Главные вкладки

    Материал к открытому уроку по ОРКСЭ. Тема "Бог один, религий много".
    план-конспект занятия по мхк (5, 6, 7, 8 класс) на тему

    Амелина Ольга Анатольевна

    Открытый урок для учащихся начальной школы и среднего звена основной школы по МХК и ОРКСЭ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ

    ОТКРЫТОГО   УРОКА

    В 4 «А» классе

    по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

    (курс «Религии в России»)

    Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

    УМК: «Школа России»

    Выполнил : учитель начальных классов

    МС(К)АОУ « С(К)ОШ  VII,VIII вида»

    Амелина Ольга Анатольевна

    ТиНАО (г.Троицк)

    дата проведения: 27 февраля 2015 года

    г. Москва

    Тема урока: «Бог один, религий много».

    Тип урока: Объяснение нового материала.

    Цель: знакомство с историей возникновения религий России

    Задачи: 

    - формирование религиозных знаний и понятий

    - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий

    - воспитание духовной культуры учащихся и уважения к людям любого вероисповедания

    Оборудование: карта России, мультимедийная презентация к уроку, диск по курсу ОРКСЭ.

    Ход урока:

    1. Организация деятельности учащихся.
    2. Актуализация знаний учащихся. Работа со словарем.

            Прежде, чем мы начнем наш урок, давайте порассуждаем:

    - Кто создал вселенную?

    (Ответы детей: Бог).

            Правильно. Этот мир, вся вселенная, мы с вами существуем благодаря только Одному Творцу. Этот творец-Бог. Как вы понимаете, кто есть БОГ?

    (Ответы детей: Бог-это тот, кто управляет миром).

    Обратимся к словарю. «Бог- в религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром…».

    -А что такое религия?

    (Ответы детей: вера в Бога).

    Заглянем в словарь: «Религия-…совокупность духовных представлений, основывающихся на вере…»

            Конечно, религия– это ВЕРА. Без веры не сможет жить ни один человек. Кто-то верит больше, кто-то меньше, кто-то неистово, кто-то тихо, но всё это умещается в одно слово- «вера». Давайте обратимся к словарю. Как же в словаре объясняется значение слова «вера» (убежденность, глубокая уверенность в чем-то…)?

    -Посмотрите на схему и скажите, о ком здесь говорится  (групповая работа по карточкам).

    Прочитайте и напишите, о ком идет речь.

    пророк, который избавит людей от всех бед, он проповедовал, учил, что люди должны любить Бога и своих ближних, он исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался, призывал каждого человека измениться, стать лучше.

          Иисус Христос

     родился в Аравии в городе Мекка, рос сиротой у дяди, стал ханифом, т. е. он верил в единого Бога и жил благочестивой жизнью, он призывал людей к вере в одного Бога и сумел объединить разрозненные племена Аравии.

                Мухаммад

    В давние времена в далекой Индии родился мальчик, который был очень способным и обгонял всех своих сверстников в науках и в спорте. Когда он вырос, начал искать истину и к нему пришло просветление. Эти истины состояли в том, что в мире существует страдание, причина страдания, существует освобождение от страданий – Нирвана и еcть путь, ведущий к освобождению от страданий.                   Будда

    главный пророк, получивший на Синайской горе от Бога 10 заповедей,

     вождь и руководитель израильского народа, считается автором

    первых пяти книг Священного Писания, произвёл Исход евреев

     из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ.

                                                                                                   Моисей

    3. Знакомство с темой урока.

    а) Мы с вами выяснили, о ком говорится в схеме: Иисус Христос, Мухаммад, Моисей, Будда. Это имена тех, кто познал высшую истину (основоположников религий). Какие религии вы уже знаете?

    (Ответы детей: Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм)

    б)Постановка цели и задач урока.

    «Бог  (Творец) один, а религий много?» Как вы это понимаете? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

    (Ответы детей: почему существует много религий?)

    4.Рассказ учителя. Работа по карте.

    Мы живем в мире, где царят единые физические законы. Логично было бы заключить, что в сфере духа (а религия –это есть именно духовная составляющая нашей жизни) тоже должны быть единые законы. Но почему же в области духовных традиций столько различий и противоречий? У этого есть внешние и внутренние причины.

    - Давайте посмотрим на карту. Где расположена Россия? Какую территорию на карте она занимает? С какими странами граничит? (Слайд 2.)

    (Ответы детей: Россия расположена в центре, между Европой и Азией. Молдова, Армения, государства Средней Азии; Казахстан, Киргизия; Китай, Индия, Япония; Германия, Прибалтийские государства).

    Вы правильно отметили, Российская Федерация - самое крупное по размерам территории государство мира. Она охватывает восточную часть Европы и северную часть Азии, являясь, таким образом, по географическому положению евразийской страной.

    Кроме того, на территории России находятся:

    - республики: Адыгея, Алтай,  Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Марий-Эл, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская, Чувашия, Саха;

    -края:Алтайский,Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

    -автономные округа: Ненецкий в Архангельской области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий в Тюменской области, Чукотский;

    -одна автономная область на Дальнем Востоке - Еврейская автономная область.

    5. Работа с демонстрационным материалом.

    - Как вы думаете, чем отличаются друг от друга жители республик, краев и областей России? (Слайд 3.)

    (Ответы детей: языком, одеждой, едой, культурой(танцами, песнями), обрядами…)

            Молодцы. Наша страна многонациональная, а каждая народность и нация имеет свою культуру, свои традиции, свой язык, свои обряды, потому что народности и нации развивались по-разному.

    -Могло ли это отразиться на вероисповедании людей(выборе веры)?

    По культурно-историческим особенностям народов России территорию государства можно разделить на ряд регионов:

    • Центральная Россия – историческое ядро государства.
    • Европейский Север: поморская культура.
    • Европейский Юг: культура донского и кубанского казачества.
    • Урал, Сибирь, Дальний Восток: более свободолюбивый дух населения – потомков переселенцев из Центральной России. Много старообрядцев.
    • Крайний Север: шаманская культура коренного населения.
    • Калмыкия, Тува, Бурятия: буддисткая культура.
    • Северный Кавказ, Среднее Поволжье, юг Урала: мусульманская культура.

    Большая часть россиян являются православными (православие – одно из трех направлений христианства): русские, карелы, коми, удмурты, марийцы, мордовцы, чуваши, осетины, цыгане, хакасы, якуты,многие народы Сибири (ненцы, ханты, манси, селькупы, кеты, шорцы, эвенки) и Дальнего Востока (нанайцы, ульчи, орочи, ороки, алеуты, ительмены, юкагиры, чуванцы). Кроме того, к православным относятся проживающие в стране украинцы, белорусы, молдаване, грузины, болгары, гагаузы и греки. Частично православия придерживаются и некоторые другие народы – буряты (Иркутская область), калмыки, татары (кряшены, нагайбаки), кабардинцы, долгане, чукчи, коряки и нивхи.

    Мусульмане (исламисты) занимают второе место по численности среди верующих (после христиан) в России: большинство верующих татар и кабардинцев, башкиры, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, большинство нахско-дагестанских народов, кроме того – часть удмуртов, марийцев и чувашей, аварцы, чеченцы, ингуши, часть осетин, азербайджанцы, а также  часть лезгин и татов.

    Большая часть верующих евреев исповедуют иудаизм.

    Буддизм исповедуют буряты, тувинцы, калмыки, часть эвенков (в Бурятии).

    -Почему же так происходит? Все вы видели такое явление как радуга.

    (Слайд 4,5.) Если  луч белого света направить через призму, он расщепляется на радужный спектр. Тоже самое происходит  и с единой религией (а мы в начале урока сказали, что создатель мира и вселенной только Один). Она, преломляясь через различные обстоятельства этого мира, приобретает разные формы.

    - Проанализируем  отношение к океану разных народов и цивилизаций, имеющих выход к морю. Одни люди больше всего на свете ценят Чёрное море, другие – Жёлтое. Одни рассматривают море как самостоятельный водоём, другие идут дальше и воспринимают его как часть одного из океанов. (Слайд 6,7.) Надо очень высоко подняться над Землёй, чтобы понять, что на самом деле и моря, и отдельно взятые океаны формируют единую и непрерывную водную оболочку планеты - Мировой океан.

    Но поскольку разные нации и народности весьма отличаются, то результатом недостаточно глубокого отношения к религии часто бывают конфликты и даже религиозные войны, которые влекут за собой гибель многих людей. Фанатичные приверженцы возмущаются тем, что у иноверцев «все неправильно».

    -А что значит «все неправильно»? (Слайд 8,9,10,11.)

    Взгляните. Перед нами верующие. Чем они отличаются друг от друга?

    (Ответы детей: одеждой)

    На первый взгляд, так и есть. Но прежде всего, верующие - это люди. А у каждого человека есть 2 руки, 2 ноги, голова, туловище… Это единый организм. И каждый испытывает боль, страдание, потери, любовь… Все мы созданы по образу и подобию Божиему и Он, наш Создатель, нас любит, любит всех. Когда люди набирают воду в озере в сосуды разной формы, то вода принимает форму этих сосудов, но, тем не менее, она остается все той же чистой и ее качества не изменяются. И даже после того, как все сосуды заполнятся, в озере меньше воды не станет. Никто не может исчерпать бесконечную силу, красоту, любовь и милость Творца.

    6. Групповая работа учащихся. Комментированное чтение.

    (У детей на партах карточки.)- Прочтите, что написано на ваших карточках?

    Христианство: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.»  (Мат. 7, 12).

    Иудаизм: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное        –комментарии...»        (Ребе        Гиллель).
    Ислам: одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры звучит так: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
    Буддизм: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам. Полностью смирив себя, он может смирить и других. Поистине, смирение самого себя – трудно» (Дхаммапада, гл. XII. Глава о своем Я. 159).  
                 

    -Найдите и прочитайте слова, которые говорят об одном и том же.

    Мы видим, что в основе различных религий  лежит одно и то же «Золотое правило нравственности» - поступайте по отношению к другим так,  как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению           к        вам.

            

    И в завершении урока я расскажу вам одну притчу о пяти слепых праведниках и слоне. Однажды к этим слепцам забрёл ручной слон. Один святой, коснувшись слона, подумал, что это глиняная стена. Другой потрогал бивни и подумал, что это два копья. Третий коснулся хобота и сказал, что взялся за змею. Четвёртый коснулся хвоста и подумал, что это кусок верёвки. Последний святой посмеялся надо всеми и, обхватив слона за ногу, сказал, что на самом деле это дерево. Проходивший мимо ребёнок спросил: «Почему вы все держитесь за слона?»

    -Как вы думаете, о чем эта притча?

    Притча показывает, что в каждой религии есть доля истины, каждый видит Бога по своему, но никому не известна картина целиком.  

            7. Подведение итогов урока.

    -Давайте, попробуем сделать вывод, о чем мы с вами говорили на урок, что мы поняли?

    Разные религии представляют собой лишь разные этапы, пути и ступени к одному и тому же единому Богу.( Заключительный слайд)

    8. Домашнее задание.

    Подготовить рассказ на тему: «Что бы я изобразил на картине «Мы - дети одного Творца »

    Источники:

    http://ru.wikipedia.org/wiki/:Dunhuang_Mara_Budda.jpg

    http://vrajendra.ru/article/pochemu_bog_odin_a_religiy_mnogo/ 

    П.Брейгель. Вавилонская башня (1563 г.)

    Мельник А.В.Зёрна истины. Часть1. Почему Бог один, а религий много? – Льеж, 2011

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по истории на тему Религия древних греков

    Презентация описывает богов древней Греции и области их поклонения с закреплением проверочного материала...

    Открытый урок по ОРКСЭ (ОПК) "Семья - малая церковь"

    Урок проведен на РМО учителей ОРКСЭ Марксовского района Саратовской области...

    Презентация "Бог один, религий много"

    Презентация для начальной и основной школы (среднего звена) по предмету ОРКСЭ....

    Открытый урок по теме "Наука и религия в Древнем Египте"

    Материалы для открытого урока в рамках конкурса "Педагогический дебют 2018"...

    Открытый урок по ОРКСЭ "Паломничество в Мекку" Составители: Талипова Замиля Габдулхаковна, учитель МБОУ "Школа №5", Магасумова Ильвера Расуловна, учитель МБОУ "Школа №2" г. Муравленко ЯНАО

    На данном уроке учащиеся расширят свое представление об исламской культуре, узнают о понятии «Хадж» и месте паломничества мусульман, сумеют выделить особенность представления мусульман о д...