Рабочая программа по МХК для 10 класса
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему

Крылова Яна Юрьевна

Рабочая программа по МХК 10 класс по учебнику Г. Даниловой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_mhk_10.doc404.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа составлена на основе программы  для общеобразовательных учреждений.  «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).

2. Концепция художественного образования( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).

3.«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

4.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ      от 25.08.2008 г. № 1244-р);

5.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).

    По учебному плану школы на 2015-2016 учебный год на изучение МХК в 10 классе выделено 35 часов, 1 час в неделю.

     Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

      Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

 В федеральный перечень учебников 2013 года вошли обновленные учебники Г.И. Даниловой для 10 и 11 классов.  Издательством «Дрофа» сформирован  учебно-методический комплекс, в который входит  программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (5-9, 10-11 классы), тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.

Учебно – методический комплект

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы. Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год.

Учебник

«Мировая художественная культура»10 класс. Москва «Дрофа» 2013год. Автор: Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год. Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО

« ИНФОСТУДИЯ  ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И.

(эл. пособие.)

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

     Тематика 10 класса охватывает период: «Художественная культура: от истоков до XVII века».

Изучение курса «Мировая художественная культура» в старшей школе  направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
  • Воспитательные цели задачи курса
  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

     Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать и понимать:

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

Уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
  • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
  • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения;
  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • самостоятельного художественного творчества.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

предмета МХК 10 класс 35 часов

«Художественная культура от истоков до XVII века»

Название темы

часы

I четверть

1

Художественная культура древнейших цивилизаций. Первые художники Земли.

1

2

Первые художники Земли.

1

3,4

Художественная культура Междуречья.

2

5

Архитектура страны фараонов.

1

6

Архитектура страны фараонов.

1

7,8

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

2

9

Золотой век Афин.

1

                                                      II четверть   

1

Золотой век Афин.

1

2

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.

2

3

Архитектура императорского Рима.

2

4

Изобразительное искусство Римской империи.

1

5

Художественная культура средневековья. Мир Византийской культуры.

1

III четверть

1

Мир Византийской культуры.

1

2.3

Архитектурный облик Древней Руси. Киевская Русь. Великий Новгород.

2

4. 5

Архитектурный облик Древней Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Московское княжество.

2

6.

Изобразительное искусство Древней Руси. Мозаики и фрески Софии Киевской. Новгородская живопись. Феофан Грек.

1

7

Изобразительное искусство Древней Руси. Росписи Успенского собора г. Владимира. Творчество Андрея Рублева.

1

8

Творчество Андрея Рублева.

1

9

Архитектура западноевропейского средневековья

1

10

Романский стиль

1

11

Готика

1

IV четверть

1

Готика. Изобразительное искусство средних веков.

1

2

Художественная культура Возрождения. Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения. Мир Леонардо да Винчи.

1

3,4

«Золотой век» Возрождения. Мир Леонардо да Винчи.

2

5,6

Бунтующий гений Микеланджело.

2

7,8

Рафаэль – «первый среди великих».

2

                                                                 Всего часов:

35

Содержание программы по МХК 1О класс

  1. Художественная культура древнейших цивилизаций. Первые художники Земли. 2ч.

Значение и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме». Произведения изобразительного искусства.   Живопись Альтамиры. Техника выполнения, сюжеты, особенности изображения человека. Экспрессия и динамика в изображении крупных животных. Композиция в пещере Ласко. «Сражающиеся лучники» Испания. Древние скульптуры, «Палеолитические Венеры» - обобщенные культовые образы хранительницы очага, символы плодородия. Керамическая пластика Триполья, символическое значение декоративных узоров.

Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Мегалиты – первые сооружения архитектуры, их разновидности: менгиры, дольмены, кромлехи. Мегалитические сооружения на острове Пасхи (Чили), Стоунхендж (Великобритания).

Театр, музыка и танцы. Пантомима как одна из ранних форм театрального искусства. Интонация – основной музыкальный элемент, сложившийся в недрах пантомимы. Подражание звукам окружающей природы как одна из причин возникновения музыкального творчества. Воинственные и погребальные танцы, танцы – заклинания. Охотничьи маскировки, тотемические пляски – основные виды театрального искусства.

  1. Архитектура страны фараонов. 2ч.

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Назначение, внешний вид и внутреннее строение пирамид. Саркофаг – «жилище вечности фараона».

 Храмы Среднего и Нового царства. Заупокойные храмы – святилища бога Амона – Ра. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, особенности их внешнего и внутреннего облика. Оформление фасада, обелиски, гипостильный зал, капители колонн, рельефы, фрески.

Скальные храмы. Храм царицы Хатшепсут, особенности его внешнего облика, террасы, пологие пандусы, белая колоннада портиков. Аллея сфинксов и обелисков. Богатство и изысканность внутренней отделки.

Абу – Симбел – жемчужина египетского зодчества. Особенности оформления фасада, гипостильного зала, «иллюзионное чудо» храма Рамзеса II. История перемещения храма в XX веке.

Архитектура позднего времени. Храм бога Гора в Эдфу.

        3. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. 2ч.

Скульптурные памятники Египта. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта. Ритуальное назначение и связь с культом умерших. Стремление к портретному сходству. Принципы скульптурного канона. Рельеф с изображением зодчего Хесиры – пример воплощения канона. Большой Сфинкс – стаж пирамид в долине Гиза. Особенности изображения фараона. Статуя Аменхотепа III. Скульптурный портрет писца Каи. Парный скульптурный портрет Рахотепа и Нофрет.

Рельефы и фрески, их назначение, расположение регистрами, символическая раскраска, сюжеты.

Сокровища гробницы Тутанхамона. Открытие Г. Картера. Художественные достижения амарнского периода. Скульптурный портрет царицы Нефертити. Предметы декоративно – прикладного искусства в гробнице Тутанхамона. Золотая маска – шедевр мирового искусства.

Музыка. Картины музыкальной жизни в фресках и поэтических произведениях. Барельефы с арфистками, флейтистами, танцорами и певцами. «Песнь арфиста» в переводе А. Ахматовой. Особая роль профессиональных музыкантов в жизни древнеегипетского общества.

4. Художественная культура Междуречья. 2ч.

Особенности художественной культуры Междуречья. Возникновение письменности: от пиктографии к клинописи шумеров. Библиотека царя Ашшурбанипала – первое в мире систематизированное собрание книг. «Эпос о Гильгамеше». Прославление силы и могущества человека – ведущая тема искусства.

Зиккураты – важнейшие архитектурные сооружения, внешний облик, назначение. Зиккурат в Уре. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона, ворота Иштар.

Изобразительное искусство. Рельефы с изображением батальных сцен. «Большая львиная охота». Победные стелы цпря Нарам – Сина и Хаммурапи. Мозаичный штандарт из Ура. Скульптурные произведения. Адоранты – изображения людей, совершающих обряд почитания божества.

Музыкальное искусство. Особая роль храмовых музыкантов – жрецов в жизни общества. Основное назначение музыки – доставлять наслаждение богам, утешать души верующих. Арфа, барабан, тарелки, двойной гобой, продольные флейты.

        5. Золотой век Афин. 2ч.

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Афины – столица греческой цивилизации, крупнейший политический и культурный центр Эллады. «Век Перикла» - «золотой век Афин».

Развитие понятия о греческой ордерной системе.

Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Особенности композиции. Пропилеи, храм Ники Аптерос, статуя Афины Промахос.

Парфеноно – главный храм Акрополя, храм Эрехтейон – сложная ассиметричная планировка. Театр Диониса.

Искусство вазописи. Амфора из Дипилона – древнейшее произведение искусства, особенности орнаментальных росписей. «Геометрический» стиль. Чернофигурная и краснофигурная вазопись.

 Эксекий – мастер чернофигурной керамики, интерес к мифологическим сюжетам и образам.

Евфроний и Дурис – мастера краснофигурной вазописи.

        6. Выдающиеся скульпторы Древней Эллады. 2ч.

Куросы и коры периода архаики воплощение мужского идеала красоты, молодости и здоровья. Повторяемость поз, отсутствие индивидуализации образов. Женские фигуры кор – воплощение изысканности и утонченности. Однообразие и статичность поз, оригинальность причесок и орнаментальных узоров одежды. Тайна загадочных улыбок.

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. «Дорифор», «Дискобол» - гимн величию и духовной мощи человека.

Скульптурные творения Скопаса и Праксителя. Мастерство и виртуозная техника обработки мрамора. Статуя Менады, Афродита Книдская, история создания. «Отдыхающий Сатир» органическая слитность с окружающей природой.

Лисипп и Леохар – мастера поздней классики. Фигуры богов, мифологические персонажи. Голова Александра Македонского – вершина творчества Лисиппа. «Геракл борющийся со львом», «Аполлон Бельведерский» Леохара.

Скульптура эллинизма. Новизна тем. «Ника Самофракийская» передача естественного порыва движения, чувство экспрессии. «Лаокоон с сыновьями» Агесандра, Афинодора, Полидора – героическая борьба человека с роковыми обстоятельствами.

        

        7. Архитектура императорского Рима. 2ч.

Архитектурные символы римского величия. Римский Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Колонна Траяна – памятник призванный прославить мощь государства и императора. Храм Сатурна.

Пантеон – «храм всех богов». Грандиозность купольного перекрытия. Основные элементы, определяющий внешний облик храма. Богатство и изысканность внутренней отделки.

Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима. Внешний архитектурный облик сооружения, сводчатые арки, пилястры, колонны трех ордеров, скульптурные украшения. Организация внутреннего пространства, грандиозность масштабов. Судьба Колизея.

Триумфальные арки и общественные сооружения. Арка императора Тита, облик, сюжеты рельефов. Водопроводы – акведуки, дороги – вершина инженерных сооружений. Аппиева дорога, бытовое и стратегическое назначение. Термы – неотъемлемая часть городской жизни. Термы императора Каракаллы.

        8. Изобразительное искусство Римской империи. 1ч.

Техника бронзового литья. «Капитолийская волчица» - скульптурный символ «вечного города». «Брут», индивидуальная сущность характеров, стремление к портретному сходству.

Римский скульптурный портрет – одно из главных завоеваний римской художественной культуры. История создания, эволюция. Повышенный интерес к личности государственной и общественной. Статуи императоров.

Мозаичные и фресковые композиции Рима, Помпей. Богатство сюжетов. Фресковые росписи виллы Мистерий в пригороде Помпей. Мозаика «битва Александра Македонского с персами».

        

        9. Художественная культура средневековья. Мир Византийской культуры. 2ч.

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры.

Архитектура. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты. Крестово – купольная форма храма. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.

Искусство мозаики. Использование античной технологии. Основные темы и сюжеты. Мозаики Равенны в церкви Сан Витали. Мозаики с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры. Символика цвета, особенности композиции.

Искусство иконописи, история происхождения икон. Фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральным образам, символика цвета. Каноническое изображение Христа и Богоматери. «Владимирская» - прославленный шедевр мирового искусства, история иконы.

Музыка Византии. Сила эмоционального воздействия церковной музыки на человека. Тропари и стихиры основные виды церковного пения. Введение нотного письма.

        10. Архитектурный облик Древней Руси. Киевская Русь. Великий Новгород. 2ч.

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве. Золотые ворота – парадный въезд в город.

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности: суровая простота, массивность и строгость внешнего облика, асимметрия форм. Храм  Софии Новгородской, сложность планировки, пятиглавие, неровные поверхности стен, отсутствие декоративного убранства

        11. Архитектурный облик Древней Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Московское княжество. 2ч.

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Особенности храмового строительства. Успенский собор внешний и внутренний облик. Храм Покрова на Нерли – шедевр мирового зодчества, история создания. Простота и благородство пропорций, изящество и красота декоративного убранства.

Московское княжество. Следование традициям владимирского княжества, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Успенский собор Кремля – главное украшение Москвы. Новый тип шатрового храма. Церковь Вознесения в Коломенском, собор Василия Блаженного.

Деревянное зодчество, композиция Кижского архитектурного ансамбля.

        12. Изобразительное искусство Древней Руси. Мозаики и фрески Софии Киевской. Новгородская живопись. Феофан Грек. 1ч.

Следование византийскому канону, выработка собственного стиля. Мозаичное изображение Богоматери Оранты. Фресковые росписи Софийского собора, их религиозное и светское содержание.

Динамичность в выражении чувств, контрастность, насыщенность колорита, композиционная симметрия – черты новгородской школы живописи. «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Устюжское Благовещение».

Творчество Феофана Грека, отличительные черты стиля: энергичная, стремительная манера письма, мастерство колорита, светотень, объемность изображения. Неудержимый порыв страстей, суровый, грозный аскетизм столпников, отшельников. Макарий Египетский. Печать страдания, мольба, сомнение и отчаяние, скорбь и надежда.

        15. Изобразительное искусство Древней Руси. Росписи Успенского собора г. Владимира. Творчество Андрея Рублева. 2ч.

Изобразительное искусство Владимира, икона «Дмитрий Солунский – суровый образ христианского святого и мученика». Творения владимирских резчиков по камню, декоративное убранство Дмитриевского собора, основные сюжеты резьбы.

Жизненные этапы и творческие вехи Андрея Рублева. Создание первого русского иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Росписи Успенского собора во Владимире, сцена Страшного суда, иконы деисусного чина, запасная икона Владимирской Богоматери.

«Звенигородский чин». Росписи собора Савино – Сторожевского монастыря в Звенигороде.

Росписи Троицкого собора Троице – Сергиевого монастыря. «Троица» - как выражение идеалов Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Особенности композиции и символика цвета.

Мир высокой духовности, торжества добра и идеала в творчестве Дионисия. Росписи Крирлло – Белозерского монастыря в Ферапонтове.

Музыка. Следование византийскому канону. Музыка как составная часть богослужения. Знаменный распев – основа древнерусского певческого искусства. Искусство колокольных звонов. Скоморохи – странствующие актеры и музыканты.

        16. Архитектура западноевропейского средневековья. Романский стиль. Готика. Изобразительное искусство средних веков. 4ч.

Жизнь средневекового города.

Монастырская  базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Суровый и строгий облик сооружений романского стиля, арочная форма дверных и оконных проемов, перспективные порталы, отсутствие декоративного убранства. Основные типы архитектурных построек: монастыри, замки феодалов, храмы. Замок феодала – суровая и надежная крепость, средоточие средневековой культуры, выбор ландшафтной среды, структура и планировка.

Базилика – господствующий тип храма, его структура, особенности освещения. Вормский собор, собор в Майнце, церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, Архитектурный ансамбль в Пизе – крупнейший памятник романского зодчества.

Основные периоды в развитии готической архитектуры. Готические соборы – центр общественной и духовной жизни средневекового города. Идея каркасного перекрытия, система стрельчатых арок, аркбутанов и контрфорсов. Характерные особенности оформления фасадов, богатство декоративного убранства. Вертикальность членений архитектурных форм, легкость и динамичность конструкций.

Готический собор как образ мира. Собор Нотр-Дам в Париже – шедевр мировой готики. Реймский собор, Амьенский собор. Своеобразие готического стиля в архитектуре Германии. Собор в Кельне.

Условный характер изобразительного искусства, его зависимость от церкви. Линейные и плоскостные начала, отсутствие перспективы, разномасштабность фигур. Библейские сюжеты и образы – основа живописных композиций.

Скульптура Романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Орнаментальные изображения полуфантастических существ. Удлиненность пропорций. Сцены Священного Писания в скульптуре Реймского собора. Искусство витража. «Роза» - излюбленный орнамент витражных окон готики. Витражи Шартрского собора.

        17. Художественная культура Возрождения. Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения. 1ч.

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески-собор Санта-Мария дель Фьоро.

Скульптурные шедевры Донателло. Библия – главный источник сюжетов и образов.Святой Георгий, Давид, рельеф «Пир Ирода», памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе.

Мазаччо – «настоящий переворот в живописи». Фреска «Изгнание Адама и Евы из рая», «Чудо со статиром», «Троица».

В мире образов Боттичелли. Интерес к образам античной мифологии. «Весна», «Рождение Венеры». Особенности воплощения евангельского сюжета «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Оплакивание Христа».

                              18. Мир Леонардо да Винчи. 2ч.

Судьба художника и основные этапы его творческой деятельности. Многообразие его талантов и сфер деятельности. В мастерской Верроккьо. Два «Благовещения» начинающего художника. «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа».

Фреска «Тайная вечеря» в соборе  Санта – Мария дела Грация в Милане – особенности трактовки сюжета, мастерство в передаче внутреннего мира героев.

«Джоконда» - прославленный шедевр художника. Улыбка, композиционные и колористические достоинства картины. «Автопортрет» художника, познавшего законы мира и сумевшего выразить их возвышенным языком искусства.

                                  19. Бунтующий гений Микеланджело.2ч.

Судьба художника, основные этапы его творческой биографии.

«Пьета», «Давид», «Моисей» - скульптурные шедевры художника.

Погребальная капелла герцогов Медичи во Флоренции, создание единого архитектурного и скульптурного ансамбля. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти.

Росписи свода Сикстинской капеллы в Риме. Фреска «Страшный суд» - апофеоз человеческого страдания и гнева. Работа над созданием купола Собора святого Петра в Риме.

        20. Рафаэль – «первый среди великих». 2ч.

Судьба художника, основные этапы его творческой биографии.

Рафаэль – певец женской красоты. От «Мадонны Конестабиле» к «Сикстинской Мадонне».

Фресковая живопись во дворце Ватикана. «Афинская школа», «Парнас», «Диспута и », и «Юриспруденция».

Портретное творчество художника. «Автопортрет», «Портрет женщины с единорогом», «Портрет Папы Льва X». «Портрет Анджело Дони» как воплощение обобщенного образа эпохи Возрождения. «Преображение Господне» - последнее произведение Рафаэля.

         

        

Календарно - тематическое планирование предмета МХК 10 класс

35 часов

урока

Дата план

Дата факт

         Тема

  Содержание    урока                                                                                                                                                          

I четверть

   1

04.09

Первые художники Земли  

Значение и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме». Произведения изобразительного искусства.   Живопись Альтамиры. Техника выполнения, сюжеты, особенности изображения человека. Экспрессия и динамика в изображении крупных животных. Композиция в пещере Ласко. «Сражающиеся лучники» Испания. Древние скульптуры, «Палеолитические Венеры» - обобщенные культовые образы хранительницы очага, символы плодородия. Керамическая пластика Триполья, символическое значение декоративных узоров

2

11.09

Первые художники Земли  

.Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Мегалиты – первые сооружения архитектуры, их разновидности: менгиры, дольмены, кромлехи. Мегалитические сооружения на острове Пасхи (Чили), Стоунхендж (Великобритания).

Театр, музыка и танцы. Пантомима как одна из ранних форм театрального искусства. Интонация – основной музыкальный элемент, сложившийся в недрах пантомимы. Подражание звукам окружающей природы как одна из причин возникновения музыкального творчества. Воинственные и погребальные танцы, танцы – заклинания. Охотничьи маскировки, тотемические пляски – основные виды театрального искусства.

 3

18.09

Художественная культура Междуречья.

Особенности художественной культуры Междуречья. Возникновение письменности: от пиктографии к клинописи шумеров. Библиотека царя Ашшурбанипала – первое в мире систематизированное собрание книг. «Эпос о Гильгамеше». Прославление силы и могущества человека – ведущая тема искусства.

Зиккураты – важнейшие архитектурные сооружения, внешний облик, назначение. Зиккурат в Уре. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона, ворота Иштар.

4

25.09

Художественная культура Междуречья.

Изобразительное искусство. Рельефы с изображением батальных сцен. «Большая львиная охота». Победные стелы цпря Нарам – Сина и Хаммурапи. Мозаичный штандарт из Ура. Скульптурные произведения. Адоранты – изображения людей, совершающих обряд почитания божества.

Музыкальное искусство. Особая роль храмовых музыкантов – жрецов в жизни общества. Основное назначение музыки – доставлять наслаждение богам, утешать души верующих. Арфа, барабан, тарелки, двойной гобой, продольные флейты.

5

02.10

Архитектура страны фараонов

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Назначение, внешний вид и внутреннее строение пирамид. Саркофаг – «жилище вечности фараона».

6

09.10

Архитектура страны фараонов

 Храмы Среднего и Нового царства. Заупокойные храмы – святилища бога Амона – Ра. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, особенности их внешнего и внутреннего облика. Оформление фасада, обелиски, гипостильный зал, капители колонн, рельефы, фрески. Скальные храмы. Храм царицы Хатшепсут, особенности его внешнего облика, террасы, пологие пандусы, белая колоннада портиков. Аллея сфинксов и обелисков. Богатство и изысканность внутренней отделки.

Абу – Симбел – жемчужина египетского зодчества. Особенности оформления фасада, гипостильного зала, «иллюзионное чудо» храма Рамзеса II. История перемещения храма в XX веке.

Архитектура позднего времени. Храм бога Гора в Эдфу.

  7

16.10

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

Скульптурные памятники Египта. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта. Ритуальное назначение и связь с культом умерших. Стремление к портретному сходству. Принципы скульптурного канона. Рельеф с изображением зодчего Хесиры – пример воплощения канона. Большой Сфинкс – стаж пирамид в долине Гиза. Особенности изображения фараона. Статуя Аменхотепа III. Скульптурный портрет писца Каи. Парный скульптурный портрет Рахотепа и Нофрет.

Рельефы и фрески, их назначение, расположение регистрами, символическая раскраска, сюжеты.

8

23.10

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

Сокровища гробницы Тутанхамона. Открытие Г. Картера. Художественные достижения амарнского периода. Скульптурный портрет царицы Нефертити. Предметы декоративно – прикладного искусства в гробнице Тутанхамона. Золотая маска – шедевр мирового искусства.

Музыка. Картины музыкальной жизни в фресках и поэтических произведениях. Барельефы с арфистками, флейтистами, танцорами и певцами. «Песнь арфиста» в переводе А. Ахматовой. Особая роль профессиональных музыкантов в жизни древнеегипетского общества.

9

30.10

Золотой век Афин

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Афины – столица греческой цивилизации, крупнейший политический и культурный центр Эллады. «Век Перикла» - «золотой век Афин».

Развитие понятия о греческой ордерной системе.

Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Особенности композиции. Пропилеи, храм Ники Аптерос, статуя Афины Промахос.

II четверть

  1

13.11

Золотой век Афин

Парфеноно – главный храм Акрополя, храм Эрехтейон – сложная ассиметричная планировка. Театр Диониса.

Искусство вазописи. Амфора из Дипилона – древнейшее произведение искусства, особенности орнаментальных росписей. «Геометрический» стиль. Чернофигурная и краснофигурная вазопись.

 Эксекий – мастер чернофигурной керамики, интерес к мифологическим сюжетам и образам.

Евфроний и Дурис – мастера краснофигурной вазописи.

2

20.11

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.

Куросы и коры периода архаики воплощение мужского идеала красоты, молодости и здоровья. Повторяемость поз, отсутствие индивидуализации образов. Женские фигуры кор – воплощение изысканности и утонченности. Однообразие и статичность поз, оригинальность причесок и орнаментальных узоров одежды. Тайна загадочных улыбок.

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. «Дорифор», «Дискобол» - гимн величию и духовной мощи человека.

3

27.11

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.

Скульптурные творения Скопаса и Праксителя. Мастерство и виртуозная техника обработки мрамора. Статуя Менады, Афродита Книдская, история создания. «Отдыхающий Сатир» органическая слитность с окружающей природой.

Лисипп и Леохар – мастера поздней классики. Фигуры богов, мифологические персонажи. Голова Александра Македонского – вершина творчества Лисиппа. «Геракл борющийся со львом», «Аполлон Бельведерский» Леохара.

Скульптура эллинизма. Новизна тем. «Ника Самофракийская» передача естественного порыва движения, чувство экспрессии. «Лаокоон с сыновьями» Агесандра, Афинодора, Полидора – героическая борьба человека с роковыми обстоятельствами.

4

04.12

Архитектура императорского Рима.

Архитектурные символы римского величия. Римский Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Колонна Траяна – памятник призванный прославить мощь государства и императора. Храм Сатурна.

Пантеон – «храм всех богов». Грандиозность купольного перекрытия. Основные элементы, определяющий внешний облик храма. Богатство и изысканность внутренней отделки.

5

11.12

Архитектура императорского Рима.

Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима. Внешний архитектурный облик сооружения, сводчатые арки, пилястры, колонны трех ордеров, скульптурные украшения. Организация внутреннего пространства, грандиозность масштабов. Судьба Колизея.

Триумфальные арки и общественные сооружения. Арка императора Тита, облик, сюжеты рельефов. Водопроводы – акведуки, дороги – вершина инженерных сооружений. Аппиева дорога, бытовое и стратегическое назначение. Термы – неотъемлемая часть городской жизни. Термы императора Каракаллы.

6

18.12

Изобразительное искусство Римской империи

Техника бронзового литья. «Капитолийская волчица» - скульптурный символ «вечного города». «Брут», индивидуальная сущность характеров, стремление к портретному сходству.

Римский скульптурный портрет – одно из главных завоеваний римской художественной культуры. История создания, эволюция. Повышенный интерес к личности государственной и общественной. Статуи императоров.

Мозаичные и фресковые композиции Рима, Помпей. Богатство сюжетов. Фресковые росписи виллы Мистерий в пригороде Помпей. Мозаика «битва Александра Македонского с персами».

7

25.12

Мир византийской культуры.

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры.

Архитектура. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты. Крестово – купольная форма храма. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.

Искусство мозаики. Использование античной технологии. Основные темы и сюжеты. Мозаики Равенны в церкви Сан Витали. Мозаики с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры. Символика цвета, особенности композиции.

III четверть

1

15.01

Мир византийской культуры.

Искусство иконописи, история происхождения икон. Фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральным образам, символика цвета. Каноническое изображение Христа и Богоматери. «Владимирская» - прославленный шедевр мирового искусства, история иконы.

Музыка Византии. Сила эмоционального воздействия церковной музыки на человека. Тропари и стихиры основные виды церковного пения. Введение нотного письма.

2. 3.

22.01

29.01

Архитектурный облик Древней Руси. Киевская Русь. Великий Новгород.

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве. Золотые ворота – парадный въезд в город.

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности: суровая простота, массивность и строгость внешнего облика, асимметрия форм. Храм  Софии Новгородской, сложность планировки, пятиглавие, неровные поверхности стен, отсутствие декоративного убранства

4. 5.

05.02

12.02

Архитектурный облик Древней Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Московское княжество.

 Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Особенности храмового строительства. Успенский собор внешний и внутренний облик. Храм Покрова на Нерли – шедевр мирового зодчества, история создания. Простота и благородство пропорций, изящество и красота декоративного убранства.

Московское княжество. Следование традициям владимирского княжества, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Успенский собор Кремля – главное украшение Москвы. Новый тип шатрового храма. Церковь Вознесения в Коломенском, собор Василия Блаженного.

Деревянное зодчество, композиция Кижского архитектурного ансамбля.

6

19.02

Изобразительное искусство Древней Руси. Мозаики и фрески Софии Киевской. Новгородская живопись. Феофан Грек.

Следование византийскому канону, выработка собственного стиля. Мозаичное изображение Богоматери Оранты. Фресковые росписи Софийского собора, их религиозное и светское содержание.

Динамичность в выражении чувств, контрастность, насыщенность колорита, композиционная симметрия – черты новгородской школы живописи. «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Устюжское Благовещение».

Творчество Феофана Грека, отличительные черты стиля: энергичная, стремительная манера письма, мастерство колорита, светотень, объемность изображения. Неудержимый порыв страстей, суровый, грозный аскетизм столпников, отшельников. Макарий Египетский. Печать страдания, мольба, сомнение и отчаяние, скорбь и надежда.

7

26.02

Изобразительное искусство Древней Руси. Росписи Успенского собора г. Владимира. Творчество Андрея Рублева.

Изобразительное искусство Владимира, икона «Дмитрий Солунский – суровый образ христианского святого и мученика». Творения владимирских резчиков по камню, декоративное убранство Дмитриевского собора, основные сюжеты резьбы.

Жизненные этапы и творческие вехи Андрея Рублева. Создание первого русского иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля.

  8

04.03

Творчество Андрея Рублева.

Росписи Успенского собора во Владимире, сцена Страшного суда, иконы деисусного чина, запасная икона Владимирской Богоматери.

«Звенигородский чин». Росписи собора Савино – Сторожевского монастыря в Звенигороде.

Росписи Троицкого собора Троице – Сергиевого монастыря. «Троица» - как выражение идеалов Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Особенности композиции и символика цвета.

9

11.03

Архитектура западно-европейского средневековья

Жизнь средневекового города.

Монастырская  базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Суровый и строгий облик сооружений романского стиля, арочная форма дверных и оконных проемов, перспективные порталы, отсутствие декоративного убранства. Основные типы архитектурных построек: монастыри, замки феодалов, храмы. Замок феодала – суровая и надежная крепость, средоточие средневековой культуры, выбор ландшафтной среды, структура и планировка.

10

18.03

Романский стиль

Базилика – господствующий тип храма, его структура, особенности освещения. Вормский собор, собор в Майнце, церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, Архитектурный ансамбль в Пизе – крупнейший памятник романского зодчества.

11

25.03

Готика

Основные периоды в развитии готической архитектуры. Готические соборы – центр общественной и духовной жизни средневекового города. Идея каркасного перекрытия, система стрельчатых арок, аркбутанов и контрфорсов. Характерные особенности оформления фасадов, богатство декоративного убранства. Вертикальность членений архитектурных форм, легкость и динамичность конструкций.

VI четверть

1

08.04

Готика. Изобразительное искусство средних веков

Готический собор как образ мира. Собор Нотр-Дам в Париже – шедевр мировой готики. Реймский собор, Амьенский собор. Своеобразие готического стиля в архитектуре Германии. Собор в Кельне.

Условный характер изобразительного искусства, его зависимость от церкви. Линейные и плоскостные начала, отсутствие перспективы, разномасштабность фигур. Библейские сюжеты и образы – основа живописных композиций.

Скульптура Романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Орнаментальные изображения полуфантастических существ. Удлиненность пропорций. Сцены Священного Писания в скульптуре Реймского собора. Искусство витража. «Роза» - излюбленный орнамент витражных окон готики. Витражи Шартрского собора.

 2

15.04

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески-собор Санта-Мария дель Фьоро.

Скульптурные шедевры Донателло. Библия – главный источник сюжетов и образов.Святой Георгий, Давид, рельеф «Пир Ирода», памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе.

Мазаччо – «настоящий переворот в живописи». Фреска «Изгнание Адама и Евы из рая», «Чудо со статиром», «Троица».

В мире образов Боттичелли. Интерес к образам античной мифологии. «Весна», «Рождение Венеры». Особенности воплощения евангельского сюжета «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Оплакивание Христа».

Джотто – «лучший в мире живописец». Проникновение в мир чувств и переживаний человека, следование реалистическим традициям. Фрески в капелле дель Арена в Падуе. «Брак в Кане», «Поцелуй Иуды», «Несение креста», «Воскрешение Лазаря».

3

22.04

Золотой век Возрождения.

Мир Леонардо да Винчи

Художественные принципы Высокого Возрождения. Идеалы гуманизма, непоколебимой веры в творческие возможности гармонично развитого человека. Постижение универсальных законов бытия, обобщение явлений реальной жизни, повышенный интерес к личности Человека.

Судьба художника и основные этапы его творческой деятельности. Многообразие его талантов и сфер деятельности. В мастерской Верроккьо. Два «Благовещения» начинающего художника. «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа».

4

29.04

Мир Леонардо да Винчи

Фреска «Тайная вечеря» в соборе  Санта – Мария дела Грация в Милане – особенности трактовки сюжета, мастерство в передаче внутреннего мира героев.

«Джоконда» - прославленный шедевр художника. Улыбка, композиционные и колористические достоинства картины. «Автопортрет» художника, познавшего законы мира и сумевшего выразить их возвышенным языком искусства.

5

06.05

Бунтующий гений Микеланджело

Судьба художника, основные этапы его творческой биографии.

«Пьета», «Давид», «Моисей» - скульптурные шедевры художника.

Погребальная капелла герцогов Медичи во Флоренции, создание единого архитектурного и скульптурного ансамбля. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти

6

13.05

Бунтующий гений Микеланджело

Росписи свода Сикстинской капеллы в Риме. Фреска «Страшный суд» - апофеоз человеческого страдания и гнева. Работа над созданием купола Собора святого Петра в Риме.

7

20.05

Рафаэль -  «первый среди великих»

Судьба художника, основные этапы его творческой биографии.

Рафаэль – певец женской красоты. От «Мадонны Конестабиле» к «Сикстинской Мадонне».

Фресковая живопись во дворце Ватикана. «Афинская школа», «Парнас», «Диспута и », и «Юриспруденция».

8

27.05

Рафаэль -  «первый среди великих»

Портретное творчество художника. «Автопортрет», «Портрет женщины с единорогом», «Портрет Папы Льва X». «Портрет Анджело Дони» как воплощение обобщенного образа эпохи Возрождения. «Преображение Господне» - последнее произведение Рафаэля.

всего

.35 часов

Список  цифровых образовательных ресурсов:

  • ЭСУН «История искусства» 10-11 класс
  • ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
  • ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
  • ЦОР Кирилл и Мефодий  «Шедевры русской живописи»
  • ЦОР «Мировая художественная культура»
  • Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

      « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

      « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

  • « История древнего мира и средних веков» электронный вариант

      уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

  • «Архитектура»

      Учебник:

  • Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2013 г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  • Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»
  • Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
  • Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
  • 4.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Материально-техническое обеспечение предмета

  • МР3-проингрыватель
  • Музыкальный инструмент – фортепиано
  • Мульти-медиа проектор, компьютер, акустическ

Литература:

  1. Данилова Г.И. « Мировая художественная культура. От истоков до 17 века».
  2. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
  3. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
  4. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.
  5. Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003.

Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...