д/з

Повторение по конспекту

20-24.10

9

 Влияние романтизма на последующие направления в искусстве. Обобщение

Урок-обобщение

Беседа, диалог, повторение материала, тест 10 мин.

Романтизм и символизм, романтизм и импрессионизм, романтизм и реализм.

Оценка  за тест

Не задано

5-7.11

10

Романтизм в художественной культуре России

 Своеобразие русского романтизма. Романтизм и реализм.

Урок-лекция с элементами беседы

Прослушивание материала, диалог, просмотр слайдов, составление опорного конспекта

Отражение наболевших социальных проблем, тяготение к реализму. Романтизм и сентиментализм.

Оценка ответов в ходе обсуждения

Повторение по конспекту

10-14.11

11

Литература русского романтизма. В.Жуковский.

Урок-презентация

Подготовка презентаций (инд.), сообщения учащихся 5-7 минут.

Жуковский. Баллады. Переводы.

Оценка д/з

Повторение по конспекту, инд. презентации

17-21.11

12

 Романтизм-реализм: диалог стилей в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Урок-презентация

Подготовка презентаций (инд.), сообщения учащихся 5-7 минут.

Романтизм и реализм в творчестве Пушкина и Лермонтова. Роль Пушкина в русской культуре. Пушкин и музыка. Многогранность поэтического мира Лермонтова.

Оценка д/з

Подготовить сообщение по теме «Русский романс» (инд.)

24-28.11

13

Романтизм в русской музыке 19 века. Русский романс.

Урок-концерт

Подготовка сообщений

Русский романс. Варламов, Алябьев, Гурилев.

Оценка д/з

Повторение по конспекту

1-5.12

14

Творчество М.И.Глинки как синтез романтического и реалистического мироощущения

Урок-беседа

Диалог, просмотр слайдов, составление опорного конспекта

Романтизм и реализм в творчестве Глинки. «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», романсы.

Оценка ответов в ходе обсуждения

Повторение по конспекту, инд. подготовка презентаций

8-12.12

15

Обращенность живописи к внутреннему миру человека. Творчество О. А. Кипренского.

Урок-презентация

Подготовка презентаций (инд.), сообщения учащихся 5-7 минут.

Своеобразие романтизма Кипренского. Романтизм и сентиментализм. Венецианов. Тропинин.

Оценка д/з

Повторение по конспекту

15-19.12

16

 Сочетание классицистических (академизм) и романтических традиций в творчестве К. П.Брюллова

Урок-беседа

Диалог, просмотр слайдов, составление опорного конспекта

Повторение особенностей классицизма. Понятие академизма. Брюллов.

Оценка ответов в ходе обсуждения

Повторение по конспекту

22-26.12

17

 Русский романтизм и становление критического реализма. Обобщение темы

Урок-обобщение

Беседа, диалог, повторение материала. Тест

Проявление результатов полученных знаний.

Оценка ответов в ходе обсуждения

Не задано

29-31.12

18

Реализм в художественной культуре Западной Европы 19 века

Соотношение романтической и реалистической образности

Урок-лекция с элементами беседы

Прослушивание материала, диалог, просмотр слайдов, составление опорного конспекта

Романтизм и реализм. Истоки реализма. Понятие критического реализма.

Оценка ответов в ходе обсуждения

Повторение по конспекту, инд. подготовка презентаций

12-16.01

19

Реализм в литературе Западной Европы. Творчество Ч.Диккенса и О. Бальзака, Стендаля.

Урок-презентация

Подготовка презентаций (инд.), сообщения учащихся 5-7 минут.

Предисловие к «Человеческой комедии»- реалистический манифест Бальзака. Искусство психологического портрета, Значение детали. Англия в произведениях Диккенса. Своеобразие романов Стендаля.

Оценка д/з

Повторение по конспекту, инд. подготовка презентаций

19-23.01

20

 Реализм в изобразительном искусстве Западной Европы.

Творчество Г.Курбе, Ф.Милле, О. Домье

Урок-презентация

Подготовка презентаций (инд.), сообщения учащихся 5-7 минут.

Особенности реализма  19 века. Натурализм и реализм.

Творчество Г.Курбе, Ф.Милле, О.Домье

Оценка д/з

Повторение по конспекту, инд.подготовка презентаций

26-30.01

21

Реалистические тенденции в музыке Западной Европы 19 века. Оперное творчество

 Дж. Верди и Ж. Бизе

Урок-презентация

Подготовка презентаций (инд.), сообщения учащихся 5-7 минут.

Тест

Особенности реализма в музыке. Сюжеты реалистических опер. Верди «Травиата», «Риголетто».

Бизе «Кармен». Драматизация жанра лирической оперы.

Оценка д/з

Оценка за тест

Повторение по конспекту

2-6.02

22

Реализм в русской культуре

 Основные этапы  развития реализма в России. Отражение наболевших социальных проблем в литературе первой  половины 19 века. Обзор.

Урок-лекция

Прослушивание материала, просмотр слайдов, составление опорного конспекта

Становление идей критического реализма в русском искусстве. «Гоголевское направление» и «натуральная школа».

Отражение наболевших

 социальных проблем

 в литературе

Оценка за составление опорного конспекта

Повторение по конспекту

9-13.02

23

 Становление идей критического реализма в творчестве А.С.Даргомыжского. Романсы и оперное творчество Даргомыжского.

Урок-беседа

Диалог, просмотр слайдов, составление опорного конспекта

Влияние эстетики «натуральной школы» на творчество Даргомыжского. Декламационный стиль композитора. Правдивое воплощение действительности. Опера «Русалка». Романсы- монологи.

Оценка ответов в ходе обсуждения

Не задано

16-20.02

24

Становление идей критического реализма в творчестве П.А.Федотова. Творчество Иванова как синтез академизма и реализма.

Урок-презентация

Подготовка презентаций (инд.), сообщения учащихся 5-7 минут.

Понятие «критический реализм». Жанровая живопись. Федотов и его картины. Федотов-поэт. Академизм. Философская глубина произведений Иванова.

Оценка д/з

Повторение по конспекту, инд. подготовка презентаций

2-6.03

25

Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа

 Литература как ценностное ядро русской культуры

Урок-беседа с элементами презентации

Диалог, просмотр слайдов, составление опорного конспекта

Тест

Просветительский пафос литературы, нравственные и философские проблемы в русской литературе второй половины 19 века. Некрасов, Тургенев, Гончаров, Островский Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой.  

Оценка ответов в ходе обсуждения.

Оценка за тест

Повторение по конспекту

10-13.03

26

Русская музыкальная культура. «Идеи национального самовыражения в творчестве композиторов «Могучей кучки»

Урок-беседа с элементами презентации

Диалог, просмотр слайдов, составление опорного конспекта

Реализм композиторов «Могучей кучки». Мусоргский: обращение к сюжетам русской истории. «Хованщина», «Борис Годунов», Бородин «Князь Игорь». Римский Корсаков «Царская невеста»

Оценка ответов в ходе обсуждения

Повторение по конспекту, инд. подготовка презентаций

16-20.03

27

Вечные темы жизни в творчестве П.И.Чайковского

Урок-презентация

Подготовка презентаций (инд.), сообщения учащихся 5-7 минут.

Гуманистические идеалы творчества Чайковского. «Вечные темы» бытия. Симфонии № 4,5,6, оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Балеты, романсы.

Оценка д/з

Повторение по конспекту, инд. подготовка презентаций

23-27.03

28

Реалистическая образность в творчестве художников–передвижников.

Урок-презентация

Подготовка презентаций (инд.), сообщения учащихся 5-7 минут.

Жанровая живопись передвижников. Портрет. Пейзаж. Историческая живопись. Картины на библейские сюжеты.

Оценка д/з

Подготовиться к дебатам

30.03-3.04

29

Реалистическая образность в творчестве художников-передвижников: за и против

Урок-дебаты

Выступления учащихся в дебатах (согласно технологии дебатов)

Проявление полученных знаний.

Оценка за выступления и судейство

Повторение по конспекту

6-10.04, 13-14.04

30

31

Расцвет и закат классицистических традиций в русской архитектуре.

Урок-обобщение

Беседа, диалог, повторение материала

Классицизм 19 века. Захаров, Воронихин, Бове, Росси.

Оценка за выступления

Не задано

20-24.04

27-30.04

32

 Рождение новых идей в искусстве конца 19- начала 20 века. Обобщение.

Урок-обобщение

Беседа, диалог, повторение материала

Стасов. Монферран. Тоон.

Храм Христа Спасителя. Псевдорусский стиль. Эклектика.

Оценка за выступления

Не задано

5-8.05

33

34

Резерв

Не задано

12-15.05

18-22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...