Педагогический метод проектов.
статья по мхк (9 класс) на тему

Мицейкене Наталья Алексеевна

Согласно современным стандартам общего образования миссия российского образования нацелена на развитие творческого потенциала личности, формирование гражданской идентичности, что должно обеспечить укрепление российской государственности, конструктивное обновление всех сфер духовной, культурной, социальной и экономической жизни нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_metod_proektov.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический метод проектов.

Проектировать - и значит создавать новую культурную норму,

а через неё новую возможность существования.

О. И. Генисаретский

Согласно современным стандартам общего образования миссия российского образования нацелена на развитие творческого потенциала личности, формирование гражданской идентичности, что должно обеспечить укрепление российской государственности, конструктивное обновление всех сфер духовной, культурной, социальной и экономической жизни нашей страны.

Чтобы развивать творческие способности и качества личности учащегося, его гражданскую ответственность, в школьном образовании необходимо активнее переходить от репродуктивно-информационного обучения к продуктивным формам и методам, позволяющим активизировать личностный потенциал учащегося. Одним из них является метод проектов, который завоевал широкую популярность в мировой педагогической практике, но до сих пор в должной мере не реализован в отечественном школьном образовании.

Проектирование определяют, как сложный вид деятельности, который ведет к изменениям в искусственной среде, и связывают с творческим процессом, т.к. результатом такой деятельности становится новая реальность. Проектирование – профессионально значимое педагогическое умение, которое выражается в прогнозировании, планировании деятельности, умении связывать этапы целеполагания и оценки конкретных результатов.

Метод проектов становится особенно актуальным в наше время потому, что он дает возможность школьнику проявить активную позицию в познании, а учителю –осуществлять демократические формы управления процессом обучения. Проект необходим, чтобы вырабатывать у учащихся самостоятельное, критическое мышление с опорой на знание фактов, формировать умения практически применять полученные знания, принимать аргументированные решения, выбирать эффективные пути достижения цели, создавать продукт. Метод проектов решает насущную проблему образования – развитие социальной компетентности.

Совместная работа над проектом помогает воспитанию социальных навыков взаимодействия, учит работать в команде, способствует становлению гражданской позиции, воспитанию толерантности. Метод проектов формирует личностные качества, которые развиваются только в деятельности: умение работать самостоятельно, брать ответственность за выбор решения, анализировать и беспристрастно оценивать результаты деятельности.

Современные условия требуют от выпускника школы вступающего в жизнь, всё больше самостоятельности, мобильности, умений коммуницировать. Его успешная социализация возможна только при условии развития в школе личности учащегося, освоения универсальных учебных действий. Участие в проектной деятельности с школьниками меняет и самого учителя, оказывает влияние на повышение его профессионального уровня, творческий рост.

Пять типичных этапов проекта:

Этап 1. Выделение проблемы. Определение темы и цели.

Этап 2. Планирование работы и распределение обязанностей.

Этап 3. Реализация проекта.

Этап 4. Отчет о результатах проекта (защита/презентация проекта)

Этап 5. Оценка проекта и рефлексия проектной деятельности участников.

        В соответствии с признаком доминирующей деятельности выделяют следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролевые-игровые, информационные. В школьной практике чаще всего встречаются три типа проектов: учебный, социальный, театральный.

        Основные документы проекта – портфолио, паспорт проекта, отчет о проекте, составленный учащимися, методическое описание учебного проекта, составленное учителем.

        Портфолио проекта (проектная папка) – один из обязательных «вещных» составляющих компонентов проекта, предъявляемых на презентации. Основное предназначение папки - показать ход работы над проектом и промежуточные продукты проектной деятельности. Грамотно составленная проектная папка позволяет объективно оценить ход работы над завершенным проектом, судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения, сэкономить время для поиска информации при проведении других близких по теме проектов.

        Структура проектной папки:

  1. Паспорт проекта;
  2. Планы и графики выполнения проекта и отдельных его этапов;
  3. Структурированная информация, собранная по теме проекта;
  4. Результаты исследований и анализа;
  5. Краткое описание проблем и предложений по их решению (всех идей и гипотез);
  6. Отчеты (протоколы) о совещаниях групп, дискуссиях и пр.;
  7. Эскизы, чертежи, наброски и модели проектного продукта;
  8. Материалы и презентации (сценарий);
  9. Рабочие материалы и черновики группы;
  10. Результаты промежуточной рефлексии и экспертизы.

Паспорт проектной работы составляется учащимися с помощью учителя на стадии обучения проекту и самостоятельно, если проект осуществляется самими учащимися.

        Основные пункты паспорта:

  1. Название проекта;
  2. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту, и смежные с ним дисциплины;
  3.  Класс и возраст учащихся;
  4. Цель и задачи проекта в соответствии с выявленной проблемой;
  5. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)
  6. Предполагаемые сроки реализации проекта;
  7. Заказчик проекта;
  8. Тип проекта;
  9. Руководитель и консультанты проекта;
  10. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения);
  11. Аннотация;
  12. Предполагаемые продукты проекта;
  13. Этапы работы над проектом;
  14. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе;
  15. Необходимое оборудование и ресурсы.

Методическое описание проекта – это структурированное описание проекта и его методического сопровождения, отражающее в первую очередь работу педагога: планирование, постановку педагогических целей и задач, наблюдения за работой учащихся, анализ педагогического сопровождения, результаты и выводы.

        Практика показывает, что наиболее успешно проходит освоение метода учителем, если организовано его методическое сопровождение – тогда возможно предупредить и снять трудности, оказать своевременную помощь. Важно, чтобы такое обучение строилось с применением самих проектных методов, в активном взаимодействии с другими педагогами, что позволит четче представлять все этапы проектной работы и минимизировать риски.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Эффективным практическим приложением педагогических технологий зарекомендовал себя метод проекта. Кроме того,  согласно  требованиям к условиям реализации основной образовательной прог...

Педагогический проект "Современные образовательные технологии. Метод проектов"

Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от о...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект "Метод проектов как основа формирования УУД на уроках истории и обществознания"

В настоящее время в рамках реализации ФГОС у учителя возникают различные вопросы об этапах и методах формирования УУД у учащихся. Данный педагогический проект представляет мою точку зрения и предлагае...