Войдем в Храм!
методическая разработка по мхк (5 класс) на тему

Быкова Полина Александровна

по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voydem_v_hram.docx484.03 КБ
Office presentation icon voydem_v_hram.ppt1.9 МБ
Файл razdatochnyy_material_hram.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

     

Тема урока: Духовная художественная культура: войдём в храм! Храмы России

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «православный храм» и его назначением, устройством православного храма;
  • Формировать представление о его ценности как святыни для православных людей;
  • Активизировать историко-культурный словарь учащихся;
  • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому, культурному наследию;
  • Развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции, связанные с темой урока.

Оборудование:

 

  • Презентация;
  • Раздаточный материал:
  1. Карточки для дифференцированной работы;
  2. Бумажные листочки для выполнения задания.

Тип урока:

   

   Открытие новых знаний  через заочную экскурсию в храм.

                                    План урока

1. Орг. момент (1 минута)

2. Проверка домашнего задания (5 минут)

3. Актуализация знаний (2 минуты)

4. Сообщение темы урока и целеполагание (2 минуты)

5. Изучение нового материала (15 минут)

6. Первичное восприятие нового материала (5 минут)

7. Физкультминутка (1 мин)

8. Закрепление изученного (10 минут)

9. Домашнее задание (2 минуты)

10. Рефлексия (2 минуты)

                                       Ход урока

1. Орг. момент

             Итак, друзья, внимание-

             Ведь прозвенел звонок.

             Садитесь поудобнее,

             Начнем сейчас урок!

2. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- Ребята, какие фильмы ваши любимые, а какие актеры вам нравятся больше?

3. Актуализация знаний.

 Звучит колокольный звон

- Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

(ответы учащихся)

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

(Ответы учащихся: Раньше, услышав звон колокола, народ  шел на собрание; колокол звонил вовремя пожаров; звал людей на битву с недругом)

- Верно.

- А где можно в наше время  услышать колокольный звон?

(ответы учащихся)

Учитель:

Отгадайте загадку.

В потемневших лучах горизонта

Я смотрел на окрестности те,

Где узрела душа Ферапонта

Что-то Божье в земной красоте.

И однажды возникли из грёзы,

Из молящейся этой души,

Как трава, как вода, как берёзы,

Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,

Из соседних явившись земель,

Это дивное диво возвысил

До черты, не бывалой досель…

                                                       Н.Рубцов.

                  На горе стоит свеча,

                  В ней молитва горяча!

- Что это такое?

(церковь, храм)

- Правильно.

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке.

 Сформулируйте тему нашего урока.

( «Храм», «Православный храм»).

4. Сообщение темы урока.

Учитель:

Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию в православный храм.

- Чтобы вы хотели узнать о храме?

(ответы учащихся)

- Зачем знать о храмах и их внутреннем устройстве?

(Это наша история, наша жизнь, которую должен знать каждый православный человек).

- Вам уже приходилось бывать в церкви или православном храме?

  С кем вы ходили в храм?

5. Изучение нового материала.

Учитель:

- Запишите тему урока в тетрадь.

1) Записывают тему  в рабочую  тетрадь.

- Обсудите и запишите по три слова, с которым  ассоциируется слово «храм».

Храм (запись слова на доске):

 церковь, свечи, иконы, крест, Бог, молитва, священник, душа, ангел…

- Так что же такое по – вашему храм?

(храм- это священное сооружение, в котором собираются люди для совместных молитв)

3) Вступительное слово учителя

У каждого человека есть дом, в котором он живет вместе со своими родственниками. Это общий дом для всех членов одной семьи. Есть общий дом и для верующих в Бога людей.

Этот дом называется ХРАМОМ. Это специальное место для молитв, для проведения обрядов и богослужений. Верующие во Христа любят свой дом, потому что в храме душа верующего находит спокойствие и защиту.

Священные сооружения есть и в других культурах:

Мечеть – у мусульман

Синагога – у евреев

Буддийские монастыри – дацаны.

Древнерусские зодчие стремились выделять храмы, церкви среди остальных городских зданий. Для строительства выделялось самое высокое место, чтобы храм было видно издалека.

Учитель:

Церкви и Храмы строились по особым правилам- КАНОНАМ.

        

Храмы строились в виде креста - символа Христа

Либо в виде круга – символа вечности

Либо в виде корабля, плывущему по житейскому морю, где люди спасаются от жизненных бурь

В храме нет ничего неосмысленного, случайного.

Войдем вовнутрь храма и посмотрим на его устройство, убранство.

3) Самостоятельная работа с текстом раздаточного материала

(По ходу прочтения текста учащиеся записывают в тетрадь  незнакомые и непонятные для них слова, делая пометы на полях)

6. Первичное восприятие нового материала.

1) После текстовая коллективная работа.

Учитель:

- Какие новые слова- понятия вы встретили?

(учащиеся зачитывают записанные ими непонятные слова:

кадило, икона, иконостас, алтарь, канун, благословение).

2) Словарная работа (объяснение новых слов).

- Давайте еще раз посмотрим на храмы

Учитель:

Храмов много, все они очень похожи и все разные, как и люди – в чем-то одинаковы: руки, ноги, туловище, голова , душа и в тоже время разные ( цвет глаз, волос, форма лица), у каждого свой характер, своя жизнь.

Человек рождается, и храм рождается, человек получает имя и у храма есть имя – он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение.

- Ребята, чем же они все похожи?

 (у всех есть купол, крест)

- На что похож купол?

(на пламя свечи - округлый или продолговатый как луковица, есть крест на верху)

- Как вы думаете, что символизирует крест?

( Крест – главный знак христианства, Христос умер на Кресте, и крест –знамя Его победы над смертью).

Учитель:

Православный храм разделен на 3 части

1.Притвор – место, где раньше стояли люди, которые готовились к крещению.

2.Вторая самая большая часть – место прихожан, собиравшихся на церковную службу.

Везде висят иконы, горят свечи, лампадки.

3.Центральная стена – иконостас. За ним алтарь.

- Ребята, как вы поняли, что такое иконостас?

(ответы учащихся).

В иконостасе 3 двери, ведущие в алтарь.

- Как называется центральная дверь?

(Царские врата, через них могут ходить только священнослужители. Через две другие: северные и южные – помощники священнослужителя)

- Какие иконы в иконостасе присущи всегда?

( Слева – от Царских врат икона Спасителя, справа – икона Богоматери).

- Какое самое главное место в храме

(Алтарь)

Учитель:

Там находится святой престол (четырехугольный стол, покрытый священными одеждами, он находится по средине алтаря на нем лежат: крест, Евангелие, шелковый плат с изображением Иисуса Христа в гроб).

- А как вы поняли, что такое икона?

(ответы учащихся)

- Почему так много икон с изображением Пресвятой Богородицы?

(это говорит о всенародном почитании Божьей Матери).

- Ребята, как называется место в храм , где молятся о людях уже ушедших из земной жизни.

 (канунник, ответы детей) 

7. Физкультминутка

8. Закрепление изученного.

 

а) Игра «Рыбалка». Коллективная работа

    (выловите слова, которые относятся к теме «Храм»)

(Природа, звонарь, радость, свеча, дом, отец, канун, икона, Родина, алтарь, картина, замок, крест, колыбельная, кадило, стихи, Царские врата, молитва).

б) Дифференцированная работа

допишите незаконченное предложение:

Икона –это..

Иконостас – это…

Царские врата – это..

Канун – это…

Кадить в храме, значит …

Панихидный столик нужен для того, чтобы…

Благословение – это …

2 группа – сделайте подпись к картинкам

Икона_Спасителя_1

Канун_1

Кадило_1

Свеча_1

111

Канун_1

Иконостас_1

Священник_2

Царские врата_1

Алтарь_1

Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

Учитель:

Во всех общественных местах существуют определенные правила поведения, и в храме мы должны знать как вести себя правильно, соблюдая церковный этикет.

- Давайте, все вместе составим свод правил поведения в храме.

Коллективная работа

(Вести себя тихо;

 Не разговаривать;

 Отключить сотовый телефон;

 Не вертеться и не смотреть по сторонам;

 Внимательно слушать священника).

Учитель:

А я еще хочу дополнить несколько правил для мальчиков и девочек.

Для мальчиков                                                  Для девочек

Прежде чем войти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они.

Скромную одень одежду,

В брюках в храм идет невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

9. Домашнее задание 

рисунки храма

10.Рефлексия

Учитель:

- Вы замечательно сегодня поработали .

А сейчас давайте  поделимся своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:

Я узнал (а), что ________________________ .

Мне понравилось, что __________________ .

Для меня храм – это ____________________ .

                           Литература

  1. Учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры».
  2. Диск по УМК к учебнику А.В. Кураев «Основы православной культуры».
  3. Полная энциклопедия «Православие», Санкт-Петербург, «Весь», 2008.
  4. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;
  5. Закон Божий, «Оранта», - 2008;
  6. Инжутов А. А. Шатковский край в XVI-XVII вв. Страницы истории и географии. – Арзамас: Арз. тип., 2009.
  7. Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Арзамасской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя церковныя земли 7136 (1628)-1746 гг. Выпуск 1. – М.,1902.
  8. Яйцев Ю. Из истории Шатковской Троицкой церкви. Новый путь, 5 января 2009 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В потемневших лучах горизонта Я смотрел на окрестности те, Где узрела душа Ферапонта Что-то Божье в земной красоте. И однажды возникли из грёзы, Из молящейся этой души, Как трава, как вода, как берёзы, Диво дивное в русской глуши! И небесно-земной Дионисий, Из соседних явившись земель, Это дивное диво возвысил До черты, не бывалой досель… Н.Рубцов.

Слайд 2

На горе стоит свеча, В ней молитва горяча!

Слайд 6

Духовная художественная культура: войдём в храм! Храмы России

Слайд 7

Что такое храм?

Слайд 8

Храм, церковь- это священное сооружение, в котором собираются люди для совместных молитв

Слайд 9

Мечеть – у мусульман

Слайд 10

Синагога – у евреев

Слайд 11

Буддийские монастыри – дацаны.

Слайд 12

Храмы строились в виде креста - символа Христа Храмы строились в виде креста - символа Христа Храмы строились в виде креста - символа Христа

Слайд 13

Либо в виде круга – символа вечности Храмы строились в виде креста - символа Христа Храмы строились в виде креста - символа Христа

Слайд 14

Либо в виде корабля Кубический храм, соединённый с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабли.

Слайд 15

Задание Прочтите текст и выпишите термины икона, кадило, кадить, благословение, алтарь, иконостас, Евангилие. Запишите их определение в тетрадь.

Слайд 17

Храм Покрова на Рву, или собор Василия Блаженного. Москва.

Слайд 18

Церковь Вознесения в Коломенском

Слайд 19

Храм Воскресения Христова. Петербург

Слайд 20

Преображенская церковь. Кижи

Слайд 21

Количество куполов на православных храмах глубоко символично: 2 купола означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; 3 купола – Троицу; 5 куполов – Иисуса Христа и четырёх евангелистов; 7 куполов отражает различные священные значения числа 7:семь даров Святого Духа, семь дней творения мира; 9 куполов – девять чинов Сил Небесных; 13 куполов - символизируют Христа и Его 12 Апостолов. 33купола - символизирующее 33 года земной жизни Христа Спасителя.

Слайд 27

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Задание: Прочтите текст и выпишите термины икона, кадило, кадить, благословение, алтарь, иконостас, Евангилие. Запишите их определение в тетрадь.

Храм

В православном храме людей встречают иконы, свечи. И священники.

 — Здравствуйте, ребята. Я священник Алексий. Я здесь служу.

 — А что это за служба? — спросила Леночка.

 — Учу людей, вместе с ними молюсь Богу и людям же стараюсь помогать. Хочется быть похожим на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свои свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним. Мимо прошел другой священник, и в руке он держал дымящееся…

 — Кадило! - шепнул Ваня.

 — А зачем вы чадите в храме? — не удержалась Лена.

 — Да, это кадило, — подтвердил отец Алексий, — им священник совершает каждение. И вы правы: слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий  и вонючий дым, а кадить — напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным. Каждения напоминает о том же, что и свечи: дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих. Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед  иконами, и перед вами. Вы видите, этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей. Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни. Переживание неразрывной связи с умершими родными — важная черта православной культуры. Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах  «за здравие». А умерших — «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное. «Поминальные записки» с именами тех, кого просят  «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику. А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду. Икона — это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и о зверях. О друзьях и о врагах. Мужская часть 4 класса тут же уточнила:

 — А вы можете помолиться, чтобы Россия стала чемпионом мира

по футболу?

 — Помолиться мы можем. Но Бог лучше нас знает, что полезнее для нашей страны. Знаете, и отец может не исполнить просьбы своего  ребенка. Например, если уже простуженный ребенок просит купить ему мороженое…

 — А почему люди перед иконами машут руками?

 — А вы разве не встречали в русских былинах и сказках такое присловье — «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»?

При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу. Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет — значит, он его «благословляет» во имя Христа. Благословение — это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро  осуществилось. При этом христиане обычно говорят — «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит…» Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину. Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас. В центре иконостаса двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них к людям выносят Евангелие. А Евангелие — это слово нашего Христа. Для христиан же Христос — Царь.

Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева — всегда икона Марии, Божией Матери…

 — Постойте, отец Алексей! Нам говорили, что Бог — это начало всех вещей. Как же тогда у Него может быть мать? Значит, раньше Бога был еще кто-то?!

 — Мы говорим о Матери Христа. Христос — это не просто Бог. Он — Бог, ставший человеком. И свою земную, человеческую жизнь  Христос получил от Своей Матери. Как Бог Он создал Марию. А как Сын Человеческий — родился от нее. Вот и получается, что Мария — Богоматерь. Имейте в виду, что как Иисус Христос один, так и Мать у Него одна. Люди часто говорят «Владимирская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь», «Казанская Богоматерь»… Не надо думать, будто в каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях. Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется  еще и Пресвятой Девой.  Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так:

А за иконостасом находится алтарь. Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.

 — Это секретная комната?

 — Нет, никаких секретов у нас нет. Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь  слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать  и понимать. В общем — надо уметь служить Богу, людям, Родине и другим святыням.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...

Войдем в Храм!

урок по ФГОС...

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...

Основные аспекты методики организации экскурсии «От храма к храму».

В основу подготовки экскурсии  положены педагогические  принципы: взаимосвязь обучения и воспитания,  последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность ...