Новгородская живопись.
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему

Щеблыкина Ольга Владимировна

Новгородская живопись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novgorodskaya_zhivopis.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новгородская живопись. Творчество Феофана Грека.

Одновременно с архитектурными сооружениями формируется новгородская школа живописи, представленная главным образом иконами.

К сожалению, множество замечательных новгородских икон погибло в огне пожаров, еще больше пострадало в годы Великой Отечественной войны. При всей простоте и строгости внешнего облика новгородских храмов их интерьеры отличались пышностью и красочностью. По сравнению с византийскими, в новгородских иконах много экспрессии, эмоциональной выразительности, непосредственности в выражении чувств.

Ранние иконы — «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Устюжское Благовещение» — еще отличаются лаконичностью и сдержанностью.

И все-таки в них нет той аскетической суровости, которая присуща византийским иконам. Посмотрите на икону «Ангел Златые Власы»: в задумчивом и грустном выражении лица ангела просматриваются доброта и кротость.

Ярко-красный плащ, уголок которого виден снизу, румянец щек, белокурые волнистые волосы с золотыми нитями придают иконе особое очарование. Приглушенным охристым и оливковым тонам византийских икон новгородский мастер предпочел яркие и сочные цвета.

Позднее, в XIII—XIV вв., вместо золотого фона икон чаще стали прибегать к насыщенному красному, особенно точно передающему народные представления о красоте («красный»  значит   «красивый»).

Возможно,   пылающая  киноварь  (красная   краска) должна была заменить блистание золота.  Рядом с красным особенно выразительно смотрелись яркие зеленая и синяя краски без каких-либо примесей.

Контрастность и насыщенность колорита,   симметричность   композиции, некоторая   вытянутость   фигур   святых, их устремленность к небу, оторванность от земли, экспрессивность и динамичность в выражении чувств становятся отличительными чертами новгородской школы живописи.

 Греческие мастера всегда чтились на Руси. И великим среди равных стал знаменитый выходец из Константинополя Феофан Грек (30-е гг. XIV в. — после 1405 г.).  Именно он способствовал становлению в 70-х годах XIV в. новой новгородской художественной школы.

Поразительно, но после стольких упоминаний произведений безвестных мастеров мы можем не только уверенно назвать имя этого гениального грека, но даже рассказать его биографию.

Чудо? Почти. Дело в том, что личностью Феофана заинтересовался великий древнерусский писатель Епифаний Премудрый, который и оставил столь ценное свидетельство: «Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый, Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственно рукой расписал много различных церквей каменных — более сорока...

В Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Каффе, и в Великом Новгороде, и Нижнем. Но и в Москве им расписаны три церкви...

 В церкви Св. Михаила он изобразил на стене город, подробно вырисовав его красками; у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан им невиданною раньше и необычайной росписью...

 Когда он все это изображал и писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы.

 Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту»1.

Его энергичную, стремительную манеру письма не спутаешь ни с какой другой. Во фресковых росписях Феофана Грека есть и великолепное мастерство колорита, и суровый, порой даже грозный аскетизм.

Особенность стиля Феофана Грека.

Бросая коричневые краски на лица и темно-синие на одежду, он наносил поверх основных тонов несколько более светлых слоев. При прорисовке лиц он делал резкие «пробелы», «перистые» линии, вблизи кажущиеся грубыми, рваными и хаотичными. Но издали они воспринимаются как слитные и удивительно гармоничные. В его манере письма решающее значение приобретает светотень, с помощью которой он добивается объемности изображения.

 А главное, что отличает художественный стиль Феофана Грека, — это проникновенное понимание души человека, его высоких внутренних порывов и стремлений.

Герои произведений Феофана Грека — седобородые монахи-старцы (столпники), отшельники, добровольно принявшие обет отречения. Им чуждо безмятежное счастье, покой, они привыкли подавлять свои чувства и страсти. Их лица отмечены печатью страдания, сомнения и отчаяния. Глубоко посаженные глаза, гордо вскинутые брови, крепко сжатые уголки губ придают лицам особую выразительность и аскетизм.

Вглядитесь в лицо столетнего старца Макария Египетского, и вы почувствуете трагизм, затаенную мольбу, скорбь и надежду. Седые волосы, слезящиеся, почти слепые глаза, покрытое морщинами лицо, отчаянный, отрешенный от мирской суеты жест поднятых рук, могучий разворот плеч — все призвано передать былую мощь и твердость духа старца.

Некогда он был знаменитым теологом, автором многочисленных богословских «Бесед», а теперь, уединившись от внешнего мира, по-прежнему не находит душевного успокоения.

Слава и авторитет Феофана были огромными. И дело даже не в том, что он писал, «не взирая на росписи», т. е. не копируя иконографические образцы. Прав Епифаний Премудрый: сила творчества Феофана — в умении воссоздавать «разумную доброту», воплощать в красках «высокое и мудрое» христианское вероучение. По утверждению писателя, Феофан к концу жизни расписал более 40 церквей.

Правда, из творческого наследия художника сохранилось не многое. Все его росписи относятся к «русскому периоду», так как иные, более ранние работы погибли. Начало же русского периода связано с Великим Новгородом. Здесь по просьбе боярина Василия Даниловича Мошкова и жителей Ильиной улицы он расписал церковь Спаса-Преображения. Часть фресок зтой церкви дошла до наших дней.

Попадая под власть образного мира росписей Феофана Грека, начинаешь понимать, какой огромный дар был ниспослан художнику и как умело он им распорядился. Феофан уверенно следует традициям общеправославной иконографии, однако его творения — плод яркой индивидуальной манеры «прочтения», а вернее сказать — видения Священной истории.

Думается, что именно расцветающая русская культура способствовала столь полному раскрепощению творческих сил художника.

Герои фресок Феофана излучают необыкновенную страстность и духовную мощь. Воплощенные его кистью святые предстают в состоянии титанического душевного напряжения.

Художнику удалось передать не только «букву», но и дух христианской истории, исполненной в каждой своей странице трагического пафоса. Облики Иисуса Христа, пророков, столпников полны экспрессии.

Но сквозь драматизм и скрытую напряженность борьбы между телом и духом рвется наружу мысль великого мастера об утверждающей и всепобеждающей силе Христовой веры.

В куполе Спаса-Преображенского собора помещена самая большая фреска. Это могучий Христос Пантократор (Вседержитель). Его образ знаменует собой ожидание второго пришествия Христа, чтобы, как сказано в молитве «Символ веры», «со славою судити живым и мертвым». Вокруг надпись, взятая из Псалтири, которая призывает Бога услышать слова людских молитв, «дабы возвещали на Сионе имя Господне...». Изображение погрудное, фронтальное, есть нимб- знак исходящего света. Христос во всём равен отцу- творцу и создателю мира, он владыка мира.. Образ наполнен божественной силой и величием. Небо служит троном, земля-подножием.

Чуть ниже расположены фигуры архангелов с широко распахнутыми крыльями, еще ниже — шестикрылые серафимы. В барабане между окон видны образы праотцов, известных своею праведностью, персонажей Ветхого Завета — Адама, Авеля, Ноя, Мельхиседека и др. Не забыты и великие пророки — Илья и Иоанн Предтеча.

Сегодня колорит красок на фресках Феофана несколько поблек. Ученые предполагают, что раньше они были гораздо ярче, тем более что цвет в росписях художника играл особую роль.

Архетипы Иисуса Христа. (Христос Пантократор (вседержитель), Спас нерукотворный (спаситель), Спас в силах (на престоле)

Спас Нерукотворный.

В Эдессе царствовал Авгарь V Черный. Семь лет он страдал от черной проказы, самой тяжелой и неизлечимой формы этой болезни. Слух о появлении в Иерусалиме человека, совершающего чудеса, дошел и до Авгаря. Он уверовал в Иисуса Христа как в сына Божия и послал к нему живописца Ананию с письмом, в котором умолял Христа прийти и исцелить его от болезни.

Массы народа, окружавшие Господа, мешали Анании вручить письмо, и он, отчаявшись, встал на уступ скалы и пытался нарисовать Христа. Но лик Христа беспрерывно менялся, и Анания никак не мог изобразить его. Христос повелел апостолу Фоме привести к нему Ананию. Спаситель попросил принести воды и, умыв лицо, утерся убрусом (холст, полотенце). Вода чудесным образом превратилась в краски, и на убрусе отпечаталось нерукотворное изображение лика Христа. Приложившись к убрусу, Авгарь получил мгновенное облегчение в болезни. После вознесения Иисуса Христа на небо апостол Фома отправил к Авгарю апостола Фаддея, который крестил Авгаря со всем его семейством. Крестившись, Авгарь получил полное исцеление.

Давайте рассмотрим икону и опишем её. 

Спас в силах. Икона находится в Третьяковской галерее. Прямоугольник красного цвета-знак царственности, устойчивости, означает землю. Овал синего цвета- идеал вечности, вечносущности бога и означает небо. Ромб красного цвета на нём престол, на престоле Христос и у ног подставка для ног. Сам в золотых в золотых одеждах, в левой руке Евангелие.

Феофан Грек имел учеников, которые во многом подражали мастеру. Возможно, именно они некогда создали шедевры настенных росписей церквей Федора Стратилата на Ручью и Успения на Болотове. Путь же Феофана лежал в Москву. Известно, что в 1405 г. он вместе с Прохором с Городца и Андреем Рублевым расписал Благовещенский собор Московского Кремля.

Уже стареющий мастер остался верен своей манере письма — экспрессивного и выразительного. Это ощущение передается и нам, сегодняшним почитателям мастера, оставившего в своих творениях духовное завещание, звучащее через столетия.

Поэт Н. И. Рыленков посвятил творчеству Феофана Грека стихотворение «Изограф Феофан Грек»:

О, как могуч разлив славянских рек,

Как широко глаза Руси открыты!

И Феофан изограф, мудрый Грек

Не зря сменил оливы на ракиты.

Под небом Византии золотым

 Он всюду видел ржавчину корысти,

А у Руси простор необозрим —

Пиши, в лазури омывая кисти.

Как в мастерскую, он во храм входил,

Мыслитель смелый, а не раб убогий,

Подвижников своих он наделил

Земною, человеческой тревогой.

И с ним в веках поспорить будет рад

Андрей Рублев — достойный русский брат!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новгородская республика»

Изучение нового с расшифровкой и заполнением схем.Форма работы: пошаговое изучение материала учебника, рассказ учителя...

Демо-тест к темам: "Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика"

Демо-тест к темам: "Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика" составлен по материалам учебника А.А. Данилова, Д.Д, Данилова и др. "Российская история с древнейших времен до начала XVI...

РК. Экономика Новгородской области

Материалы по Новгородской области. Для уроков географии. 9 класс....

Презентация "Новгородская республика"

Данная презентация может использоваться для проведения уроков по истории России.Для создания использовались схемы,репродукции картин, изображение икон и храмов....

Воспитательная система МАОУ "Гимназия "Логос" г.Чудово Новгородской области

Модель воспитательной системы гимназии "Логос" напрвлена на развитие способности гимназиста к саморазвитию на основе сотрудничества всех субъектов образовательного процесса через выбор содержания, раз...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.О4. « ЖИВОПИСЬ»

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»Предметная область ПО.О4. « ЖИВОПИСЬ»...

Живопись барокко. Плафонная живопись. Взаимодействие тенденций барокко и реализма.

Презентация для 11 класса по МХК "Живопись барокко" хорошо раскрывает творчество различных художников из разных стран....